logo
Мещеряков-БанкПродукты

§ 4 Анализ доходности банковских продуктов и эффективности работы «центров прибыли»

В современных публикациях посвященных вопросам финансового менеджмента в банках можно встретить различные подходы к оценке доходности банковских продуктов и связанной с ними эффективности работы функциональных подразделений банка. Один из таких подходов рассмотрен в статье А. Михеева «Учет доходов подразделений банка при децентрализованном управлении финансовыми ресурсами», опубликованной в журнале «Банковские технологии» № 11 за 2001 год.

Автор справедливо отмечает, что существующая система учета доходов и расходов подразделений, осуществляющих перераспределение денежных средств между клиентами банка, не дает оперативной оценки текущего состояния эффективности сформированных портфелей активов и пассивов. Несовершенство существующей системы учета доходов и расходов проявляется с одной стороны в отсутствии отражения разрыва между сроками получения и погашения процентных платежей, с другой стороны – невозможностью учета косвенных убытков банка, связанных с изменением цен на ресурсы на денежном рынке.

Так, если процентные поступления по предоставленным кредитам приходятся на отчетный период, а расходы, связанные с оплатой ресурсов на последующий, происходит необъективная оценка результатов работы подразделения банка в этих промежутках времени. «Тогда в текущем отчетном периоде рассчитанная величина дохода подразделения будет неоправданно завышена, так как в регистр не попадут расходы по взятому кредиту. В следующем отчетном периоде доход подразделения будет занижен, так как в нем будут отражены все расходы по взятому кредиту и только часть по выданным»70.

В случае несовпадения по срокам сделок, связанных с привлечением и размещением ресурсов, существует риск убытков, связанных с невозможностью реинвестирования привлеченных средств по цене, обеспечивающей покрытие процентных, не процентных расходов и достаточный уровень маржи. «Пусть ставка выданного кредита немного превышает ставку взятого. Тогда даже в случае заметного падения рыночных ставок, в конце отчетного периода рассчитанная величина дохода подразделения будет положительна, несмотря на то, что в силу падения рыночных ставок невозможно будет разместить полученные после возврата первого кредита средства так, чтобы общая величина процентов по выданным кредитам превысила величину процентов по взятому»71 .

Для устранения указанных недостатков автор предлагает подход к анализу эффективности работы банковских подразделений, основанный на вычислении текущей рыночной стоимости их активов и пассивов. Под текущей рыночной стоимостью предполагается сумма денег, которую можно получить (для активов), либо потратить (для пассивов) в результате реализации сформированных портфелей активов и пассивов. Путем вычитания из стоимости портфеля активов - стоимости портфеля пассивов автор предлагает определять величину собственных средств подразделения. Часть этой суммы по решению подразделения перечисляется в качестве его доходов банку. Используя методику и цифры, приведенные в статье, определим текущую рыночную стоимость активов и пассивов подразделения банка по состоянию, например, на 1/02/02., при условии, что были совершены следующие сделки.

  1. Привлечение межбанковского кредита 1100000 грн. под 15% годовых на срок с 1/01/02. по 1/06/02.

  2. Предоставление межбанковского кредита 1000000 грн. под 17% годовых на срок с 1/01/02. по 1/03/02.

  3. Предоставление внутрибанковского кредита 100000 под 18% годовых на срок с 1/01/02. по 1/04/02.

Таблица 3.4.1. Средние ставки на рынке межбанковского и внутрибанковского кредита по состоянию на 1/02/02составляют:

Срок

Межбанковский кредит

Внутрибанковский кредит

Ставка

Ставка

1 месяц

14%

2 месяца

17%

3 месяца

18%

4 месяца

18,5%

В соответствии с осуществленными сделками, баланс подразделения будет выглядеть следующим образом:

АКТИВ

ПАССИВ

Срок

сумма

ставка

Срок

сумма

ставка

1/01/02 - 1/03/02

1000000

17%

1/01/02 – 1/06/02

1100000

15%

1/01/02 – 1/04/02

100000

18%

По первому предоставленному кредиту итоговая сумма через 2 месяца составит:

S1 = 1000000 грн. * (1 + 0,17 * (2мес./12мес.)) = 1028333 грн.

Под текущей рыночной стоимостью кредита на 1/02/02 понимается та сумма денег, которую в текущий момент времени можно получить, продав данный кредит, с учетом того, что:

Отсюда, 1028333 = S рын. * (1 +(0,14/12)), S рын. = 1016474 грн.

Аналогично для сделки по внутрибанковскому кредиту определяем:

Итоговая сумма по привлеченному кредиту составляет: 1100000 грн. * (1+0,15*(5 мес./12 мес.)) = 1168750 грн.

