Вопрос 1. Понятие коммерческой эффективности и финансовой устойчивости банка
Проблема надежности/устойчивости банков, в отличие от устойчивости других хозяйствующих субъектов, имеет свои отличительные особенности, которые проявляются в источниках формирования финансовых ресурсов банков, структуре активов, оценки результатов деятельности. Устойчивость банков - это не только атрибут современной политики их выживания, но и стратегия развития кредитных учреждений.
К сожалению в российской научной литературе содержание устойчивости банковской системы не получило должного исследования. В основном проблема сводится к управлению устойчивостью банковского сектора, в то время как ее содержание остается недостаточно раскрытым
В российском банковском законодательстве используются такие термины, как "стабильность банковской системы" (Закон о ЦБ, ст. 56), "устойчивость кредитных организаций" (там же, ст. 62), "финансовая надежность кредитной организации" (Закон о банках, ст. 24). Законодатель не раскрыл содержание данных терминов, однако из контекста законов видно, что между устойчивостью банка и его финансовой надежностью нет принципиальных различий.
Понятие "надежность банка" отражает как бы взгляд на него извне, прежде всего со стороны клиентуры. Взгляд самих банков на собственную надежность и способы ее обеспечения лучше всего выражается понятием "устойчивость".
Надежность банка – это комплексная (интегральная) характеристика текущего финансово-экономического состояния банка и его перспектив на обозримое будущее, полученная, как правило, на базе более или менее глубокого дистанционного ("бесконтактного") анализа его официальной и публикуемой отчетности.
Устойчивость коммерческого банка - это состояние банка в существующей рыночной среде, которое обеспечивает целенаправленность его развития в настоящее время и прогнозной перспективе.
Устойчивость коммерческого банка - комплексная характеристика кредитного учреждения. С позиции методологии это означает, что управление устойчивостью денежно-кредитных институтов следует рассматривать: в тесном единстве с устойчивостью экономики в целом; во взаимосвязи устойчивости отдельно взятого банка с банковской системой как целостного образования; с позиции отдельно взятого банка, его структуры.
Следует различать устойчивость банковской системы с позиции макро- и микро - экономики.
С макроэкономических позиций устойчивость характеризует процесс развития системы в целом. Многие банки могут выпадать из подобного процесса, испытывать серьезные затруднения и даже быть банкротами. От этого, однако, общая устойчивость банковской системы не изменится к худшему, тенденция к прогрессу сохранится. Устойчивость отдельно взятого банка - это нечто иное. В сравнении с другими кредитными учреждениями тот или иной конкретный банк может быть по определенным параметрам охарактеризован как устойчивый или неустойчивый. Может также оказаться, что при общей неустойчивости банковской системы отдельные банки окажутся жизнестойкими, преодолевающими различные финансовые кризисы.
Структура устойчивости банка
Экономическое содержание устойчивости банка может быть представлено как сложное явление, включающее в себя несколько частей (видов устойчивости).
Финансовая устойчивость может быть раскрыта через интегральные финансово-экономические параметры и результаты деятельности банка, такие как объем и структура собственных средств, уровень доходов и прибыли, норма прибыли на собственный капитал, достаточность ликвидности, а также параметры деятельности по информационно-аналитической и технологической поддержке управления банком.
Организационно-структурная устойчивость банка. Организационная структура банка и управление ею должны соответствовать как целям деятельности банка, так и конкретному ассортименту его услуг, выполняемых функций, реализуя которые банк обеспечивает достижение своих стратегических целей. Важнейшим параметром данного вида устойчивости банка является организационно-технологическая дифференциация отдельных видов осуществляемой им деятельности на основе внутренней документации, регламентирующей такую деятельность.
Функциональная устойчивость банка имеет два возможных варианта:
• специализации банка, что позволяет ему более эффективно оказывать выбранный ассортимент услуг;
• широкой универсализации банка, предпосылкой чего является представление об устойчивости исходя из того, что большинство клиентов предпочитает удовлетворять весь набор своих потребностей в банковских продуктах в одном банке. Каждый из названных вариантов имеет свои преимущества и недостатки.
Коммерческая устойчивость банка. В основе этого вида устойчивости лежит мера участия банка в рыночных отношениях: широта и прочность связей с банковским миром, участие в межбанковских отношениях и место в банковском секторе в целом, контроль большей или меньшей доли финансовых потоков в стране (регионе), качество отношений с кредиторами, клиентами и вкладчиками, теснота связей с реальным сектором экономики, социальная значимость банка (сосредоточение в банке той или иной доли активов и частных вкладов).
Капитальная устойчивость банка определяется размерами его собственного капитала.
