logo
Мещеряков-БанкПродукты

§ 1 Возникновение и развитие банковских продуктов

До настоящего времени у достаточно большого числа людей вызывает непонимание термин «банковский продукт». Часто возникают вопросы: «что за продукт может производить банк?», «почему речь идет о продукте, а не об услугах?» и т.д. Ответы на эти вопросы можно найти даже в учебниках по политэкономии периода заката «перестройки». Например: « Для того чтобы быть потребительной стоимостью, продукт не обязательно должен принимать форму вещи, быть материальным благом. Потребительными стоимостями являются и услуги, носящие нематериальный характер. Это услуги образования, медицины, сферы культуры, быта. Производственные потребности людей удовлетворяются научными, информационными, транспортными и другими услугами».1 В данном определении устанавливается тождество между понятиями продукт и услуга в случае, если речь идет о потребительной стоимости или другими словами – способности удовлетворять потребности людей. Рассмотрим вопрос, какие потребности, и каким образом удовлетворяют банковские продукты, (или, что одно и тоже, банковские услуги).

Вести речь о банковском продукте в отечественной экономической литературе пост советского пространства начали относительно недавно. Каким же образом современные экономисты видят банковский продукт.

Одним из примеров современного анализа сущности банковского продукта является статья в апрельском номере журнала «Вісник НБУ» за 1999 год. Автор статьи А. Дзюблюк приводит схемы состава и классификации банковского продукта.

Автор совершенно справедливо указывает на тесную взаимосвязь и взаимообусловленность банковских продуктов. Но вызывает сомнение представленная в схеме единичность банковского продукта, состоящего из банковских услуг и безналичных платежных средств.

Схема 1.1.1. Склад банківського продукту

Продукт комерційного банку

Банківські послуги

Безготівкові платіжні засоби

Пасивні операції

Активні операції

Комісійно-посередницькі операції

Схема 1.1.2. Класифікація результатів діяльності комерційного банку

Види операцій комерційного банку

Пасивні операції

Активні операції

Комісійно-посередницькі операції

Результат банківської діяльності

Депозитні послуги

Кредитні послуги

Розрахункові, касові, валютні, трастові, консультаційні послуги

Во-первых, термин «продукт» ставится выше понятия «услуга». В данной трактовке услуги формируют продукт. С нашей точки зрения, и это отмечалось выше, понятие продукт и услуга тождественны в случае, если речь идет о потребительной стоимости, наличие которой у банковских продуктов автор статьи не отрицает: “Загалом результати банківської діяльності мають чітко виражений продуктивний характер”.2

Во-вторых, и пассивные, и активные, и комиссионные продукты банка, хоть и являются взаимосвязанными, выступают как вполне самостоятельные и самодостаточные. Это проявляется как с точки зрения их целей, так и с точки зрения технологии их предоставления (в том числе независимости подразделений банка, обеспечивающих реализацию конкретных продуктов). Существует целый ряд финансовых институтов, специализирующихся на привлечении свободных денежных средств, но ограниченных (особенно в наших современных условиях) в возможностях осуществлять их вложение. Например, вклады, привлеченные страховыми компаниями и пенсионными фондами, в конечном итоге попадают в банковскую систему, которая и превращает их в самовозрастающую стоимость. Но разве в связи с этим мы не считаем продуктом страховой компании привлечение средств путем продажи страхового полиса? И почему же тогда не считать самостоятельным банковским продуктом привлечение средств путем продажи депозитного сертификата?

В - третьих, комиссионные продукты банка, особенно связанные с организацией расчетов, еще более независимы и самостоятельны. Расчетные продукты банка – единственное средство для всех субъектов экономики удовлетворить потребность в осуществлении налично-денежных и безналичных расчетов, поскольку никто кроме банков более их не проводит.

В-четвертых, создание платежных средств наоборот не является продуктом коммерческого банка, а есть прерогативой центрального эмиссионного банка страны. Депозитная эмиссия коммерческого банка строго ограничена его возможностями по привлечению реальных вкладов (если не иметь в виду мультипликационного эффекта).