Текущая стоимость пассива с учетом итоговой суммы, 4-х месячного срока до окончания договора и рыночной ставки по 4-х месячным ресурсам 18,5%, составит: 1168750 грн. = S рын. * (1 + 0,185 * (4 мес. / 12 мес.)), S рын. = 1100870 грн.

Исходя из приведенных выше расчетов, величина собственных средств подразделения по состоянию на 1/02/02 равна 1118095 грн. – 1100870 грн. = 17225 грн.

Идея автора о текущей рыночной оценке стоимости активов и пассивов в целях определения оперативной эффективности работы подразделений банка, представляется вполне логичной. Во многом эти подходы совпадают с теми, которые изложены в работе Дж. Синки «Управление финансами в коммерческом банке», и которые используются в практике финансового менеджмента западных банков. Так, говоря о системе трансфертного внутрибанковского ценообразования, Дж. Синки отмечает, что цена привлечения (по подразделениям, осуществляющим пассивные операции) равна стоимости альтернативного замещения ресурса на открытом межбанковском рынке на заданный срок, а по центрам, производящим размещение средств, цена сделок определяется суммой цены привлечения ресурсов и спрэда, устанавливаемого казначейством в качестве платы за процентный риск.

Однако, из соображений той же логики, представляется несколько не точным предлагаемый подход непосредственно к калькуляции. Действительно возможна ситуация, связанная с досрочным погашением выданного кредита, либо с досрочным изъятием привлеченного депозита. При этом существует вариант того, что досрочно возвращенные средства не смогут быть реинвестированы под процент, обеспечивающий окупаемость сделки. Но возможность досрочного расторжения договора связана для контрагентов банка с выполнением штрафных санкций, которые могут обеспечить доходность на уровне даже более высоком, чем планировалось изначально. Во – вторых, по истечении первого процентного периода, банк получит реальный доход, который не зависит от возможного последующего падения цен на рынке межбанковского кредита и внутрибанковском рынке денежных ресурсов. В нашем примере фактические доходы, полученные рассматриваемым подразделением за первый месяц по двум выданным кредитам, увеличат их стоимость соответственно до 1000000 грн.*(1+(0,17/12))=1014167 грн. и 100000 грн. (1+(0,18/12)) = 101500 грн. И именно эти суммы будут реинвестироваться либо под пониженные, либо под повышенные процентные ставки. Поскольку в нашем примере ставки понизились, итоговая стоимость активов подразделения составит:

1014167 грн. * (1+(0,14/12)) = 1025999 грн.;

101500 грн. * (1+0,17*(2/12)) = 104376 грн.;

Итого: 1130375 грн.

Стоимость пассивов, соответственно, будет равна -

1100000 грн. * (1+(0,15/12)) * (1+0,185*(4/12)) = 1182431 грн.;

а текущая прибыль подразделения (которая в статье названа «собственные средства подразделения») – 1130375 грн. – 1182431 грн.= - 52056 грн. (+17225 грн. по предложенной в статье методике).

При этом, еще раз обратим внимание на то, что при досрочном изъятии депозита, расходы банка, связанные с его оплатой, будут значительно меньше, чем рассчитанные нами на основании процентной ставки по первоначальному договору, а значит измениться и сумма прибыли подразделения. Реальную величину этой прибыли можно определить только зная размер штрафных санкций, предусмотренных в случае досрочного расторжения договоров.

Оценка прибыльности отдельных банковских продуктов, определяющая и эффективность работы подразделений банка, осуществляющих их реализацию, рассматривается в статье М.А. Помориной «Некоторые подходы к управлению эффективностью деятельности банка», опубликованной в журнале «Банковское дело» № 10 за 2001 год.

Предлагаемая автором методика оценки маржи по отдельным операциям банка включает три этапа. «На первом этапе расчетов для каждого вида активов определяются объемы ресурсов разного типа, фондирующие данный вид активных операций. При этом расчет идет по принципу полного использования наиболее краткосрочных пассивов. На втором этапе на основе информации о сложившейся стоимости пассивов различного вида рассчитывается средневзвешенная стоимость ресурсов, используемых для фондирования различного вида активных операций. На третьем этапе определяется процентная маржа по всем активным операциям, как разность между доходностью активной операции и стоимостью ресурсов, фондирующих эту операцию»72.