Устойчивостью банка необходимо управлять во всех ее аспектах. Такое управление предполагает разработку соответствующих механизмов и реализацию с их помощью целого комплекса практических мер.
В Законе о банках указаны следующие способы обеспечения банком своей финансовой надежности:
-
создание собственных резервов (фондов);
-
классификация активов с выделением сомнительных и безнадежных долгов и создание резервов (фондов) на покрытие возможных убытков;
-
соблюдение обязательных нормативов;
-
организация внутреннего контроля;
• выполнение норматива обязательных резервов, депонируемых в ЦБ.
Для любого банка, прошедшего первоначальный этап своего развития, главными становятся задачи:
1) освоения всего спектра банковских операций безотносительно того, какую долю в тот или иной момент занимает в общем объеме показателей деятельности банка та или иная операция;
-
развития системы корреспондентских отношений;
-
перехода к активному использованию привлеченных средств;
4) постоянной готовности правильно реагировать на изменения ситуации.
Последнее можно считать важнейшим свидетельством того, что у банка хороший потенциал устойчивости. Важнейшей чертой экономического содержания устойчивости является соответствие стратегии (политики) банка объективным характеристикам реальной среды, в которой ему приходится работать, соответствие текущих параметров деятельности банка его собственным стратегическим целям. Или под экономической устойчивостью банка понимается достижение им равновесного состояния на каждый конкретный момент времени за счет саморегулирования собственной деятельности, адаптации к внешним и внутренним условиям функционирования.
Это качество банка включает в себя:
• адекватную оценку банком состояния и тенденций экономики в целом и ее отдельных секторов;
• умение вовремя уточнить или пересмотреть свою стратегию развития, политику и реализующие ее необходимые конкретные меры;
• способность вовремя и точно определить наиболее соответствующие текущему моменту основные направления своей специализации (наиболее прибыльные и наименее рисковые операции);
• способность своевременно и на качественном уровне осваивать новые финансовые инструменты;
• понимание необходимости и возможность использовать более совершенные технические средства, обеспечивающие проведение банковских операций;
• способность вовремя перегруппировать кадры в соответствии с принятой банком политикой, изменить, если надо, его организационные структуры.
Факторы устойчивости банка
Устойчивость банков определяется внешними и внутренними факторами. В качестве наиболее существенных внешних факторов, на которые сами банки влиять не могут, можно выделить следующие:
1) социально-политическая ситуация в стране (регионе) - устойчивость правительства, корректировки финансово-экономической и социальной политики, социальная стабильность или напряженность в регионах, политические ориентации;
2) общеэкономическое положение в стране (регионе) - потенциал реального сектора экономики, обновление и выбытие производственных мощностей, конкурентоспособность товаропроизводителей, состояние платежного баланса страны, возможности межотраслевого перелива капитала, инвестиции (приток/отток капитала);
3) положение на финансовом рынке (федеральном или региональном) - процентная ставка привлечения ресурсов, доходность денежного рынка и рынка ценных бумаг, обменный курс национальной денежной единицы, объем спроса/предложения валюты, операции на валютной бирже (объем торгов, спрос/предложение валюты), денежная эмиссия, темпы инфляции и инфляционные ожидания, объем и стоимость обслуживания государственного долга, денежная и кредитная политика Банка России (его ТУ), предложение денежной массы, конкуренция на рынке банковских продуктов;
4) политика Правительства и Банка России (его ТУ) в отношении коммерческих банков (банковского сектора страны или региона).
Основная проблема устойчивости, весьма острая для отечественных банков, порождена нестабильностью экономики страны в целом, и, прежде всего ее реального сектора, а также нестабильностью "правил игры" на рынках.
В тех рамках, которые задаются внешними факторами, устойчивость каждого банка находится в его собственных руках, т.е. зависит от факторов внутреннего характера - от качества менеджмента, профессионализма кадров и т.д.
Общеэкономические показатели сказываются на устойчивости банковской системы, они косвенно свидетельствуют об эффективности деятельности денежно-кредитных институтов, однако, не могут быть показателями устойчивости банковской системы, они выступают лишь факторами, оказывающими влияние на ее состояние и развитие. Более точно могут охарактеризовать степень устойчивости банковской системы показатели динамики ее развития, соотнесенные с макроэкономическими показателями.
Оценка коммерческой эффективности деятельности кредитной организации основана на показателях: источники и виды доходов и расходов; доходность, прибыльность, рентабельность деятельности банка и его отдельных операций, тенденции их изменения; эффективность структуры активов и пассивов; эффективность работы банка во временном периоде, рост рыночной стоимости активов банка и дивидендов. Для определения операций, оказывающих наибольшее влияние на изменение финансового результата, зависимости рентабельности банка от отдельных доходов по их видам необходим факторный анализ результатов работы банка.
