logo
Учебник ДКБ / Тарасов_учебное_пособие

6.1. Инфляция как социально-экономическое явление

Инфляция представляет собой сложный, многополюсный экономический феномен, в котором тесно переплетаются и преломляются экономические, политические и социальные элементы. В самом общем виде инфляцию можно определить как явление, связанное с наличием избыточных денег в обращении и приводящее в итоге к их обесценению (в различных формах). По сути дела такое толкование инфляции дается в Большой Советской Энциклопедии, в различных учебниках и научных трудах, где она трактуется преимущественно как избыток массы денег в сфере обращения, переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами.

Переполнение каналов денежного обращения может произойти за счет эмиссии излишних денег, вследствие сокращения товарной массы при сохранении прежних темпов прироста денежной массы, при увеличении скорости обращения денежных единиц. Изменение каждого из указанных выше компонентов может повлиять на обесценение денежной единицы. Тем не менее, довольно часто переполнение каналов денежного обращения связывают лишь с дополнительной денежной эмиссией.

Однако не всякая эмиссия (выпуск денег в обращение) является признаком инфляции, в частности, если, используя эмиссию изымают из обращения утратившие товарный вид денежные знаки, или дополнительный выпуск денег в обращение обусловлен расширением производства товаров народного потребления. Это означает, что если рост денежной массы в наличной и безналичной форме совпадает с ростом национального продукта, то экономика развивается достаточно успешно. Дело в том, что для роста товарной массы с целью ее обслуживания требуется всегда большее количество денег (при прочих равных условиях). Поэтому деньги не будут «лишними» тогда при их дополнительном выпуске, когда рост товарной массы в стоимостном выражении будет превышать рост дополнительной эмиссии денег (с учетом их оборачиваемости).

Теоретически это положение является верным и его трудно опровергнуть. Однако на практике реализовать его достаточно сложно. Дело в том, что довольно часто существует низкая корреляционная связь между изменением денег в обращении и динамикой потребительских цен. Емкость денежного оборота зависит от количества и скорости обращения денег, а также темпов расширения кредита. В свою очередь, общий уровень потребительских цен опосредуется множеством разнонаправленных факторов, которые могут быть частично или полностью взаимозаменяемыми. Поэтому определить лишние деньги в обращении практически невозможно вследствие того, что, во-первых, денежно-кредитная сфера является по своей природе весьма изменчивой и подвижной, во-вторых, ни у государства, ни у субъектов хозяйствования, ни у населения «лишних» денег никогда не бывает, наоборот, их всегда не хватает.

Поскольку инфляция обесценивает денежную единицу, то в данном случае особое значение имеет устойчивость денег. По отношению к действительным (полноценным) деньгам или разменным на золото знакам стоимости под устойчивостью денег понимается устойчивость их стоимости, определяемая движением затрат труда на воспроизводство денежного товара и стабильностью масштаба цен. По отношению же к неразменным знакам стоимости под устойчивостью понимается стабильность покупательной способности денег, полноценность денег (совпадение номинальной и реальной стоимости денег), а также признание природы денежных знаков стоимости как представителей золота в обращении. В свою очередь, покупательная способность (сила) денег выражается в определенной массе товаров и услуг, которые могут быть приобретены за данную сумму денег (одноименную денежную единицу). Покупательная способность формируется в процессе обмена товаров и услуг на деньги и определяется уровнем цен, т. е. при его повышении покупательная сила денег понижается, а при понижении − повышается.

Поскольку внешне инфляция проявляется в росте цен, то сегодня любое их повышение отождествляется с инфляцией. Но это совсем не так. Причины роста цен надо анализировать. Сами они растут из-за реального возрастания затрат на производство (например, в связи с ухудшением условий добычи природного сырья в добывающих отраслях), но вряд ли следует это называть инфляцией. То же можно сказать о повышении цен на какой-то модный товар, пользующийся ажиотажным спросом, или на изделия улучшенного качества. С другой стороны, инфляция может иметь место и при сохранении прежнего уровня цен в случае ухудшения качества товаров или их дефиците. Внешними признаками инфляционного роста цен являются массовость, непрерывность и длительность их повышения. Разумеется, отличить инфляционный рост цен от неинфляционного очень трудно на уровне расчетов, но в рамках общего анализа возможно.

