2. Кредитный портфель клиентам и управление им.
Кредитный портфель банка – это совокупность остатков задолженности по активным кредитным операциям на определенную дату. Он включает в себя межбанковский и клиентский кредитные портфели. Кредитный портфель клиентам является составной частью кредитного портфеля банка и представляет собой остаток задолженности по кредитным операциям банка с физическими и юридическими лицами на определенную дату.
Различают оптимальный и сбалансированный кредитные портфели. Оптимальный кредитный портфель есть такой портфель, который наиболее точно соответствует по составу и структуре кредитной и маркетинговой политике банка и его плану стратегического развития. Оптимальность кредитного портфеля банка дает возможность реализовать поставленные перед банком задачи определенного экономического поведения. При формировании оптимального кредитного портфеля необходимо учитывать значения основных показателей, характеризующих конкретную конструкцию кредитного портфеля, которых надо достичь или удержать в рамках определенных границ, например, следующих: состав кредитного портфеля в разрезе групп риска; степень диверсификации кредитного портфеля; степень защиты от кредитного риска; величина резерва, достаточная для покрытия возможных потерь; величина доходности кредитного портфеля в целом.
Сбалансированный кредитный портфель – это такой портфель банковских кредитов, который по своей структуре и финансовым характеристикам лежит в точке наиболее эффективного решения дилеммы «риск-доходность», то есть в точке достижения баланса между двумя противоборствующими категориями.
Оптимальный портфель не всегда совпадает со сбалансированным кредитным портфелем, поскольку банк на определенном этапе своей деятельности в силу ряда внешних факторов, особенно влияния конкурентной позиции, может осуществлять выдачу кредитов с меньшей доходностью и большим риском в ущерб сбалансированности портфеля, но с целью укрепления своей конкурентной позиции, завоевания новых ниш на рынке кредитных услуг, привлечения новых клиентов и т.п.
По признаку диверсифицированности выделяют:
диверсифицированный кредитный портфель, удовлетворяющий требованиям диверсификации по видам кредитных операций, контингенту размещения, срокам, доходности и т.д.
концентрированный кредитный портфель, который характеризуется высоким удельным весом кредитных операций определенного вида, или одной категории кредитополучателей.
Количественную характеристику дает валовой кредитный портфель клиентам, который определяется путем суммирования срочной, пролонгированной, просроченной задолженности по всем активным кредитным операциям. Как правило, его размер рассчитывается путем вычитания из итога второго класса « кредиты и иные активные операции с клиентами» начисленных и просроченных процентных доходов.. Валовой кредитный портфель клиентам по виду кредитополучателей подразделяется на: деловой, представляющий остаток задолженности по кредитным операциям с юридическими лицами и персональный, представляющий остаток задолженности по кредитным операциям с физическими лицами.
С 2006 г. выделяется также розничный портфель – совокупность требований банка, удовлетворяющих следующим условиям в совокупности:
- контрагентами являются физические лица и индивидуальные предприниматели;
- требования банка включают кредиты на потребительские нужды физических лиц и кредитную задолженность индивидуальных предпринимателей;
совокупная величина требований к одному контрагенту не должна превышать по первоначальному договору сумму, эквивалентную 50 тысячам евро;
совокупная величина требований к одному контрагенту не должна превышать 0,5 процента общей величины розничного портфеля, рассчитанной по сумме всех договоров.
Деловой клиентский кредитный портфель классифицируется:
по типам контрагентов: на небанковские финансовые организации, коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели, органы государственного управления;
по видам кредитных операций: займы, кредиты, факторинг, лизинг, операции с использованием векселей, средства, предоставленные по операциям РЕПО, средства, перечисленные в качестве обеспечения исполнения обязательств, исполненные за клиента обязательства;
по видам валют: в национальной и иностранной;
по отраслевой принадлежности клиента: кредиты промышленности, сельскому хозяйству, торговле, транспорту, связи и т.д.;
по способу юридического оформления отношений между банком и клиентом: кредитный договор, договор факторинга, лизинга, комбинаций двух противоположных сделок купли-продажи (РЕПО);
по времени возникновения : потенциальный и реальный.
по способу обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору: обеспеченные тем или иным видом залога, гарантий, поручительств и не имеющие обеспечения (доверительные, бланковые).
Классификация валового клиентского кредитного портфеля по характеру задолженности отражает соблюдение сроков кредитования. Исходя из этого, выделяют портфель срочной, пролонгированной и просроченной задолженности.
К срочной относится задолженность с ненаступившими сроками погашения.
Пролонгированная задолженность - это задолженность, по которой банк при наличии уважительных причин продлевает время пользования кредитом.
При недостаточности средств у кредитополучателя для полного выполнения обязательств перед банком весь непогашенный кредит относится на счет просроченной задолженности.
Кредитный портфель клиентам с качественных позиций характеризуют: чистый кредитный портфель и кредитный портфель, взвешенный на риск.
Чистый кредитный портфель рассчитывается путем вычитания из валового суммы резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе, подверженным кредитному риску, отражаемой на пассивных счетах второго класса ежедневного баланса. Он представляет собой ту сумму кредитных операций, которая реально может быть возвращена банку на анализируемую дату.
Для начисления резерва на покрытие возможных убытков валовой клиентский кредитный портфель классифицируется на пять групп риска. Классификация клиентского кредитного портфеля производится на комплексной основе в зависимости от способности должника вернуть долг, наличия признаков финансовой неустойчивости, негативной информации, качества и достаточности обеспечения, количества пролонгаций и длительности просроченной задолженности.
Для определения размера кредитного портфеля, взвешенного на риск, прежде всего следует валовой клиентский портфель подразделить на семь групп кредитного риска (от 0 до 150 %). При его классификации учитываются различные критерии, основными из которых являются: контрагент по кредитной сделке, наличие у него внешней рейтинговой оценки, способ обеспечения обязательств по кредитному договору, характер задолженности). Из остатка задолженности по каждой группе кредитного риска вычитается сумма созданного по этой группе специального резерва на покрытие возможных убытков и полученная сумма корректируется на установленный Национальным банком уровень риска. Сумма полученных результатов по всем группам кредитного риска представляет собой клиентский кредитный портфель, взвешенный на риск.
