logo
Мещеряков-БанкПродукты

§ 3. Планирование реализации банковских продуктов

Говоря о планировании реализации банковских продуктов, следует рассмотреть два основных вопроса. Это планирование объема реализации и планирование цены реализации.

Планирование объема реализации

Планирование производится отдельно по каждому виду банковских продуктов для вкладчиков; продуктов для заемщиков и продуктов не связанных с перераспределением ресурсов.

Продукты для вкладчиков планируются на основании данных об остатках на счетах вкладов физических и юридических лиц за истекший период, прогноза их изменения в планируемом периоде и с учетом норм ликвидности (максимальное соотношение капитала банка и его обязательств).

Определяются среднеквартальные объемы привлеченных за предыдущий год ресурсов по их видам:

- средние остатки на расчетных и текущих счетах в гривне и валюте;

- вклады населения в гривне и валюте; депозиты юридических лиц в гривне и валюте.

В ходе составления бизнес-плана банк проводит консультации со своими клиентами с целью выяснения примерных сроков и объемов ресурсов, которые высвобождаются у клиентов в ходе их производственных циклов, планирует (с учетом динамики изменения и предполагаемых темпов инфляции) объемы остатков по счетам. На основании этих планов банк составляет прогноз объема и структуры привлечения ресурсов. Скорректировав показатели данного прогноза с учетом обязательных нормативов ликвидности и обязательные резервы, банк получает прогноз объемов привлечения ресурсов.

Составляется также поквартальный прогноз объема и структуры привлеченных ресурсов.

Данный прогноз включает ряд этапов:

I. Определение динамики изменения уставного фонда и капитала банка:

1) Устанавливается динамика изменения уставного фонда банка по кварталам за предыдущий год;

2) Рассчитываются коэффициенты соотношения уставного фонда и капитала по кварталам предыдущего года и средний коэффициент изменения за год;

3) Экспертным путем определяется предполагаемая величина уставного фонда и капитала банка по кварталам планового года;

II. Определение максимального объема привлеченных ресурсов:

Максимальный объем привлеченных ресурсов определяется исходя из размеров капитала и установленных нормативов соотношения собственных и привлеченных средств.

III. Прогноз структуры привлеченных ресурсов по видам привлечения:

1) Определяется объем ресурсов по видам за 4-й квартал предыдущего года.

2) Вычитаются из остатков на расчетных счетах клиентов средние остатки по счетам клиентов, ушедших в другие банки и прибавляются ожидаемые остатки по счетам новых клиентов.

3) Пересчитывается структура привлечения ресурсов 4-го квартала прошлого года с учетом происшедших изменений;

4) Эта структура берется за базовую в 1-м квартале планового года. Рассчитываются объемы привлеченных ресурсов с учетом максимально допустимого объема привлеченных ресурсов в 1-м квартале в соответствии с размером собственного капитала. Рассчитываются динамические поправочные коэффициенты для объема привлечения ресурсов в каждом квартале планового года на основании динамики изменения объемов привлечения от квартала к кварталу в прошедшем году:

Для 2-го квартала планового года:

фактический объем привлечения ресурсов 2-го квартала прошлого года

К1= фактический объем привлечения ресурсов 1- го квартала прошлого года.

Для 3-го квартала планового года:

факт 3-го квартала прошлого года

К2= факт 2 -го квартала прошлого года.

Для 4-го квартала планового года:

факт 4-го квартала прошлого года

К3= факт 3 -го квартала прошлого года.

Производится расчет объемов привлечения каждого вида ресурсов в каждом квартале планового года:

Объем ресурсов 2-го квартала=объемы ресурсов 1-го квартала * (ki)

Объем ресурсов 3-го квартала=объемы ресурсов 2-го квартала *(К2)

Объем ресурсов 4-го квартала= объемы ресурсов 3-го квартала *(КЗ)

Продукты для заемщиков планируются на основании выяснения у клиентов банка сроков и объемов необходимых займов, норм ликвидности и резервных требований, а также с учетом предполагаемых объемов и сроков привлекаемых ресурсов.

Прогнозирование активов следует начинать с прогноза ликвидных активов и резервных счетов в Центральном банке.

Остатки на клиентских счетах (под остатками на клиентских счетах мы понимаем не только расчетные и текущие счета предприятий, но и счета вкладов и депозитов юридических и физических лиц) являются основой планирования объема ликвидных активов (остатков на корреспондентском счете и в кассе). Практика показывает, что для проведения своевременных расчетов по клиентским счетам около 10% активов банка должны находиться в высоко ликвидной форме. Предполагаемые остатки по счетам клиентов позволяют также планировать суммы обязательных резервов.

Планирование остатков на счетах доходных активов не отличается от описанного выше подхода к планированию пассивов.

