§4 Организация контроля и анализа выполнения плана реализации банковских продуктов.
Система установления плановых заданий по реализации банковских продуктов предполагает наличие эффективного внутрибанковского контроля за их выполнением. Контроль выполнения плановых заданий и анализ достигнутых результатов работы являются основой достижения банком установленных целей. При этом контроль предполагает соблюдение запланированных количественных и качественных показателей работы банка и контроль за самим процессом составления плана.
Контроль за организацией системы планирования предполагает оценку того, на сколько реальны цели, устанавливаемые руководством банка и на какой основе принимаются главные управленческие решения. При этом необходимо в первую очередь учитывать следующие факторы:
-
как банк осуществлял свою деятельность в прошедших периодах и каковы его нынешние позиции в конкурентной среде, сильные и слабые стороны по отношению к конкурентам;
-
на какой основе построены и как организованы рыночные исследования банка, есть ли целевая аудитория, как построена система обратной связи с клиентами;
-
какие виды планов составляются банками, периодичность их пересмотра или корректировки;
-
какие методы страхования рисков используются в банке и есть ли информация, способная дать объективную картину рискованности проводимых операций;
-
наличие материально – технических и человеческих ресурсов, достаточных для достижения намеченных планов.
В современной экономической литературе рассмотрено достаточно вариантов организации контрольно – аналитической работы в банках. Один из наиболее, по нашему мнению, удачных представлен в книге И.О. и Я.О. Спицыных «Маркетинг в банке». В данном исследовании процесс контроля за достижением плановых результатов представлен в виде трех последовательных этапов: установление стандартов, измерение фактически достигнутых результатов и осуществление необходимых действий.
Стандарты системы контроля.
Стандарты системы контроля устанавливают количественные и качественные переменные, а также временные рамки, в которых данные показатели должны быть достигнуты.
Систему количественного контроля мы предлагаем рассматривать не как оценку достижения плановых показателей по прибыльности (для этого существует этап «измерение фактически достигнутых результатов»), а как контроль соответствия фактического объема операций, выполненных работником конкретного подразделения, нормативам загрузки определенным для данного подразделения.
Система нормирования труда банковского служащего строится на проведении хронометража банковских операций. С помощью хронометража изучают затраты времени, которые необходимы для осуществления определенного набора операций, обеспечивающих предоставление отдельной банковской услуги. При этом, определяется последовательность выполнения отдельных элементов заданной работы, возможности оборудования, задействованного в данном технологическом процессе, условия труда и уровень подготовки конкретных исполнителей.
В статье М. Буркина и др. «Хронометрирование банковских операций» выделяются три способа проведения хронометражных наблюдений:
«Непрерывный способ – когда изучение и измерение длительности элементов операции производят непрерывно от начала до конца операции. При этом способе фиксируют текущее время окончания выполнения каждого элемента операции.
Выборочный способ проведения хронометража состоит в том, что изучают продолжительность не всех элементов операции, а по выбору – одного или нескольких.
Цикловой способ хронометрирования применяется при изучении элементов малой продолжительности, вследствие чего каждый элемент в отдельности измерить не представляется возможным. При этом способе отдельные элементы объединяют в группы. В каждую группу включают несколько последовательно выполняемых элементов операции».61
На основании проведенных замеров временных затрат определяются нормативы выполнения отдельных операций работниками различных подразделений. При этом норма времени на выполнение операции устанавливается как в минутах, так и в абсолютных показателях из расчета 8 – часового рабочего дня. Условный пример нормирования различных операций приводится в таблице 2.4.1.
