9.1. Банковский маркетинг.
Маркетинг является важнейшим элементом системы управления любой компанией в условиях рыночной экономики. Маркетинг (от. англ. “market” - рынок) кратко характеризуется как “рыночная теория управления”.
Формула современного маркетинга следующая: “Производить то, что покупается, а не продавать то, что производится!”
Маркетинг в банковской сфере выполняет те же функции и строится на тех же принципах, что и маркетинг в других сферах экономики. Как целостная концепция сложился в банковской сфере в конце 80-х годов в США. Специфика банковского маркетинга состоит в ориентации всей системы управления в банке на процессы, происходящие в кредитно - финансовой сфере. Объектом маркетинговых усилий являются деньги.
Основная причина перехода банков к маркетинговой стратегии состоит в усилении конкуренции как между самими банками, так и между банковскими и небанковскими кредитными организациями.
Рисунок … Традиционная концепция маркетинга
Для большинства отечественных банков пока характерна традиционная конституция.
Содержание маркетинговой стратегии:
• удержать клиентуру путем повышения качества обслуживания и расширения предложения новых услуг и продуктов;
• привлечь новых клиентов, т.е. расширить свою долю на рынке;
• улучшить имидж банка;
• освоение инструментов маркетинга.
Банковский продукт представляет собой результат деятельности: банковский счет, депозит, документ (свидетельство) в виде векселя, чека; процент по вкладу или за кредит и т.п.
Основные особенности банковского продукта:
• как правило, имеет абстрактную, “невещественную” форму или документарную;
• ограничен временными рамками;
• облекается в договорную форму;
• быстро копируется другими кредитно-финансовыми инструментами.
Банковская услуга - специфическая деятельность по организации денежного оборота и предоставлению клиентам различных банковских продуктов.
Услуги кредитных организаций классифицируются по группам клиентов и по видам операций (активные и пассивные), с учетом этого деления определяются методы и инструменты маркетинга.
По пассивным операциям банк выступает в качестве “покупателя” денег - “маркетинг покупателя”.
По активным операциям банк выступает производителем и продавцом своих услуг - “маркетинг продавца”.
Особенность маркетинга состоит в том, что и в том и другом случае у банка возникают отношения с теми же клиентами.
Анализ рынка банковского продукта
Анализ рынка банковского продукта включает несколько этапов, представляющих собой маркетинговый процесс.
Рисунок … Сбор информации о состоянии рынка
Yandex.RTB R-A-252273-3- 4.2 Конспект лекций по курсу «Банковское дело»
- Раздел 1. Банки как часть финансовой системы.
- 1.1. История банковского дела.
- III этап развития банковской деятельности (специализированные банки)
- 1.2. Банковская система и ее функции.
- 1.3. Страхование вкладов.
- 1.4. Банковская специализация.
- Раздел 2. Деятельность центрального банка.
- 2.1.Организационные основы денежно-кредитной политики.
- 2.2. Центральный банк и его функции.
- 2.3. Макроэкономика денежно-кредитной политики.
- 2.4. Банковский надзор.
- Раздел 3. Организация деятельности коммерческих банков
- 3.1. Учреждение и лицензирование коммерческого банка. Организационное устройство коммерческого банка.
- Организационная структура банка
- 3.2. Величина банка и основные направления его расширения.
- 3.3. Ликвидация, банкротство и реорганизация коммерческого банка.
- Раздел 4. Активные и пассивные операции коммерческих банков
- 4.1. Пассивные операции банка
- Привлеченные и другие ресурсы
- 4.2. Структура активных операций банка
- 4.3. Основные показатели деятельности банков.
- Раздел 5. Расчетно-кассовые операции банков.
- 5.1. Денежный оборот и его структура. Сущность расчетно-кассовых операций.
- 5.2. Счет. Его порядок открытия, переоформления и закрытия, виды счетов.
- 5.3. Расчетные операции коммерческих банков.
- 1) Участники:
- 2) Объекты:
- 4) Принципы организации безналичных расчетов :
- Межбанковские расчеты.
- Раздел 6. Банковское кредитование
- 6.1. Кредит: сущность и формы.
- 6.2. Кредитная политика банка. Законодательные основы кредитных операций.
- 6.3. Условия кредитования.
- Ставки межбанковских кредитов ( процентах годовых)
- 6.4. Оценка кредитоспособности клиентов.
- 6.5. Процедура кредитования заёмщика.
- Раздел 7. Операции банка с ценными бумагами
- 7.1. Правовое регулирование работы банков с ценными бумагами.
- 7.2. Банк как эмитент.
- 7.3. Брокерское обслуживание.
- 7.4. Банк как дилер на рынке ценных бумаг.
- Раздел 8. Валютные операции и внешнеэкономическая деятельность банков
- 8.1. Банки как участники валютного рынка.
- 8.2. Регулирование валютных операций коммерческих банков.
- 8.3. Внешнеэкономическая деятельность банков.
- 8.4. Валютные риски.
- Раздел 9. Управление банком
- 9.1. Банковский маркетинг.
- I этап. Сбор информации о состоянии рынка
- II этап. Определение рыночной стратегии
- III этап. Реализация выбранной стратегии маркетинга
- IV этап. Оценка результатов маркетинговой деятельности
- 9.2. Банковский менеджмент.
- 9.3. Управление персоналом.
- 9.4. Банковская безопасность.
- 9.5. Финансовый менеджмент в банке.
- 9.6. Автоматизированные банковские системы.