Конкретные критерии, процедуры классификации кредитного портфеля клиентам как для формирования резервов на покрытие возможных убытков, так и для исчисления портфелей, взвешенных на риск, определяются локальными нормативными правовыми актами банков и утверждаются их уполномоченными органами управления.
Для сертификации клиентского кредитного портфеля по различным экономическим признакам у банка по каждому клиенту накапливается необходимая информация и на каждую отчетную дату (при необходимости на любую дату) производится классификация имеющейся у него задолженности по активным кредитным операциям по соответствующим группам и критериям.
В целом, диапазон состава кредитного портфеля клиентам достаточно широк и определяется набором видов кредитных операций банка и их классификацией по различным критериям и признакам.
На фактическом состоянии клиентского кредитного портфеля сказывается принятая коммерческим банком система управления им. Управление кредитным портфелем представляет собой организацию деятельности банка при осуществлении процесса кредитования, направленную на предотвращение или минимизацию кредитного риска.
При управлении кредитным портфелем конечными целями коммерческого банка являются:
- получение прибыли от активных кредитных операций;
- сохранение надежной и безопасной деятельности банка.
Система управления кредитным портфелем многогранна, важнейшими элементами которой являются:
- организационная структура управления кредитным портфелем;
- разработка стратегии и тактики кредитной политики;
- наличие внутренних нормативных документов, регламентирующих процесс кредитования;
- анализ кредитного портфеля с целью улучшения его количественных и качественных характеристик.
В основе организационной структуры управления кредитным портфелем лежит принцип разграничения компетенции, заключающийся в четком распределении полномочий руководителей различного ранга по предоставлению кредита, изменению условий кредитной сделки в зависимости от размера кредита, степени его риска и других характеристик.
Организационные структуры управления кредитным портфелем разрабатываются коммерческим банком самостоятельно и, как правило, различаются между собой. Общая ответственность возлагается на высший орган управления банком, который делегирует функции по организации механизма кредитования на более низкие уровни. Количество задействованных подразделений зависит от системы управления, принятой в том или ином банке. Для крупных банков характерны следующие схемы: Совет банка (Наблюдательный Совет), Совет Директоров, Правление, Председатель Правления, его заместители, Директора региональных, областных управлений, филиалов, отделений, расчетно-кассовых центров. Сюда же входит разработка организационных схем соподчиненности, имеющихся в коммерческом банке подразделений и служб, непосредственно занимающихся организацией кредитных отношений (Департаменты, управления, отделы, кредитные группы и т.д.) и участвующих служб (отделы безопасности, залоговые, юридические) как по горизонтали, так и по вертикали.
Коммерческий банк разрабатывает и утверждает Положения по каждому структурному подразделению, в котором определяются права, обязанности, пределы полномочий, функциональное распределение ответственности на всех этапах организации процесса кредитования. Организационная схема управления завершается разработкой и доведением должностных инструкций для каждого сотрудника банка.
Важное значение в организационной системе управления имеет санкционирование размера кредита, сопровождаемое информационным обменом разных отделов и уровней управления. Процесс санкционирования и число этапов в этом процессе различны и зависят от размера, стиля управления банка, сложности и объема активных кредитных операций и других факторов. Коммерческий банк может использовать один из трех методов санкционирования или их комбинацию:
— индивидуальное санкционирование, когда решение о предоставлении кредита принимается одним лицом под его персональную ответственность;
— коллективное санкционирование, когда решение о предоставлении кредита принимается двумя или более лицами;
санкционирование, проводимое Кредитным Комитетом.
Методы санкционирования, как правило, зависят от размера и вида кредитной операции. Индивидуальное и коллективное санкционирование могут применяться при предоставлении кредитов физическим лицам на потребительские цели, экспресс и микрокредитов.
Наибольшую популярность приобрело санкционирование кредитов, проводимое Кредитными комитетами отделений, филиалов, управлений, центральных офисов (головных банков).
Основными задачами Кредитного комитета являются реализация кредитной политики, направленной на максимальное снижение риска по активным кредитным операциям. Кредитным комитетом утверждаются лимиты кредитования, или кредитные потолки одному кредитополучателю, дифференцированные в сторону увеличения от низшего звена управления к высшему. Лимиты кредитования, как правило, устанавливаются в абсолютной сумме. Лимит кредитования — это не обязательство банка, а «мера» риска или лимит ответственности. При их установлении зачастую учитывается качество сложившегося кредитного портфеля того структурного подразделения, кому лимит утверждается. Возможен пересмотр лимитов в связи с изменяющимися условиями. При установлении лимитов кредитования учитываются совокупные обязательства клиента перед банком, а именно: имеющаяся и вновь испрашиваемая сумма кредитополучателем по всем видам счетов по учету кредитов, а также кредитный эквивалент внебалансовых обязательств.
Кредитный комитет в иерархической управления кредитным портфелем обладает управленческими функциями. Органами, занимающимися непосредственными исполнительными функциями, являются Кредитные департаменты (управления, отделы, службы). Они должны быть независимыми и принципиальными при подготовке, принятии и реализации тех или иных действий по организации процесса кредитования.
Основными функциями кредитных департаментов Головных банков (центральных офисов) являются: разработка внутренних процедур кредитования (совместно с юридическими и другими службами), расчет приемлемых сумм подведомственным подразделениям, которые могут взять риск на себя (лимит кредитования), контроль за соблюдением полномочий (эпизодический и регулярный), периодическая оценка кредитного портфеля с позиций кредитного риска и качества кредитов, составление и предоставление соответствующей отчетности Национальному банку.
В системе мер управления кредитным портфелем немаловажную роль играет разработка и проведение кредитной политики. Стратегия и тактика кредитной политики разрабатываются в центральном офисе (головном банке) Кредитным департаментом (управлением), Кредитным комитетом, утверждается соответствующим органом управления банком.
В кредитной политике формулируется общая цель и определяются пути ее достижения:
приоритетные направления кредитных вложений по отраслевой принадлежности, юридическому статусу;
приемлемые для банка виды активных кредитных операций и от которых банк предпочитает воздерживаться;
предпочтительный круг кредитополучателей;
нежелательные для банка категории кредитополучателей;
политика в области предоставления кредитов физическим лицам;
комплекс мер по контролю за качеством кредитного портфеля.