Использование данного подхода предполагает, как видно из цитаты, установление источников ресурсов для каждой активной операции. Этот подход является с нашей точки зрения наиболее правильным и используется в данной работе как основа для расчетов внутрибанковских денежных потоков и связанных с ними платежами и поступлениями за ресурсы. Несовпадение подходов может быть связано только с трактовкой использования краткосрочных пассивов. Так, исходя из приводимого положения: «…расчет идет по принципу полного использования наиболее краткосрочных пассивов» непонятно направления такого использования. Если речь идет об их наиболее полном использовании при формировании высоко ликвидных активов, то разногласий в наших подходах и подходах, предлагаемых г-жей Помориной нет. Если же имеется в виду использование краткосрочных пассивов в других активных операциях, то наши подходы расходятся.

Для оценки прибыльности операций в рассматриваемой методике совершенно справедливо предлагается использовать следующие формулы:

Для активных операций прибыльность равна процентные доходы + беспроцентные операционные доходы – себестоимость;

Для пассивных операций прибыльность равна процентные доходы по операциям, фондируемым данными ресурсами + беспроцентные операционные доходы – себестоимость.

В основе расчета себестоимости банковских услуг в статье предлагается использовать классический, но вместе с тем достаточно трудоемкий с точки зрения практической реализации алгоритм, включающий семь последовательных этапов.

  1. Определение перечня подразделений и технологии их взаимодействия при производстве и реализации банковского продукта.

  2. Определение трудозатрат каждого подразделения, связанных с продуктом как в абсолютном выражении, так и в доле к общему объему трудозатрат подразделения.

  3. Определение объемов не операционных расходов в разрезе отдельных функциональных подразделений.

  4. Распределение управленческих затрат общего характера по функциональным подразделениям.

  5. Определение объемов не операционных расходов, возникающих производстве и реализации банковского продукта.

  6. Определение объемов беспроцентных операционных расходов, связанных с производством и реализацией банковского продукта.

  7. Определение процентных расходов, связанных с производством и реализацией продукта.

Не оспаривая правильность данного алгоритма, мы не можем не отметить, что его практическая реализация для банка мало вероятна. Практически не возможно последовательно определить объемы не операционных, управленческих, беспроцентных и даже процентных расходов, приходящихся на конкретное подразделение и, соответственно, на конкретный банковский продукт. Во – первых, это очень сложно с технической точки зрения. Если для каждого подразделения вести отдельный учет затрат, то объем операций бухгалтерии банка значительно возрастет, увеличится необходимость в учетных работниках (не связанных непосредственно с производством и реализацией банковских продуктов), а, следовательно, увеличатся расходы и конечная себестоимость всех услуг. Во – вторых, автор статьи сама отмечает, что, как показывает опыт, бизнес - единицы, называемые также «банки внутри банка», начинают вести себя больше как самостоятельные организации, определяя приоритеты своих интересов перед интересами корпорации в целом. Отсюда неизбежны конфликтные ситуации, связанные с распределением не прямых расходов, формирующих себестоимость продуктов и доходов, определяющих эффективность этих продуктов.

Всего этого можно избежать, используя применяемую в данной работе методику определения непроцентных расходов, включаемых в себестоимость банковского продукта, путем расчета показателя затрат на одного работника функциональных подразделений банка, как единой корпорации, и нормативов загрузки работников.

Пример практической организации системы оценки эффективности работы подразделений банка, основанный на принципе разграничения источников ресурсов при формировании разных групп активов, приводится в статье начальника аналитического отдела губернского банка «Тарханы» А. Зубарева «Внутренний хозрасчет в банке, трансфертное ценообразование», опубликованной в журнале «Банковское дело» № 1 за 2001 год. Автор пишет, что в основу внутреннего хозрасчета в банке была положена модель трансфертного ценообразования по принципу разделения источников средств. В управленческом учете были выделены следующие виды центров: прибыли, поддержки и услуг. Все центры прибыли были разделены на два сегмента: первый – филиалы и дополнительные офисы, второй – подразделения головного офиса, проводящие активные или пассивные операции.

По всем центрам прибыли были сформированы баланс и отчет о прибылях и убытках. Для этого расходы и налоги разделили пропорционально значениям показателей центров прибыли (фонд оплаты, доходы, занимаемое помещение, прямые затраты) и определили коэффициент накладных расходов. На уровне управленческого учета была введена дифференциация трансфертных цен по ресурсам «до востребования» и «срочным депозитам». При этом уровень этих трансфертных цен меняется с месячной периодичностью.

Функции казначейства в банке сводились к перераспределению ресурсов внутри банка, без получения комиссионных, и обеспечение текущей ликвидности банка путем осуществления операций на межбанковском рынке.

