logo
Учебник ДКБ / Тарасов_учебное_пособие

11.3. Монетарная политика центрального банка и ее инструменты

Выбор инструментов денежно-кредитной политики центрального банка довольно широк. Использование различных видов инструментов варьируется в зависимости от направленности экономической политики страны, степени открытости ее экономики, сложившихся традиций и конкретных обстоятельств. Денежно-кредитная политика разделяется на «узкую», обеспечивающую стабильность национальной валюты через проведение валютных интервенций, изменения уровня учетной ставки, а также другие инструменты, оказывающие влияние на состояние национальной денежной единицы, и «широкую», непосредственно воздействующую на объем денежной массы в обращении. Выделяют также «мягкую» и «жесткую» монетарную политику.

Мягкая монетарная политика (политика дешевых денег) наиболее полно реализуется тогда, когда центральный банк, во-первых, покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке путем перевода денег в оплату за них на счета экономических агентов и в резервы коммерческих банков, что обеспечивает расширение возможностей кредитования последними экономики и увеличивает денежную массу; во-вторых, уменьшает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования своих клиентов; в-третьих, снижает норму обязательных резервов, что ведет к расширению возможностей кредитования экономики. Поэтому мягкая денежно-кредитная политика направлена на стимулирование экономики с использованием роста денежной массы и снижения процентных ставок.

Жесткая денежно-кредитная политика (политика дорогих денег) проводится в том случае, когда центральный банк, во-первых, продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что ведет к сокращению возможностей кредитования коммерческими банками экономики и уменьшению денежной массы, поскольку снижаются резервы коммерческих банков и текущие счета экономических агентов; во-вторых, повышает учетную ставку процента, что принуждает коммерческие банки уменьшить объем заимствований у центрального банка и повысить ставку ссудного процента по своим кредитам; в-третьих, повышает норму обязательных резервов, ограничивая тем самым рост денежной массы. Поэтому жесткая денежно-кредитная политика носит ограничительный характер для развития экономики и сдерживает рост денежной массы, хотя она служит для противодействия развития инфляционных тенденций.

Недостатками дискреционной (решения принимаются на основе представлений о конкретной ситуации) денежно-кредитной политики не обладает так называемая автоматическая денежно-кредитная политика. Сущность последней наиболее полно выражается монетарным правилом, согласно которому масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпом, равным потенциальному росту реального ВВП (примерно 35% в год). Однако полное выполнение этого правила не позволяет проводить краткосрочную денежно-кредитную политику. Поэтому в настоящее время оно не было закреплено в банковском законодательстве ни одной из промышленно развитых стран.

К методам регулирования денежного обращения, принятым в мировой практике, относятся нормы обязательных резервов или политика минимальных резервных требований, регулирование учетной ставки центрального банка, операции на открытом или вторичном рынке. Кроме того, центральные банки воздействуют на состояние денежного обращения через инвестиционные требования и кредитные «потолки».

Последние два метода по воздействию на денежное обращение близки к политике минимальных резервных требований. В частности, инвестиционные требования представляют собой обязательство кредитного учреждения держать на счете в центральном банке часть суммы активов или часть их прироста за определенный период в виде государственных облигаций или ценных бумаг, выпускаемых специальными кредитными учреждениями (институтами). Кредитные «потолки» представляют собой верхние пределы общей суммы кредитов или их прироста, устанавливаемые для банков (иногда в индивидуальном порядке), либо лимит суммы или количества кредитов, выдаваемых одному клиенту.

В зависимости от конкретных целей денежно-кредитное регулирование центрального банка может быть направлено либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Проводя кредитную экспансию, центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры, а при помощи кредитной рестрикции они пытаются предотвратить «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономических подъемов.

По форме инструменты денежно-кредитного регулирования подразделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административными являются инструменты, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от центрального банка, и направленные на ограничение сферы деятельности кредитного института.

Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу через формирование определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные (косвенные) инструменты отличаются большей гибкостью по сравнению с административными, но результаты их применения не всегда адекватны намеченной цели.

По характеру параметров, устанавливаемых в процессе воздействия центрального банка на денежную сферу, инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. При использовании количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а следовательно, на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования качественного параметра рынка, т. е. стоимости банковских кредитов.

В большинстве современных государств используется такой метод денежно-кредитного регулирования (метод регулирования депозитной части денежного обращения), как установление норм обязательных резервов. Суть этого метода состоит в том, что центральный банк устанавливает обязательное для коммерческих банков соотношение (в процентах) между суммой такого показателя банковских ресурсов, как пассивы, и той суммой высоколиквидных средств, которую банки обязаны держать в качестве резервов.

Цель политики обязательных резервов состоит в усилении зависимости коммерческих банков от рефинансирования со стороны центрального банка и ужесточении тем самым контроля за их ликвидностью. Блокирование резервов строго в соответствии с установленными нормами носит обязательный характер, и поэтому политика норм обязательных резервов является наиболее административным методом воздействия на состояние коммерческих банков. Одновременно величина резервов обеспечивает обязательства коммерческих банков по депозитам или выступает гарантией интересов вкладчиков. Эта политика применяется центральными банками также для противодействия стремлению коммерческих банков к чрезмерной автономии, которой они начинают обладать при сокращении доли векселей в денежной массе.

