logo
лекция ДКБ 2 2011 до

3.1. Депозиты коммерческого банка

Депозитные операции коммерческого банка – операции привлечения денежных средств юридических и физических лиц во вклады (депозиты) на банковские счета.

По экономическому содержанию депозиты можно разделить на:

Депозиты "до востребования";

Срочные депозиты;

Сберегательные вклады населения.

Депозиты "до востребования" – денежные средства юридических лиц, привлеченные банком на условиях «до востребования», т.е. для владельцев денежных средств предусматривается режим свободного пополнения и использования средств с этих счетов.

Депозиты "до востребования" в зависимости от характера и принадлежности средств, хранящихся на счетах, классифицируются на:

  1. Средства на расчетных, текущих и бюджетных счетах предприятий и организаций различных форм собственности;

  2. средства на корреспондентских счетах банков-корреспондентов;

  3. средства в расчетах;

  4. средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов

  5. и другие

Срочные депозиты – это денежные средства юридических лиц, привлеченные банком на фиксированный срок.

Срочные депозиты подразделяются на:

  1. собственно срочные депозиты – в договоре указывается конкретный срок хранения денег на счете в банке;

  2. депозиты с предварительным уведомлением об изъятии средств - в договоре указываются два срока: общий срок хранения и срок представления специального заявления на изъятие денег. Срок уведомления об изъятии средств может варьироваться, как правило, от 7 дней до нескольких месяцев в пределах общего срока депозита. Примером такого депозита является депозит с графиком расходования денежных средств.

Средства срочных депозитов не могут использоваться для расчетов и платежей, к срочным депозитным счетам не принимаются расчетные документы.

Сберегательные вклады - денежные средства физических лиц, привлеченные банком на счета до востребования или фиксированный срок.

Существуют различные виды сберегательных вкладов:

  1. «до востребования», текущие сберегательные счета;

  2. срочные;

  3. срочные с дополнительными взносами;

  4. целевые сберегательные вклады;

  5. выигрышные

  6. и т.д.

Недостатки сберегательных вкладов для банков:

- подверженность этих вкладов влиянию различных факторов (политических, экономических, психологических), что повышает угрозу быстрого оттока средств с этих счетов и потерю ликвидности банком;

- неспособность банка возобновлять эти ресурсы на постоянной основе.

В рамках защитной функции пруденциального регулирования банковской деятельности, призванной гарантировать интересы вкладчиков в случае краха конкретного банка, формируется механизм государственного гарантирования (стра­хования) банковских вкладов населения. Главной целью та­кого механизма, финансируемого преимущественно за счет средств самих же банков, является компенсация вкладов насе­ления в случае банкротства конкретного банка (банков).

В России проблема создания механизма гарантирования банковских вкладов населения весьма нервно обсуждалась много лет, но к ее практическому решению приступили только в 2004 г.

Закон № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" был подписан Президентом 23 декабря 2003 г. В соответствии с данным Законом в России впервые создаются общенациональный фонд обязательного страхования банковских вкладов физических лиц и соответ­ствующий орган управления в форме государственной корпо­рации - Агентство страхования вкладов (АСВ).

В целях обеспечения функционирования системы страхования вкладов АСВ осуществляет выплату вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая; ведет реестр банков-участников системы страхования вкладов; контролирует формирование фонда страхования вкладов, в том числе за счет взносов банков; управляет средствами фонда страхования вкладов.

В силу особой общественной и экономической значимости банковской системы Агентство заменило арбитражных управляющих — индивидуальных предпринимателей при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц, а также при банкротстве отсутствующих кредитных организаций-должников.

Одновременное выполнение Агентством двух функций — страхования вкладов и ликвидации неплатежеспособных банков — является необходимым элементом целостной системы защиты интересов вкладчиков и иных кредиторов российских банков. Подобное организационное объединение функций позволяет сокращать убытки системы страхования вкладов, максимально быстро и эффективно возвращать из конкурсной массы в фонд обязательного страхования вкладов средства, выплаченные гражданам, обеспечить прозрачность и полноту расчетов со всеми кредиторами. Совмещение функций дает возможность сформировать единый центр ответственности перед кредиторами несостоятельных банков, что будет способствовать повышению доверия к банковской системе и институтам государственной власти.

Агентство является некоммерческой организацией, действующей в организационно-правовой форме государственной корпорации. Высшим органом управления Агентства является Совет директоров. В его состав входят семь представителей Правительства Российской Федерации, пять представителей Банка России и Генеральный директор Агентства.

Финансовой основой системы страхования вкладов (ССВ) является фонд обязательного страхования вкладов. Основными источниками формирования фонда являются:

На сентябрь 2008 года в систему страхования вкладов допущено 939 банков.

С 1 октября 2008 г. возмещение по вкладам выплачивается в размере 100% суммы вкладов в банке, не превышающей 200 тысяч рублей (до 1.10.08 — не превышающей 100 тысяч рублей), плюс 90% суммы вкладов в банке, превышающей 200 тысяч рублей (до 1.10.08 —  превышающей 100 тысяч рублей), но в совокупности не более 700 тысяч рублей (до 1.10.08 не более 400 тысяч рублей).

Валютные вклады пересчитываются по курсу ЦБ на дату наступления страхового случая.

Сумма компенсации не может превышать 700 000 рублей, даже если вкладчик хранит деньги в одном банке на нескольких счетах. Однако если он имеет вклады в разных банках, в каждом из них ему гарантируются равные выплаты.

Агентство по страхованию вкладов (АСВ) снижает почти на 25% отчисления банков в фонд страхования вкладов с IV квартала 2008 года. 23 сентября состоялось заседание совета директоров АСВ, на котором принято решение о снижении нормы отчислений с 0,13% до 0,1% с IV квартала 2008 года.

Между тем Центробанк готовит предложения по дифференциации нормативов отчислений кредитных организаций в фонд страхования вкладов. Регулятор считает, что для банков, завышающих ставки по депозитам, и страховые взносы должны быть выше. Многое будет зависеть от того, как именно будет определяться рыночный уровень ставок и степень отклонения от него. Предлагается также установить срок полномочий Банка России по ограничению величины процентной ставки до 31 декабря 2009 года (норма действовала до 31 декабря 2006 года) для поддержания финансовой устойчивости системы страхования вкладов и недопущения чрезмерных выплат из фонда страхования при наступлении страхового случая. Изменения вносятся в закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ».

На 1.09.2008 г. размер фонда страхования вкладов составляет 81,6 млрд. рублей. До конца года даже при снижении взносов банков размер фонда должен составлять уже порядка 100 млрд. рублей.