Задача оценки эффективности работы подразделений банка и материального вознаграждения их работников реализовывалась аналитической службой на основании рейтинговой системы, включающей такие показатели: «…

К сожалению автор статьи, говоря о используемой в его банке модели оценки работы функциональных подразделений, не приводит аргументов в ее пользу, ограничившись указанием на то, что в разные периоды времени применялись и другие подходы. Возможно, эти другие подходы в условиях конкретно этого банка были менее эффективны, а изложенные в статье полностью отвечают его потребностям. Прекрасно, что банком найдена наиболее оптимальная для конкретных условий модель. Важно также и то, что вопросы внутренней экономики банка, финансового менеджмента в целом и таких его составляющих, как анализ прибыльности функциональных подразделений, находят свое выражение уже не только в форме теоретических исследований, а и начинают внедряться в практическую организацию банковской деятельности. К сожалению, собственным опытом организации внутрибанковской экономики отечественные экономисты делятся пока очень не часто.

Идея трансфертного ценообразования, как основы перераспределения полученных доходов между подразделениями банка и оценки результатов их работы предлагается практически всеми современными авторами, занимающимися проблемами финансового менеджмента. Однако, это не единственная модель, возможная к применению для достижения поставленных задач.

Альтернативный подход предлагается в статье «Бюджетное планирование в коммерческом банке». Суть метода заключается в расчетном определении эффективности работы только подразделений банка, осуществляющих размещение аккумулированных банком ресурсов. При этом финансовый результат таких центров прибыли определяется путем вычитания из реально полученных из внешних источников доходов суммы прямых издержек, связанных с привлечением ресурсов и суммы собственных прямых издержек подразделения, связанных с заработной платой и проч.

Общебанковские расходы и расходы, связанные с деятельностью поддерживающих и обслуживающих служб, между центрами прибыли не распределяются. Управление данными расходами в рамках рассматриваемой модели осуществляется высшим руководством банка, которое должно сосредоточить свое внимание на их оптимизации и контролировании. Минимальные затраты на вспомогательные службы при приемлемом качестве их функционирования, по мнению автора статьи, выступают показателем эффективности их работы.

Сравнительная характеристика преимуществ и недостатков моделей, основанных на трансфертном ценообразовании и на калькуляции прямых доходов и затрат подразделений, формирующих активы банка сведены автором в следующую таблицу.

Таблица 3.4.2. Сравнительная характеристика преимуществ и недостатков моделей

Традиционная модель бюджетного планирования с использованием трансфертных цен (1-ая модель)

Модель бюджетирования на основе прямых затрат (2-ая модель или Direct Costing)

Преимущества

Недостатки

Преимущества

Недостатки

Не стимулирует снижение издержек у вспомогательных служб и небольших по объему доходов Центров Прибыли.

Весьма эффективно действует как саморегулирующийся механизм оптимизации и сокращения затрат как для всех Центров Прибыли, так и для Центров Затрат.

Внутреннее трансфертное ценообразование на практике чрезвычайно негативно отражается на взаимоотношениях между подразделениями и сотрудниками банка и на психологическом климате в коллективе вообще.

Так как данная модель не подразумевает внутренних «рыночных отношений», конкуренции и постоянной борьбы за финансы существующие только на бумаге, то влияние на психологический климат она не оказывает.

Сложность построения и запутанность данной модели, прежде всего из-за механизма трансфертных цен, реализация и управление которой очень трудны.

Относительная простота при разработке, внедрении и оперативном управлении бюджетным планированием по этой модели.

Необходимость постоянной и весьма трудоемкой дополнительной настройки и регулирования модели.

Как правило, не требуется постоянного регулирования модели, а первичная настройка более проста.

Высокая точность в оценке финансовых результатов

Относительность с экономической точки зрения финансовых результатов, так как они не содержат полной оценки с учетом всех затрат.

Стимулирует центры прибыли на активный поиск новых и увеличение существующих доходов.

Стимулирует центры прибыли на активный поиск новых и увеличение существующих доходов.

Очень удобное средство давления со стороны руководства на бюджетные единицы посредством регулирования общехозяйственных издержек, так как сложность и запутанность схемы позволяет вполне логично увеличивать или уменьшать издержки конкретных единиц для регулирования прибыли.

Прозрачность схемы не позволяет использовать ее руководством банка как средство манипулирования и давления на подразделения.

Реализация данной модели сама по себе достаточно затратная, в том числе и за счет использования специального программного обеспечения, больших трудовых ресурсов на оперативное управление и регулирование данной схемой.

Эта модель более эффективна с экономической точки зрения, так как затрат на ее реализацию и оперативное управление требуется меньше.

Хорошая теоретическая и практическая проработанность, выражающаяся, в том числе и в наличии большого количества специалистов владеющих данной методологией

Недостаточная практическая проработанность и редкость специалистов по данной модели, являющаяся следствием ее относительной новизны и неизвестности.74

Исходя из приведенного списка преимуществ и недостатков каждой из моделей, невольно напрашивается вывод о выгодном отличии второй модели и необходимости ее более широкого использования в банковской практике.

