7.4. Страхование ответственности перевозчиков
Страхование ответственности перевозчиков включает ряд видов страхования, которые могут быть подразделены по двум критериям: 1) по типам транспортных средств, на которые распространяется страхование; 2) по категории лиц, при нанесении ущерба которым наступает ответственность страховщика. Можно выделить страхование ответственности перевозчиков водного транспорта (обычно оно называется страхованием ответственности судовладельцев), страхование ответственности воздушных (в первую очередь авиационных) перевозчиков, страхование ответственности автомобильных перевозчиков и страхование ответственности железнодорожных перевозчиков. В то же время каждый из вышеуказанных перевозчиков может нанести ущерб разным группам лиц, а потому договоры страхования заключают на случаи:
а) нанесения вреда жизни и здоровью пассажиров;
б) причинения ущерба багажу пассажиров;
в) утраты, повреждения или неправильной засылки груза, переданного для перевозки;
г) нанесения убытков третьим лицам, находящимся вне транспортного средства и не имеющим договорных отношений с перевозчиком.
Наконец, условия договоров страхования могут различаться между собой в зависимости от того, в отношении каких перевозок действует страховая защита – внутренних или международных.
Все виды страхования ответственности перевозчиков в значительной мере базируются на гражданско-правовых нормах, регламентирующих ответственность перевозчиков за ущерб, нанесенный третьим лицам. Так, при осуществлении внутренних перевозок в России ответственность перевозчиков по договору перевозки определяется Гражданским кодексом РФ, транспортными кодексами, регулирующими деятельность отдельных видов транспорта, и соглашением сторон. Ответственность перевозчиков при осуществлении международных перевозок регулируется специальными международными конвенциями и нормами национального законодательства государств, через которые осуществляется конкретная перевозка.
В качестве примера проведения страхования ответственности перевозчиков можно рассмотреть страхование ответственности владельцев воздушных судов, авиационных перевозчиков и эксплуатантов. Данное страхование представляет собой совокупность видов страхования, по договорам которых страховщики производят страховые выплаты, возмещающие ущерб, причиненный страхователями (застрахованными лицами) пассажирам, грузовладельцам или иным третьим лицам в связи с владением воздушными судами, их эксплуатацией или осуществлением воздушных перевозок. В качестве страхователей (застрахованных лиц) могут выступать:
а) лица, владеющие воздушными судами на праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином законном основании;
б) лица, использующие воздушные суда и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта воздушного судна или лицензию на авиационные работы для обеспечения потребностей физических и юридических лиц (эксплуатанты);
в) авиационные перевозчики (т. е. эксплуатанты, имеющие лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки).
К числу страхователей (застрахованных лиц), в частности, относятся коммерческие авиакомпании, лица, осуществляющие специальные воздушные работы (сельскохозяйственные, строительно-монтажные, геофизические и т. д.), операторы воздушных такси, авиаклубы, корпоративные и частные владельцы воздушных судов. Объектом данного страхования являются имущественные интересы страхователей (застрахованных лиц), связанные с их обязанностью в соответствии с законодательством возместить вред, причиненный пассажирам, грузовладельцам и иным третьим лицам в результате использования средств воздушного транспорта. Под воздушным транспортом понимаются любые аппараты, предназначенные для полетов в воздушном пространстве, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом или тяги двигателей (например, самолеты, вертолеты, планеры, аэростаты, воздушные шары и т. д.).
Договоры страхования ответственности нередко заключаются вместе со страхованием самих воздушных судов, а страхователям выдается единый страховой полис на эти виды страхового обеспечения. В то же время страхование ответственности принято подразделять на ряд видов, к которым относятся:
страхование ответственности авиаперевозчиков перед пассажирами воздушного судна;
страхование ответственности авиаперевозчиков перед грузовладельцами или грузоотправителями;
страхование ответственности владельцев воздушного судна перед третьими лицами;
страхование ответственности эксплуатантов за вред, который может быть причинен ими в связи с выполнением авиационных работ.