Чтобы предоставить определенную услугу, банк должен произвести целый набор операций. Величина данного набора и трудоемкость входящих в него операций формируют не процентную составляющую себестоимости банковских продуктов. Именно исходя из принципа множественности банковских продуктов, специфики различных их видов с точки зрения потребительских (клиентских) запросов, а также множественности операций, осуществляемых в разных подразделениях банка при реализации отдельного продукта, будет строиться данное исследование.

С развитием, совершенствованием и усложнением общества, возникают новые формы общественных отношений и новые виды общественных потребностей. Это приводит к появлению как новых продуктов материального и нематериального содержания, так и новых механизмов и технологий удовлетворения данных потребностей. Затем неизбежно формируются новые специфические институты, обеспечивающие предоставление новых товаров, услуг и технологий.

На определенном этапе развития общества возникает товарное производство, развивается товарный обмен и из общей товарной массы выделяется особый товар – деньги, играющий роль всеобщего эквивалента стоимости. «Определение денег, как всеобщего стоимостного эквивалента характеризует их способность выражать затраты общественного труда, воплощенного в товаре, и на этой основе обеспечивать всеобщую обмениваемость».3

Эволюция денежного товара, происходившая с развитием товарного производства, закрепила его роль за двумя благородными металлами – золотом и серебром (иногда денежным товаром выступала медь), которые и стали обслуживать товарообмен в начале в виде некоторых весовых соотношений, а затем в монетной форме. Роль золота как денежного товара значительно возросла с XVII века, а к концу XIX века золото стало монопольным денежным товаром.

С закреплением денежных функций за благородными металлами и началом чеканки монет из золота серебра и меди, начинают свою историю банковские продукты. «Зачатки банковского дела появились в рабовладельческом обществе из практики хранения денег храмами и меняльного дела».4

Возникала потребность в обеспечении сохранности денежного товара и данная потребность должна была быть удовлетворена. Э. Дж. Долан считает, что «Возможно, такого рода услуги первыми стали оказывать золотых дел мастера. Именно для них золото и другие драгоценные металлы являлись частью ремесла и вполне естественно, что хранилища, сейфы и специальные помещения, предназначенные для того, чтобы предотвратить кражи, были в их распоряжении. Почему бы ни заполнить еще одно помещение в хранилище золотыми монетами состоятельных соседей, которые не располагают такими безопасными хранилищами».5

Что касается меняльного дела и меняльных контор, то они получили развитие с выходом торговых операций за пределы территории средневекового государства. Менялы обеспечивали обмен иностранных монет на местные, основываясь на их весе и золотом содержании.

Несмотря на то, что первые банковские продукты предоставлялись еще не банками, об их востребованности можно судить по тому, что, пройдя многочисленные трансформации и усовершенствования, они сохранились и по сегодняшний день. Современный коммерческий банк предоставляет возможность своим клиентам хранить ценности в сейфовых ячейках, а центральный банк обеспечивает хранение золотого резерва страны. Не отпала, а только увеличилась, необходимость и в валютообменных операциях, осуществление которых сегодня определяет целое направление банковской деятельности.

Первоначальная услуга по хранению денег объективно легла в основу возникновения таких банковских услуг как замена действительных денег знаками стоимости, безналичные расчеты и банковский кредит.

Спрос на расчеты неполноценными деньгами и безналичные расчеты определялся с одной стороны их большим в сравнении с расчетами металлическими деньгами удобством и экономией издержек обращения, а с другой стороны, с возможностью избежания потерь, связанных с физическим износом и стиранием монет, их преднамеренной порчей и подделкой. «В XVI – XVII веках купеческие гильдии ряда городов (Венеции, Генуи, Милана, Амстердама, Гамбурга, Нюрнберга) создали специальные жиробанки для осуществления безналичных расчетов между своими клиентами-купцами. Жиробанки вели расчеты между своими клиентами в специальных денежных единицах, выраженных в определенных весовых количествах благородных металлов».6