Основные положения кредитной политики доводятся до низовых звеньев, которые, как правило, являются основными исполнителями по ее реализации и от которых в конечном итоге зависит качество кредитного портфеля. Успех кредитной политики определяется практическими действиями банковского персонала, интерпретирующего и воплощающего в жизнь установки кредитной политики на всех этапах процесса кредитования.
Решающую роль в управлении кредитным портфелем играют внутренние документы, регламентирующие организацию кредитных отношений банка с клиентами. Именно внутрибанковские положения должны содержать подробные процедуры рассмотрения кредитной заявки, изучения кредитоспособности кредитополучателя, достаточности, ликвидности и приемлемости залога, определения цены кредита, его сопровождения и мониторинга.
Комплекс локальных нормативных документов и их название определяются каждым банком самостоятельно и, как правило, включает в себя: Порядок (Положение) предоставления (размещения) денежных средств и их возврата юридическим, физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, предприятиям малого и среднего бизнеса, корпоративным клиентам, взаимосвязанным, инсайдерам в оборотные, внеоборотные активы, по различным способам предоставления (контокорренту, овердрафтное кредитование, возобновляемой кредитной линии и др.); процедура принятия решения о предостапвлении (размещении) денежных средств; порядок определения правоспособности и платежеспособности, рейтинговой оценки кредитополучателей; по применению способов обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору; по оформлению залога, оценки и контроля за его состоянием; по формированию резерва по активам банка, подверженным кредитному риску; по работе с проблемными активами; по формированию кредитного досье, его хранения и закрытия.
Перечень внутренних положений может быть расширен или сужен, но в них должны найти отражение подробные процедуры по порядку оформления, выдачи, погашения всех видов кредитов, включая работу с проблемными кредитами, не противоречащие действующему законодательству и нормативным указаниям Национального банка Республики Беларусь. Только при наличии внутрибанковских положений можно в последующем оценить правильность принятых решений и ответственность лиц, нарушивших установленные процедуры. Качество локальных нормативных документов требует оперативного внесения в них дополнений в связи с изменением законодательной базы, нормативных указаний Национального банка, регламентирующих активные кредитные операции банка с клиентами.
Для эффективного управления кредитным портфелем необходим его анализ по различным количественным и качественным характеристикам как в целом по банку, так и в разрезе его структурных подразделений. Количественный анализ заключается в изучении в динамике (за ряд лет, на квартальные даты отчетного года) состава и структуры валового клиентского кредитного портфеля по всем вышеперечисленным экономическим признакам. Такой анализ позволяет выявить предпочтительные сферы кредитных вложений, тенденции развития. Важное значение имеет сопоставление фактических остатков задолженности по структурным подразделениям с прогнозируемыми, с установленными лимитами кредитования, «кредитными потолками» и др.
После количественного анализа кредитного портфеля усилия следует сосредоточить на его качестве. С этой целью анализируются в динамике такие показатели, как чистый кредитный портфель, чистый кредитный портфель, взвешенный как в целом по банку, так и в разрезе подведомственных учреждений. Для качественного анализа кредитного портфеля можно использовать различные относительные показатели, рассчитываемые по обороту за определенный период или по остатку на определенную дату, а именно: удельный вес проблемных кредитов во всем валовом клиентском кредитном портфеле; отношение просроченной задолженности к акционерному капиталу; соотношение резерва на покрытие
возможных убытков по активам банка с кредитным портфелем клиентам, с проблемными кредитами и др. Эти показатели рассчитываются в целом по банку, в разрезе структурных подразделений и в динамике, как в оперативном порядке, так и на отчетные даты.
Анализ клиентского кредитного портфеля в динамике позволяет дать ему общую оценку, выявить тенденции в развитии, « слабые (узкие) места» и принять соответствующие оперативные меры. Многофакторный анализ кредитного портфеля предполагает наличие соответствующих программ и технических средств для обработки обширной информации. Оперативная оценка клиентского кредитного портфеля на постоянной основе позволяет быстро выявлять проблемы с погашением кредита и принимать меры по их решению.
Процесс кредитования, его основные стадии
Процесс кредитования представляет собой набор процедур, регламентирующих предоставление (размещение) банком (кредитодателем) привлеченных и собственных денежных средств клиентам во временное пользование и за определенную плату от своего имени и за свой счет.
На процесс кредитования оказывает влияние проводимая Национальным банком монетарная политика в области формирования фонда обязательных резервов, требования как надзорного органа за соблюдением нормативов нормативного капитала банка, нормативов максимального размера кредитного риска на одного должника, инсайдера группу взаимосвязанных должников), суммарной величины крупных кредитных рисков, суммарной величины кредитных рисков по инсайдерам и взаимосвязанных с ними лиц.
В целях снижения кредитного риска и поддержания ликвидности своих активов банк при осуществлении кредитных операций обеспечивает соблюдение нормативов безопасного функционирования и расчетных показателей, доведенных Департаментом стратегии и координации деятельности банка, а также создает резервы в качестве компенсационных мер на случай возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе.
Основной целью процесса кредитования является обеспечение возвратности предоставленных кредитополучателю средств и получения доходности при сохранении стабильности и надежности банка. В этой связи усилия коммерческих банков направлены на то, чтобы избежать или хотя бы минимизировать возможные потери от неисполнения обязательств клиентами. Этой цели подчинены действия сотрудников банка на всех стадиях (этапах) процесса кредитования, включающих:
предварительное изучение документов, представленных заявителем на получение кредита;
оценка правоспособности, деловой репутации и дееспособности кредитополучателя;
оценка кредитоспособности кредитополучателя;
изучение предоставленного заявителем способа обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору;
составление заключения о целесообразности предоставления кредита и представление его Кредитному Комитету;
структурирование кредита и заключение кредитного договора;
предоставление кредита;
погашение кредита и процентов за него;
сопровождение (обслуживание) кредита, кредитный мониторинг.
Основанием для начала работы по рассмотрению вопроса о выдаче кредита является представление заявителем в банк письменного ходатайства (заявки) на его получение, содержащего исходные данные о целях кредита, его запрашиваемой сумме, сроках погашения, предлагаемом обеспечении исполнения обязательств. К ходатайству может прилагаться анкета кредитополучателя. После рассмотрения полученных документов уполномоченным на то лицом, они направляются в кредитную службу для рассмотрения и подготовки заключения о целесообразности предоставления кредита.
