7.3. Страхование ответственности владельцев автотранспортных средств
Страхование ответственности владельцев автотранспортных средств является наиболее известным видом страхования гражданской ответственности, начавшим бурно развиваться в 1930-е годы, когда стала возрастать интенсивность автомобильного движения, и увеличился риск возникновения дорожно-транспортных происшествий. В большинстве развитых стран оно проводится в настоящее время в обязательной форме. Это обусловлено стремлением органов власти предоставить потерпевшим в дорожных авариях гарантию возмещения причиненного им вреда. При этом обязательная форма проведения страховых операций, приводя практически к полному охвату страхованием имеющегося в той или иной стране парка автотранспортных средств, обусловливает одно из ведущих мест данного вида страхования в объеме собираемых страховых премий.
Основой проведения страхования ответственности владельцев автотранспортных средств является установленная гражданским законодательством обязанность владельца средства транспорта возмещать вред, причиненный третьим лицам при его эксплуатации. При этом такая обязанность, как правило, возникает независимо от наличия вины владельца при причинении ущерба, что вызвано отнесением автотранспортных средств к источникам повышенной опасности для окружающих. Так, в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 1079) обязанность возмещения такого вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют средством транспорта на праве собственности, праве аренды, по Доверенности на право управления транспортным средством либо на ином законном основании.
Россия оставалась одной из немногих европейских стран, в которой данный вид страхования проводился только в добровольном порядке. С 1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 24 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортный средств» № 40-ФЗ, в который впоследствии были внесены изменения.
Согласно этому закону, владельцы транспортных средств обязаны за свой счет страховать риск своей гражданской ответственности по обязательствам, которые могут наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортного средства на территории РФ за исключением ряда оговоренных случаев. Эта обязанность распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, кроме транспорта, максимальная конструктивная скорость которого составляет не более 20 км/ч, либо который по техническим причинам не допущен к участию в дорожном движении, либо военной техники, либо зарегистрированного за рубежом и застрахованного в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация или уже застрахованного иным лицом в соответствии с законом.
Владельцы транспортных средств могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховой выплаты для полного возмещения вреда, а также на случай не предусмотренный по обязательному страхованию.
Условия, на которых заключается договор обязательного страхования, должны соответствовать типовым условиям договора, содержащимся в утверждаемых Правительством РФ правилах обязательного страхования.
Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора) возместить потерпевшим причиненный вред, составляет 400 тысяч рублей, а именно:
в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, - 240 тысяч рублей и не более 160 тысяч рублей при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего;
в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, - 160 тысяч рублей и не более 120 тысяч рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.
Страховые тарифы по обязательному страхованию, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии по договору устанавливаются Правительством РФ. Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов, которые зависят от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда и его размер, территории преимущественного использования транспортного средства, наличия или отсутствия страховых выплат в предшествующие периоды и иных обстоятельств.
Срок действия договора обязательного страхования автогражданской ответственности один год, за исключением случаев временного использования транспортного средства, зарегистрированного за рубежом, на территории Российской Федерации; транзите к месту регистрации или сезонного использования транспортного средства.
В случае участия в дорожно-транспортном происшествии страхователь (водитель) обязан сообщить другим участникам происшествия сведения о договоре обязательного страхования. При этом страхователь до удовлетворения требований потерпевших должен предупредить страховщика и действовать в соответствии с его указаниями.
Если потерпевший намерен воспользоваться своим правом на страховую выплату, он обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая. Размер страховой выплаты, причитающийся потерпевшему, рассчитывается в соответствии с правилами главы 59 Гражданского кодекса РФ.