Нормы обязательных резервов определяются по различным категориям привлеченных и размещенных средств. Устанавливая минимальные резервные требования на привлеченные ресурсы, центральный банк преследует цель заставить коммерческие банки избирательно привлекать средства и в первую очередь те, по которым размер резервов ниже или совсем не устанавливается. Как правило, по привлеченным краткосрочным ресурсам норма обязательных резервов ниже, чем по средствам до востребования, а среднесрочные и долгосрочные ресурсы освобождаются от отчислений. Установление обязательных резервов по пассивным операциям ведет к сокращению предоставляемых банком кредитов и поэтому ресурсы удорожаются, если банк не намерен сократить общий объем операций. Результатом этого является рост взимаемых по активным операциям процентных ставок и сокращение кредитов.

В расчет суммы привлеченных коммерческим банком средств (пассивов) для определения размера обязательных резервов включаются средства в национальной денежной единице и иностранной валюте, находящиеся, во-первых, на расчетных, текущих и депозитных счетах, во-вторых, на счетах бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов, в-третьих, это денежные средства от реализации облигаций, депозитных и сберегательных сертификатов, векселей. Расчет суммы привлеченных средств производится по формуле средней хронологической по данным остаткам на соответствующих балансовых счетах на каждый день месяца, включая первое и последнее число.

При этом регулирование размера обязательных резервов производится всеми коммерческими банками ежемесячно по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным. В данном случае осуществляется проверка сумм фактически внесенных денежных средств и суммы средств, подлежащих внесению, исходя из остатков привлеченных средств. Сумма остатков привлеченных средств рассчитывается по формуле средней хронологической за отчетный месяц. При наличии недовзноса денежных средств производится дополнительное перечисление обязательных резервов, а в случае перевзноса средств они возвращаются на корреспондентский счет коммерческого банка.

Манипулирование обязательными резервами используется центральным банком для воздействия на изменение уровня процентных ставок, особенно когда задачи внутренней денежно-кредитной политики не совпадают с задачами внешней денежно-кредитной политики. Так, эффект повышения ставки денежного рынка, ограничивающий утечку иностранной валюты и защищающий национальную валюту, можно компенсировать смягчением требований обязательных резервов, направленным на поддержание цены кредита на уровне, соответствующем целям политики поддержания экономической активности.

Минимальные резервные требования являются прежде всего важным инструментом регулирования предложения денег, поскольку в силу своего относительно жесткого воздействия способны дать быстрые результаты. Но как мощный фактор регулирования предложения денег, имеющий прямой характер действия, минимальные резервные требования являются мерами долгосрочного воздействия и поэтому не подлежат частым изменениям.

Важным методом регулирования денежного обращения является учетная (процентная) политика центрального банка, относящаяся к прямым методам регулирования. Это обусловлено тем, что в отличие от резервных требований она представляет собой вариант прямого регулирования цены банковских кредитов. Вследствие этого регулирование учетных ставок, или ставок рефинансирования, быстрее и непосредственнее воздействует на денежное обращение. Способность центрального банка воздействовать на цену кредита определяется его ролью как субъекта кредитной эмиссии, а также различного рода межбанковскими соглашениями или решениями высших органов управления.

В большинстве государств учетная ставка является официальной ставкой центрального банка (ставкой рефинансирования). Она выступает основой для проведения дисконтной политики, под которой понимается регулирование денежного рынка путем изменения норм процента. Используя норму процента, производят переучет векселей при необходимости превращения их в банковские кредиты. Таким путем происходит трансформация коммерческого кредита в банковский. Однако этот инструмент не позволяет в полной мере контролировать предложение денег коммерческими банками, поскольку его основное предназначение в настоящее время сильно изменилось.

Ставка рефинансирования представляет собой взимаемый центральным банком процент по предоставляемым им кредитам коммерческим банкам. С позиций последних величина этой ставки представляет собой неизбежные издержки, связанные с увеличением резервов. Если уровень учетной ставки понижается, то объем спроса со стороны коммерческих банков на кредиты центрального банка возрастает, а их кредитные возможности увеличиваются, соответственно, увеличивается денежная масса. Обратный результат получается при повышении учетной ставки центрального банка.

В условиях галопирующей инфляции ставка рефинансирования вполне закономерно привязывается к уровню инфляции. Дело в том, что заниженный уровень данной ставки по сравнению с уровнем инфляции представляет собой форму внеэкономического распределения денежных ресурсов, дополнительный источник дотирования предприятий за счет ресурсов коммерческих банков (при жесткой привязке процента по кредитам к учетной ставке). В то же время теоретически ставка рефинансирования должна соответствовать норме процента межбанковского кредита (ссуд, выдаваемых одним коммерческим банком другому) или курсу правительственных казначейских векселей (используются для безэмиссионного финансирования государственного бюджета).