План по реализации банковских продуктов, которые не связаны с привлечением-размещением ресурсов, составляется на основании объемов их реализации в прошедшем периоде и предполагаемом увеличении данных объемов в плановом периоде. Определяются объемы доходов в прошедшем периоде по видам реализуемых банком комиссионных продуктов и задания по их увеличению в плановом периоде:

-доходы от торговли иностранной валютой;

-доходы по трастовым и агентским операциям;

-доходы от операций с ценными бумагами (депозитарные услуги).

Основы планирования себестоимости и цены банковских продуктов.

Объективное и обоснованное установление цен на банковские продукты является сегодня в условиях конкуренции и относительной схожести по качеству и набору услуг, предоставляемых коммерческими банками своим клиентам, одной из основных задач финансового менеджмента и внутри банковской аналитики.

Сегодня практически все банки согласились с тем, что, несмотря на то, что банк выступает как единое целое, внутри него функционируют подразделения, обеспечивающие непосредственную реализацию услуг (функциональные подразделения или центры прибыли) и поддерживающие и обслуживающие направления (центры затрат). Кроме того, среди функциональных подразделений выделяются те, которые обеспечивают перераспределение ресурсов в экономике, осуществляя операции по привлечению и по размещению временно свободных денежных средств и подразделения осуществляющие функцию банка как посредника в осуществлении расчетов и платежей между субъектами хозяйственной деятельности.

Исходя из этого, как говорилось выше, существуют две основные группы продуктов банка - связанные с перераспределением денежных средств в экономике и связанные с организацией расчетов. Первую группу продуктов формируют процентные продукты (продукты по привлечению средств, связанные с выплатой процентов вкладчикам и продукты, связанные с предоставлением аккумулированных свободных денежных средств нуждающимся в них субъектам экономики). Вторая группа продуктов комиссионные продукты, связанные с оказанием банком услуг и получением комиссионного дохода (к этой группе продуктов относятся в основном услуги по безналичным расчетам и операциям с наличными деньгами). Поскольку две выделенные группы продуктов отличны по своей природе и сути, подходы к ценообразованию на них будут во многом различаться. Так основу себестоимости процентных продуктов формируют расходы по привлечению средств, в то время как для комиссионных продуктов основу затрат составляют расходы на персонал.

Себестоимость и цена банковских продуктов является основой анализа эффективности продаж. При этом цена процентных продуктов должна определяется с учетом внутри банковских платежей за ресурсы.

В общем, под ценой на банковский продукт понимается плата, взимаемая с клиента за предоставление ему банковского продукта, включающая в себя расходы по реализации продукта (себестоимость) и маржу. Себестоимость продукта определяется исключительно расчетным путем, маржа может определяться как расчетным путем, так и на основе анализа ситуации на рынке (маржа в ряде случаев может быть отрицательной).

Современной экономической наукой достаточно полно разработана теория цены и ценообразования промышленных товаров. Применительно к сфере банковских услуг (продуктов) данные разработки менее значительны. Это обусловлено тем, что продукты нематериального характера долгое время не воспринимались как товары. Только после того, как экономисты согласились с тем, что независимо от нематериального характера продукта в некоторых отраслях хозяйства (в том числе в банковской сфере) они все же могут рассматриваться как товары, встал вопрос о разработке новых подходов к ценообразованию. Рассмотрим несколько известных определений цены и попытаемся выяснить, насколько они соответствуют понятию "цена" банковского продукта (услуги).

"В основе цен лежит стоимость товара, величина которой, как известно, определяется общественно необходимыми затратами труда (ОНЗТ)».53

"Вопрос о том, существует ли общественная потребность в данном товаре и соответствует ли ей число произведенных товаров, имеет существенное значение уже в силу того, что в обществе каждая данная потребность не единственная. Общество обладает ограниченным фондом рабочего времени и других ресурсов. Поэтому на удовлетворение каждой потребности оно может выделить лишь определенную часть своего фонда рабочего времени. Чем же она определяется? Очевидно, двумя переменными: величиной общественной потребности в данном изделии (или, иными словами, количеством потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения этой потребности) и средними затратами труда на единицу потребительной стоимости."54

Потребности потребителей банковских продуктов вливаются в общественные потребности, поскольку потребности общества состоят из потребностей конкретных его представителей. Для того чтобы общественная потребность в банковских продуктах была удовлетворена, эти продукты должны быть кем-то предоставлены.

Объем затрат рабочего времени (в рамках общего его фонда), связанный с производством банковских продуктов, определяет то их количество, которое будет предоставлено потребителям (обществу). В случае если имеющийся на рынке объем предложения банковских продуктов не покрывает потребности потребителя, следует увеличить объем их предложения. Этого можно добиться только увеличением расхода материальных и человеческих ресурсов. Увеличение части общественного фонда рабочего времени, расходуемого на производство банковских продуктов, приведет к росту предложения последних (за счет снижения предложения прочих продуктов). В этом смысле нет принципиальных различий в цене продуктов банка и всех других продуктов.

