Раздел 4. Активные и пассивные операции коммерческих банков
Прекращение деятельности банка происходит в результате его реорганизации или ликвидации. Реорганизация может означать слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. При реорганизации банка права и обязанности переходят к его правопреемникам.
Ликвидация коммерческого банка может осуществляться как в добровольном, так и в принудительном порядке. Добровольная ликвидация проводится только по решению собрания акционеров при условии выполнения всех обязательств перед кредиторами (т.е. банк при этом платежеспособен).
Принудительная ликвидация осуществляется по решению ЦБ РФ об отзыве лицензии в случаях:
• установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;
• задержки начала проведения банковских операций более чем на год со дня выдачи лицензии;
• установления фактов недостоверности отчетных данных;
• осуществления банковских операций, не предусмотренных лицензией;
• неисполнения требований федеральных законов и нормативных актов Банка России;
• неудовлетворительного финансового положения банка и неисполнения им своих обязательств перед клиентами.
Ликвидация (банкротство) банка предполагает реализацию процедур, предусмотренных Законом РФ № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 г. Решение о создании или ликвидации банка публикуется в периодической печати.
Организационное устройство коммерческих банков соответствует общепринятой схеме управления акционерным обществом.
В зависимости от видов деятельности, географического положения и наличия филиалов, отделений, представительств и других структурных подразделений коммерческий банк может иметь пирамидальную, географическую, функциональную или комбинированную структуру.
- 4.2 Конспект лекций по курсу «Банковское дело»
- Раздел 1. Банки как часть финансовой системы.
- 1.1. История банковского дела.
- III этап развития банковской деятельности (специализированные банки)
- 1.2. Банковская система и ее функции.
- 1.3. Страхование вкладов.
- 1.4. Банковская специализация.
- Раздел 2. Деятельность центрального банка.
- 2.1.Организационные основы денежно-кредитной политики.
- 2.2. Центральный банк и его функции.
- 2.3. Макроэкономика денежно-кредитной политики.
- 2.4. Банковский надзор.
- Раздел 3. Организация деятельности коммерческих банков
- 3.1. Учреждение и лицензирование коммерческого банка. Организационное устройство коммерческого банка.
- Организационная структура банка
- 3.2. Величина банка и основные направления его расширения.
- 3.3. Ликвидация, банкротство и реорганизация коммерческого банка.
- Раздел 4. Активные и пассивные операции коммерческих банков
- 4.1. Пассивные операции банка
- Привлеченные и другие ресурсы
- 4.2. Структура активных операций банка
- 4.3. Основные показатели деятельности банков.
- Раздел 5. Расчетно-кассовые операции банков.
- 5.1. Денежный оборот и его структура. Сущность расчетно-кассовых операций.
- 5.2. Счет. Его порядок открытия, переоформления и закрытия, виды счетов.
- 5.3. Расчетные операции коммерческих банков.
- 1) Участники:
- 2) Объекты:
- 4) Принципы организации безналичных расчетов :
- Межбанковские расчеты.
- Раздел 6. Банковское кредитование
- 6.1. Кредит: сущность и формы.
- 6.2. Кредитная политика банка. Законодательные основы кредитных операций.
- 6.3. Условия кредитования.
- Ставки межбанковских кредитов ( процентах годовых)
- 6.4. Оценка кредитоспособности клиентов.
- 6.5. Процедура кредитования заёмщика.
- Раздел 7. Операции банка с ценными бумагами
- 7.1. Правовое регулирование работы банков с ценными бумагами.
- 7.2. Банк как эмитент.
- 7.3. Брокерское обслуживание.
- 7.4. Банк как дилер на рынке ценных бумаг.
- Раздел 8. Валютные операции и внешнеэкономическая деятельность банков
- 8.1. Банки как участники валютного рынка.
- 8.2. Регулирование валютных операций коммерческих банков.
- 8.3. Внешнеэкономическая деятельность банков.
- 8.4. Валютные риски.
- Раздел 9. Управление банком
- 9.1. Банковский маркетинг.
- I этап. Сбор информации о состоянии рынка
- II этап. Определение рыночной стратегии
- III этап. Реализация выбранной стратегии маркетинга
- IV этап. Оценка результатов маркетинговой деятельности
- 9.2. Банковский менеджмент.
- 9.3. Управление персоналом.
- 9.4. Банковская безопасность.
- 9.5. Финансовый менеджмент в банке.
- 9.6. Автоматизированные банковские системы.