В стабильной экономике уровень учетной ставки повышается в период экономического роста и снижается в момент спада. Однако эта закономерность не выполняется в условиях высоких темпов инфляции. В свою очередь, увязка депозитного процента с учетной ставкой позволяет сохранить с учетом предполагаемого снижения инфляции достаточно высокую привлекаемость срочных депозитов и стимулировать снижение номинальных процентных ставок кредитов коммерческих банков при одновременном сохранении их реального положительного значения (с учетом темпов инфляции).

Коммерческие банки стремятся сократить свою потребность в привлечении ресурсов центрального банка, создаваемых за счет их обязательных резервов, и добиться этого они могут только путем уменьшения своего денежного пассива, для чего им надо превратить депозиты в активы посредством выпуска ценных бумаг, можно также продать активы, например, на межбанковском кредитном рынке. Для того чтобы совершить эти операции, необходимо наличие рынка ценных бумаг, доступного для всех его участников. На данном рынке центральный банк проводит так называемую политику открытого рынка, покупая или продавая ценные бумаги. Это же может совершать любой другой банк, предлагая на данном рынке или изымая из него ресурсы центрального банка.

Основным условием функционирования политики открытого рынка является наличие в государстве рынка ценных бумаг, покупка и продажа которых позволяют центральному банку воздействовать на денежно-кредитный рынок и потенциальные возможности коммерческих банков в представлении кредитов заемщикам. В настоящее время объектом сделок на открытом рынке выступают преимущественно государственные ценные бумаги. При продаже ценных бумаг поглощается свободный капитал денежно-кредитного рынка, сокращается кредитоспособность банков и создается возможность кредитной рестрикции, а при покупке ценных бумаг происходит прилив дополнительных ресурсов, расширяются кредитные возможности коммерческих банков и возникают благоприятные условия для кредитной экспансии.

В настоящее время операции на открытом рынке фактически превратились в основной инструмент воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу. Совсем не случайно этот рычаг применяется в странах с развитым рынком государственных ценных бумаг. Если центральный банк осуществляет покупку государственных облигаций, то в результате такой операции ресурсы коммерческих банков увеличиваются. После использования этих ресурсов коммерческими банками путем предоставления их в кредит своим клиентам происходит увеличение депозитов в соответствии с эффектом мультипликации. Поэтому в результате покупки центральным банком ценных бумаг возрастают денежная база и денежная масса. Обратный эффект происходит при продаже центральным банком государственных облигаций.

Политика открытого рынка изменяет не величину капитала банковской системы в реальном исчислении, а только ее состав в деньгах или ценных бумагах. Проведение операций на открытом рынке облегчает контроль над предложением денег коммерческими банками. Поэтому свободная покупка и продажа ценных бумаг центральным банком облегают процесс формирования банковских резервов и, соответственно, регулирование общей денежной массы.

В отличие от прямых форм регулирования операций центрального банка на открытом рынке предполагают непосредственный выход субъекта регулирования на денежный рынок, поскольку, во-первых, эти операции могут проводиться в тот момент и в таких количествах, которые вызовут требуемую реакцию рынка, во-вторых, операции на открытом рынке более предсказуемы и краткосрочны. Эти два момента определяют предпочтительное использование данного метода воздействия на денежное обращение.

Операции центрального банка на открытом рынке предполагают возможность использования разнообразных форм, различающихся несколькими признаками: условия сделки (прямая купля-продажа на срок с обязательством обратной продажи-выкупа по заранее установленному курсу или так называемая обратная операция); объекты сделок (государственные или частные ценные бумаги); срочность объекта сделки (краткосрочные − до трех месяцев, долгосрочные − до одного года); направленность операции (при исходной операции покупки происходит расширение ресурсов банковской системы, при исходной операции продажи происходит сужение ресурсов банковской системы); сфера проведения операций (только банковский сектор рынка ценных бумаг или также включается небанковский сектор); ставки операций (устанавливаются центральным банком или определяются рынком); инициатор проведения операций (центральный банк или участники денежного рынка).

Прямые операции с ценными бумагами исторически являются первой формой такого рода операций, используемых центральными банками для денежно-кредитного регулирования. В наибольших объемах они осуществляются в США специальным органов Федеральной резервной системы − Комитетом по операциям на открытом рынке. Эти операции преимущественно концентрируются на рынке краткосрочных государственных ценных бумаг (казначейских векселей). При этом основная масса заказов на проведение операций размещается у дилеров с указанием типа и срока государственных ценных бумаг, а условия определяются на рыночной основе (по наиболее выгодной цене предложения). В настоящее время во многих государствах развиваются прямые операции с долгосрочными государственными ценными бумагами.

Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок. Поэтому такие операции являются более гибким методом денежно-кредитного регулирования. Вследствие этого использование центральными банками обратных операций в настоящее время возрастает. При незначительных абсолютных и относительных масштабах операций на открытом рынке они оказывают прежде всего качественное, нежели количественное воздействие на ликвидность банковской системы.