Кредитный работник проводит предварительную беседу (интервью) с руководителем предприятия или его представителем. Эта беседа имеет большое значение для решения вопроса о предоставлении кредита: она позволяет уточнить важные аспекты кредитной заявки, составить психологический портрет кредитополучателя, выяснить профессиональную подготовленность руководящего состава, реалистичность оценок положения и перспектив развития предприятия. В ходе беседы внимание концентрируется на ключевых, базовых вопросах, представляющих наибольший интерес для банка. Перечень вопросов определяется банками самостоятельно и касается, как правило, следующих аспектов; сведения о предприятии и его руководящем составе; о сумме кредита и ее обосновании; о сроке кредита и источниках его погашения; о способах обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору. Сделав вывод о перспективности кредитной сделки, кредитный работник знакомит заявителя с порядком, условиями предоставления кредита, требованиями по предоставлению пакета необходимых документов.
Состав пакета определяется банком индивидуально и может быть различным для корпоративных клиентов, предприятий малого и среднего бизнеса, взаимосвязанных клиентов, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, органов государственного управления. Набор документов зависит также от объекта кредитования: оборотные, долгосрочные активы, потребительские цели или финансирование недвижимости населения. На перечень документов влияет и множество других факторов: текущий счет открыт в банке кредитодателя либо в другом банке; предприятие работает прибыльно или с убытком; способ обеспечения обязательств по кредитному договору и др.
При предоставлении кредитов в оборотные активы в состав пакета сопроводительных документов, как правило, входят следующие:
годовой бухгалтерский баланс со всеми приложениями к нему и бухгалтерский баланс на последнюю квартальную (месячную) дату;
отчет о прибылях и убытках на последнюю квартальную дату;
экономическое обоснование возвратности кредита в установленные сроки с учетом движения денежных потоков заявителя;
копии договоров (контрактов) или других документов в подтверждение реальности кредитуемой сделки;
- документы по обеспечению кредитных обязательств в зависимости от способа обеспечения (при залоге – документы, подтверждающие право собственности (хозяйственного ведения) заявителя на имущество, и правоустанавливающие документы на предметы залога; при поручительстве (гарантии) – баланс и отчет о прибылях и убытках поручителя (гаранта) на последнюю отчетную дату и за предыдущий год; выписки о движении денежных средств по текущему и другим счетам, открытым в других банках; документы, подтверждающие право собственности на предмет залога поручителя).
При рассмотрении вопроса о предоставлении кредита кредитополучателю, текущий счет которого открыт в банке, используются учредительные документы, находящиеся в юридическом деле предприятия по оформлению счетов.
Клиенты, текущие счета которых открыты в других банках, к указанному выше перечню документов дополнительно представляют следующие:
копии учредительных документов (устав, учредительный договор), удостоверенные нотариально или вышестоящей организацией, либо органом, производившим регистрацию юридического лица;
копию документа о регистрации (перерегистрации) юридического лица, удостоверенную нотариально или регистрирующим органом;
карточку с образцами подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиском печати владельца счета, удостоверенную нотариально или вышестоящим органом и оттиском его печати.
По усмотрению банка могут быть затребованы и другие документы, подтверждающие способность клиента своевременно возвратить кредит, а также кредитоспособность гаранта или поручителя.
На предварительном этапе процесса кредитования осуществляется также анализ кредитуемого мероприятия, при котором в первую очередь проверяется соответствие цели запрашиваемого кредита характеру уставной деятельности юридического лица, выявляются основные проблемы и риски, которые могут повлиять на реализацию кредитуемого мероприятия, его экономическая эффективность и договорно-правовое обеспечение. Изучаются контракты, договоры, товарно-транспортные накладные, таможенные декларации и другие документы, подтверждающие реальность кредитуемой сделки. Акцентируется внимание на том, что в контрактах (договорах) должно найти отражение: количество, стоимость поставляемых товарно-материальных ценностей (выполняемых работ), сроки и условия поставки (выполнения работ), порядок и форма расчетов, сроки и условия приема и передачи товарно-материальных ценностей (выполнения работ), ответственность сторон, срок действия. Во внешнеторговых контрактах обращается внимание на следующие моменты: наличие даты и места заключения договора, количество, качество и цена товара, условия расчета и поставки, валюта платежа, сроки поставки товаров, порядок приема товаров, момент перехода права собственности, ответственность сторон, порядок разрешения споров, каким законодательством стороны пользуются при разрешении споров, название, юридический адрес, банковские реквизиты договаривающихся сторон, а также другие существенные условия в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь. Представленные к кредитованию товарно-транспортные накладные на получение материальных ценностей должны соответствовать установленным в Республике Беларусь образцам согласно действующим инструкциям по их заполнению.
Кредитный работник проверяет полноту полученных от заявителя документов в соответствии с перечнем документов, необходимых для получения кредита. Соответствие копий документов, подтверждающих реальность кредитуемой сделки, наличие обеспечения и ликвидность залога, их оригиналам удостоверяется печатью и подписями заявителя, заверяется подписью работника кредитной службы с указанием фамилии и должности лица, произведшего сверку и даты проведения сверки. Оригиналы документов возвращаются заявителю.
В случае возникновения сомнений в достоверности документов либо необходимости дополнительного анализа представленной информации кредитный работник банка до предоставления кредита непосредственно с выходом на предприятие проверяет состояние учета, достоверность баланса, реальное наличие кредитуемых товарно-материальных ценностей и выясняет другие вопросы, возникшие в ходе изучения представленных документов.
Кредитный работник осуществляет оценку финансового состояния заявителя, являющегося постоянным кредитополучателем, на предмет наличия признаков ухудшения финансового состояния заявителя, с целью вероятности создания по нему, в случае его кредитования, резерва на покрытие возможных убытков по активам банка, подверженным кредитному риску.
По кредитополучателю, впервые обратившегося в банк за получением кредита, производится оценка правоспособности, деловой репутации и дееспособности.
Под правоспособностью понимается способность юридического лица иметь гражданские права, соответствующие целям его деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Правоспособность проверяется юридической службой по следующим направлениям:
организационно-правовая форма предприятия;
государственная регистрация организации;
органы управления, их полномочия, компетенция, порядок назначения (избрания);
процедура принятия решения по сделкам в рамках планируемой кредитной операции;
способность приобретать права и нести обязанности, соответствующие требованиям кредитной сделки.