Не вызывает сомнения, что модель, названная Direct Costing, более проста и менее точна в сравнении с системой трансфертного ценообразования. Однако, отличается ли она новизной и устраняет ли приведенные недостатки первой модели.

На наш взгляд, новизны в том, что расходы не связанные с деятельностью подразделений, обеспечивающих процентный доход, остаются без распределения между всеми центрами прибыли с отнесением их на себестоимость соответствующих банковских продуктов, нет. Эта практика (в отличии от системы внутреннего хозрасчета) широко использовалась и продолжает использоваться многими отечественными банками. Сегодня практически все коммерческие банки производят калькуляцию средней стоимости привлечения ресурсов для формирования активов и лишь некоторые идут на учет полного спектра затрат, формирующих себестоимость банковских продуктов. В рамках предлагаемой активов можно определить себестоимость только процентных банковских продуктов, которые хоть и определяют конечный финансовый результат, но не являются единственными. Нами отмечалось, что в условиях стабилизации экономики и уровня инфляции значительно возрастает удельный вес доходов банка связанных с реализацией его комиссионных продуктов. Если не знать, какие затраты банка связаны конкретными комиссионными продуктами, то как можно планировать их тарифы и прибыльность (или убыточность).

Не представляет новизны и положение о передаче руководству банка полномочий по определению сумм и направлений не процентных расходов банка. И эта жестко централизованная система управления на основании волевых решений не может претендовать ни на научность, ни на оптимальность. Формула «минимальные затраты на содержание при достижении приемлемого качества работы» звучит как лозунг. Расходы обслуживающих и поддерживающих направлений, хотим мы того или нет, все равно лягут на себестоимость продуктов функциональных подразделений. Роль руководства банка в процессе управлению затратами безусловно очень важна и в полной мере проявляется в процессе планирования, утверждения и корректировки бюджетов всех подразделений банка и сводного бюджета.

Что касается тезиса о нагнетании системой внутреннего хозрасчета напряженности в отношениях между работниками различных подразделений банка, то он справедлив лишь от части. В любом банке, работники функциональных подразделений ощущают себя «кормильцами» сотрудников не зарабатывающих подразделений, однако необходимость последних никогда и никем не отрицалась. Все соглашаются платить за необходимые услуги, состав и перечень которых зависит от особенностей каждого конкретного банка. Если не акцентировать внимание работников функциональных подразделений на том, что предоставляемые им информационно-аналитические, маркетинговые, транспортные, охранные и все прочие услуги обходятся банку не бесплатно, то внутренний конфликт между сотрудниками различных по назначению подразделений может только усилиться.

Все сказанное выше позволяет нам сделать вывод о том, что альтернативная методика бюджетирования на основе учета прямых затрат, не позволяет решить важные вопросы управления финансами банка и не снимает недостатков (кроме большей простоты) системы внутрибанковского перераспределения доходов, основанного на трансфертных ценах.

В тоже время автором совершенно правильно отмечается насущная необходимость использовать при оценке эффективности работы подразделений банка принципов бюджетного планирования, основными из которых он называет практическое апробирование моделей бюджетирования по фактическим данным за прошлые годы, а так же формализация бюджетного процесса, его открытость и возможность активного участия представителей всех банковских подразделений.

Как видно из приведенных выше моделей, подходов к определению эффективности продаж банковских услуг выработано уже достаточно и каждая из них может быть взята на вооружение конкретным банком в конкретных условиях. Имеет право на жизнь и внутрибанковское трансфертное ценообразование, и оценка рыночной стоимости активов, и упрощенные модели, основанные на едином фонде ресурсов, используемых для формирования портфеля активов.

С нашей точки зрения ключевым вопросом внутрибанковского хозяйственного расчета, как основы оценки эффективности работы центров прибыли, являются денежные потоки, имеющие место между функциональными подразделениями банка. Проблема же установления трансфертной цены, либо текущей рыночной стоимости активов и пассивов представляется вторичной по отношению к внутрибанковским денежным потокам. Зная, сколько и каких ресурсов задействовано в формировании определенного актива, оценить их стоимость можно и по текущим расходам, и по расходам за период времени, и по средним расходам.

Таким образом, при анализе эффективности продаж банковских услуг, мы будем исходить из того, каким образом и по каким направлениям распределяются источники привлечения средств, а уже затем сопоставлять стоимость пассивов, задействованных в формировании активов банка с доходностью последних.

Поскольку направления внутрибанковских денежных потоков определяются выбранной банком моделью управления активами, рассмотрим пример оценки эффективности работы функциональных подразделений банка в соответствии с этими традиционными моделями.