Анализ зарубежных и отечественных методик оценки устойчивости коммерческого банка позволяет определить основы построения стандартизированной системы оценки устойчивости коммерческого банка.
Начальным этапом осуществления оценки устойчивости коммерческого банка является выбор критериев оценки. Оценка состояния каждого фактора осуществляется с помощью определенных показателей. Сводная оценка всех составляющих характеризует устойчивость банка в целом.
Основу устойчивости коммерческого банка составляет его финансовая устойчивость, зависящая от состояния капитала банка, его активов и пассивов, доходности, ликвидности, подверженности рискам и менеджмента.
Анализ устойчивости коммерческого банка, затрагивая все аспекты его деятельности и полученные результаты и базируясь на общепринятых приемах и инструментах, между тем имеет собственную методологию, обусловленную спецификой содержания данной характеристики банка.
Оценка деятельности банка, как элемент управления, позволяет выявить его успехи и недостатки, разработать реальную стратегию развития банка в перспективе. Оценка осуществляется различными субъектами и с разными целями: оценке подлежат объемные показатели деятельности, финансовая устойчивость банка, состояние учета и отчетности и т.п.
В соответствии с рекомендациями Мирового банка главными направлениями анализа финансовой устойчивости банков, исходя из специфики их деятельности, являются: уровень доходности, состояние ликвидности, качество активов, достаточность капитала и резервов, эффективность управления банком.
Результатом оценки количественных показателей деятельности банка является составление сводной таблицы, определяющей место каждого банка по избранным объемным показателям на международном и страновом уровнях.
"Экономическая эффективность" в отечественной и зарубежной экономической теории обозначает:
- в рамках микроэкономики: "результативность производства, соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами...";
- в рамках макроэкономики: "... доля национального дохода в произведенном совокупном общественном продукте".
Показатель экономической эффективности представляет собой комплексное отражение конечных результатов в зависимости от объема понесенных затрат, то есть количества использованных ресурсов за определенный промежуток времени:
Эффективность = | Результат Ресурсы (Затраты) |
В качестве конечного результата деятельности хозяйствующего субъекта за определенный промежуток времени выступает вновь созданная стоимость, которая определяет величину конечного финансового результата коммерческой деятельности – прибыль, то есть эффективность использования ресурсов характеризует качество использования трудовых, сырьевых, материальных и финансовых ресурсов, что способствует достижению наибольших результатов при наименьших затратах.
То есть экономическая эффективность использования финансовых ресурсов определяется как отношение конечного финансового результата к объему потребленных финансовых ресурсов за определенный период времени и позволяет оценить экономическую эффективность и целесообразность деятельности хозяйствующего субъекта в целом.
Структура банковских ресурсов предопределяет две формы получения дохода: в форме процента и в форме спекулятивного дохода. В результате возникает объективное противоречие, обусловленное диалектикой существующих субъектно–объектных отношений между коммерческими банками и экономической системой, которое проявляются следующим образом: коммерческий банк выступает, с одной стороны, субъектом рыночной экономической системы и выполняет банковские функции посредством проведения банковских операций, с другой стороны, коммерческий банк является объектом рыночных сделок, разрешенных законодательством, направленных на перераспределение прав собственности.
Данное противоречие в отношениях и попытки его разрешения привели к появлению двух базовых моделей оценки эффективности использования банковских ресурсов и коммерческого банка в целом:
-
рыночная;
-
балансовая.
Основная цель данных моделей совпадает и заключается в расчете фактической ценности банка или его части на определенную дату. При этом под главной ценностью банка понимается либо прибыль, получаемая за определенный промежуток времени (балансовая модель), либо рыночная цена банка или его части (рыночная модель).
Эти модели в равной степени применяются как инсайдерами, так и аутсайдерами. При этом основное различие состоит только в главном побудительном мотиве: для аутсайдеров (сторонних субъектов по отношению к банку) – оценка целесообразности собственных инвестиций, для инсайдеров (внутренних субъектов по отношению к банку) – оценка эффективности управления банковскими ресурсами и банком в целом.
- Тема 1. Банковская система
- Вопрос 1. Понятие и структура кредитной системы
- Вопрос 2. Банковская система: понятие, виды, структура, уровни, элементы.
- Вопрос 3. Характеристика элементов банковской системы
- Вопрос 1. Правовой статус Центральных банков
- Вопрос 2. Цели, задачи и функции Центральных банков
- Вопрос 3. Операции центральных банков
- Тема 3. Банковская система России
- Вопрос 1. Этапы реформирования банковской системы России
- Вопрос 2. Тенденции и проблемы развития банковской системы России
- Вопрос 3. Структура современной банковской системы России
- Тема 4. Коммерческие банки
- Вопрос 1. Коммерческий банк: сущность, функции, классификация
- Вопрос 2. Типовая структура управления коммерческих банков
- Вопрос 3. Операции коммерческого банка.