данная потребность не единственная. Потребности потребителей банковских продуктов вливаются в общественные потребности, поскольку потребности общества состоят из потребностей конкретных его представителей. Для того чтобы общественная потребность в банковских продуктах была удовлетворена, эти продукты должны быть кем-то предоставлены. Отличия и специфика цены продуктов банка проявляются при рассмотрении ценообразующих факторов.

Приведем еще одно политэкономическое определение:

«Развернутая формула цены имеет следующий вид:

Ц = Сб + hT + пф * гР. где: Сб - издержки производства (себестоимость);

h, р, r - нормы чистого дохода, пропорциональные соответственно использованным трудовым ресурсам, воспроизводимым производственным фондам и природным ресурсам;

Т, Ф, Р - соответствующие затраты трудовых ресурсов, производственных фондов и природных ресурсов. "55

Первой особенностью состава цены банковских продуктов является то, что при их производстве не используются природные ресурсы, следовательно, цена банковских продуктов будет определяться по формуле:

Ц = Сб + hT + пФ. или Ц = Сб + Маржа (маржа= hT + пФ)

Вторая особенность банковских продуктов, накладывающая отпечаток на подход к их цене, заключается в том, что, несмотря на тесную взаимозависимость деятельности отдельных подразделений банка, каждое из них обеспечивает предоставление потребителю своего конкретного продукта (деятельность каждого банковского подразделения относительно независима от деятельности других подразделений). Например, предоставлением продуктов для вкладчиков занято управление депозитных операций, которое, хотя и обеспечивает ресурсную базу для управлений, осуществляющих активные операции, но не зависит от них в плане реализации собственных продуктов - вкладов и депозитов. В связи с этим себестоимость каждого продукта банка должна строиться в соответствии с расходами подразделений, обеспечивающих их реализацию. В тоже время существует целый ряд расходов, связанных с деятельностью банка как единого предприятия. Эта категория расходов в равной степени относится к расходам всех подразделений банка и должна быть составной частью себестоимости их продуктов. Исходя из этого, себестоимость каждого банковского продукта должна определяться отдельно по подразделениям банка и с учетом общебанковских расходов.

Перечислим те задачи, которые должен решать банк при установлении цены.

Во-первых, цена должна являться основой планирования доходов и расходов банка. Цена продуктов для вкладчиков дает представление о предполагаемых расходах банка, связанных с привлечением ресурсов. Эта цена позволяет планировать, какой должна быть цена на продукты для заемщиков с тем, чтобы банк не понес потери.

Во-вторых, цена должна соответствовать рыночной ситуации, определять наиболее выгодные для банка направления деятельности. Цена, по которой банк покупает ресурсы, должна отвечать запросам вкладчиков. В противном случае прекратится приток ресурсов в банк. Данная цена определяет эффективность (доходность) пассивных операций банка.

Цена для заемщиков выполняет с одной стороны стимулирующую функцию, повышая или понижая спрос на свободные ресурсы, с другой стороны, она также как и в случае с ценой привлечения средств, позволяет оценить доходность ссудных операций банка и, соответственно, эффективность данного направления работы банка.

В-третьих, более высокая цена одних банковских продуктов в случае необходимости должна компенсировать низкую цену по другим продуктам.

В данной работе поставлена задача разработать не только подходы к определению себестоимости и цены банковских продуктов, но и оценить их фактическую эффективность (выгодность для банка). В первую очередь это относится к исследованию мало изученных подходов к определению эффективности пассивных продуктов коммерческого банка. Основой концепции эффективности продаж является анализ деятельности подразделений банка, обеспечивающих реализацию конкретных направлений его деятельности.

Сформулируем основные принципы, заложенные в концепцию определения эффективности отдельных направлений работы банка.

Первый принцип заключается в том, что банк как коммерческое предприятие является единым органом (хотя и состоящим из многих подразделений), нацеленным на решение единых задач максимизацию объемов реализации банковских продуктов и размеров прибыли. В рамках выполнения этих задач каждое подразделение осуществляет свои специфические функции. В соответствии с этим все подразделения банка делятся на две группы - функциональные и штабные. Первые работают непосредственно в контакте с клиентурой и занимаются реализацией банковских услуг. Вторые создают необходимые условия для деятельности функциональных подразделений.

В рамках функциональных подразделений банка можно выделить управления, обеспечивающие проведение операций по привлечению и размещению ресурсов. Данные управления находятся в одной технологической цепи, хотя формально доход приносит лишь размещение ресурсов, а подразделения, занятые привлечением

ресурсов, собственного дохода не имеют. Фактически же только взаимосвязанная деятельность всех функциональных подразделений может обеспечить прибыль банка. Известно, что без привлечения ресурсов нет и их размещения. Из этого вытекает второй принцип - часть доходов подразделений банка, использующих ресурсы, привлеченные другими подразделениями, должна быть перераспределена в пользу последних в качестве внутри банковской платы за ресурсы. На основании этого принципа возможно определять доходность банковских услуг, связанных с привлечением средств.