Для решения проблемы возмещения вреда, причиненного потерпевшим иностранными владельцами автотранспортных средств, в Европе с 1 января 1953 г. действует единое Соглашение об обязательном страховании гражданской ответственности («Зеленая карта»), к которому в настоящее время присоединились страны не только Европы, но и Азии и Африки. Название данного соглашения – «Зеленая карта» – связано с цветом документа, официальное название которого «Международная карта автострахования». Этот документ выдается владельцу автотранспортного средства и является эквивалентом страхового полиса, подтверждающего факт страхования ответственности владельца транспортного средства и действующего на условиях страны, которую посещает страхователь. В данном документе приводятся необходимые сведения о средстве автотранспорта, его владельце, условиях, сроке действия страхования, странах, на которые распространяется действие страхования. В соответствии с условиями данного соглашения, в случае если при эксплуатации автотранспортного средства, зарегистрированного в одной из стран-участниц соглашения, в другой стране-участнице будет нанесен ущерб юридическому или физическому лицу, он подлежит возмещению через механизм страхования. В этих целях предусматривается следующее:
во всех странах – участницах соглашения существует обязанность для владельца транспортного средства застраховать риск гражданской ответственности, связанный с его эксплуатацией;
при заключении договора такого страхования страхователю вместе со страховым полисом, действующим внутри страны, выдают «зеленую карту», подтверждающую, что его страховщик несет ответственность и по обязательствам, связанным с нанесением вреда владельцем транспортного средства третьим лицам на территории других стран-участниц соглашения;
при наступлении страхового случая «зеленая карта» предъявляется органам власти страны посещения, а убытки, нанесенные потерпевшим, возмещаются первоначально специально созданной организацией – национальным бюро «Зеленой карты», а затем компенсируются данному бюро страховщиком страхователя, нанесшего вред.
Механизм осуществления данного процесса состоит в следующем. Страховщики, проводящие обязательное страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта, объединяются в каждой стране – участнице соглашения в национальные бюро «Зеленой карты», которые снабжают страховщиков «зелеными картами». Все национальные бюро объединены в Совет бюро «Зеленой карты» с местонахождением в Лондоне, который координирует работу национальных бюро, разрабатывает общую документацию, представляет интересы страховщиков в международных организациях.
Национальные бюро заключают между собой двусторонние соглашения, в соответствии с которыми:
а) выдаваемая страховщиками – членами национального бюро «зеленая карта» признается национальным бюро другой страны в случае временного прибытия страхователя на территорию другого государства;
б) убытки, нанесенные на территории страны третьим лицам иностранным владельцем «зеленой карты», регулируются и оплачиваются национальным бюро той страны, где произошел страховой случай, исходя из норм законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств данной страны;
в) после оплаты убытков национальное бюро выставляет счета бюро той страны, регистрационный номер которой имеет автотранспортное средство;
г) выставленные национальным бюро счета подлежат оплате страховщиками страхователей, нанесших вред, а если страховщики их не оплачивают по каким-либо причинам, то самими бюро, для чего последние образуют гарантийные фонды.
Поскольку размеры лимитов ответственности по обязательному страхованию автогражданской ответственности, устанавливаемые законодательством каждого из государств – участников соглашения «Зеленая карта», различаются между собой, специальной директивой ЕС, принятой 30 декабря 1983 г., установлены минимальные размеры лимитов, которые должны соблюдать все государства-участники соглашения. Лимит ответственности для каждого пострадавшего в результате дорожно-транспортного происшествия в случае причинения вреда его здоровью должен быть не менее 350 тыс. евро. В случае причинения вреда здоровью в результате одного дорожно-транспортного происшествия более чем одному лицу величина минимального лимита ответственности для всех пострадавших - 500 тыс. евро. Минимально установленный лимит ответственности на случай нанесения вреда имуществу третьих лиц в результате одного дорожно-транспортного происшествия – 100 тыс. евро независимо от числа пострадавших. Наконец, в государстве-участнике соглашения может быть установлен единый лимит ответственности по каждому дорожно-транспортному происшествию, как на случай причинения вреда здоровью третьих лиц, так и в связи с нанесением ущерба их имуществу, в размере не менее 600 тыс. евро.
Директивой ЕС также установлено, что бюро страны, в которой произошло дорожно-транспортное происшествие, имеет право отказать потерпевшему в страховой выплате, если он имеет в соответствии с законодательством право требовать возмещения вреда от его причинителя, только в двух случаях:
а) если пострадавший может получить возмещение через органы социального обеспечения;
б) если дорожно-транспортное происшествие произошло по вине лица, незаконно завладевшего транспортным средством.