Юридическая служба проверяет правоспособность заявителя, прохождение им государственной регистрации, правомочность руководителя (иного должностного лица, уполномоченного соответствующим документом) на заключение договоров (наличие ограничений в полномочиях) с учетом совокупной задолженности ранее взятых на себя обязательств по данному кредитополучателю, лицензирование предлагаемого для кредитования мероприятия (вида деятельности), соответствие предлагаемых для кредитования договоров (контрактов) требованиям законодательства (при необходимости, в соответствии с распоряжением руководителя филиала (отделения)), документальное подтверждение права собственности (хозяйственного ведения) на предлагаемое в залог имущество, юридическую возможность и порядок оформления залога, поручительства (гарантии) и иного вида обеспечения.
Для рассмотрения указанных вопросов юридической службой могут быть использованы учредительные документы юридического лица (включая документ о государственной регистрации), выписки из контрактов с руководителями или иных документов по вопросу правомерности подписания ими договоров (доверенности на иное должностное лицо), контрактов на кредитуемое мероприятие, документов, относящихся к предполагаемому обеспечению кредитных обязательств. При отсутствии в штатном расписании отделения работника юридической службы заключение готовит специалист, определенный руководителем отделения на основании консультации с юридической службой вышестоящего органа управления.
Под дееспособностью понимается способность кредитополучателя своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Дееспособность и деловая репутация кредитополучателя проверяется службой безопасности по следующим направлениям:
достоверность представленной информации, указанной в анкете кредитополучателя;
наличие негативной информации;
наличие задолженности по кредитным операциям в других банках и исполнение обязательств по ней;
- наличие имущественных претензий и долгов;
- наличие иной информации о фактах и обстоятельствах, которые впоследствии могут повлиять на своевременность исполнения обязательств по кредитному договору.
Работники службы безопасности уточняют фактический и юридический адрес, проверяют репутацию заявителя в деловом мире и другие вопросы касающиеся благонадежности и платежеспособности юридического лица, которые по их мнению, впоследствии могут повлиять на своевременность возврата кредита и уплаты процентов по нему.
При отсутствии в штатном расписании (филиала) отделения работника службы безопасности, проверка данных вопросов может быть возложена на специалистов, определенных руководителем (филиала) отделения, а в случае необходимости, привлечены соответствующие службы вышестоящих структурных подразделений банка.
В случае установления в отношении заявителя какой - либо негативной информации препятствующей предоставлению заявителю кредита, служба безопасности и юридическая служба представляют кредитной службе справки о причинах возможного отказа заявителю в предоставлении кредита. По итогам проверки правоспособности и дееспособности кредитополучателя юридическая служба и служба безопасности готовят соответствующие письменные заключения, которые передаются в Кредитную службу для дальнейшего рассмотрения на Кредитном комитете.
Кредитная служба с целью изучения кредитоспособности кредитополучателя осуществляет комплексный анализ экономической деятельности на основе финансовой и бухгалтерской отчетности. Кредитные службы банка для оценки кредитоспособности накапливают также другую необходимую экономическую и финансовую информацию о деятельности юридического лица, используя для этих целей материалы, полученные непосредственно от кредитополучателя, а также из внешних источников (статистическую отчетность, справочную информацию, акты аудиторских проверок, материалы прессы, рекламных объявлений, деловых партнеров и др.).
Финансовое состояние юридического лица характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования юридического лица, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Проведение комплексного анализа эффективности финансовой деятельности позволяет всесторонне оценить финансовую деятельность заявителя, его способность обеспечить своевременный возврат кредита и уплату начисленных процентов за пользование им.
При проведении экономического анализа предприятия, как правило, анализируется:
имущественное положение предприятия;
условия работы предприятия с учетом специфики бизнеса и отраслевой принадлежности;
результаты, достигнутые предприятием, выполнение финансово-экономических показателей бизнес-плана;
эффективность поддержки, предоставленной предприятию государством, банком;
маркетинговая политика предприятия;
состав и движение кредиторской и дебиторской задолженности (при необходимости);
анализ и динамика изменения финансовых показателей, их соответствие среднеотраслевым значениям;
снижение затрат на производство и реализацию продукции;
формирование портфеля заказов;
перспективы финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Изучается также реальность прогнозных показателей движения денежных средств, доходов и расходов на основании финансовой отчетности юридического лица исходя из фактических величин за предыдущий год и отчетный квартал.
Планирование денежных потоков основывается на прогнозах объемов продаж с учетом коньюнктуры цен. При этом анализируются условия контрактов на реализацию продукции с учетом ожидаемого времени отгрузки продукции и поступления денежных средств на счета. Прогнозирование денежного потока должно показать основные источники притока и направления оттока денежных средств, дефицит либо избыток денежных средств, и исходя из этого, способность предприятия выполнять свои обязательства перед государством, кредиторами, поставщиками и иными партнерами. В случае отрицательного сальдо, когда предстоящие расходы превышают поступление денежных средств, должны быть предусмотрены оперативные меры для поддержания платежеспособности предприятия (уменьшение затрат, достижение соглашения с поставщиками об отсрочке платежей и др.).
Рассчитываются также коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности. Осуществляется нефинансовый анализ, рейтинговая оценка и определяется класс кредитоспособности клиента или кредитный рейтинг.
Изучаются также и представленные кредитополучателем способы обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору с точки зрения их достаточности, ликвидности и приемлемости. На основании комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, изучения его потребности в кредитных средствах, возможности своевременного погашения кредита и уплаты начисленных процентов, юридической правоспособности, деловой репутации и проверки предлагаемого обеспечения возврата кредита кредитной службой банка с учетом имеющихся предложений со стороны службы безопасности и юридической службы, составляется письменное заключение о возможности или нецелесообразности предоставления кредита.