Предоставление кредита полноценными деньгами (ростовщический кредит) осуществлялось еще задолго до возникновения банков. Несколько позднее стала развиваться реализация в кредит товарной продукции. Однако эти формы кредита со временем перестали отвечать потребностям развивающегося товарного производства. Первый был слишком дорог и в силу этого не мог обеспечить нормального процесса расширенного воспроизводства. Отсрочка же платежа за предоставленные товары приводила к невозможности своевременного приобретения необходимого оборудования и сырья для начала нового производственного цикла. «Отсрочка с возмещением эквивалента стоимости препятствовала превращению товарной формы капитала в денежную и тормозила темпы расширенного воспроизводства».7

Таким образом, общественное воспроизводство нуждалось в кредите, более полно отвечающем его потребностям. И банки, в силу исторически закрепившихся за ними функциями, смогли такой продукт предоставить. Банковский кредит стал и доступным, и относительно дешевым средством удовлетворения потребностей развивающейся экономики в силу своих специфических особенностей. Во-первых, развитие системы расчетов без участия металла позволяло банкам предоставлять займы путем эмиссии собственных долговых обязательств сверх реально имевшегося у них металлического обеспечения. Это позволяло экономить издержки обращения и не взимать «драконовского» процента за пользование ссудой. Это устраняло недостатки ростовщического кредита. Во-вторых, банк все же располагал значительным запасом полноценных денег, поскольку их периодическое изъятие вкладчиками компенсировалось новыми вложениями. В силу этого обязательства банка являлись более надежными, чем обязательства промышленников и торговцев и принимались в качестве средства платежа представителями всех сфер хозяйствования. Таким образом, снималось основное неудобство товарного кредита. Теперь долговые обязательства (векселя), осевшие в руках у продавцов товаров, могли вступать в новый производственный цикл, не дожидаясь сроков наступления платежа, путем их замены на обязательства банка. При этом банковские обязательства, в отличие от всех прочих, могли использоваться во всех видах платежей и расчетов.

Изложенные выше положения совпадают с этапами возникновения и развития банков, которые выделены в учебнике «Деньги, кредит, банки» под редакцией Лаврушина О.И.: первый этап – источником и организатором денежного хозяйства выступают храмы, второй этап – децентрализация денежного хозяйства, расширение его основы и форм, третий этап – возникновение устойчивых форм организации денежного и кредитного хозяйства и четвертый этап – стабилизация форм и методов регулирования денежного и кредитного хозяйства.

На основании всего сказанного выше, можно утверждать, что продукты банка необходимы для удовлетворения объективных и конкретных общественных потребностей. Их природа обусловлена спецификой товарного производства и спецификой денежного товара. При этом, только специфическое предприятие, взявшее на себя специфические функции, может обеспечить предоставление данных продуктов. «… банк, как предприятие, производит свой продукт. Поскольку банк выступает в роли экономического предприятия, постольку его продукт носит стоимостной характер. Продуктом эмиссионного банка являются при этом деньги как особый товар, обмениваемый на продукт другого труда. Продуктом банка, наконец, выступают определенного рода услуги. К ним относятся как традиционные виды услуг – организация расчетов (в наличной и безналичной формах), вкладов, кредитования, так и не традиционные – в виде предоставления гарантий, поручительств, консультаций и т.п.».8

Совершенствование производительных сил и производственных отношений, смены общественных формаций и НТР не изменяли природы и сущности банковских продуктов, а лишь развивали их в более сложные и совершенные виды. Попробуем теперь более подробно проследить эволюцию основных банковских продуктов от момента их возникновения до сегодняшних форм.

Эволюция форм и способов расчетов.

Необходимость осуществлять платеж за продукт труда существовала всегда. Даже натуральный обмен между первобытными общинами происходил не на бескорыстной основе.

Всеми экономистами и «марксистско-ленинского» и «буржуазного» направления за деньгами признается функция средства платежа. Именно благодаря данной функции осуществляется реализация стоимости товаров и услуг. Какая же форма реализации деньгами функции средства платежа наиболее применима и приемлема в конкретный исторический момент, каждое поколение определяло на основании своих потребностей и возможностей.

Организацию системы расчетов как банковский продукт можно считать с момента, когда, заменяя векселя и долговые расписки купцов и промышленников собственными обязательствами, банк стал кредитором в последней инстанции, а эмитируемые им знаки стоимости вытесняли из обращения полноценные деньги. Замена в обращении золота банковскими векселями (банкнотами) осуществлялась благодаря их большему соответствию экономическим потребностям общества. А именно обеспечению быстроты, простоты, дешевизны, а, следовательно, удобства таких расчетов.

