4) Принципы организации безналичных расчетов :
Все расчеты осуществляются а)только через банк б)под контролем всех его участников.
А) через банк потому что государство, таким образом, контролирует объем денег в обращении.. Как известно, денежная масса может быть как в наличной, так и в безналичной форме. Принуждая предприятия держать средства в безналичном виде, государство получает возможность контролировать больший объем денег (наличность практически бесконтрольна).
Б) под контролем всех участников, чтобы исключить возможность ошибки и разбазаривания денег.
Платежи со счета осуществляются по распоряжению владельцев, и это право клиента не может быть ограничено (исключение: деньги могут быть списаны по решению суда). Если денег на счете достаточно, чтобы удовлетворить все требования, предъявленные к счету, то списание средств осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента на списание (календарная очередность). Если же денег не достаточно, то списание происходит в очередности согласно Гражданскому Кодексу. При недостатке средств для оплаты расчетных документов, банк, в редких случаях (если клиент первоклассный, а недостаток денег – явление краткосрочное) может предоставить кредит, т.е. оплатить документы за счет собственных ресурсов, а при поступлении денег на счет, взыскать эту сумму.
Срочность платежей. Соблюдение этого принципа позволяет субъектам безналичных расчетов более рационально построить свой денежный оборот, точно определить потребность в заемных средствах и, таким образом, управлять ликвидностью своего баланса. Различают:
досрочный платеж (предоплата, аванс) – платеж до отгрузки товаров;
платеж после отгрузки товаров;
пролонгированный (отсроченный) – платеж осуществляется через определенный срок после завершения торговой операции;
просроченный (при отсутствии у плательщика средств).
Обеспеченность платежей, т.е. наличие у плательщика ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем. Различают:
оперативную обеспеченность, т.е. наличие достаточной для платежа суммы ликвидных средств 1-го класса (денежные средства);
перспективную обеспеченность – это оценка платеже- и кредитоспособности плательщика.
5) Наличие посредников : прямые и транзитные (через корр.счет)
Риски : - операционные (ошибка в оформлении расчетов);
мошенничества (недобросовестность работника банка, которые знают номера счетов клиентов и могут этим воспользоваться в своих интересах);
задержки платежа;
Делькредере (неплатежа).
Очередность. При наличии денег на счете действует календарная очередность, при недостаточности средств - в соответствии со ст. 855 ГК РФ:
1) осуществляется списание по исполнительным документам денег для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, взыскание алиментов;
2) по исполнительным листам для расчетов по выплате выходных пособий, оплате труда, вознаграждения по авторскому договору;
по платежным документам по оплате труда, отчисления во Внебюджетные Фонды (Фонд социального страхования, ПФ, Фонд занятости);
платежи в бюджет и Внебюджетные фонды;
удовлетворение других денежных требований по исполнительным документам;
списание по платежным документам в порядке календарной очередности.
Формы безналичных расчетов.
Форма безналичных расчета – совокупность взаимосвязанных элементов, включая схему документооборота, платежный документ и способ платежа (порядок перевода денежных средств). В соответствии с классификацией БМР (г. Базель) способ платежа может быть либо а) кредитовым, либо б) дебетовым.
А) Кредитовый перевод характеризуется тем, что деньги сначала списываются со счета плательщика, а затем перечисляются на счет получателя. При этом инициатива платежа принадлежит плательщику (дебитору), который дает распоряжение банку кредитовать счет получателя средств. Кредитовый перевод занимает почти 90% платежного оборота. В качестве расчетного документа в российской практике могут использоваться платежные поручения или требования-поручения, акцептованные плательщиком.
Б) Дебетовый перевод: сначала деньги зачисляются на счет получателя, а потом происходит их списание со счета плательщика. Инициатива начала перевода принадлежит кредитору, который направляет платежный документ, подтверждающий долг дебитора. В качестве платежного документа может выступать вексель, требование, чек, инкассовое поручение на безакцептное списание средств, аккредитив.
Эффективность отдельных форм безналичных расчетов определяется следующими показателями:
сближение моментов получения товара и его оплаты;
трудоемкость расчетной операции;
возможность осуществления контроля всеми участниками расчетов.
Формы безналичных расчетов:
1) Акцептная форма расчетов (инкассовая форма, расчеты платежными требованиями).
1 – отгрузка товара 2 – предъявление платежного требования на инкассо 3 – рамбурсное требование оплаты 4 – предъявление документов для акцепта | 5 – возвращение документов с акцептом 6 – списание денег со счета плательщика 7 – кредитовый перевод (кредитовое авизо) |
Преимущества данной формы расчетов: отвечает требованиям поставщика и покупателя: поставщик не задерживает отгрузку продукции и не подвергается риску несвоевременного представления платежных документов в банк; покупатель не отвлекает средств в расчеты и обладает возможностью проверить условия договора, создаются условия для контроля всеми участниками.
Недостатки: нет гарантии платежа, двойной документооборот (повышенные издержки), значительный разрыв во времени между получением товара и его оплатой, существует возможность необоснованных отказов от оплаты.
2) Расчеты платежными поручениями
1 – отгрузка товара 2 – платежное поручение на списание денег в оплату товара 3 – списание денег со счета | 4 – кредитовый перевод 5 – зачисление денег на счет поставщика
|
Преимущества: позволяет ускорить оборачиваемость средств в расчетах, снижает трансакционные издержки, сближаются моменты получения и оплаты.
Недостатки: нет гарантии платежа, возможны случаи задержки предоставления документов к оплате.