Перечень разделов, подлежащих освещению в заключении о возможности выдачи кредита, на основании которых Кредитным комитетом делается вывод о целесообразности предоставления либо причинах отказа в предоставлении кредита кредитополучателю, каждым банком определяется самостоятельно. К ним, как правило, относятся: описание предлагаемого к кредитованию мероприятия; общие сведения о кредитополучателе; результаты финансового и нефинансового анализа кредитоспособности кредитополучателя; характеристика способа обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору; основные условия предоставления, погашения кредита и процентов за него. Заключение о возможности предоставления кредита подписывается руководителями кредитной, юридической службами и службы безопасности. При отсутствии в штатном расписании отделения юридической службы и службы безопасности заключение подписывается специалистами, определенными руководителем филиала (отделения). Сформированный пакет документов (заключение кредитной службы и проект решения Кредитного комитета) передается для рассмотрения членам Кредитного комитета банка.
Для обеспечения соблюдения законодательных и нормативных актов, проведения единой кредитной политики, повышения уровня управления кредитными рисками, эффективного и надежного использования кредитных ресурсов Кредитный комитет при рассмотрении вопроса о предоставлении кредита в целях ограничения размера риска на одного кредитополучателя учитывает имеющаяся задолженность данного юридического лица перед банком по всем краткосрочным и долгосрочным кредитам, операциям с использованием векселей, факторингу, финансовой аренде (лизингу), исполненным гарантиям и авалям, пролонгированная, просроченная, задолженность по вышеперечисленным требованиям, а также кредитный эквивалент внебалансовых обязательств, выданных банком в отношении данного клиента, предусматривающих исполнение их в денежной форме.
В решении Кредитного комитета о предоставлении кредита, как правило, указываются: сумма кредита; целевое назначение (при осуществлении банком контроля за целевым использованием кредита); срок пользования кредитом; порядок предоставления и погашения кредита; процентная ставка, периодичность уплаты процентов; способ обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору, а также группа кредитного риска для начисления специального резерва на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе. В случае отрицательного заключения, в нем должны быть четко сформулированы причины отказа в предоставлении кредита. Кредитной службой в письменной форме за подписью руководителя банка, как правило, не позднее 3-х рабочих дней после принятия решения в соответствии с установленными полномочиями, сообщается заявителю об отказе в предоставлении кредита с указанием конкретных причин отказа.
Положительное решение Кредитного комитета банка является основанием для заключения кредитного договора между банком и кредитополучателем.
Кредитный договор — юридический документ, регламентирующий взаимоотношения между банком и кредитополучателем при выдаче кредита, определяющий взаимные обязательства и экономическую ответственность сторон. Обязательна письменная форма его заключения, так как несоблюдение этого условия влечет его недействительность (ничтожность). Условия кредитного договора определяются для каждого клиента индивидуально и таким образом, чтобы степень риска кредитной сделки была минимальной.
Разработка и определение условий кредитного договора по каждой конкретной сделке с целью получения банком дохода и минимизации риска кредитных вложений получила название структурирование кредита. Структурирование кредита имеет важное значение, так как влияет на кредитный риск. Так, при определении в договоре банком слишком напряженных сроков погашения кредита, кредитополучатель может остаться без источников, необходимых для его нормального функционирования. При либеральных условиях возврата долга (установление сроков погашения на более длительный период, чем возникли источники погашения) кредитополучатель будет длительное время бесконтрольно использовать полученный кредит. Неправильное определение суммы кредита также вызовет определенные проблемы: при занижении клиент будет вынужден обратиться за ее увеличением, при завышении — кредитополучатель может допустить его неэффективное использование. Успех кредитной сделки зависит также от правильности выбранного способа предоставления кредита, цены кредитования. Банк должен предложить клиенту тот вид кредита и те условия погашения, которые в наибольшей степени отвечают характеру сделки, лежащей в основе кредита.
В процессе структурирования определяются: размер кредита с указанием валюты; сроки и порядок предоставления и погашения кредита; проценты за пользование кредитом и порядок их уплаты; целевое использование кредита (при его установлении); способ обеспечения исполнения кредитополучателем обязательства по возврату кредита и процентов по нему; ответственность кредитодателя и кредитополучателя за невыполнение условий кредитного договора; иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В кредитном договоре также оговариваются: порядок взыскания банком кредита (основного долга, процентов) с текущего (расчетного) счета кредитополучателя при нарушении условий кредитного договора.
Перед представлением на подпись руководителю банка кредитный договор, договоры поручительства, залога и другие, представленные юридическим лицом в обеспечение исполнения обязательств, визируются начальниками кредитной, юридической служб и службы безопасности (при наличии таковых в структуре банка). При отсутствии в штатном расписании отделения юридической службы и службы безопасности договоры подписываются руководителями и главными бухгалтерами Банка и кредитополучателя - юридического лица или другими должностными лицами, наделенными в установленном порядке соответствующими полномочиями. При заключении договора сумма разрешенного, но не предоставленного (использованного) кредита в день заключения кредитного договора либо с момента наступления события, определенного кредитным договором, заключенным с отлагательным условием, приходуется по внебалансовому счету 99112 «Обязательства перед клиентами по предоставлению денежных средств» на основании распоряжения бухгалтерии, подготовленного кредитной службой банка.
Важным этапом процесса кредитования является предоставление кредита.
Юридическое лицо имеет право обратиться за получением кредита в любой банк. В банках по месту получения кредита кредитополучателю может открываться несколько счетов. В целях снижения риска непогашения кредита клиентами «других банков» при заключении кредитных договоров четко определяется их имущественная ответственность за невыполнение обязательств по кредитному договору и процедура ее исполнения. Предоставление кредитов юридическим лицам, находящимся на расчетно-кассовом обслуживании в других банках, производится с разрешения лиц, наделенных соответствующими полномочиями.
Кредит предоставляется после заключения в письменной форме кредитного договора и на условиях, предусмотренных в нем. Кредитный работник готовит распоряжение бухгалтерии о предоставлении кредита с указанием суммы кредита, срока и платы за пользование кредитом, вида и суммы обеспечения исполнения обязательств, порядка предоставления кредита (единовременная выдача, открытие кредитной линии (возобновляемой, невозобновляемой), кредит на покрытие овердрафта, которое визируется им и подписывается руководителем банка либо уполномоченным им лицом, руководителем кредитной службы. В последующем при внесении изменений в условия кредитного договора кредитной службой вносятся соответствующие изменения в распоряжение бухгалтерии.
Кредит предоставляется независимо от наличия средств на текущем счете. Предоставление средств может производиться единовременно или по частям в сроки, оговоренные в договоре. В последние годы получило распространение предоставление кредитов в порядке так называемой «кредитной линии». Кредитная линия может быть возобновляемой, когда при погашении части задолженности юридическому лицу выдается кредит в пределах лимита задолженности и срока действия кредитного договора.