Воздушный кодекс РФ, введенный в действие с 1 апреля 1997 г., (глава 17) обязывает российских владельцев воздушных судов, эксплуатантов и авиационных перевозчиков заключать вышеуказанные договоры страхования ответственности. Эксплуатанты воздушных судов иностранных государств для выполнения полетов в воздушном пространстве РФ обязаны иметь договоры страхования или иное обеспечение ответственности за причинение вреда третьим лицам, включая воздушные суда.
По договорам страхования ответственности авиаперевозчиков перед пассажирами страховщики принимают на себя обязательства оплатить убытки, которые страхователь (застрахованное лицо) обязан возместить при причинении вреда здоровью пассажиров, в случае их смерти, а также при гибели или повреждении багажа пассажиров и находящихся при них вещей (ручной клади). Лимиты ответственности по договорам страхования устанавливаются обычно в расчете на одного пассажира и включают лимиты ответственности за вред, нанесенный жизни и здоровью пассажира, и лимиты ответственности за ущерб багажу и вещам, находящимся при нем. При этом в соответствии с Воздушным кодексом РФ при выполнении внутренних рейсов договор страхования должен быть заключен на следующие страховые суммы (лимиты ответственности):
при страховании ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров, – в размере не менее 1000 установленных законодательством минимальных размеров месячной оплаты труда (на день продажи билета) на каждого пассажира;
при страховании ответственности за вред, причиненный багажу, – в размере не менее двух установленных законодательством минимальных размеров месячной оплаты труда за 1 кг веса багажа;
3) при страховании ответственности за вещи, находящиеся при пассажире, – в размере не менее 10 установленных законодательством минимальных размеров месячной оплаты труда.
При выполнении международных полетов размер страховой суммы (лимита ответственности) не должен быть менее размера, предусмотренного международными договорами России или законодательством соответствующего иностранного государства.
Кроме лимита ответственности на одного пассажира, договором страхования обычно устанавливается и лимит ответственности в целом по воздушному судну путем умножения лимита ответственности на одного пассажира на общее число пассажиров в соответствии с заявленной загрузкой самолета. При страховании нескольких самолетов по одному договору в страховом полисе указывается лимит ответственности по каждому страховому случаю, рассчитанный в виде произведения лимита ответственности на одного пассажира и числа посадочных мест в самом большом из подлежащих страхованию самолетов.
Тарифные ставки в этом виде страхования устанавливаются двумя способами. В соответствии с первым, который используется преимущественно при чартерных и некоммерческих перевозках, страховая премия исчисляется в фиксированной сумме с каждого пассажирского места. Второй метод заключается в установлении суммы страховой премии с 1000 оплаченных пассажиро-километров.
Условия договоров страхования ответственности авиаперевозчиков перед грузовладельцами предусматривают возмещение страховщиком авиаперевозчику суммы, которую последний должен заплатить владельцу груза за ущерб, нанесенный утратой, гибелью, недостачей, повреждением или порчей принятого на перевозку груза во время нахождения его под охраной перевозчика (включая период нахождения на борту воздушного судна, на аэродроме или, в случае посадки воздушного судна вне аэродрома, в каком-либо ином месте). Ответственность воздушных перевозчиков перед владельцами груза как на внутренних, так и на международных рейсах регулируется в основном в том же порядке, что и ответственность авиаперевозчиков за багаж пассажиров. Это предопределяет и условия договоров страхования. В частности, они заключаются на суммы, в пределах которых перевозчик несет ответственность за принятый на перевозку груз, и эти суммы, как правило, не отличаются от лимитов ответственности, установленных за ущерб, нанесенный багажу.
В то же время перевозчики, а следовательно, и страховщики не несут ответственности, если утрата, недостача или повреждение груза явились результатом его естественных свойств (неспособности груза вынести обычные условия перевозки, свойственной грузу недолговечности в условиях длительной перевозки и хранения, утечки, потерь в весе), скрытых дефектов или произошли в результате таких неподконтрольных перевозчику причин, как изменения климата, температуры, атмосферного давления и т. п. Кроме того, договоры страхования обычно не распространяются на перевозки животных, скоропортящихся и некоторых других грузов, а также на случаи ответственности перевозчика за задержку в доставке груза.