Оценка эффективности продаж услуг функциональными подразделениями банка при использовании модели общего фонда средств.

При внутрибанковском перераспределении расходов и доходов между функциональными подразделениями банка, основанном на модели общего фонда будут использованы следующие принципы.

  1. Все функциональные подразделения, осуществляющие активные операции оплачивают стоимость пассивов пропорционально объему размещенных ими ресурсов в общем объеме активов за исключением не доходной их части. Возможно допустить, что чем больше средств из общего фонда использовало подразделение, тем большую часть оплаты привлеченных ресурсов оно должно взять на себя.

  2. Сумма расходов, определенная в соответствии с пунктом 1 перераспределяется между подразделениями в соответствии с удельным весом привлеченных ими ресурсов в общем объеме пассивов за исключением собственных средств банка.

  3. Сумма расходов, определенная в соответствии с пунктом 2 вычитается из доходов одного подразделения и относиться на доходы другого.

Предположим у нас есть аналитический баланс банка, отражающий среднемесячные остатки по сгруппированным статьям активов и пассивов, а также укрупненный отчет о фактических процентных доходах и расходах за анализируемый период времени.

Таблица 3.4.3. Аналитический баланс банка

АКТИВ

Сумма (грн.)

ПАССИВ

Сумма (грн.)

Не доходные активы

39049000

Собственные средства

51306000

Межбанковский кредит размещенный

74159000

Межбанковский кредит привлеченный

71250000

Кредиты в иностранной валюте

89947000

Средства на валютных счетах клиентов

101299000

Вложения в ценные бумаги

55757000

Продажа ценных бумаг банка

26792000

Кредиты в национальной валюте

81105000

Депозиты юридических и физических лиц

3027000

Средства на счетах клиентов в национальной валюте

87197000

Итого

340017000

Итого

340017000

Таблица 3.4.4. Отчет о доходах и расходах за месяц

ДОХОДЫ

Сумма (грн.)

РАСХОДЫ

Сумма (грн.)

Проценты по кредитам в иностранной валюте

2473542

Проценты по остаткам на валютных счетах

42208

Проценты по кредитам в национальной валюте

2838675

Проценты по остаткам на счетах в гривне

36332

Проценты по межбанковским кредитам полученные

1544979

Проценты по межбанковским кредитам уплаченные

1365625

Доходы по ценным бумагам

1347461

Проценты по депозитам

88287

Выплаты по ценным бумагам

848413

Итого

8204675

Итого

2380865

Процентная прибыль до налогообложения – 5823792 грн.

В соответствии с первым принципом, определяем удельный вес каждого подразделения в активах банка за минусом их не доходной части.

Таблица 3.4.5. Удельный подразделений в активах банка за минусом не доходной части активов.

Подразделение

Вид актива

Сумма

Удельный вес в доходных активах

Управление дилинговых операций

Межбанковский кредит размещенный

74159000

25%

Управление валютных операций

Кредиты в иностранной валюте

89947000

30%

Управление ценных бумаг

Ценные бумаги купленные

55757000

18%

Управление ссудных операций

Кредиты в национальной валюте

81105000

27%

Итого

300968000

100%

Аналогично, следуя второму принципу, определяем удельный вес каждого подразделения в структуре пассивов банка.

Таблица 3.4.6. Удельный вес подразделений в структуре пассивов.

Подразделение

Вид пассива

Сумма

Удельный вес в пассивах за минусом собственных средств

Управление дилинговых операций

Межбанковский кредит привлеченный

71250000

25%

Управление валютных операций

Средства на валютных счетах клиентов

101299000

35%

Управление ценных бумаг

Продажа ценных бумаг банка

26792000

9%

Управление депозитных операций

Депозиты юридических и физических лиц

3027000

1%

Управление расчетно-кассового обслуживания

Средства на счетах клиентов в национальной валюте

87197000

30%

Итого

289565000

100%

В соответствии с данными отчета о процентных доходах и расходах всего за месяц было произведено платежей за ресурсы на сумму 2380865 грн. Из этой суммы в соответствии с первым принципом расчета управление дилинговых операций берет на себя 25%, а именно, 2380865*0,25 = 59216 грн., управление валютных операций – 2380865 *0,3 = 714259 грн., управление ценных бумаг – 2380865 * 0,18 = 428556 грн., управление ссудных операций – 2380865 * 0,27 = 642834 грн.

В соответствии со вторым принципом расчета, производим перераспределение полученных сумм расходов между подразделениями в соответствии с долей их участия в формировании пассивов.

Таблица 3.4.7. Перераспределение расходов между подразделениями в соответствии с долей их участия в формировании пассивов.