Рассмотрим более подробно каждый из этих принципов.

Что касается первого принципа, предусматривающего деление подразделений банка на функциональные и штабные, то примерный перечень банковских подразделений с перечислением выполняемых ими функций рассматривался в третьем параграфе первой главы.

Особого внимания заслуживает второй принцип перераспределение доходов между подразделениями банка.

В исследованиях по теории банковского управления зарубежных авторов проблема эффективности работы и прибыльности отдельных подразделений банка увязывается с моделью управления активами.

Первый метод перераспределения доходов, полученных функциональными подразделениями, предлагается основать на модели распределения активов, известной как "Банки внутри банка". "Модель определяет несколько "центров ликвидности-прибыльности" внутри самого банка, используемых для размещения средств, привлеченных банком из разных источников. Эти центры получили название "Банков внутри банка", поскольку размещение средств из каждого центра осуществляется независимо от размещения средств из других центров. Иными словами, в банке как бы существует банк вкладов до востребования, банк сберегательных вкладов, банк срочных вкладов и банк основного капитала."56

В материалах мирового банка "Укрепление руководства и повышение чувствительности к переменам" дается следующие определение центров получения прибыли: "Центры получения прибыли. Центры затрат, которые имеют право записывать на свой счет получаемые доходы, являются и центрами получения прибыли."57

Выше отмечалось, что подразделения банка, работающие только по привлечению ресурсов и несущие затраты по их оплате, формально не имеют собственного дохода. В связи с этим подразделения, осуществляющие размещение ресурсов, должны относить часть своих доходов на деятельность подразделений, осуществляющих пассивные операции. Можно ли при этом считать подразделения, обеспечивающие пассивные операции центрами прибыли? В соответствии с первым определением центрами прибыли являются подразделения, обеспечивающие привлечение ресурсов. В нем нет упоминания о подразделениях, осуществляющих размещение ресурсов.

По мнению автора, все функциональные подразделения банка (даже не связанные с операциями по привлечению-размещению ресурсов) должны рассматриваться как центры прибыли, поскольку каждая операция и каждое направление деятельности, представленное функциональными подразделениями, должно приносить банку прибыль. Некоторые штабные подразделения могут также иметь собственный доход. Но для них получение доходов не является основной задачей. Цель создания штабных подразделений организационная и управленческая работа. Поэтому все штабные подразделения отнесены к центрам затрат.

Второй подход к перераспределению доходов между функциональными подразделениями может основываться на модели распределения активов "Общий фонд средств".

Сущность модели "Общего фонда средств" в следующем: "В основе рассматриваемого метода лежит идея объединения всех ресурсов. Затем совокупные средства распределяются между теми видами активов (ссуды, правительственные ценные бумаги, кассовая наличность и т.д.), которые считаются подходящими. В модели "Общего фонда средств" для осуществления конкретной активной операции не имеет значения, из какого источника поступили средства, пока их размещение содействует достижению поставленных перед банком целей".58

Методы распределения доходов между подразделениями, основанные на модели "Общего фонда средств", будут отличаться от методов, основанных на модели "Банки внутри банка". При ориентации на модель "банки внутри банка" выделяются управления банка, занятые привлечением и размещением ресурсов, определяются источники привлечения ресурсов для каждой операции по размещению средств и на этой основе перераспределяются процентные доходы (доходы от размещения ресурсов) между управлениями, обеспечившими размещение и привлечение ресурсов. Следуя модели "Общего фонда средств", мы не выделяем источники ресурсов для проведения активных операций банка. Условно считаем, что средства, привлеченные каждым управлением, сливаются в единый общебанковский фонд, за счет которого каждое управление осуществляет свои активные операции.

Известный интерес представляет и третья модель определения доходов, полученных подразделениями, с помощью задания внутрибанковской цены перевода средств. Эта модель описана в книге Дж. Ф. Синки Управление финансами в коммерческих банках - "... предполагается, что внутри банка розничная единица снабжает средствами оптовую, цена перевода должна быть равна альтернативным издержкам розничной единицы (альтернативные издержки - издержки, отражающие лучшие альтернативные возможности использования средств."59 Эта модель предполагает определение некой внутрибанковской цены ресурсов. Эта цена сравнивается с ценой привлечения и размещения ресурсов каждым подразделением. Путем умножения разности между внутрибанковской ценой ресурсов и внебанковской ценой привлечения \ размещения ресурсов отдельными подразделениями на объем привлечения \ размещения данных подразделений получаем сумму дохода по каждому подразделению.

Какие расходы, связанные с деятельностью подразделений банка, формируют себестоимость предоставляемых услуг?

Представляется правильным выделять три группы расходов - это: прямые расходы, косвенные расходы и расходы, связанные с содержанием подразделений не приносящих дохода (штабных подразделений).

Примерный перечень прямых и косвенных расходов подразделений банка приведен в Таблице 2.2.1.