Российские владельцы автотранспортных средств обязаны специально приобретать «зеленую карту» до въезда на территорию государств–участников данной системы. Их предлагают многие российские страховщики и крупные автотранспортные предприятия, распространяющие «зеленые карты» национальных бюро стран участниц соглашения.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Раздел 1. Общие принципы страхования
- Тема 1. Теория страхования: сущность и основные понятия
- Экономическая сущность страхования
- Функции страхового дела
- Основные понятия и термины, применяемые в страховании
- Классификация страхования
- Тема 2. Организация страхового дела
- Страховой рынок
- Субъекты страхового рынка
- Организационная структура управления страховой компании
- Страховой маркетинг
- Тема 3. Основы правового обеспечения и регулирования страховой деятельности
- Краткая характеристика нормативных актов, регулирующих страховую деятельность
- Общие принципы государственного регулирования в страховании
- Порядок регистрации страховых организаций и лицензирования их деятельности
- Текущий контроль государства за страховой деятельностью
- Тема 4. Договор страхования
- Порядок заключения и оформления договора
- Условия договора страхования
- Права и обязанности сторон в период действия договора
- Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая
- 1) Установление факта страхового случая;
- 2) Расчет размеров ущерба и страховой выплаты;
- 3) Осуществление страховой выплаты;
- 4) Принятие мер по возврату сумм, выплаченных в связи со страховым случаем.
- Порядок прекращения договоров и признания их недействительными
- Раздел 2. Характеристика отдельных видов страхования Тема 5. Личное страхование
- Назначение и классификация личного страхования
- Основные виды страхования на случай смерти
- Условия отдельных видов страхования на дожитие
- Особенности страхования от несчастных случаев
- Медицинское страхование в Российской Федерации
- Тема 6. Имущественное страхование
- Понятие и классификация страхования имущества
- Основные условия страхования имущества юридических лиц от огня и других опасностей
- 6.3. Особенности транспортного страхования
- Страхование грузов
- 6.5. Страхование технических рисков
- Виды страхования имущества, проводимого среди граждан
- Сельскохозяйственное страхование
- 6.8. Страхование финансовых и предпринимательских рисков
- Тема 7. Страхование ответственности
- 7.1. Классификация видов и основные условия страхования ответственности
- 7.2. Порядок ликвидации убытков при наступлении страхового случая
- 7.3. Страхование ответственности владельцев автотранспортных средств
- 7.4. Страхование ответственности перевозчиков
- 7.5. Страхование профессиональной ответственности
- 7.6. Страхование ответственности предприятий - источников повышенной опасности
- 7.7. Страхование ответственности производителей и продавцов
- Раздел 3. Финансовые основы страховой деятельности Тема 8. Основы теории расчета страховых тарифов
- Структура тарифной ставки
- Актуарные расчеты. Виды и решаемые задачи
- Показатели страховой статистики, применяемые в актуарных расчетах
- Тарифная политика: цели и принципы
- Основы определения нетто-ставок
- Исчисление брутто-ставок по массовым рисковым видам страхования
- Построение тарифов по страхованию жизни
- Тема 9. Финансовая устойчивость и платежеспособность страховщика
- 9.1. Понятие финансовой устойчивости и факторы ее определяющие
- Показатели оценки финансовой устойчивости
- Тема 10. Страховые резервы и инвестиционная деятельность страховщиков
- 10.1. Сущность и назначение резервов страховщика
- 10.2. Основные виды страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни
- 10.3. Порядок расчета отдельных резервов по страхованию иному, чем страхование жизни
- 10.4. Страховые резервы по страхованию жизни
- 10.5. Инвестиционная деятельность страховых компаний
- Тема 11. Основы перестрахования
- 11.1. Сущность, функции и значение перестрахования
- 11.2. Договор перестрахования и его основные формы
- 11.3. Пропорциональное и непропорциональное перестрахование
- 11.4. Активное и пассивное перестрахование. Ретроцессия
- Тема 12. Финансовые результаты деятельности страховщика
- 12.1. Состав доходов страховщика
- 12.2. Состав расходов страховщика
- 12.3. Определение конечного финансового результата деятельности
- Задания для контрольных работ Контрольная работа №1
- Контрольная работа № 2
- Глоссарий
- Вопросы к зачету