logo
лекция ДКБ 2 2011 до

Вопрос 4. Характеристика методов дкп цб

Инструментарий денежно-кредитной политики Банка России определен в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Рассмотрим отдельные методы и инструменты ДКП ЦБ РФ.

Политика обязательного резервирования.

Политика мини­мальных резервов впервые была опробована в 30-е годы в США.

Обязательные резервы один из основных инструментов осуществления денежно кредитной политики центрального банка представляющий собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы. Минимальные резервы это обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральном банке, устанавливаемая законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении.

С 1.11.2009 г. политика обязательного резервирования осуществляется в соответствии с Положением ЦБ РФ от 7 августа 2009г. № 342-П «Об обязательных резервах кредитных организаций». – Изучить!!!

Обязательное резервирование имеет двойное назначение: во-первых, оно призвано обеспечить постоянный уровень ликвидности у коммерчески банков; во-вторых, оно является важным инструментом центрального банка для регули­рования денежной массы и кредитоспособности коммерческих банков. Фонд обязатель­ных резервов создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность ком­мерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по воз­врату ранее привлеченных денежных средств, поскольку часть этих средств депонирует­ся и не используется банками в качестве кредитных ресурсов. Центральный банк, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. Увеличивая или уменьшая официальные резервные требования, центральный банк может регулировать кредитную активность банков и тем самым контролировать предложение денег.

Обязанность кредитной организации по выполнению резервных требований возникает со дня получения лицензии на осуществление банковских операций и прекращается с отзывом (аннулированием) у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Выполнение кредитной организацией резервных требований является необходимым условием осуществления банковских операций.

Кредитная организация осуществляет депонирование обязательных резервов в Банке России денежными средствами в валюте Российской Федерации путем их перечисления на счет (счета) для хранения обязательных резервов, открытый (открытые) в Банке России (далее - счета по учету обязательных резервов), в безналичном порядке.

Сумма обязательных резервов, подлежащая депонированию в Банке России, рассчитывается путем применения норматива (нормативов) обязательных резервов, депонируемых в Банке России, к средней хронологической величине резервируемых обязательств за отчетный период и исключения величины наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в кассе кредитной организации (но не более 25% ФОР).

Финансово устойчивые кредитные организации, отвечающие требованиям Положения, осуществляют депонирование обязательных резервов в Банке России путем выполнения обязанности по усреднению обязательных резервов, то есть поддержания усредненной величины обязательных резервов на корреспондентском счете и корреспондентском субсчете (корреспондентских субсчетах), открытых в Банке России в валюте Российской Федерации.

Сумма обязательных резервов, подлежащая депонированию в Банке России путем выполнения кредитной организацией обязанности по усреднению обязательных резервов в течение периода усреднения, рассчитывается с применением коэффициента усреднения к нормативной величине обязательных резервов.

Под периодом усреднения понимается период с десятого числа месяца, следующего за отчетным, по десятое число второго месяца, следующего за отчетным, включительно (для крупной кредитной организации с широкой сетью подразделений - период с десятого числа второго месяца, следующего за отчетным, по десятое число третьего месяца, следующего за отчетным, включительно), при проведении внеочередного регулирования размера обязательных резервов - период, устанавливаемый Банком России.

Под коэффициентом усреднения понимается числовой множитель, значение которого находится в интервале от 0 до 1, устанавливаемый Советом директоров Банка России для расчета усредненной величины обязательных резервов, информация о котором публикуется в "Вестнике Банка России".

Сумма обязательных резервов, подлежащая депонированию на счетах по учету обязательных резервов, рассчитывается как разность между нормативной и усредненной величинами обязательных резервов (расчетной величиной обязательных резервов).

Регулирование размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России, осуществляется уполномоченным учреждением Банка России ежемесячно.

Уполномоченное учреждение Банка России осуществляет регулирование размера обязательных резервов в целях обеспечения соответствия размера обязательных резервов, фактически депонированных кредитной организацией на счетах по учету обязательных резервов, расчетной величине обязательных резервов, в том числе проводит перерасчет по обязательным резервам за отчетный период и по результатам проверок выполнения кредитными организациями нормативов обязательных резервов, а также осуществляет контроль выполнения кредитной организацией обязанности по усреднению обязательных резервов.