Таблица 2.3.1. Перечень прямых и косвенных расходов подразделений банка

Подразделение банка

Прямые расходы (№ счетов)

Управление расчетно-кассового обслуживания

7020 Процентные расходы по вкладам до востребования субъектов хозяйственной деятельности;

7030 Процентные расходы по бюджета и внебюджетных фондов;

7040 Процентные расходы по вкладам до востребования физических лиц;

7100 Комиссионные расходы на расчетно–кассовое обслуживание

Управление депозитных операций

7021 Процентные расходы по срочным вкладам субъектов хозяйственной деятельности;

7041 Процентные расходы по срочным вкладам физических лиц;.

Управление ценных бумаг

7050 Процентные расходы по ценным бумагам собственного выпуска кроме сберегательных сертификатов;

7052 Процентные расходы по эмитированным банком сберегательным сертификатам;

7103 Комиссионные расходы по операциям с ценными бумагами;

7703 Отчисления в резерв под обесценение ценных бумаг на продажу;

7704 Отчисления в резерв под обесценение ценных бумаг на инвестиции;

7713 Списание безнадежной задолженности по ценным бумагам на продажу;

7714 Списание безнадежной задолженности по ценным бумагам на инвестиции;

Управление валютных операций

7104 Комиссионные расходы по операциям на валютном рынке и рынке банковских металлов;

Управление дилинговых операций

701 Процентные расходы по средствам, полученным от других банков.

7701 Отчисления в резерв под задолженность других банков;

7711 Списание безнадежной задолженности других банков;

К прямым расходам подразделений относятся также амортизационные отчисления по основным фондам, износ нематериальных активов и МБП, заработная плата и начисления на заработную плату сотрудников, командировочные расходы

Косвенные расходы

Косвенные расходы не могут быть прямо отнесены на деятельность конкретного подразделения и делятся на основании:

Пропорционально площади, занимаемой подразделением:

  • содержание зданий;

  • арендная плата;

  • текущий и капитальный ремонт зданий.

Пропорционально численности сотрудников подразделения:

  • налоговые платежи;

  • расходы на аренду автотранспорта; расходы на бланки, бумагу, упаковочные материалы и т.д.;

  • расходы на рекламу; расходы на аудит; представительские расходы; расходы по охране;

типографские, канцелярские, почтовые расходы, плата за телефон и т.д.

Что касается расходов, связанных с содержанием штабных подразделений, то на этом вопросе следует остановиться отдельно.

Штабные подразделения не занимаются непосредственно привлечением и размещением ресурсов, однако они обеспечивают необходимые условия для деятельности всех других подразделений, определяют основные направления и приоритеты в деятельности и развитии банка, способствуют поддержанию ликвидности банка, задавая возможный уровень риска операций, снабжают банк нужной информацией о состоянии рынка, разрабатывают новые виды услуг, создают материально-техническую базу для работы, правовую основу совершения операций и сохранность коммерческой тайны. Поэтому фактическая себестоимость банковских услуг должна определяться с учетом расходов штабных подразделений.

Штабные подразделения работают на все другие подразделения банка, причем в основном на те из них, которые производят наибольший объем операций и имеют наибольший доход. Поэтому предлагается осуществлять распределение расходов штабных подразделений между функциональными пропорционально доходности последних.

Однако, это не единственно возможный подход к распределению затрат штабных подразделений. Критерием такого распределения может быть и объем расходов функциональных подразделений. Чем больше расходов приходится на конкретное функциональное подразделение, тем большая часть затрат на штабные подразделения относится на данное функциональное подразделение. Такой подход объясняется тем, что чем больше банк вкладывает средств в деятельность отдельных своих подразделений, тем больше должна быть отдача от данной деятельности. Эти подразделения должны приносить наибольшие доходы, за счет которых покрываются все расходы, связанные с деятельностью банка в целом.

Основываясь на принципе перераспределения доходов между подразделениями банка, предлагается разделять доходы на прямые (связанные непосредственно с деятельностью конкретного подразделения) и косвенные (не связанные непосредственно с деятельностью подразделения).

Пpeждe чeм пepeйти к выдeлeнию cчeтoв дoxoдoв, кoтopыe мoгyт быть пpямo oтнeceны нa дeятeльнocть кoнкpeтныx фyнкциoнaльныx пoдpaздeлeний, нeoбxoдимo yтoчнить oдин вaжный мoмeнт. Bышe oтмeчaлocь, чтo в бaнкe ecть пoдpaздeлeния, зaнятыe тoлькo пpивлeчeниeм и тoлькo paзмeщeниeм pecypcoв, чтo чacть дoxoдoв пoдpaздeлeний, ocyщecтвляющиx aктивныe oпepaции, дoлжнa быть oтнeceнa нa дoxoды пoдpaздeлeний, oбecпeчившиx пpивлeчeниe pecypcoв для paзмeщeния.

