Вопрос 2. Служба внутреннего контроля в банках, функции и принципы организации
Организация внутреннего контроля в банках должна строиться на следующих основополагающих принципах:
• открытость всех организационных структур и подразделений банка для контрольных процедур;
• осуществление постоянного контроля за рисками банковской деятельности и их концентрацией;
• разделение обязанностей персонала таким образом, чтобы ни одно должностное лицо не отвечало за выполнение операции в целом;
• проверка работы каждого должностного лица другим лицом без дублирования ранее произведенных процедур;
• осуществление постоянного контроля за физическим доступом к активам и документам банка.
Система внутреннего контроля организуется органами управления банка в соответствии с его учредительными документами. В целях постоянного мониторинга за процессом функционирования системы внутреннего контроля, выявления и анализа проблем, связанных с ее функционированием, создается служба внутреннего контроля. Она должна отвечать требованиям Центрального банка РФ и осуществляет деятельность на основании Устава банка и внутреннего положения о службе внутреннего контроля, утверждаемого Советом директоров банка. Численность службы внутреннего контроля определяется руководителем банка в зависимости от размеров банка, сложности выполняемых операций.
Служба внутреннего контроля подотчетна в своей деятельности органам управления банка в соответствии с его учредительными документами и положением банка о службе внутреннего контроля.
Руководитель службы внутреннего контроля назначается и освобождается от должности органом управления банка. Порядок назначения и освобождения от должности руководителя службы внутреннего контроля должен обеспечить его независимость от исполнительного органа банка.
Руководитель службы внутреннего контроля должен иметь высшее экономическое или юридическое образование и стаж работы в подразделении кредитной организации на ответственных участках, связанных с принятием кредитной организацией рисков, анализом или защитой от рисков, в общей сложности не менее трех лет.
Сотрудники службы внутреннего контроля должны иметь высшее образование, соответствующее характеру выполняемых ими функций, и обладать необходимыми профессиональными навыками и квалификацией. Все сотрудники в службе внутреннего контроля не вправе исполнять другие обязанности в банке.
Службе внутреннего контроля и ее сотрудникам предоставляются необходимые права для осуществления контроля. В частности, они имеют право получать от руководителей и уполномоченных ими сотрудников необходимые для проведения проверок документы. К этим документам относятся бухгалтерские, учетно-отчетные и денежно-расчетные документы, документы, связанные с компьютерным обеспечением деятельности банка, а также приказы и другие распорядительные документы, изданные руководством банка.
Работники службы внутреннего контроля имеют свободный доступ во все помещения проверяемых подразделений. Доступ в архивы, денежные хранилища, компьютерные залы осуществляется с обязательным привлечением руководителей проверяемых подразделений или сотрудников по их поручению.
С разрешения исполнительного органа банка сотрудники службы внутреннего контроля имеют право снимать копии файлов, копии любых записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах, а также получать расшифровки этих записей.
По итогам проверок сотрудники службы внутреннего контроля имеют право самостоятельно определять соответствие действий и операций, осуществляемых персоналом банка, требованиям действующего законодательства, нормативных актов Банка России, внутренних документов банка. Сотрудники службы внутреннего контроля имеют право самостоятельно оценивать постановку бухгалтерского учета в банках, качество и достоверность отчетности, включая внутреннюю информацию о принимаемых решениях, проводимых операциях (заключаемых сделках), а также оценивать результаты анализа финансового положения и риски банковской деятельности. Для проведения проверок и решения задач внутреннего контроля могут при необходимости привлекаться сотрудники других структурных подразделений банка.
К обязанностям службы внутреннего контроля и ее сотрудников относится организация постоянного контроля путем регулярных проверок деятельности подразделений банка и отдельных сотрудников на предмет соответствия их действий требованиям законодательства. Нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, внутренних документов, регулирующих деятельность и определяющих политику банка, а также должностным инструкциям.
В обязанности службы внутреннего контроля входит также контроль за соблюдением сотрудниками банка установленных процедур, функций и полномочий по принятию решений. В ходе проверок проверяющие обязаны документировать каждый факт про верки и оформлять по итогам заключения по результатам проверок, которые представляются руководителям банка и соответствующих подразделений. В заключениях должны отражаться все вопросы, изученные в ходе проверки, выявленные недостатки и нарушения, рекомендации по их устранению, а также по применению мер дисциплинарного и иного воздействия к нарушителям. Исполнение рекомендаций и указаний по устранению выявленных нарушений должно осуществляться под наблюдением и контролем службы внутреннего контроля.
Сотрудники службы внутреннего контроля обязаны своевременно информировать руководство банка о всех вновь выявленных рисках, случаях нарушений сотрудниками законодательства, нормативных актов, внутренних распоряжений, а также установленных банком процедур, связанных с функционированием системы внутреннего контроля. Одновременно до сведения руководства банка должно быть доведено содержание мер, принятых руководителями проверяемых подразделений банка, по устранению допущенных нарушений и их результатах.
Основными способами (методами) осуществления проверок службой внутреннего контроля являются:
- финансовая проверка, цель которой состоит в оценке надежности учета и отчетности;
- проверка соблюдения законодательства Российской Федерации (банковского, о рынке ценных бумаг, по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, о налогах и сборах, др.) и иных актов регулирующих и надзорных органов, внутренних документов кредитной организации и установленных ими методик, программ, правил, порядков и процедур, целью которой является оценка качества и соответствия созданных в кредитной организации систем обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации и иных актов;
- операционная проверка, цель которой заключается в оценке качества и соответствия систем, процессов и процедур, анализе организационных структур и их достаточности для выполнения возложенных функций;
- проверка качества управления, цель которой состоит в оценке качества подходов органов управления, подразделений и служащих кредитной организации к банковским рискам и методам контроля за ними в рамках поставленных целей кредитной организации.