На основании соответствующего решения Совета директоров Банка России уполномоченным учреждением Банка России может быть проведено внеочередное регулирование размера обязательных резервов.

На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются.

В настоящее время Совет директоров ЦБ об установлении норматива обязательных резервов по всем обязательствам, подлежащим резервированию, на уровне 4,0 - 5,5%.

Коэффициент усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов составляет - 0,6; для НКО – 1.

Процентная политика ЦБ РФ.

Традиционной функцией центрального банка является предоставление ссуд ком­мерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учет­ной ставкой процента или ставкой рефинансирования. Изменяя эту ставку, центральный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению или предприятиям. В зависимости от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происхо­дит удорожание или удешевление кредита вообще и тем самым создаются условия огра­ничения или расширения денежной массы в обращении.

Важный инструмент денежно-кредитной политики учетная ставка центрального банка для проведения операций по переучету векселей небанковских организаций. Схема переучета векселей центрального банка заключается в следующем. Коммерческий банк, полу­чающий статус учетного от центрального банка, финансирует предприятие-экспортера под получение простого векселя, выданного на имя учетного банка. Учетный банк, в свою очередь, переучитывает (т. е. продает до наступления срока платежа) этот вексель в центральный банк под заранее установленный процент.

Политика рефинансирования коммерческих банков центральным банком используется как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таким образом, превращается в кредитора последней инстанции и выполняет функцию «банка банков». Кредиты рефинансирования позволят им свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований центрального банка.

Кредитные рефинансирования различаются по: форме обеспечения (учетные и ломбардные кредиты); срокам использования (краткосрочные - до несколько дней и средне срочные (до нескольких месяцев); методам предоставления (прямые кредиты и кредиты, реализуемые центральным банком через аукционы); целевому характеру (корректирующие и сезонные кредиты).

Учетные (дисконтные кредиты) это ссуды, предоставляемые центральным банком коммерческим банкам под учет векселей до истечения их срока.

Ломбардные кредиты, предоставляемые центральным банком коммерческим, яв­ляются процентными ссудами под залог ценных бумаг.

В условиях кризиса ЦБ РФ пошел на беспрецедентный шаг – кредитование банков без залога в соответствии с Положением ЦБ РФ от 16 октября 2008 года N 323-П «О предоставлении Банком России российским кредитным организациям кредитов без обеспечения».

Операции на открытом рынке или политика открытого рынка.

Политикой открытого рынка называют операции купли-продажи центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложения на ценные бумаги, вызвать соответствующую реакцию у коммерческих банков. Продавая коммерческим банкам государственные ценные бумаги, центральный банк ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков, снижает денежную массу в обращении, ослабляя тем самым давление платежных средств на товарный рынок, и повышает курс рубля. При продаже и покупке ценных бумаг центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществить управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Особенно эффективно это используется в период кризиса. В период высокой конъюнктуры центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности по отношению к экономике и к населению.

Проводить такую политику центральный банк может двумя путями. Во-первых, он может определить объем купли-продажи и уровень процентных ставок, по которым банки могут покупать у него ценные бумаги. Курс продажи ценных бумаг устанавливается дифференцированно, в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирова­ние рыночных ставок будет косвенным. Во-вторых, центральный банк может устано­вить процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги.

Успех политики открытого рынка зависит от многих факторов. Коммерческие банки приобретают ценные бумаги у центрального банка только при малом спросе на кредит со стороны предпринимателей и населения, а также когда центральный банк предлагает бумаги открытого рынка на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем ус­ловия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.

Когда необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, а соответственно и их кредитную активность, центральный банк выступает покупателем на открытом рынке. В этом случае широко используются перекупочные соглашения, по которым центральный банк обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с тем усло­вием, что последние через определенный период времени осуществят обратную сделку, т. е. обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой (операции РЕПО).

Необходимость регулирования валютного курса обусловлена негативными последствиями его резких и непредсказуемых колебаний. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и де нежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке, т. е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рыке ориентируются не столько на издержки производства сколько на падение курса национальной валюты. Снижение курса становится фактором инфляции.

Традиционно центральный банк осуществляет регулирование валютного курса посредством: проведения денежно-кредитной политики; валютных интервенций; использования государственных резервов международных платежных средств или иностранных займов.

На практике обычно используют две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.