Таблица 2.4.1. Условные нормы времени на проведение различных банковских операций
Подразделение | Краткое описание содержания операции | Норма времени на услугу в минутах | Норматив на услуги за 8 часов |
Отдел по работе с ценными бумагами | Учет векселей | 120 | 4 договора |
| Аваль векселя | 32 | 15 векселей |
| Погашение векселя, предъявленного к оплате | 15 | 32 векселя |
Отдел расчетных операций | Ручная обработка платежных документов | 3,2 | 150 документов |
| Обработка платежных документов в системе «Клиент-Банк» | 2,7 | 180 док-тов |
| Открытие, закрытие вкладных счетов физических лиц. | 20 | 24 клиента |
Кредитно-депозитный отдел | Ведение действующих кредитных договоров | В месяц | 36 договоров |
| Ведение действующих депозитных договоров | В месяц | 120 договоров |
Касса | Формирование денежных пачек | 27 | 18 пачек |
| Оформление расходных ордеров | 8 | 60 док-тов |
| Прием коммунальных платежей | 2,5 | 190 квитанций |
Валютный отдел | Проведение сумм по валютным счетам клиентов | 20 | 24 платежа |
| Открытие, закрытие валютных счетов | 25 | 19 счетов |
Далее на основании сопоставления планового и фактического объема выполненных операций, определяется процент выполнения плана и делаются выводы о соответствии фактической численности работников необходимому минимуму. Например:
Таблица 2.4.2 Условный пример определения процента выполнения плана
Отдел, вид операций | Норматив на 1-го работника | Объем фактически выполненных операций | Численность работников | Выпол-нение норма-тива в % | |
По нормативу | Фактически | ||||
КАССА Приходная - формирование денежных пачек в среднем за день | 18 | 51 | 2,8 | 1 |
|
- прием коммунальных платежей | 190 | 160 | 0,84 | 1 |
|
Расходная - оформление ордеров, выдача наличных в среднем за день | 60 | 116 | 1,9 | 1 |
|
Итого по кассе |
|
| 5,5 | 3 | 183% |
В приведенном примере мы получили перевыполнение плана по реализации кассовых услуг работниками данного подразделения на 83%, что говорит об достаточно высокой степени загрузки кассиров и необходимости увеличения численности этой категории сотрудников хотя бы на одну штатную единицу.
Выполнение такого рода расчетов соответствия плановых и фактических показателей работы следует возлагать на аналитическую службу совместно с отделом кадров и службой внутреннего контроля, а рассмотрение результатов расчета выносить на заседание правления банка.
Что касается контроля качественных показателей работы банка, то он призваны обеспечить на основании достоверной информации:
-
соблюдение работниками внутрибанковских требований и положений, нормативных актов вышестоящих органов;
-
соблюдение установленного уровня максимально допустимого риска отдельных операций;
-
анализ причин недостатков в работе банка и возможных направлений их устранения.
В решении поставленных задач приоритетную роль играют внутренние и внешние аудиторы, которые обязаны излагать свои выводы высшему руководящему органу банка. Для успешной организации работы аудиторов, банки составляют программы аудиторских проверок, которые определяют регулярность их проведения, состав и квалификацию привлекаемых внешних аудиторов, объем, содержание и формы отчетов, предоставляемых руководству банка.
Временные рамки, в которые помещены количественные и качественные показатели работы определяют плановый период времени их достижения: «Итак, стандарты, описываемые с использованием количественных и качественных переменных, а также помещенные в определенные временные рамки, позволяют судить об эффективности деятельности банка и ходе выполнения плановых заданий».62
Измерение фактически достигнутых результатов.
Измерение фактически достигнутых результатов деятельности банка за исследуемый период само по себе не несет никакой информативности. Только на основании сопоставления текущих результатов деятельности банка с их уровнем за прошедшие периоды, с плановыми заданиями и результатами работы конкурирующих банков могут быть сделаны выводы о эффективности работы банка и степени его приближения к поставленным целям. С этим положением согласны и авторы концепции трех - этапной системы организации контроля: «Система контроля должна обеспечивать сопоставление достигнутых результатов с установленными на предыдущем этапе стандартами».63
Поскольку в любом случае, и количественные, и качественные показатели работы банка определяют единый результирующий показатель – прибыль, то и анализ банковской деятельности должен производиться с точки зрения ее конечной прибыльности.