Термин «инфляция» используется начиная со второй половины XIX ст. Впервые для характеристики состояния денежного обращения его стали применять в Северной Америке во время гражданской войны 1861−1865 гг. Поэтому считается, что медицинский термин «inflatio», под которым понимается «разводнение» или «вздутие», впервые был использован в экономической литературе того периода для характеристики денежного обращения. В данном случае пальма первенства приписывается А. Дельмару, издавшему в 1864 г. в Нью-Йорке пропагандистский памфлет под названием «Предупреждение народу: бумажный пузырь».

Однако само явление инфляции возникло гораздо раньше, еще в древнем Риме и древнем Китае, и связано с введением в оборот денежных знаков с установленным государством номиналом. При металлическом денежном обращении инфляция носила эпизодический характер и не представляла серьезной угрозы для экономики и общества. С появлением и расширением использования бумажных денег инфляционные процессы усиливались и, соответственно, возрастало их воздействие на все сферы действия экономических отношений. С проблемой инфляции на различных этапах экономического развития сталкивались практически все развитые в экономическом плане страны мира.

Историческая практика свидетельствует, что инфляция − часто спутник общественных потрясений, результат политических и социальных конфликтов. Если все члены общества ожидают инфляцию, то она непременно возникает. В известном смысле инфляция − показатель состояния общества, измеритель его благополучия. Инфляция на протяжении ХХ ст. постепенно превратилась во всеобщий, повсеместный и постоянный фактор. При этом общепризнанной является точка зрения, что наиболее громко инфляция заявила о себе во время первой мировой войны и в последующий период. Количество бумажных (неполноценных) денег в обращении увеличилось во всех странах мира с начала войны до конца 1920 г. в пересчете на американские доллары с 7,5 млрд. до 82 млрд. долл., а их золотое обеспечение уменьшилось с 66,3 до 9,2%. В этот же период нарастала эмиссия бумажных денег. Так, во время первой мировой войны ежегодно выпускалось бумажных денег в среднем на 9 млрд. долл., в 1919 г. – на 12 млрд. долл., а в 1920 г. – уже на 25 млрд. долл. (без учета данных по России).

Быстрый рост мировой экономики во второй половине XIX ст. и в ХХ ст. привел к усложнению структуры товарного производства и усилению его технологической и социальной взаимозависимости. Изменение единичной цены товара, ставки налога, уровня заработной платы и т. д. оказало воздействие на всю экономику. В данном случае лучший способ предотвращения возникновения конфликтов − некоторый рост ставок заработной платы и уровня цен. Создается естественный фон инфляции (2−3% в год). Однако история знает «неестественный» фон инфляции, когда она росла сотнями и более процентов в год. Например, в России в 1917 г. она составила 683,3%, в 1918 г. – 597,5%, в 1919 г. – 1375,6%.

С начала 70-х гг. ХХ ст. мировая инфляция, проявляющаяся в неравномерном по товарным группам движении цен, стала одной из наиболее острых и болезненных проблем всемирного хозяйства. Мировая инфляция представляет собой объективно-экономический процесс, к которому должны приспосабливаться все страны в меру их участия в международном разделении труда. Интернационализация хозяйственной жизни не дает возможности инфляции протекать изолированно в каждой стране. Мировая торговля становится ведущим сектором инфляционных процессов и оказывает значительное влияние на внутренние цены.

Транснациональная передача инфляционных тенденций бывает прямой (ценовой) и косвенной (посредством валютного курса). В первом случае рост цен в одной стране вследствие развитых мирохозяйственных связей перекладывается на повышение цен в другом государстве. Косвенный эффект инфляции связан с тем, что первоначальный всплеск цен внутри страны-экспортера приводит к снижению валютного курса страны-импортера. Если иностранная валюта дорожает по отношению к национальной, то темпы инфляции увеличиваются, причем цены на импорт растут, а цены на экспорт снижаются.

Став постоянным фактором экономической жизни, инфляция значительно усложнила систему экономических отношений. Она требует постоянного внимания к себе и специальных мер по удержанию на нормальном, безопасном уровне. Степень ее воздействия на экономику и на все общество зависит от ее уровня. Это значит что сам по себе рост потребительских цен лишь сигнализирует о возникновении инфляции, а более конкретное ее содержание, имеющее особое социально-экономическое значение и требующее пристального внимания со стороны политических партий и различных течений, правительства, ученых и разных социальных слоев и групп населения, состоит в том, что инфляция − это осуществляемая через ценообразование форма скрытого (стихийного или преднамеренного) перелива капитала, перераспределения общественного продукта и национального дохода между отраслями народного хозяйства, общественными классами, группами и слоями населения. Это важнейшая характеристика инфляции с точки зрения социально-экономического положения в обществе отдельных слоев и групп населения.