Страхование ответственности владельцев или эксплуатантов воздушного судна перед третьими лицами базируется на нормах Воздушного кодекса РФ, который устанавливает, что эксплуатант воздушного судна обязан возместить вред, причиненный при его эксплуатации, если не докажет, что вред возник вследствие обстоятельств непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Кроме того, владелец воздушного судна несет ответственность за вред, причиненный им жизни, здоровью либо имуществу третьих лиц, в размере, предусмотренном гражданским законодательством (т. е. как владелец источника повышенной опасности), если иное не предусмотрено международным договором России. Наконец, следует иметь в виду, что при столкновении воздушных судов, а также при причинении воздушным судном повреждения другому воздушному судну без столкновения виновное лицо обязано возместить причиненный им вред другому владельцу, а при наличии вины обоих или нескольких владельцев размер возмещения вреда определяется соразмерно степени виновности каждого. По условиям договоров страхования ответственности владельцев или эксплуатантов воздушного судна перед третьими лицами страховщики возмещают страхователям (застрахованным лицам) суммы, которые последние обязаны выплатить за последствия смерти третьих лиц, причинение им телесных повреждений, а также за уничтожение или повреждение имущества указанных лиц при условии, что вред был причинен непосредственно принятым на страхование воздушным судном либо упавшими с него лицами или предметами. При этом страховщики в данном страховании несут ответственность за причинение воздушным судном вреда находящимся в этот момент на поверхности земли посторонним лицам (т. е. лицам, не связанным с застрахованным лицом служебными или деловыми отношениями), владельцам другого воздушного судна, с которым принятый на страхование самолет может столкнуться, имущества, находящегося на этом воздушном судне, членам его экипажа и пассажирам.
Ответственность страховщика обычно распространяется на случаи причинения вреда третьим лицам в период от запуска двигателя воздушного судна, в отношении которого действует договор страхования, до полной его остановки, а также во время буксировки воздушного судна по территории аэропорта (в том числе к месту проведения ремонтных работ). Обычно страховщики не включают в договоры данного страхования ответственность страхователей (застрахованных лиц) перед третьими лицами, связанную с шумом авиадвигателей, вибрацией, звуковым ударом, электро- и радиопомехами, загрязнением окружающей среды, утечкой горючего и т. п.
Размер страховых выплат по договору ограничивается лимитами страховой ответственности, устанавливаемыми на каждый страховой случай и, реже, на весь срок действия договора страхования. В свою очередь, лимит ответственности на каждый страховой случай иногда подразделяют на несколько частных лимитов, предусматривающих отдельно пределы обязательств страховщика перед одним или всеми лицами при телесных повреждениях и при повреждении их имущества.
Основой для установления лимитов страховой ответственности являются нормы законодательства. Так, в соответствии с Воздушным кодексом РФ договоры страхования ответственности владельцев воздушных судов перед третьими лицами при выполнении полетов и авиационных работ в воздушном пространстве России должны заключаться на страховые суммы, равные не менее чем двум установленным законодательством минимальным размерам месячной оплаты труда (на момент заключения договора) за каждый килограмм максимального взлетного веса воздушного судна. При выполнении международных полетов и авиационных работ в воздушном пространстве иностранных государств минимальные размеры лимитов страховой ответственности по договорам такого страхования устанавливаются в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства.