Целям такого анализа в принципе соответствует система максимизации прибыли, применяемая американскими банками и приведенная в монографии Е.Б. Ширинской «Операции коммерческих банков и зарубежный опыт».
«В американских коммерческих банках анализ банковской деятельности охватывает четыре крупных этапа.
-
Обычное сопоставление деятельности банка за определенный период с базовым периодом.
-
Оценка удельных весов каждой активной и пассивной статьи баланса в общем объеме соответственно активов и пассивов банка, а также анализ удельного веса объема дохода, получаемого от каждого вида деятельности, в общей сумме дохода.
-
Анализ изменений по основным банковским счетам с помощью индексного метода.
-
Анализ деятельности с помощью коэффициентов, в том числе коэффициентов ликвидности.»64
Рассмотрим пример анализа выполнения плана по прибыли условного банка, ориентируясь на приведенные выше четыре этапа на основании данных о фактической, плановой структуре баланса, а также структуре баланса за предшествовавший период времени.
Таблица 2.4.3. Балансовые данные условного банка.
АКТИВЫ | Базовый период | По плану | Фактически | ПАССИВЫ | Базовый период | По плану | Фактически |
Ликвидные активы | 20 313 998 | 20 000 000 | 20 138 970 | Вклады до востребования | 92 899 379 | 166 666 667 | 113 801 739 |
Меж. Банковский кредит | 43 786 373 | 46 666 667 | 53 638 307 | Меж. Банковский кредит | 11 051 816 | 13 000 000 | 13 538 475 |
Кредиты клиентам | 96 466 037 | 208 000 000 | 118 170 895 | Срочные вклады | 14 336 394 | 33 333 333 | 17 562 083 |
Ценные бумаги | 9 087 530 | 10 000 000 | 11 132 224 | Ценные бумаги | 6 358 195 | 8 333 333 | 7 788 789 |
Расчеты между филиалами | 68 934 980 | 70 000 000 | 84 445 350 | Расчеты между филиалами | 113 732 791 | 126 666 667 | 139 322 668 |
Не доходные активы | 17 355 028 | 13 333 333 | 21 259 910 | Капитал | 19 238 871 | 20 000 000 | 20 000 000 |
Дебиторская задолженность | 23 682 757 | 23 333 333 | 30 189 438 | Кредиторская задолженность | 22 009 257 | 23 333 333 | 26 961 339 |
ИТОГО | 279 626 702 | 391 333 333 | 338 975 094 | ИТОГО | 279 626 702 | 391 333 333 | 338 975 094 |
Из данных таблицы 2.4.3. видно, что банк планировал общее увеличение валюты баланса на 40% (или на 111706631 грн.) в первую очередь за счет роста остатков на счетах вкладов до востребования – 79% (73767288 грн.), срочных вкладов – 133% (18996939 грн.) и увеличения объемов кредитования клиентов на 116% (111533963 грн.).
Анализ выполнения плана по структуре актива приводится в таблице 2.4.4., а по структуре пассива в таблице 2.4.5.
Таблица 2.4.4. Анализ выполнения плана по активам
АКТИВЫ | Базовый период | По плану | Фактически | Отклонение от плана | Отклонение от базового периода | ||
|
|
|
| Абсолют. | % | абсолют. | % |
Ликвидные активы | 20 313 998 | 20 000 000 | 20 138 970 | 138 970 | 100,69% | -175 028 | 99,14% |
Меж. Банковский кредит | 43 786 373 | 46 666 667 | 53 638 307 | 6 971 640 | 114,94% | 9 851 934 | 122,50% |
Кредиты клиентам | 96 466 037 | 208 000 000 | 118 170 895 | -89 829 105 | 56,81% | 21 704 858 | 122,50% |
Ценные бумаги | 9 087 530 | 10 000 000 | 11 132 224 | 1 132 224 | 111,32% | 2 044 694 | 122,50% |
Расчеты между филиалами | 68 934 980 | 70 000 000 | 84 445 350 | 14 445 350 | 120,64% | 15 510 370 | 122,50% |
Не доходные активы | 17 355 028 | 13 333 333 | 21 259 910 | 7 926 576 | 159,45% | 3 904 881 | 122,50% |
Дебиторская задолженность | 23 682 757 | 23 333 333 | 30 189 438 | 6 856 104 | 129,38% | 6 506 681 | 127,47% |
ИТОГО | 279 626 702 | 391 333 333 | 338 975 094 | -52 358 240 | 86,62% | 59 348 391 | 121,22% |
Фактически достичь плановых результатов по увеличению объемов коммерческого кредитования удалось только на 22,5% по сравнению с базовым периодом, при выполнении плана всего на 57%. Этот фактор не позволил увеличить объем активов до запланированного уровня. Рост вместо 40% составил только 21,2%. Не удалось снизить уровень дебиторской задолженности (фактически она даже возросла на 27,5% по сравнению с базовым периодом).