B cвязи c этим, к пpямым дoxoдaм oт paзмeщeния pecypcoв, ocyщecтвлeннoгo пoдpaздeлeними, пpoвoдящими aктивныe oпepaции, мы бyдeм oтнocить чacть пoлyчeнныx пpoцeнтныx дoxoдoв, ocтaвшyюcя пocлe oтчиcлeния cooтвeтcтвyющeй иx cyммы нa дoxoды пoдpaздeлeний, ocyщecтвившиx пaccивные oпepaции. Для пocлeдниx пepepacпpeдeлeннaя чacть дoxoдoв oт пoдpaздeлeний, ocyщecтвляющиx aктивныe oпepaции, тaк жe oтнocитcя к пpямым дoxoдaм, пocкoлькy этo фaктичecкиe дoxoды oт ocнoвнoй дeятeльнocти пoдpaздeлeний пaccивныx oпepaций.

Boзмoжeн и вapиaнт пepepacпpeдeлeния дoxoдoв пoдpaздeлeний, выпoлняющиx aктивнo-пaccивныe oпepaции мeждy пoдpaздeлeниями, ocyщecтвляющими пaccивныe oпepaции. Этo пpoиcxoдит c дoxoдaми тex пoдpaздeлeний aктивнo-пaccивныx oпepaций, y кoтopыx oбьeм paзмeщeния pecypcoв пpeвышaeт oбъeм иx пpивлeчeния. Oчeвиднo, чтo oтpицaтeльнaя paзницa мeждy пpивлeчeниeм pecypcoв и иx paзмeщeниeм в aктивы кaким-тo пoдpaздeлeниeм aктивнo-пaccивныx операций должна быть перекрыта за счет привлечения ресурсов другими подразделениями.

Предлагается следующий подход к покрытию отрицательной разницы между привлечением и размещением средств подразделений, выполняющих активно-пассивные операции:

- первым источником покрытия недостатка ресурсов, привлеченных подразделением активно-пассивных операций, является превышение привлечения над размещением в других подразделениях активно-пассивных операций (в этом случае часть доходов подразделения с недостаточным объемом привлечения относится на доходы подразделений с объемом привлечения большим объема размещения);

- если положительная разница между привлечением и размещением одних подразделений активно-пассивных операций не достаточна для покрытия отрицательной разницы других подразделений активно-пассивных операций, недостающая часть возмещается за счет привлечения ресурсов подразделениями, осуществляющими пассивно операции (в этом случае доходы подразделений активно-пассивных операций с недостаточной суммой привлечения ресурсов частично относятся на доходы подразделений активно-пассивных операций с положительной разницей объемов привлечения и размещения, а частично - на доходы подразделений пассивных операций).

Опираясь на сказанное выше перераспределение доходов при ориентации на модель "Банки внутри банка" предлагается проводить по следующим направлениям:

1. Доходы управлений, проводящих активные операции (управление ссудных операций) перераспределяются между управлениями, осуществляющими пассивные операции.

2. Доходы управлений активно-пассивных операций (управления международных операций, дилинга, ценных бумаг) перераспределяются в случае превышения объемов размещения ресурсов над объемом их привлечения:

а) между управлениями активно-пассивных операций, в которых привлечение превышает размещение;

б) между управлениями пассивных операций, если разница между привлечением и размещением одних управлений активно-пассивных операций не компенсирует разницы между размещением и привлечением других управлений активно-пассивных операций.

Доходность операций по привлечению ресурсов при распределении доходов управления ссудных операций между управлениями пассивных операций определяется путем вычитания стоимости привлечения ресурсов определенной категории (по видам привлечения), предоставленных каждым управлением пассивных операций, из средней стоимости привлечения на межбанковском рынке свободных ресурсов, соответствующих по срочности периоду оборачиваемости ресурсов, размещаемых управлением ссудных операций (либо из ставки рефинансирования Центрального Банка).

Доходность привлечения ресурсов при распределении доходов управлений активно - пассивных операций между управлениями, занятыми пассивными операциями определяется путем вычитания из стоимости ресурсов, по которой каждое управление активно-пассивных операций обеспечивает их приток, стоимости привлечения ресурсов, предоставленных управлениями пассивных операций.

Выделив виды доходов, которые перераспределяются между функциональными подразделениями банка, можно перейти непосредственно к этому перераспределению. Для этого необходимо определить объем и цену привлечения каждого вида ресурсов по управлениям пассивных и активно - пассивных операций, а также объем и цену размещения по управлениям активных и активно-пассивных операций.

Определив объем привлечения ресурсов управлениями пассивных операций, объем размещения ресурсов управлением активных операций и объемы привлечения-размещения управлений активно-пассивных операций, можно наметить направления использования привлеченных ресурсов (какой объем ресурсов и каким подразделением был использован).

Предлагается распределение средств, размещенных управлением активных операций и превышение размещения над привлечением активно-пассивных управлений между подразделениями пассивных операций пропорционально суммам средств, привлеченных управлениями пассивных операций (с учетом собственных средств банка).