В целях управления банковскими рисками на консолидированной основе в целом по банковской группе организация внутреннего контроля в банковской группе предусматривает единство подходов к организации внутреннего контроля в кредитных организациях, входящих в банковскую группу.
- Тема 1. Банковская система
- Вопрос 1. Понятие и структура кредитной системы
- Вопрос 2. Банковская система: понятие, виды, структура, уровни, элементы.
- Вопрос 3. Характеристика элементов банковской системы
- Вопрос 1. Правовой статус Центральных банков
- Вопрос 2. Цели, задачи и функции Центральных банков
- Вопрос 3. Операции центральных банков
- Тема 3. Банковская система России
- Вопрос 1. Этапы реформирования банковской системы России
- Вопрос 2. Тенденции и проблемы развития банковской системы России
- Вопрос 3. Структура современной банковской системы России
- Тема 4. Коммерческие банки
- Вопрос 1. Коммерческий банк: сущность, функции, классификация
- Вопрос 2. Типовая структура управления коммерческих банков
- Вопрос 3. Операции коммерческого банка.
- Тема 5. Регулирование банковской деятельности коммерческих банков
- Вопрос 1. Содержание банковского регулирования
- Вопрос 3. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики
- Вопрос 4. Характеристика методов дкп цб
- Тема 6. Пассивные операции коммерческих банков
- Вопрос 1. Ресурсы коммерческого банка: содержание и структура
- Вопрос 2. Собственный капитал банка. Международные стандарты капитала
- Вопрос 3. Заемный капитал коммерческого банка
- 3.1. Депозиты коммерческого банка
- 3.2. Депозитные и сберегательные сертификаты, банковские векселя
- По законодательству рф депозитные и сберегательные сертификаты коммерческого банка являются ценными бумагами, однако, процедура их выпуска и движения совсем иная, чем у акций и облигаций.
- 3.3. Межбанковский кредит
- 3.4. Операции репо
- Тема 7. Активные операции коммерческих банков
- Тема 8. Управление активами и пассивами
- Вопрос 1. Сущность и подходы к управлению активами и пассивами в коммерческом банке
- Вопрос 2. Типы управления активами и пассивами. Процесс управления активами и пассивами
- Тема 9. Посреднические операции коммерческих банков
- Посреднические операции банков: сущность, основные виды, роль
- 2. Расчетно-кассовое обслуживание клиентов
- Тема 10. Валютные операции банков
- Вопрос 1. Регулирование валютных операций коммерческих банков
- Вопрос 2. Сущность и классификация валютных операций.
- Вопрос 3. Валютная позиция: содержание, виды, лимиты
- Вопрос 4. Основные виды валютных операций
- Открытие и ведение валютных счетов клиентуры.
- Тема 11. Ликвидность коммерческого банка
- Вопрос 1. Банковская ликвидность: сущность, структура, функции
- Вопрос 2. Оценка ликвидности коммерческого банка
- Вопрос 3. Управление ликвидностью коммерческого банка
- Вопрос 4. Управление резервами ликвидности
- Тема 12. Банковские риски
- Вопрос 1. Сущность и классификация банковских рисков, и их характеристика
- Вопрос 2. Управление банковскими рисками
- Тема 13. Отчетность коммерческих банков
- Вопрос 1. Сущность и цели подготовки банковской отчетности
- Вопрос 2. Система банковской финансовой отчетности
- Тема 14. Коммерческая эффективность и финансовая устойчивость коммерческого банка
- Вопрос 1. Понятие коммерческой эффективности и финансовой устойчивости банка
- Вопрос 2. Рыночная модель оценки эффективности деятельности банка
- Вопрос 3. Балансовая модель оценки эффективности деятельности банка
- Вопрос 4. Система оценки финансового состояния кредитных организаций Банком России
- Тема 15. Внутренний контроль в коммерческих банках
- Вопрос 1. Система внутреннего контроля в коммерческих банках и банковских группах
- Вопрос 2. Служба внутреннего контроля в банках, функции и принципы организации
- Тема 16. Основы банковского менеджмента
- Понятие и общая характеристика системы банковского менеджмента
- Оценка и качество банковского менеджмента
- Вопрос 1. Понятие и общая характеристика системы банковского менеджмента
- Вопрос 2. Оценка и качество банковского менеджмента
- Вопрос 3. Сущность, значение и принципы реализации банковской политики
- Вопрос 4. Финансовый менеджмент – основное направление банковского менеджмента
- Вопрос 5. Надзор и регулирование в банковском менеджменте
- Цели и задачи надзора и регулирования в банковской системе
- 2. Ограничение размеров кредита включает:
- 3. Ограничение полномочий банка включает:
- Полномочия банковского надзора
- Тема 17. Основы банковского маркетинга
- Вопрос 1. Банковский маркетинг: понятие, задачи, функции
- Вопрос 2. Концепция банковского маркетинга и маркетинговая деятельность
- Вопрос 3. Содержание маркетинговой деятельности
- Тема 18. Международные финансовые и кредитные институты
- Вопрос 1. Сущность, состав и роль международных финансовых и кредитных институтов
- Вопрос 2. Международный валютный фонд, его цели, задачи и основные функции
- Вопрос 3. Всемирный банк, его цели и задачи
- Вопрос 4. Состав и характеристика организаций группы Всемирного банка
- Вопрос 5. Европейский банк реконструкции и развития
- Вопрос 6. Европейский Центральный банк
- Вопрос 7. Парижский и Лондонский клубы кредиторов, их цели и задачи