- Тема 5. Регулирование банковской деятельности коммерческих банков
- Вопрос 1. Содержание банковского регулирования
- Вопрос 3. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики
- Вопрос 4. Характеристика методов дкп цб
- Тема 6. Пассивные операции коммерческих банков
- Вопрос 1. Ресурсы коммерческого банка: содержание и структура
- Вопрос 2. Собственный капитал банка. Международные стандарты капитала
- Вопрос 3. Заемный капитал коммерческого банка
- 3.1. Депозиты коммерческого банка
- 3.2. Депозитные и сберегательные сертификаты, банковские векселя
- По законодательству рф депозитные и сберегательные сертификаты коммерческого банка являются ценными бумагами, однако, процедура их выпуска и движения совсем иная, чем у акций и облигаций.
- 3.3. Межбанковский кредит
- 3.4. Операции репо
- Тема 7. Активные операции коммерческих банков
- Тема 8. Управление активами и пассивами
- Вопрос 1. Сущность и подходы к управлению активами и пассивами в коммерческом банке
- Вопрос 2. Типы управления активами и пассивами. Процесс управления активами и пассивами
- Тема 9. Посреднические операции коммерческих банков
- Посреднические операции банков: сущность, основные виды, роль
- 2. Расчетно-кассовое обслуживание клиентов
- Тема 10. Валютные операции банков
- Вопрос 1. Регулирование валютных операций коммерческих банков
- Вопрос 2. Сущность и классификация валютных операций.
- Вопрос 3. Валютная позиция: содержание, виды, лимиты
- Вопрос 4. Основные виды валютных операций
- Открытие и ведение валютных счетов клиентуры.
- Тема 11. Ликвидность коммерческого банка
- Вопрос 1. Банковская ликвидность: сущность, структура, функции
- Вопрос 2. Оценка ликвидности коммерческого банка
- Вопрос 3. Управление ликвидностью коммерческого банка
- Вопрос 4. Управление резервами ликвидности
- Тема 12. Банковские риски
- Вопрос 1. Сущность и классификация банковских рисков, и их характеристика
- Вопрос 2. Управление банковскими рисками
- Тема 13. Отчетность коммерческих банков
- Вопрос 1. Сущность и цели подготовки банковской отчетности
- Вопрос 2. Система банковской финансовой отчетности
- Тема 14. Коммерческая эффективность и финансовая устойчивость коммерческого банка
- Вопрос 1. Понятие коммерческой эффективности и финансовой устойчивости банка
- Вопрос 2. Рыночная модель оценки эффективности деятельности банка
- Вопрос 3. Балансовая модель оценки эффективности деятельности банка
- Вопрос 4. Система оценки финансового состояния кредитных организаций Банком России
- Тема 15. Внутренний контроль в коммерческих банках
- Вопрос 1. Система внутреннего контроля в коммерческих банках и банковских группах
- Вопрос 2. Служба внутреннего контроля в банках, функции и принципы организации
- Тема 16. Основы банковского менеджмента
- Понятие и общая характеристика системы банковского менеджмента
- Оценка и качество банковского менеджмента
- Вопрос 1. Понятие и общая характеристика системы банковского менеджмента
- Вопрос 2. Оценка и качество банковского менеджмента
- Вопрос 3. Сущность, значение и принципы реализации банковской политики
- Вопрос 4. Финансовый менеджмент – основное направление банковского менеджмента
- Вопрос 5. Надзор и регулирование в банковском менеджменте
- Цели и задачи надзора и регулирования в банковской системе
- 2. Ограничение размеров кредита включает:
- 3. Ограничение полномочий банка включает:
- Полномочия банковского надзора
- Тема 17. Основы банковского маркетинга
- Вопрос 1. Банковский маркетинг: понятие, задачи, функции
- Вопрос 2. Концепция банковского маркетинга и маркетинговая деятельность
- Вопрос 3. Содержание маркетинговой деятельности
- Тема 18. Международные финансовые и кредитные институты
- Вопрос 1. Сущность, состав и роль международных финансовых и кредитных институтов
- Вопрос 2. Международный валютный фонд, его цели, задачи и основные функции
- Вопрос 3. Всемирный банк, его цели и задачи
- Вопрос 4. Состав и характеристика организаций группы Всемирного банка
- Вопрос 5. Европейский банк реконструкции и развития
- Вопрос 6. Европейский Центральный банк
- Вопрос 7. Парижский и Лондонский клубы кредиторов, их цели и задачи