logo
Учебник ДКБ / Тарасов_учебное_пособие

3.1. Функция денег как меры стоимости

Теория денег выделяет такие функции денег как мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления или сохранения ценностей и богатств, мировые деньги. Каждая из этих функций в отдельности и все вместе раскрывают сущность денег и дают им характеристику. В то же время из сущности денег как всеобщего эквивалента возникает необходимость выполнения ими вышеназванных функций. Каждая функция денег характеризует одну из сторон социально-экономического содержания денег как формы связи товаропроизводителей.

Первой исходной функцией денег является функция меры стоимости, т. е. их способность измерять стоимости всех товаров, служить посредником при определении цены. В качестве меры стоимости деньги служат всеобщим средством учета затрат и результатов общественного труда. В данном случае стоимость (цена) товаров находит всеобщее выражение в деньгах, т. е. величина их стоимости определяется посредством приравнивания к определенному количеству денег. Тем самым деньги служат мерилом стоимости товаров. При металлическом обращении эту функцию выполняли действительные деньги (золото и серебро), которые выражали стоимость товаров идеально или в виде мысленно представляемых денег.

Однако не сами по себе деньги делают товары соизмеримыми, товары соизмеримы с помощью денег потому, что они, как и деньги, являются продуктами человеческого труда, имеют однородную с ними базу сравнения − абстрактный труд (в классическом понимании). В данном случае мера стоимости является исходной функцией цены вследствие того, что прежде чем продать (купить) товар, необходимо определить его эквивалент. В качестве последнего выступает цена, которая не может быть определена в стоимостном виде без денег. Цена устанавливается с целью продажи товара, чтобы идеальные и мысленно представляемые деньги (до совершения акта купли–продажи) превратились в реальные и перешли от покупателя к продавцу товара.

Несмотря на то, что функция меры стоимости отражает отношение товара к деньгам как к всеобщему эквиваленту, тем не менее, для определения цены товаров этого недостаточно. Необходим масштаб для их сравнения, единица измерения вещественной субстанции всеобщего эквивалента. Поэтому там, где деньги относятся к самим себе, как к фиксированному, например, весу золота, они выступают как масштаб цен.

Экономическое назначение масштаба цен в условиях золотомонетного обращения состояло в том, что он служил в качестве фиксатора веса национальной денежной единицы. В данном случае в масштабе цен фиксировалось количество благородного металла, которое выражало золотое содержание соответствующей денежной единицы. В то же время законодательно установленный масштаб цен показывал, сколько национальных денежных единиц можно получить, предъявив к обмену определенное количество золота. Так, если в одной денежной единице содержится 1,0 г чистого золота, то это равенство отражает ее золотое содержание, соответственно, 1,0 г чистого золота равен одной денежной единице.

Для масштаба цен определенный вес золота должен быть фиксирован как единица измерения. Поэтому для более глубокого уяснения данного различия можно воспользоваться сравнением с существующими физическими мерами. Приняв, например, за единицу определенную часть длины земного меридиана и назвав ее метром, можно измерить с помощью этой единицы любые расстояния. С помощью же масштаба весовых количеств золота в национальной денежной единице (мере затрат общественного труда на превращение золота в деньги) можно измерить любые количества общественного труда в товарах. Однако в условиях бумажноденежного обращения понятие «масштаб цен» потеряло свое значение в классическом понимании.

Специфика функции денег как меры стоимости состоит в том, что эту функцию они выполняют как мысленно представляемые, идеальные деньги, ибо здесь имеет место лишь идеальный перевод товаров в их всеобщее стоимостное бытие. Поэтому в качестве «мерила» стоимости товаров деньги фигурируют в виде счетных денег. Это означает, что для измерения стоимости товара в деньгах нет необходимости иметь при себе единицу измеряемого товара и единицу измерителя, в отличие, например, от гирь при измерении веса. Поэтому определение цены является мысленной операцией, в которой объекты сравнения непосредственного участия не принимают.

Каждое государство устанавливает свою меру стоимости. В России мерой стоимости является рубль, в США − доллар. С помощью меры стоимости измеряется стоимость товаров и услуг так же, как, например, с помощью килограммов и метров измеряется вес и длина. Деньги как мера стоимости однородны, что очень важно для вычислений и ведения записей о совершаемых сделках.

Выражая цены в рублях и копейках (долларах и центах), люди могут сопоставлять и сравнивать стоимости различных товаров немедленно и без особых усилий. Если один товар стоит 1000 рублей, а другой 500 рублей, то относительная стоимость этих товаров очевидна. Поэтому мера стоимости − функция денег, используемая для измерения и сравнения стоимостей товаров (услуг) и способствующая тем самым ускорению их обмена.

В современных условиях, когда отсутствует золотомонетное обращение, функция меры стоимости трансформировалась. В условиях функционирования неразменных на золото кредитных денег идеальные оценки товаров посредством функции меры стоимости перестают опосредоваться благородным металлом. Вследствие этого экономические предпосылки использования денег в качестве меры стоимости перестают быть всеобщими, т. е. произошла значительная утрата функцией меры стоимости своего прежнего содержания. Трансформация функции меры стоимости привела к тому, что современные деньги, лишенные связи с золотом и существующие идеально, выступают как чисто счетные деньги.