3) Аккредитивная форма расчетов – поручение покупателя банку осуществить оплату на условиях, которые определены в аккредитивном заявлении. Схема покрытого аккредитива (в России не работает)
1 – заявление на открытие аккредитива 2, 3 - списание и перечисление денег с расчетного счета плательщика (кредитовое авизо) 4 – открытие аккредитивного счета с зачислением на него перечисленных денег | 5 – извещение поставщика об открытии аккредитива 6 – отгрузка товара 7 – документы, свидетельствующие об отгрузке 8 – зачисление денег на счет поставщика |
Схема непокрытого аккредитива
1 – заявление на открытие аккредитива 2 – бронирование средств на счете плательщика (перевод с расчетного счета, внесение наличных денег) 3 – извещение поставщика об открытии аккредитива 4 – отгрузка товара
| 5 – денежные документы для оплаты 6 – зачисление денег в оплату отгруженного товара на на счет поставщика 7 – рамбурсное требование о перечислении денег 8 – списание денег 9 - дебетовый перевод |
Преимущества аккредитивной формы расчетов: гарантия платежа, возможность получить деньги в кратчайшее время (по покрытому аккредитиву).
Недостатки: отвлечение денег из оборота плательщика, аккредитив не способствует равномерной отгрузке товара (нужно ждать пополнения аккредитивного счета). Необходимым условием использования непокрытого аккредитива является доверие между банками.
4) Чековая форма расчетов. Чек – это письменное распоряжение чекодателя банку заплатить чекодержателю сумму, указанную в чеке.
Схема чековой формы расчетов (в России не работает)
1 – заявление на открытие чекового депозита (с внесением денег) 2, 3 – открытие счета и выдача чековой книжки 4 – отгрузка товара 5 – получение поставщиком чека на сумму поставки
| 6 – чек на инкассо 7 – зачисление денег на счет поставщика в оплату чека 8 – рамбурсное требование оплаты 9 – списание денег с чекового депозита 10 – дебетовый перевод |
Преимущества данной формы: гарантия платежа, возможность использования чека для расчетов с любыми партнерами, сближение моментов получения и оплаты товара.
Недостатки: отвлечение денежных средств из оборота плательщика (этот недостаток устраняется через авалирование, либо акцептование документа).
Расчеты чеками в российской практике имеют свои специфические особенности:
1 – заявление на открытие чекового депозита (с внесением денег) 2, 3 – открытие счета и выдача чековой книжки 4 – отгрузка товара 5 – выдача чека
| 6 – предъявление чека в банк к оплате 7 – чек для оплаты 8,9 – списание и перевод 9 – списание денег с чекового депозита денег в оплату чека (кредитовое авизо) 10 – зачисление денег на счет поставщика |
- 4.2 Конспект лекций по курсу «Банковское дело»
- Раздел 1. Банки как часть финансовой системы.
- 1.1. История банковского дела.
- III этап развития банковской деятельности (специализированные банки)
- 1.2. Банковская система и ее функции.
- 1.3. Страхование вкладов.
- 1.4. Банковская специализация.
- Раздел 2. Деятельность центрального банка.
- 2.1.Организационные основы денежно-кредитной политики.
- 2.2. Центральный банк и его функции.
- 2.3. Макроэкономика денежно-кредитной политики.
- 2.4. Банковский надзор.
- Раздел 3. Организация деятельности коммерческих банков
- 3.1. Учреждение и лицензирование коммерческого банка. Организационное устройство коммерческого банка.
- Организационная структура банка
- 3.2. Величина банка и основные направления его расширения.
- 3.3. Ликвидация, банкротство и реорганизация коммерческого банка.
- Раздел 4. Активные и пассивные операции коммерческих банков
- 4.1. Пассивные операции банка
- Привлеченные и другие ресурсы
- 4.2. Структура активных операций банка
- 4.3. Основные показатели деятельности банков.
- Раздел 5. Расчетно-кассовые операции банков.
- 5.1. Денежный оборот и его структура. Сущность расчетно-кассовых операций.
- 5.2. Счет. Его порядок открытия, переоформления и закрытия, виды счетов.
- 5.3. Расчетные операции коммерческих банков.
- 1) Участники:
- 2) Объекты:
- 4) Принципы организации безналичных расчетов :
- Межбанковские расчеты.
- Раздел 6. Банковское кредитование
- 6.1. Кредит: сущность и формы.
- 6.2. Кредитная политика банка. Законодательные основы кредитных операций.
- 6.3. Условия кредитования.
- Ставки межбанковских кредитов ( процентах годовых)
- 6.4. Оценка кредитоспособности клиентов.
- 6.5. Процедура кредитования заёмщика.
- Раздел 7. Операции банка с ценными бумагами
- 7.1. Правовое регулирование работы банков с ценными бумагами.
- 7.2. Банк как эмитент.
- 7.3. Брокерское обслуживание.
- 7.4. Банк как дилер на рынке ценных бумаг.
- Раздел 8. Валютные операции и внешнеэкономическая деятельность банков
- 8.1. Банки как участники валютного рынка.
- 8.2. Регулирование валютных операций коммерческих банков.
- 8.3. Внешнеэкономическая деятельность банков.
- 8.4. Валютные риски.
- Раздел 9. Управление банком
- 9.1. Банковский маркетинг.
- I этап. Сбор информации о состоянии рынка
- II этап. Определение рыночной стратегии
- III этап. Реализация выбранной стратегии маркетинга
- IV этап. Оценка результатов маркетинговой деятельности
- 9.2. Банковский менеджмент.
- 9.3. Управление персоналом.
- 9.4. Банковская безопасность.
- 9.5. Финансовый менеджмент в банке.
- 9.6. Автоматизированные банковские системы.