Очевидно, что недостаточный рост активов обусловлен недостаточным увеличением источников привлеченных средств.
Таблица 2.4.5.. Анализ выполнения плана по пассивам
ПАССИВЫ | Базовый период | По плану | Фактически | Отклонение от плана | Отклонение от базового периода | ||
|
|
|
| Абсолют. | % | абсолют. | % |
Вклады до востребования | 92 899 379 | 166 666 667 | 113 801 739 | -52 864 928 | 68,28% | 20 902 360 | 122,50% |
Меж. Банковский кредит | 11 051 816 | 13 000 000 | 13 538 475 | 538 475 | 104,14% | 2 486 659 | 122,50% |
Срочные вклады | 14 336 394 | 33 333 333 | 17 562 083 | -15 771 251 | 52,69% | 3 225 689 | 122,50% |
Ценные бумаги | 6 358 195 | 8 333 333 | 7 788 789 | -544 544 | 93,47% | 1 430 594 | 122,50% |
Расчеты между филиалами | 113 732 791 | 126 666 667 | 139 322 668 | 12 656 002 | 109,99% | 25 589 878 | 122,50% |
Капитал | 19 238 871 | 20 000 000 | 20 000 000 | 0 | 100,00% | 761 129 | 103,96% |
Кредиторская задолженность | 22 009 257 | 23 333 333 | 26 961 339 | 3 628 006 | 115,55% | 4 952 083 | 122,50% |
ИТОГО | 279 626 702 | 391 333 333 | 338 975 094 | -52 358 240 | 86,62% | 59 348 391 | 121,22% |
Данные таблицы 2.4.5. показывают, что не были достигнуты плановые показатели роста основных источников привлечения средств – вкладов до востребования, срочных вкладов и вкладов, привлекаемых посредством продажи эмитированных банком ценных бумаг.
Данные двух последних таблиц позволяют сделать вывод о том, что банк переоценил свои возможности по увеличению валюты баланса, что является минусом аналитической службы, либо не совсем удачно работали основные функциональные подразделения банка, не сумевшие справиться с поставленными задачами.
В целом же можно говорить о том, что банк добился значительного роста объема своих операций. Увеличение валюты баланса за год на 21,2% может считаться достаточно высоким показателем, при условии ограниченных темпов инфляции.
Рассмотрим теперь какие выводы позволит сделать второй этап анализа, а именно анализ изменения фактической структуры баланса банка по сравнению с базисной и плановой структурами. Подобный анализ призван определить основные пропорции между счетами и выявить тенденции в их изменении.
Таблица 2.4.6. содержит сведения о базовой, плановой и фактической структурах баланса банка, рассчитанных на основании таблиц 2.4.4. и 2.4.5.