Кредитование при единовременном предоставлении кредита производится разовым перечислением денежных» средств на счет кредитополучателя, либо путем перечисления денежных средств в оплату расчетных документов, представленных кредитополучателем либо путем использования денежных средств в соответствии с указаниями кредитополучателя.
Кредитование путем открытия кредитной линии производится частями с перечислением денежных средств в согласованном размере на счет кредитополучателя либо на счета третьих лиц на основании платежных инструкций кредитополучателя.
Основанием для оплаты за счет кредитных средств является кредитный договор и документы, представляемые в подтверждение кредитуемой сделки (договоры, контракты, товарно-транспортные накладные, акты выполненных работ, копии таможенных разрешений, копии свидетельства о регистрации статистической декларации либо другие документы в соответствии с действующим законодательством).
Для учета операций по предоставлению кредитов применяются счета 2 класса «Кредиты и иные активные операции с клиентами». По мере фактического предоставления кредита сумма использованной части кредита списывается в расход внебалансового счета 99112 на основании распоряжения бухгалтерии.
Одним из этапов процесса кредитования является погашение кредита и процентов за него. Погашение кредита осуществляется согласно установленным в кредитном договоре срокам. При простой кредитной линии общая сумма предоставленного кредита равна лимиту выдачи, погашенная часть кредита не увеличивает свободный остаток кредитования. При открытии возобновляемой кредитной линии устанавливается лимит выдачи и лимит задолженности, в пределах которых производится выдача и погашение кредита в течение всего срока действия кредитного договора. При погашении части долга кредитополучатель может взять кредит в пределах неиспользованного лимита задолженности, т.е. погашенная часть кредита увеличивает свободный остаток кредитования. Погашение задолженности по кредитам и начисленным по ним процентам производится, как правило, в безналичной форме. в соответствии с условиями кредитного договора.
В экономически обоснованных случаях срок кредита может быть пролонгирован на основании дополнительного соглашения к кредитному договору.
На условиях предусмотренных в кредитном договоре, кредитополучатель вправе досрочно возвратить полученный кредит, известив об этом банк-кредитор.
Обязанность кредитополучателя по возврату кредита считается выполненной, если денежная сумма зачислена на счет кредитодателя в установленные договором сроки. При неисполнении (ненадлежащем исполнении) кредитополучателем обязательств по кредитному договору кредитодатель вправе потребовать досрочного возврата (погашения) кредита.
Непогашенный долг относится на соответствующие счета по учету просроченных кредитов и процентов, взыскание которого производится в установленной очередности.
Важным этапом процесса кредитования является обслуживание (сопровождение) кредита или кредитный мониторинг.
Кредитный мониторинг – система мероприятий по отслеживанию изменений кредитоспособности кредитополучателя и других составляющих качества кредита для обоснованного принятия корректирующих действий, направленных на минимизацию потерь, связанных с риском невозврата кредита и неуплаты начисленных процентов.
Основными направлениями сопровождения кредита (кредитного мониторинга) являются:
анализ финансово-хозяйственной деятельности кредитополучателя с целью изучения изменения его кредитоспособности;
- контроль за целевым использованием кредита;
- контроль за фактическим наличием кредитуемых ценностей;
- контроль за наличием и состоянием залога;
- контроль за своевременностью погашения кредита и уплаты процентов за него;
- работа с проблемными кредитами.
При предоставлении кредита на срок более трех месяцев, а также при наличии фактов задержки в уплате процентов, систематизация отчетных данных бухгалтерского учета производится в Паспорте основных показателей финансово-хозяйственной деятельности и оценки кредитоспособности кредитополучателя (ежеквартально). Ведение Паспорта позволяет банку отслеживать тенденции в деятельности кредитополучателя, способные оказать влияние на своевременный возврат кредита и уплату начисленных процентов по нему, а также принять своевременные меры упреждающего характера по обеспечению возврата кредита. По результатам рассмотрения Паспорта руководителем филиала, отделения принимается решение о характере дальнейшей работы с кредитополучателем (проведение совместных совещаний с руководителями юридического лица, разработка мероприятий по стабилизации финансового состояния кредитополучателя и возврату банку долгов, и др.).
Кроме ведения Паспорта кредитной службой ежеквартально производится сравнительный анализ основных результатов хозяйственно-финансовой деятельности кредитополучателя с изучением, при необходимости, отдельных аспектов его деятельности. По итогам работы за год производится детальный анализ хозяйственно-финансовой деятельности кредитополучателя. В случае необходимости изучение финансового состояния осуществляется непосредственно с выходом на предприятие.
Банк вправе требовать аудиторского подтверждения, заверения налоговой инспекцией годовых и квартальных балансов предприятий, приложений к нему. Обязательным является постоянное наблюдение за состоянием кредитоспособности кредитополучателя, при его ухудшении – принятие мер по санации, получению дополнительных гарантий по возврату кредита, изменению условий или прекращению кредитной сделки.
Контроль за целевым использованием кредита может осуществляться как в предварительном порядке на основании предоставленных кредитополучателем в банк документов, так и в последующем путем непосредственного посещения клиента представителями банка. Эти два способа контроля не исключают, а дополняют друг друга.
Порядок осуществления предварительного контроля за оплатой платежных инструкций за счет кредита определяется распоряжением руководителя банка либо лицом уполномоченным им. Предварительный контроль целевого использования производится путем проверки документов, являющихся основанием для предоставления кредитов (договоров, смет, счетов-фактур, справок, актов и др.).
Если договор заключен с условием о целевом использовании кредита, кредитополучатель обязан обеспечить возможность осуществления кредитодателем контроля за его целевым использованием. Не допускается использование кредита на уплату процентов за пользование кредитом, неустойки (штрафа, пени), а также вознаграждения (комиссии), связанного с предоставлением кредита.
Целесообразность проведения последующих проверок целевого использования кредитов, предоставляемых Банком в виде единовременной выдачи кредита или открытия кредитной линии за фактически поставленные товары, оказанные услуги, выполненные работы, а также на осуществление авансовых платежей с резидентами Республики Беларусь, а также их объем и периодичность определяется самостоятельно отделениями, филиалами банка при принятии решения о предоставлении кредита в зависимости от специфики кредитуемого мероприятия, обеспечения исполнения обязательств по кредиту и др. факторов, способных повлиять на своевременный возврат кредита.
