logo
неполные лекции

Принципы формирования цены

Все более распространенной является тенденция рассматривать D&O скорее как финансовый продукт, нежели как чисто страховой. Объясняется это, в первую очередь, тем, что самый весомый риск, покрываемый полисом, - это риск влияния негативных финансовых результатов компании на профессиональную судьбу ее топ-менеджеров, а эти результаты определяются достижениями компании на существующих финансовых рынках.

Традиционное ценообразование в исследуемой отрасли, по отзывам многих независимых аналитиков, оказалось неудачным и может быть названо (наряду с неквалифицированным выбором рисков и слишком комплиментарными для застрахованных лиц условиями полисов) одной из основных причин нынешнего непростого положения в отрасли.

Основная особенность ценообразования продуктов D&O заключается в необычно низкой для страхования значимости исторического опыта. Дело в том, что D&O представляет собой крайне волатильную и непредсказуемую инфраструктуру, которая неизбежно учитывает динамично меняющиеся правовые, экономические и социальные факторы. Кроме того, существующие массивы информации могут не учитывать особенно важные для правильного ценообразования последние судебные дела, а также незавершенные процессы.

Заслуживает внимания методология, согласно которой при формировании цен на продукт D&O приоритетным критерием является кредитный рейтинг (общеизвестных рейтинговых агентств, таких, как Moody's или Standart & Poor`s), отражающий ожидаемые финансовые результаты компании и косвенно оценивающий связанные с ней финансовые риски. При этом коэффициенты, понижающие изначальный кредитный рейтинг, вводятся в случаях, если, например, компания находится под расследованием, институциональным инвесторам принадлежит свыше 5% ее акций, компания за последние три года засветилась на рынке слияний и поглощений или вышла на IPO. Для России в число негативных факторов можно было бы дополнительно включить наличие непогашенных претензий налоговых органов, а также негативных публикаций о компании или ее топ-менеджерах в средствах массовой информации.

Таким образом, страхование ответственности высших должностных лиц компании представляется нам одной из наиболее перспективных технологий риск-менеджмента, поскольку оно способствует повышению степени прозрачности компании, доверия к ней инвесторов и, в конечном счете, позитивно влияет на общую капитализацию российского бизнеса.

б) В России

Интересные возможности в этой связи представляет собой страхование ответственности руководителей. Это сравнительно молодой вид страхования, еще не получивший распространения в России, но завоевавший огромную популярность за рубежом (во многом благодаря американской практике преследования директоров компаний по самым различным основаниям).

В западной практике полис почти всегда построен на базе "всех рисков", то есть указано, что застрахована гражданская ответственность директора, возникающая в связи с его обязанностью компенсировать ущерб, причиненный собственникам и третьим лицам в результате ошибок и упущений, допущенных при руководстве компанией, без перечисления конкретных оснований возникновения ответственности. На сегодняшний день основания для предъявления претензий к директорам можно обобщить следующим образом:

- плохое руководство и контроль;

- плохое качество принимаемых решений, отсутствие должной осмотрительности при принятии решений, ошибки;

- неточности или неполное раскрытие информации, допущенные в финансовой ответственности, проспектах эмиссии;

- неосмотрительные инвестиции, в том числе ошибочная политика в отношении сделок слияний и поглощений.

В России с 2002 года установлено обязательное страхование ответственности арбитражных управляющих, исполняющих функции руководителя предприятия-должника (ст. 20 Закона "О несостоятельности (банкротстве)"). Таким образом, первый шаг законодатель сделал.

Вместе с тем в силу особенностей российской специфики страхование именно гражданской ответственности может быть серьезно заторможено. Это связано со следующими обстоятельствами:

- в отечественном законодательстве упор делается на административную и уголовную ответственность должностных лиц, что не покрывается страховым полисом;

- суды руководствуются нормами ГК РФ, в соответствии с которыми предприятия несут ответственность за своих работников (ст. 1068 ГК РФ), к коим относятся и руководители. Поэтому основным ответчиком в судебных разбирательствах выступает компания;

- имущественное положение руководителей отечественных предприятий достаточно сложно отследить;

- суммы, присуждаемые российскими судами пострадавшим лицам, часто невелики. В нашей судебной системе отсутствует практика присуждения сумм в виде наказания (в США, например, они часто превышают основную сумму причиненного ущерба).

Лекция № 11

Страхование предпринимательских рисков

Страхование предпринимательских рисков осуществляется не только традиционным путем через передачу рисков в страховые компании, но и с помощью определенных финансовых инстру­ментов, позволяющих снизить риск предпринимателей. Су­ществуют также специальные страховые организации, обра­зованные зачастую с участием государства, для страхования инвестиций от политических рисков.

Возникновение видов страхования предпринимательских рис­ков стало, с одной стороны, следствием расширения страхова­ния обычных имущественных рисков, а с другой — результатом развития новой сферы деятельности страховщиков — поручи­тельства и гарантий.

Все виды страхования, связанные со страховой защитой пред­принимателей, можно разделить в соответствии с тремя стадия­ми кругооборота, которые выделяет экономическая наука.

1. Денежная стадия, которая связана с вложениями капитала и приобретением на имеющиеся денежные средства необ­ходимых средств производства.

Таким образом, первая стадия связана с инвестированием ка­питала, которое может быть осуществлено в основные фонды и оборотные средства, научно-техническую продукцию, а также в ценные бумаги. Страховое обеспечение вложенных капиталов осуществляется с помощью страхования инвестиций и финан­совых гарантий, экспортных кредитов.

2. Производственная, суть которой состоит в создании новой стоимости путем переноса на готовый продукт стоимости основных фондов, рабочей силы, потребляемых сырья и материалов, топлива, полуфабрикатов.

Страховая защита предпринимателя на второй стадии круго­оборота может быть обеспечена:

3. Товарная, выражающаяся в реализации готовой продукции и ее оплате.

На третьей стадии кругооборота осуществляется страхование риска неплатежа, товарных кредитов и т. д.

Основными видами предпринимательских рисков являются:

Они образуют особую категорию рисков, обладающих определенными признаками и свойствами. Учет этих рисков, подробный анализ и создание эффективной системы управления позволяют избежать некоторых отрицатель­ных последствий для предпринимателей.

Рассмотрим принципы страхования каждого вида.