Таблица 2.4.6. Структура баланса банка
АКТИВЫ | Базовый период | По плану | Фактически | ПАССИВЫ | Базовый период | По плану | Фактически |
Ликвидные активы | 7% | 5% | 6% | Вклады до востребования | 33% | 43% | 34% |
Меж. Банковский кредит | 16% | 12% | 16% | Меж. Банковский кредит | 4% | 3% | 4% |
Кредиты клиентам | 34% | 53% | 35% | Срочные вклады | 5% | 9% | 5% |
Ценные бумаги | 3% | 3% | 3% | Ценные бумаги | 2% | 2% | 2% |
Расчеты между филиалами | 25% | 18% | 25% | Расчеты между филиалами | 41% | 32% | 41% |
Не доходные активы | 6% | 3% | 6% | Капитал | 7% | 5% | 6% |
Дебиторская задолженность | 8% | 6% | 9% | Кредиторская задолженность | 8% | 6% | 8% |
ИТОГО | 100% | 100% | 100% | ИТОГО | 100% | 100% | 100% |
Данные таблицы 2.4.6. свидетельствуют о том, что структура баланса за анализируемый период практически не изменилась по сравнению с базисным периодом (изменения в 1% в ту или другую сторону не могут рассматриваться как существенные). Таким образом, можно констатировать тот факт, что рост валюты баланса совершенно не отразился на соотношении его статей.
В тоже время анализ структуры баланса подтверждает сделанный нами ранее вывод о том, что банку не удалось достичь плановых заданий по росту объема различных видов вкладов и росту кредитных вложений. Что снова дает основания задуматься над пересмотром планов, либо над анализом условий привлечения вкладов и работы соответствующих банковских подразделений.
Описанный в книге «Операции коммерческих банков и зарубежный опыт» третий этап анализа строиться на расчете соотношений фактической доходности банка по дельным видам услуг к плановым или базисным показателям.
С нашей точки зрения расчет соотношений может использоваться как дополнительная иллюстрация. Более важным является расчет абсолютных величин отклонений от плановых и базисных величин, с учетом планового и фактического уровня средневзвешенных ставок по привлечению и размещению средств.
Используя такой подход мы можем отчетливо проследить, как отразилось на итоговом отклонении от выполнения плана по прибыли недовыполнение или перевыполнение плана по объемным показателям и какое влияние оказало изменение процентных ставок (планировать уровень процентных ставок по привлечению и размещению средств достаточно сложно, поскольку в наших условиях ситуация на рынке меняется достаточно часто в силу различных, в первую очередь политических, факторов).
Таблицы 2.4.7. и 2.4.8. содержат информацию о базисных и плановых показателях по объемам и стоимости привлечения и размещения ресурсов. Причем в силу сказанного выше плановые ставки установлены на уровне базисного периода.
Таблица 2.4.7. Базисные показатели по объемам и стоимости привлечения и размещения ресурсов.
В базисном периоде |
|
|
|
|
|
| |
АКТИВЫ | Сумма | Средне - взвешенная доходность | Годовой доход | ПАССИВЫ | Сумма | Средне - взвешенная стоимость | Годовой расход |
Ликвидные активы | 20 313 998 | 0% | - | Вклады до востребования | 92 899 379 | 7% | 6 502 957 |
Меж. Банковский кредит | 43 786 373 | 23% | 10 070 866 | Меж. Банковский кредит | 11 051 816 | 21% | 2 320 881 |
Кредиты клиентам | 96 466 037 | 42% | 40 515 735 | Срочные вклады | 14 336 394 | 30% | 4 300 918 |
Ценные бумаги | 9 087 530 | 38% | 3 453 261 | Ценные бумаги | 6 358 195 | 35% | 2 225 368 |
Расчеты между филиалами | 68 934 980 | 20% | 13 786 996 | Расчеты между филиалами | 113 732 791 | 20% | 22 746 558 |
Не доходные активы | 17 355 028 | 0% | - | Капитал | 19 238 871 | 0% | - |
Дебиторская задолженность | 23 682 757 | 0% | - | Кредиторская задолженность | 22 009 257 | 15% | 3 301 389 |
ИТОГО | 279 626 702 | 24% | 67 826 858 | ИТОГО | 279 626 702 | 15% | 41 398 071 |
Прибыль |
|
|
| 26 428 787 |
|
|
|
Таблица 2.4.8. Плановые показатели по объемам и стоимости привлечения и размещения ресурсов.