Подразделение

Сумма платежа

Подразделение / Сумма поступления

Управление дилинговых операций (25%)

Управление валютных операций (35%)

Управление ценных бумаг (9%)

Управление депозитных операций (1%)

Управление расчетно-кассового обслуживания (30%)

Управление дилинговых операций

595216

148804

208326

53569

5952

178565

Управление валютных операций

714259

178565

249990

64283

7143

214278

Управление ценных бумаг

428556

107139

149995

38570

4285

128567

Управление ссудных операций

642834

160709

224992

57855

6428

192850

Итого

2380865

595216

833304

214277

23808

714260

По горизонтали мы получили разбивку суммы платежа каждого подразделения между прочими структурными единицами банка в соответствии с их участием в формировании пассивов.

По вертикали, соответственно, сумму, которую каждое из подразделений должно получить в результате внутрибанковского перераспределения.

Преобразовав данные, полученные в результате предыдущего перераспределения получаем итоговые суммы взаимных требований и обязательств подразделений банка по внутренним платежам.

Таблица 3.4.8. Итоговые суммы взаимных требований и обязательств подразделений банка по внутренним платежам.

Подразделение

Сумма платежа за ресурсы

Сумма поступления за ресурсы

Разница между поступлением и платежом

Управление дилинговых операций

595216

595216

0

Управление валютных операций

714259

833304

+119044

Управление ценных бумаг

428556

214277

-214279

Управление ссудных операций

0

23808

+23808

Управление депозитных операций

0

714260

+714260

Управление расчетно-кассового обслуживания

642834

0

-642834

Итого

2380865

2380865

0

В соответствии с данными о суммах платежей и поступлений за ресурсы, списываем часть доходов с управления ценных бумаг и ссудных операций и относим их на доходы управлений расчетно-кассового обслуживания, валютных и депозитных операций.

Таблица 3.4.9. Перераспределение доходов между подразделениями банка.

Подразделение

Доходы фактические

Доходы внутри банка

Расходы фактические

Расходы внутри банка

Финансо-вый результат

А

1

2

3

4

5=1+2-3-4

Управление дилинговых операций

1544979

0

1365625

0

+179354

Управление валютных операций

2473542

119044

42208

0

+2550378

Управление ценных бумаг

1347461

0

848413

214279

+284771

Управление ссудных операций

2838675

0

0

642834

+2195841

Управление депозитных операций

0

23808

88287

0

-64479

Управление расчетно-кассового обслуживания

0

714260

36332

0

+677928

Итого

8204657

857113

2380865

857113

+5823792

Сумма итоговых финансовых результатов подразделений совпадает с суммой процентной прибыли в отчете о прибылях и убытках банка, а сумма внутрибанковских доходов равна сумме внутрибанковских расходов. Это подтверждает правильность проделанных расчетов.

Очевидно, что данную модель перераспределения доходов и расходов наиболее целесообразно использовать банкам, стремящимся развить клиентскую базу и увеличить объем остатков на счетах вкладов до востребования и срочных вкладов. Рассмотренный вариант в первую очередь нацелен на перераспределение доходов в пользу подразделений банка, обеспечивающих ресурсную базу и не участвующих в активных операциях. Как показали приведенные расчеты, управление расчетно-кассового обслуживания в результате внутреннего перераспределения доходов оказалось одним из самых прибыльных в банке. В пользу правомерности использования данной модели можно выдвинуть следующие аргументы.

        1. Остатки на счетах вкладов до востребования (расчетные и текущие счета клиентов) являются наиболее массовым и наиболее дешевым источником ресурсов для активных операций банка. С другой стороны неснижаемые остатки по этой категории счетов являются для банка еще и достаточно стабильным источником средств.

        2. Обеспечивая ресурсную базу, подразделения, ориентированные на пассивные операции, не имеют собственного дохода от размещения средств. В ряде случаев они получают прибыль от реализации комиссионных услуг. Однако, возможна и ситуация, когда услуги, связанные с проведением клиентских платежей или с выдачей наличных денег, реализуются в конкурентных целях ниже их себестоимости. И если не компенсировать плановые убытки по основной деятельности управления расчетно-кассового обслуживания косвенными доходами от обеспечения активов дешевыми пассивами, не будет смысла в развитии этого направления деятельности банка.

        3. При недостаточности привлечения средств в виде остатков по клиентским счетам, банку для формирования портфеля активов потребуется занимать средства у прочих контрагентов, что будет связано с дополнительными расходами. При этом размер данных расходов может оказаться значительно больше внутреннего платежа подразделениям, формирующим кредитный потенциал банка.

В случае же если расчетно-кассовые услуги рентабельны и обеспечивают реализующим их подразделениям достаточную прибыль, можно использовать несколько видоизмененный вариант описанной выше модели.