Например:

средний размер собственных средств- 12,5% пассива

средний размер остатков на расчетных и текущих счетах - 25%

средний размер привлеченных депозитов - 37.5%

средний размер вкладов населения - 25%

Управлением ссудных операций размещено - 500 единиц, в том числе:

за счет остатков на расчетных и текущих счетах - 500*0,25 = 125 единиц (управление расчетно-кассового обслуживания),

за счет вкладов населения - 500*0,25 = 125 единиц (управление депозитных операций),

за счет привлеченных депозитов - 500*0,375 = 187,5 единиц (управление депозитных операций), за счет собственных средств банка - 500*0,125 = 62,5 единиц.

Для определения доходов управлений пассивных операций, вычитаемых из суммы доходов управления активных операций, необходимо определить:

1. Среднюю оборачиваемость (средний срок ссуд) ресурсов, распределяемых управлением ссудных операций.

2. Среднюю стоимость ресурсов в % годовых (на срок, соответствующий данному периоду оборачиваемости) на межбанковском рынке свободных денежных средств как среднюю арифметическую величину, рассчитанную по данным о процентной ставке на несколько дат в анализируемом периоде.

3. Средний объем ресурсов, привлеченных управлениями пассивных операций и собственных средств банка.

4. Сумму, уплаченную за ресурсы в виде остатков на расчетных, текущих счетах, срочных депозитов юридических лиц и вкладах физических лиц.

5. Среднюю стоимость привлечения данных ресурсов в % годовых.

Доходы управлений пассивных операций от размещения привлеченных ими ресурсов (перераспределение доходов между управлением ссудных операций и управлениями пассивных операций) определяется по формуле:

Средняя стоимость ресурсов на Средняя стоимость привлечения ресурсов межбанковском рынке (по сроку, _ каждым управлением среднему операций пассивных соответствующему

периоду оборачиваемости ссуд)

В случае, когда вместо процентной ставки на межбанковском рынке используется ставка рефинансирования Центрального Банка, данная формула будет выглядеть так:

Ставка рефинансирования Центрального _ Стоимость привлечения ресурсов Банка каждого управления пассивных операций

Сумма дохода составит:

Средняя стоимость ресурсов на межбанковском рынке по сроку соответствующему среднему периоду оборачиваемости ссуд

_

Стоимость привлечения ресурсов каждого управления пассивных операций

х К

Где, К - коэффициент распределения размещенных ресурсов между источниками привлечения средств (% средств предоставленных конкретным подразделением управлению ссудных операций).

При расчете доходов управлений активно-пассивных операций предлагается следующий подход:

1. Выделение подразделений с несовпадающими объемами размещения и привлечения ресурсов.

2. Распределение на пропорциональной основе свободного размера ресурсов управлений активно-пассивных операций между аналогичными подразделениями, у которых размещение ресурсов выше их привлечения.

3. Распределение свободных ресурсов управлений пассивных операций между подразделениями активно - пассивных операций.

4. Определение стоимости привлечения ресурсов каждым подразделением.

5. Перераспределение доходов между подразделениями в соответствии со стоимостью привлечения ресурсов и размером их перераспределения.

Следуя модели "Общего фонда средств", мы не выделяем, за счет каких источников и какие вложения производятся. По нашему мнению, средства, привлеченные каждым управлением, не являются его собственным источником осуществления активных операций, а сливаются в единый общебанковский фонд, за счет которого каждое управление осуществляет размещение.

Перераспределение доходов управлений здесь осуществляется на основании взноса каждого управления в "Общий фонд средств" и размера ресурсов, использованных из данного фонда.

На основании всего вышеизложенного, в рамках прямых доходов можно выделять те, которые непосредственно относятся на деятельность конкретных подразделений и не подлежат перераспределению и те доходы, которые подлежат перераспределению в качестве внутри банковских платежей за ресурсы.

Распределение примерного перечня прямых доходов между подразделениями банка приведено в Таблице 2.3.2.

Таблица 2.3.2. Распределение прямых доходов между подразделениями банка

Подразделение банка

Статьи прямых доходов

Доходы - не подлежащие перераспределению (№ Счета)

Доходы - подлежащие перераспределению (№ Счета)

Управление расчетно-кассового обслуживания

6100 Комиссионные доходы по расчетно-кассовому обслуживанию банков;

6110 Комиссионные доходы по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов;

Управление депозитных услуг

6116 Комиссионные доходы от доверительного обслуживания клиентов;

6118 Комиссионные доходы по вне балансовым операциям с банками;

6119 Прочие комиссионные доходы по операциям с

Управление ценных бумаг

6103 Комиссионные доходы по операциям с ценными бумагами для банков;

6113 Комиссионные доходы по операциям с ценными бумагами для клиентов;

6714 Возврат ранее списанной безнадежной задолженности под обесценение ценных бумаг;

605 Процентные доходы по ценным бумагам;