По плану |
|
|
|
|
|
|
|
АКТИВЫ | Сумма | Средне - взвешенная доходность | Годовой доход | ПАССИВЫ | Сумма | Средне - взвешенная стоимость | Годовой расход |
Ликвидные активы | 20 000 000 | 0% | - | Вклады до востребования | 166 666 667 | 7% | 11 666 667 |
Меж. Банковский кредит | 46 666 667 | 23% | 10 733 333 | Меж. Банковский кредит | 13 000 000 | 21% | 2 730 000 |
Кредиты клиентам | 208 000 000 | 42% | 87 360 000 | Срочные вклады | 33 333 333 | 30% | 10 000 000 |
Ценные бумаги | 10 000 000 | 38% | 3 800 000 | Ценные бумаги | 8 333 333 | 35% | 2 916 667 |
Расчеты между филиалами | 70 000 000 | 20% | 14 000 000 | Расчеты между филиалами | 126 666 667 | 20% | 25 333 333 |
Не доходные активы | 13 333 333 | 0% | - | Капитал | 20 000 000 | 0% | - |
Дебиторская задолженность | 23 333 333 | 0% | - | Кредиторская задолженность | 23 333 333 | 15% | 3 500 000 |
ИТОГО | 391 333 333 | 30% | 115 893 333 | ИТОГО | 391 333 333 | 14% | 56 146 667 |
Прибыль |
|
|
| 59 746 667 |
|
|
|
В соответствии с плановым ростом объема активных и пассивных операций, при неизменном уровне процентных ставок, прибыль банка должна была возрасти на 33317879 грн. в результате значительного роста кредитных вложений (несопоставимого с ростом процентных расходов по привлекаемым ресурсам).
Этого по описанным выше причинам не произошло. Однако, если взглянуть на итоговый результат работы банка при фактическом уровне средневзвешенных ставок и плановых объемных показателях привлечения и размещения ресурсов, то недовыполнение плана должно быть скорректировано.
Данные о фактических объемах полученной прибыли и прибыли при достижении плановых объемных показателей и фактических процентных ставках приведены в таблицах 2.4.9. и 2.4.10.
Таблица 2.4.9.Плановые показатели по объемам и стоимости привлечения и размещения ресурсов.
По факту |
|
|
|
|
|
|
|
АКТИВЫ | Сумма | Средне - взвешенная доходность | Годовой доход | ПАССИВЫ | Сумма | Средне - взвешенная стоимость | Годовой расход |
Ликвидные активы | 20 138 970 | 0% | - | Вклады до востребования | 113 801 739 | 8% | 9 104 139 |
Меж. Банковский кредит | 53 638 307 | 27% | 14 482 343 | Меж. Банковский кредит | 13 538 475 | 28% | 3 790 773 |
Кредиты клиентам | 118 170 895 | 40% | 47 268 358 | Срочные вклады | 17 562 083 | 33% | 5 795 487 |
Ценные бумаги | 11 132 224 | 35% | 3 896 278 | Ценные бумаги | 7 788 789 | 40% | 3 115 516 |
Расчеты между филиалами | 84 445 350 | 20% | 16 889 070 | Расчеты между филиалами | 139 322 668 | 20% | 27 864 534 |
Не доходные активы | 21 259 910 | 0% | - | Капитал | 20 000 000 | 0% | - |
Дебиторская задолженность | 30 189 438 | 0% | - | Кредиторская задолженность | 26 961 339 | 17% | 4 583 428 |
ИТОГО | 338 975 094 | 24% | 82 536 049 | ИТОГО | 338 975 094 | 16% | 54 253 876 |
Прибыль |
|
|
| 28 282 173 |
|
|
|
Таблица 2.4.10.Плановые показатели по объемам и фактические показатели по стоимости привлечения и размещения ресурсов.