К трем принципам построения первой модели мы добавляем четвертый:

На доходы подразделений, обеспечивающих только пассивные операции, относятся платежи за ресурсы в сумме фактической стоимости данных пассивов. При этом, размер платежа каждого подразделения, выполняющего активные и активно-пассивные операции определяется в соответствии с его долей в итоговой величине процентных расходов без учета той их части, которая относится на деятельность подразделений, осуществляющих только пассивные операции. Дальнейшее перераспределение расходов в соответствии со структурой пассивов производится без учета доли ресурсов подразделений, выполняющих только пассивные операции.

В случае с предыдущим примером, основываясь на предложенном принципе, получим.

              1. Перераспределение расходов подразделений в соответствии с покрытием фактической суммой процентных расходов управлений депозитных операций и расчетно-кассового обслуживания.

Подразделение

Сумма % расходов

Уд. вес в сумме % расходов

Покрытие % расходов по депозитам

Покрытие % расходов по клиентским счетам

Остаток суммы % расходов

А

1

2

3

4

5

Управление дилинговых операций

595216

25%

22072

9083

564061

Управление валютных операций

714259

30%

26486

10900

376873

Управление ценных бумаг

428556

18%

15892

6540

406124

Управление ссудных операций

642834

27%

23837

9809

609188

Итого

2380865

100%

88287

36332

2256246

Гр. 3 = 88287 * гр. 2 / 100; Гр. 4 = 36332 * гр. 2 / 100; Гр. 5 = гр. 1 – гр. 3 – гр. 4.

2. Определение удельного веса подразделений в структуре пассивов без учета ресурсов, привлеченных управлениями расчетно-кассового обслуживания и депозитных операций.

Подразделение

Сумма привлеченных ресурсов

Удельный вес в привлеченных ресурсах

Управление дилинговых операций

71250000

36%

Управление валютных операций

101299000

51%

Управление ценных бумаг

26792000

13%

Итого

199341000

100%

3. Перераспределение полученных сумм расходов между подразделениями в соответствии с долей их участия в формировании пассивов.

Подразделение

Сумма платежа управлениям активно-пассивных операций

Подразделение / Сумма поступления

Управление дилинговых операций (36%)

Управление валютных операций (51%)

Управление ценных бумаг (13%)

Управление депозитных операций

Управление расчетно-кассовых операций

Управление дилинговых операций

564061

203062

287671

73328

22072

9083

Управление валютных операций

676873

243674

345205

87994

26486

10900

Управление ценных бумаг

406124

146205

207123

52796

15892

6540

Управление ссудных операций

609188

219308

310686

79194

23837

9809

Итого

2256246

812249

1150685

293312

88287

36332

4. Итоговые суммы взаимных требований и обязательств подразделений банка по внутренним платежам.

Подразделение

Сумма платежа за ресурсы

Сумма поступления за ресурсы

Разница между поступлением и платежом

Управление дилинговых операций

595216

812249

+217033

Управление валютных операций

714259

1150685

+436426

Управление ценных бумаг

428556

293312

-135244

Управление ссудных операций

642834

0

-642834

Управление депозитных операций

88287

+88287

Управление расчетно-кассового обслуживания

36332

+36332

Итого

2380865

2380865

0

5. В соответствии с данными о суммах платежей и поступлений за ресурсы, списываем часть доходов с управления ценных бумаг и ссудных операций и относим их на доходы управлений расчетно-кассового обслуживания, валютных, депозитных и дилинговых операций.

Подразделение

Доходы фактические

Доходы внутри банка

Расходы фактические

Расходы внутри банка

Финансо-вый результат

А

1

2

3

4

5=1+2-3-4

Управление дилинговых операций

1544979

217033

1365625

0

+396387

Управление валютных операций

2473542

436426

42208

0

+2867760

Управление ценных бумаг

1347461

0

848413

135244

+363804

Управление ссудных операций

2838675

0

0

642834

+2195841

Управление депозитных операций

0

88287

88287

0

0

Управление расчетно-кассового обслуживания

0

36332

36332

0

0

Итого

8204657

778078

2380865

778078

+5823792

В рамках данной модели мы только компенсировали расходы, связанные с привлечением ресурсов подразделений не имеющих в силу специфики своей работы процентных доходов, поставив тем самым задачу активно зарабатывать средства на реализации комиссионных услуг. Данная модель может использоваться в случае с избытком предложения ресурсов на финансовом рынке, сформированной и стабильной ресурсной базы у банка, а также в случаях, когда необходимо повысит уровень комиссионных доходов от расчетно-кассового обслуживания клиентуры.