Управление валютных операций

6104 Комиссионные доходы по операциям на валютном рынке для банков ;

6114 Комиссионные доходы по операциям на валютном рынке для

Управление ссудных операций

6101 Комиссионные доходы по кредитному обслуживанию банков;

6111 Комиссионные доходы по кредитному обслуживанию банков;

6712 Возврат ранее списанной безнадежной задолженности по кредитам, выданным клиентам;

602 Процентные доходы по кредитам субъектам хозяйственной деятельности;

603 Процентные доходы по кредитам органам государственного управления;

604 Процентные доходы по кредитам физических лиц;

Управление дилинговых операций

6106 Комиссионные доходы от доверительного обслуживания банков;

6108 Комиссионные доходы по вне балансовым операциям с банками;

6109 Прочие комиссионные доходы по операциям с банками;

6711 Возврат ранее списанной безнадежной задолженности других банков;

600 Процентные доходы по средствам, размещенным в НБУ;

601 Процентные доходы по средствам, размещенным в других банках;

Косвенные доходы, доходы, которые нельзя перераспределить между отдельными подразделениями банка, (например, прочие доходы или полученные возмещения из бюджета) распределяются между подразделениями пропорционально численности сотрудников.

Предложенный вариант перераспределения ресурсных платежей и поступлений, соответствует случаю, когда сделки по внутрибанковскому движению средств происходят непосредственно между функциональными подразделениями, без участия внутри банковского посредника – казначейства. В случае же, когда казначейство существует, внутри банковские сделки заключаются между ним и функциональными подразделениями банка. Механизм такого взаимодействия рассматривается в статье А. Михеева «Учет доходов подразделений банка при децентрализованном управлении финансовыми ресурсами» и предусматривает: «Для осуществления внутренней сделки активное, пассивное подразделение или казначейство вносит заявку на ресурсы. Для условного банка предложим упрощенную заявку, которая включает следующие параметры:

Автор статьи считает, что выгодность внутренних сделок связана для подразделений банка с возможной разницей в ценах на внешних финансовых рынках и внутри банковских ценах, а также с существенным снижением риска в операциях с казначейством.

С возникновением между участниками внутрибанковского перераспределения денежных потоков посредника - казначейства, оплата ресурсов, привлеченных одними подразделениями и размещенных другими, может происходить не на основании непосредственной стоимости использованных ресурсов, а на основании расчета внутрибанковской трансфертной цены. В основу определения этой трансфертной цены должны закладываться следующие принципы:

  1. Использование для целей внутрибанковского трансфертного ценообразования данных системы управленческого учета, отражающего реальное состояние сделок и реальные денежные потоки.

  2. Вариант трансфертного ценообразования выбирается руководством банка, исходя из его целей и аналитических возможностей.

  3. Максимальный учет специфики работы центров прибыли с целью недопущения конфликта интересов как между отдельными центрами прибыли, так и между ними и банком как единой корпорацией.

  4. Система трансфертного ценообразования должна быть по возможности не сложной и понятной для всех участников внутрибанковских сделок.

  5. При проработке системы трансфертного ценообразования кроме четкого разграничения в данном процессе функций и полномочий центров прибыли, необходимо установление четких функций и полномочий казначейства и аналитической службы.

  6. Необходимость соизмерения при установлении трансфертных цен текущих и перспективных потребностей и возможностей банка.

В условиях нынешней конкуренции, вне зависимости от произведенных расчетов себестоимости, цена на банковские услуги устанавливается в первую очередь на базе анализа цен конкурентов и особенностей обслуживаемых клиентов. При этом в ряде случаев изначально ряд услуг относятся к не рентабельным.

Нет смысла устанавливать цену на услугу выше, чем у конкурирующего банка не предлагая при этом значительных преимуществ в качестве обслуживания. В этом случае действительно следует ориентироваться на уровень цен, сложившихся в регионе и не пытаться компенсировать за счет продажи отдельных услуг расходов, связанных с их предоставлением. В случае если прямые доходы от отдельных услуг не покрывают расходы, связанные с их реализацией, следует проанализировать косвенные доходы, связанные, например, для расчетного обслуживания с использованием свободных остатков на счетах в активных операциях. Если и в этом случае обслуживание остается убыточным, можно рассмотреть продажи всего спектра банковских продуктов конкретному клиенту. Если по совокупности всех операций банка с клиентом по прямым и косвенным доходам и расходам банк имеет положительное сальдо, то можно не обращать внимания на убыточность отдельно взятых услуг.

Однако, несмотря на тарификацию услуг ориентированную на сложившийся в регионе уровень цен и особенности обслуживаемой клиентуры, расчет себестоимости и доходности / убыточности услуг является обязательным для того, чтобы банк имел четкое представление о том, какие продукты обеспечивают прибыль, какие являются планово убыточными, на какой размер потерь при реализации отдельных продуктов банк может пойти для обеспечения комплексного обслуживания клиента и за счет каких источников убытки могут быть компенсированы.