Плановые суммы по фактическим ставкам |
|
|
|
| |||
АКТИВЫ | Сумма | Средне – взвешенная доходность | Годовой доход | ПАССИВЫ | Сумма | Средне - взвешенная стоимость | Годовой расход |
Ликвидные активы | 20 000 000 | 0% | - | Вклады до востребования | 166 666 667 | 8% | 13 333 333 |
Меж. Банковский кредит | 46 666 667 | 27% | 12 600 000 | Меж. Банковский кредит | 13 000 000 | 28% | 3 640 000 |
Кредиты клиентам | 208 000 000 | 40% | 83 200 000 | Срочные вклады | 33 333 333 | 33% | 11 000 000 |
Ценные бумаги | 10 000 000 | 35% | 3 500 000 | Ценные бумаги | 8 333 333 | 40% | 3 333 333 |
Расчеты между филиалами | 70 000 000 | 20% | 14 000 000 | Расчеты между филиалами | 126 666 667 | 20% | 25 333 333 |
Не доходные активы | 13 333 333 | 0% | - | Капитал | 20 000 000 | 0% | - |
Дебиторская задолженность | 23 333 333 | 0% | - | Кредиторская задолженность | 23 333 333 | 17% | 3 966 667 |
ИТОГО | 391 333 333 | 29% | 113 300 000 | ИТОГО | 391 333 333 | 15% | 60 606 667 |
Прибыль |
|
|
| 52 693 333 |
|
|
|
Из приведенных таблиц видно, что плановый уровень доходности практически по всем направлениям вложения средств оказался ниже, чем фактический, в то время как стоимость практически всех пассивов повысилась. Вероятно это и послужило одной из основных причин, по которым банк не стал добиваться плановых объемных показателей по росту привлеченных и размещенных средств.
Так, учитывая фактические процентные ставки, плановая сумма прибыли составила бы не 59746667 грн., а 52693333 грн. (- 7053333 грн.)
В тоже время, если бы банк сумел достигнуть планового роста активов и пассивов, то его финансовый результат, даже при не выгодной динамике процентных ставок, был больше достигнутого на 24411161 грн. (52693333 грн. – 28282173 грн.).
В результате мы можем констатировать, что в результате не выполнения плана по росту активов и пассивов, банк не выполнил план и по росту прибыли на 59746667 - 28282173 = 31464494 грн. При этом в связи с неблагоприятным изменением процентных ставок, данный результат должен быть уменьшен на 7053333 грн. и установлен на уровне 24411161 грн.
Данные анализа прибыли еще раз подтверждают либо необоснованность плановых заданий (план выполнен всего на 54% (28282173\52693333*100%), либо не эффективность работы банка в анализируемом периоде.
Несмотря на очевидность выводов, сделанных в ходе трех предыдущих этапов анализа, обратимся к заключительному этапу, а именно, к анализу деятельности банка с помощью коэффициентов. Как таковые, коэффициенты представляют информационную ценность только при их рассмотрении в динамике, когда есть возможность оценить положительные или отрицательные изменения расчетных соотношений.
Систем оценочных коэффициентов, характеризующих различные стороны деятельности банка и в отечественной, и в зарубежной практике существует достаточно много. Так в издании «Операции коммерческих банков и зарубежный опыт» автор Ширинская Е.Б. предлагаются к использованию коэффициенты: эффективности использования активов, использования привлеченных средств, характеризующие структуру капитала, фондового, кредитного и депозитного портфелей банка, показатели доходности и контроля за расходами. В книге П.С. Роуз «Менеджмент банков» приведены различные показатели прибыльности банка: прибыль на акционерный капитал (ROE), прибыль на единицу активов (ROA), чистая прибыль до проведения специальных операций (NRST), чистая прибыль в расчете на одну акцию (EPS), чистая маржа прибыли банка (NPM), коэффициент использования активов банка (AU), мультипликатор капитала (EM) и т.д.
В нашей практике также применяются различные системы нормативных и оценочных коэффициентов банковской деятельности. Кроме того, многие банки разрабатывают собственные оценочные системы и устанавливают граничные значения основных показателей.