Скорость платежа и экономия издержек обращения вновь оказались важными отличиями следующего банковского продукта – безналичного метода платежа. Также как в свое время банкноты заменили металл, их движение было если не полностью заменено, то дополнено безналичными расчетами или записями по счетам. «Все большее сосредоточение общественного богатства в руках банков способствовало распространению безналичных расчетов, так как платежи между лицами А и Б, сдавшими металл на хранение лицу В, могли осуществляться без участия действительных денег».9

Каким образом, и в каком порядке осуществлять записи по счетам определяется формой безналичных расчетов: «…формы расчетов – виды носителей долговых требований на деньги, отличающиеся структурой документов и документооборота, временем и местом совершения расчетов, степенью гарантии платежа».10

Формирование и развитие форм безналичных расчетов было определено с одной стороны необходимостью стимулирования продвижения товаров, обеспечением минимального отвлечения денег в сферу обращения для их использования в производственных процессах, возможностями контроля над движением денежных потоков, а с другой, с отражением интересов клиентов банка, выступающих либо плательщиком, либо получателем средств.

Так клиентам, заинтересованным в скорейшей отгрузке своей продукции, банк предоставляет услуги по инкассированию платежных документов с обязательством получить и зачислить причитающиеся платежи. Клиенты, предпочитающие гарантированный платеж за предоставленные товары и клиенты, желающие контролировать условия поставок, используют аккредитивную и чековую формы расчетов. Ограниченные источники денежных поступлений и временные проблемы с ликвидностью заставляют клиентов банка пользоваться акцептной формой расчетов. Большие двухсторонние объемы поставок продукции между предприятиями являются основой расчетов на основании зачета взаимных требований. В настоящее время приоритетной формой являются расчеты платежными поручениями, когда платеж осуществляется по инициативе плательщика, либо в порядке предварительного перечисления средств поставщику, либо сразу после получения продукции.

Организация банками системы расчетов кроме удовлетворения разноплановых запросов своих клиентов имеет и важное макроэкономическое значение. Так в случае несвоевременных и неполных расчетов между предприятиями накапливается кредиторская задолженность. Отсутствие поступлений денежных средств приводит к натуральному обмену между предприятиями и снижению уровня контроля за движением материальных ценностей.

Скорость поступления средств на счета предприятий стала играть определяющую роль при определении эффективности системы расчетов. Именно это заставило банки искать не только новые механизмы осуществления платежей, но и новые технологии совершения расчетных операций. Научно-технический прогресс сделал возможным создание централизованной телекоммуникационной системы безналичных расчетов. Расчеты с помощью телеграфных сообщений дополнились обработкой данных, поступающих на магнитных носителях и по телекоммуникационным каналам (при этом каждый тип сообщений снабжается специальным кодом для распознания системой вида операции). В настоящее время во всех странах используются разнообразные системы денежных переводов, охватывающие практически все виды платежей. Так, например, «… в США получили развитие три основных направления автоматизированных платежей:

А.М. Сарчев отмечает: «Банки способствуют коренному изменению розничной платежной системы Запада. Покупатели теперь расплачиваются за приобретенные товары все в большей степени не наличными деньгами и чеками, а при помощи пластиковых карточек через систему электронных расчетов, подсоединенную к компьютеру банка покупателя».12

С помощью системы автоматизированных расчетов осуществляется масса операций: зачисление заработной платы на счета работников, переводы по поручению клиентов средств в уплату различных взносов и платежей, клиринговые операции, получение и оплата электронных платежных поручений и т.д. Современные технологии позволяют зачислять средства на счет получателя в день их перечисления и могут использоваться практически немедленно.

Таким образом, формы и способы расчетов изменялись в соответствии с уровнем технического прогресса и потребностями, как отдельных субъектов хозяйствования, так и экономики в целом. Однако, пройдя путь от расчетов путем обмена товарными ценностями до платежей, осуществляемых посредством электронных импульсов, сущность расчетов не изменилась. В ответ на изменяющиеся потребности менялись лишь виды расчетных продуктов банка.