Страховые тарифы по договорам страхования ответственности перед третьими лицами устанавливаются в виде фиксированной суммы по каждому самолету или с каждой тысячи километров полета воздушного судна. Их размеры зависят от таких факторов, как особенности районов полетов (численность и плотность населения, наличие крупных населенных пунктов, промышленных и иных объектов и т. п.); используемые аэродромы; протяженность маршрутов; характер полетов (регулярные пассажирские рейсы, чартерные полеты, туристические круизы и т. д.); тип, размер и вес самолета; квалификация пилотов и др.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Раздел 1. Общие принципы страхования
- Тема 1. Теория страхования: сущность и основные понятия
- Экономическая сущность страхования
- Функции страхового дела
- Основные понятия и термины, применяемые в страховании
- Классификация страхования
- Тема 2. Организация страхового дела
- Страховой рынок
- Субъекты страхового рынка
- Организационная структура управления страховой компании
- Страховой маркетинг
- Тема 3. Основы правового обеспечения и регулирования страховой деятельности
- Краткая характеристика нормативных актов, регулирующих страховую деятельность
- Общие принципы государственного регулирования в страховании
- Порядок регистрации страховых организаций и лицензирования их деятельности
- Текущий контроль государства за страховой деятельностью
- Тема 4. Договор страхования
- Порядок заключения и оформления договора
- Условия договора страхования
- Права и обязанности сторон в период действия договора
- Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая
- 1) Установление факта страхового случая;
- 2) Расчет размеров ущерба и страховой выплаты;
- 3) Осуществление страховой выплаты;
- 4) Принятие мер по возврату сумм, выплаченных в связи со страховым случаем.
- Порядок прекращения договоров и признания их недействительными
- Раздел 2. Характеристика отдельных видов страхования Тема 5. Личное страхование
- Назначение и классификация личного страхования
- Основные виды страхования на случай смерти
- Условия отдельных видов страхования на дожитие
- Особенности страхования от несчастных случаев
- Медицинское страхование в Российской Федерации
- Тема 6. Имущественное страхование
- Понятие и классификация страхования имущества
- Основные условия страхования имущества юридических лиц от огня и других опасностей
- 6.3. Особенности транспортного страхования
- Страхование грузов
- 6.5. Страхование технических рисков
- Виды страхования имущества, проводимого среди граждан
- Сельскохозяйственное страхование
- 6.8. Страхование финансовых и предпринимательских рисков
- Тема 7. Страхование ответственности
- 7.1. Классификация видов и основные условия страхования ответственности
- 7.2. Порядок ликвидации убытков при наступлении страхового случая
- 7.3. Страхование ответственности владельцев автотранспортных средств
- 7.4. Страхование ответственности перевозчиков
- 7.5. Страхование профессиональной ответственности
- 7.6. Страхование ответственности предприятий - источников повышенной опасности
- 7.7. Страхование ответственности производителей и продавцов
- Раздел 3. Финансовые основы страховой деятельности Тема 8. Основы теории расчета страховых тарифов
- Структура тарифной ставки
- Актуарные расчеты. Виды и решаемые задачи
- Показатели страховой статистики, применяемые в актуарных расчетах
- Тарифная политика: цели и принципы
- Основы определения нетто-ставок
- Исчисление брутто-ставок по массовым рисковым видам страхования
- Построение тарифов по страхованию жизни
- Тема 9. Финансовая устойчивость и платежеспособность страховщика
- 9.1. Понятие финансовой устойчивости и факторы ее определяющие
- Показатели оценки финансовой устойчивости
- Тема 10. Страховые резервы и инвестиционная деятельность страховщиков
- 10.1. Сущность и назначение резервов страховщика
- 10.2. Основные виды страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни
- 10.3. Порядок расчета отдельных резервов по страхованию иному, чем страхование жизни
- 10.4. Страховые резервы по страхованию жизни
- 10.5. Инвестиционная деятельность страховых компаний
- Тема 11. Основы перестрахования
- 11.1. Сущность, функции и значение перестрахования
- 11.2. Договор перестрахования и его основные формы
- 11.3. Пропорциональное и непропорциональное перестрахование
- 11.4. Активное и пассивное перестрахование. Ретроцессия
- Тема 12. Финансовые результаты деятельности страховщика
- 12.1. Состав доходов страховщика
- 12.2. Состав расходов страховщика
- 12.3. Определение конечного финансового результата деятельности
- Задания для контрольных работ Контрольная работа №1
- Контрольная работа № 2
- Глоссарий
- Вопросы к зачету