Здесь мы не будем анализировать коэффициенты, предлагаемые различными авторами, поскольку они (кроме установленных НБУ) могут варьироваться для каждого банка в зависимости от его возможностей и решаемых задач.
Подходы к анализу не процентных результатов деятельности банка, основанных на выполнении плана по количеству совершенных операций, мы рассмотрели в начале данного параграфа.
Размер процентных доходов в первую очередь определяется коэффициентом использования депозитов, который характеризует агрессивность кредитной политики банка. Он определяется как отношение средней задолженности по кредитам к средним остаткам по всем вкладным счетам. В нашем примере:
Коэффициент использования депозитов | Базисный период | По плану | Фактически |
(96466037/(92899379+ 14336394))*100=90% | (208000000/(166666667 +33333333))*100=104% | (1181708953/(113801739+17562083))*100=90% |
Коэффициент использования депозитов отражает крайне агрессивную кредитную политику банка (свыше 75%), причем в плановом периоде предполагалось использовать на цели кредитования не только остатки на вкладных счетах, но и ресурсы, привлеченные из прочих источников (о приоритетности использования ресурсов в различных категориях активов мы будем говорить далее). Агрессивность кредитной политики в анализируемом периоде не изменилась в сравнении с базисным.
Рост процентных доходов может произойти в результате роста объема работающих активов и увеличения их доходности. Размер влияния каждого из данных факторов на достигнутый результат определяется по следующим формулам:
Влияние роста объема активов Pv = (V2 – V1)*R1, где
V2 – средние остатки активов в анализируемом периоде;
V1 - то же, в предыдущем периоде;
R1 – средний уровень доходности активов в предыдущем периоде.
Влияние изменения среднего уровня процентных ставок PR = (R2 – R1)*V1, где
R2 – средний размер процентной ставки по доходным активам в анализируемом периоде;
R1 - средний размер процентной ставки по доходным активам в предыдущем периоде периоде;
V1 - средние остатки активов в предыдущем периоде;
После количественного анализа результатов выполнения плана наступает заключительный этап контрольного процесса – осуществление необходимых действий.
В издании “Маркетинг в банке” отмечается “… на третьем этапе процесса контроля могут приниматься три варианта решений:
-
не предпринимать никаких действий;
-
довести фактические результаты до уровня стандартов;
-
корректировать сами стандарты.”65
В нашем примере скорее всего банку следовало бы скорректировать стандарты, поскольку их доведение до планового уровня представляется мало реальным.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Министерство финансов Украины
- Днепропетровский государственный финансово – экономический институт
- Мещеряков а.А.
- Анализ эффективности продаж банковских продуктов
- Оглавление
- Глава I Сущность банка и банковского продукта
- § 1 Возникновение и развитие банковских продуктов
- Развитие депозитных услуг банка
- § 2 Сущность и функции банка
- § 3 Организационная структура банка и функции его подразделений.
- Глава 2 . Особенности реализации банковских продуктов
- § 1 Особенности банковского маркетинга
- § 2 Рынок банковских услуг и способы его изучения
- § 3. Планирование реализации банковских продуктов
- §4 Организация контроля и анализа выполнения плана реализации банковских продуктов.
- §5 Система управленческого учета, необходимая для анализа эффективности продаж банковских продуктов.
- Глава 3. Оценка прибыльности банковского продукта
- § 1.Анализ существующих подходов к калькуляции затрат и установлению цены на банковские продукты
- § 2. Определение себестоимости и цены комиссионных продуктов банка.
- Количество обработанных документов
- Расходы на одного работника
- Фотография рабочего дня
- § 3 Определение себестоимости и цены процентных продуктов банка.
- § 4 Анализ доходности банковских продуктов и эффективности работы «центров прибыли»
- § 5 Система стимулирования сбыта банковских продуктов
- Раздел 2 - Оценка показателей работы служащего по шкале:
- Раздел 3
- Раздел 4
- Раздел 5
- 1. Принципы расчета.