Последующая проверка производится с выходом на место путем сверки данных оплаченных платежных документов кредитополучателя, представленных договоров (контрактов), товарно-транспортных накладных и иных документов, подтверждающих поступление товарно-материальных ценностей, актов выполненных работ (оказанных услуг) с данными первичного бухгалтерского, складского учета.
В обязательном порядке банком осуществляется последующий контроль за фактической поставкой нерезидентами кредитуемых товаров, выполнением работ (оказанием услуг) по авансовым платежам, осуществляемым по внешнеторговым договорам за счет кредита. Последующая проверка целевого использования кредита может не производиться по кредитам на выплату задолженности по заработной плате, микрокредитов, а также, в отдельных случаях, при овердрафтном кредитовании и кредитовании по счету-контокорренту, если это не связано с осуществлением авансовых платежей по внешнеторговым договорам.
Одновременно могут проверяться условия хранения кредитуемых ценностей, наличие неходовых, залежалых ценностей, готовой продукции, не имеющей сбыта, правильность ведения бухгалтерского учета и другие вопросы.
Результаты последующей проверки на месте оформляются актом проверки целевого использования кредита, который подписывается представителем банка, руководителем и главным бухгалтером кредитополучателя и рассматривается руководителем банка либо его заместителем, курирующим кредитную службу, в течение 3-х рабочих дней. В акте проверки должны быть освещены полнота, дата и сумма поступления и оприходования, условия хранения товарно-материальных ценностей, выполнения работ, оплаченных за счет кредита, в том числе и в порядке предварительной оплаты.
В рамках кредитного мониторинга осуществляется также контроль за сохранностью имущества, принятого в залог. В ходе контроля за сохранностью имущества кредитная служба совместно со службой безопасности банка в соответствии с законодательством и заключенным договором залога проверяют с выходом на место фактическое наличие, количество и условия хранения заложенного имущества, находящегося у залогодателя, сверяя фактическое наличие залога с данными бухгалтерского учета. Проверка сохранности заложенного имущества по кредитам, выданным на срок до 3-х месяцев, осуществляется только в случае их несвоевременного погашения. По результатам проверки наличия и сохранности имущества, переданного в залог, при необходимости, на основании заключенного дополнительного соглашения, осуществляется корректировка стоимости заложенного имущества, учитываемого на внебалансовых счетах.
Если в качестве залога выступают товары в обороте, банками практикуется истребование от кредитополучателя информации о фактическом их наличии (два раза в месяц, ежемесячно и другие сроки) с последующей проверкой их достоверности на месте. В период контроля за состоянием залога товаров в обороте производится проверка ведения залогодателем книги записи залога в соответствии с требованиями Гражданского Кодекса.
Результаты проверок предприятий на месте оформляются актом или другим письменным документом, который подписывается представителем банка, руководителем и главным бухгалтером кредитополучателя.
При неисполнении кредитополучателем условий кредитного договора о целевом использовании кредита, а также, если кредитополучатель не обеспечил возможность контроля за использованием средств или создал препятствия для этого, кредитодатель, если иное не предусмотрено кредитным договором, вправе потребовать от кредитополучателя досрочного возврата (погашения) кредита, уплаты причитающихся процентов и платы за пользование им, если обязанность ее уплаты предусмотрена кредитным договором, а также отказаться от дальнейшего кредитования кредитополучателя по этому договору.
Кредиты, использованные не по целевому назначению, суммы кредитов в размере непоступления товара по авансовым платежам, а также кредиты, по которым отсутствует обеспечение исполнения обязательств, подлежат досрочному погашению на основании платежных инструкций кредитополучателя или взыскиваются мемориальным ордером банка (при наличии средств на счете), или платежным требованием, что должно быть предусмотрено условиями кредитного договора. Платежные инструкции кредитополучателя, платежное требование банка, в случае отсутствия или недостаточности средств на текущем счете кредитополучателя, помещаются в картотеку и исполняются в установленной законодательством Республики Беларусь очередности. По истечении пяти рабочих дней с момента выявления указанных фактов задолженность по кредиту относится на счета по учету просроченной задолженности по кредитам мемориальным ордером банка на основании распоряжения бухгалтерии, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь, и в дальнейшем погашение долга производится в очередности, установленной в кредитном договоре.
За нецелевое использование кредита, непоступление товара, невыполнение работ (неоказание услуг) по авансовым платежам в сроки, установленные законодательством Республики Беларусь, к кредитополучателю применяются штрафные санкции в соответствии с условиями кредитного договора.
При возникновении проблемной задолженности в рамках кредитного мониторинга проводится комплекс мероприятий по ее взысканию, как правило, включающий внесудебную (согласительную) процедуру и судебную (принудительную) процедуру (см. главу 13). В случае неисполнения кредитополучателем своих обязательств перед кредитодателем последний в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве) вправе обратиться в хозяйственный суд с заявлением о признании клиента банкротом.
Все документы, представленные кредитополучателем для оформления кредита, сведения об обеспечении кредита, информация о деятельности юридического лица, полученная банком из иных источников, кредитные договоры, договоры залога, поручительства и др. документы формируются кредитным работником в кредитное досье. Кредитное досье может быть сформировано по конкретному кредиту или по кредитополучателю.
Порядок хранения оригиналов кредитных договоров и договоров, заключенных банком в обеспечение исполнения обязательств по кредитным договорам, дополнительных соглашений к ним, а также порядок формирования кредитных досье кредитополучателя, их хранения и закрытия определяется банками самостоятельно, оформляется отдельным документом и утверждается уполномоченными на то органами. Кредитное досье хранится в кредитной службе до момента прекращения обязательств кредитополучателя по кредитному договору и подлежит уничтожению в соответствии с инструкцией по делопроизводству.
- Тема 1: Сущность банков, их виды и организационная структура
- Тема 2: Порядок государственной регистрации и лицензирования банковской деятельности
- Тема 3: Общие понятия банковских рисков
- Тема 4. Баланс банка
- 1. Виды балансов банка и их содержание.
- 2. Банковская отчетность
- Тема 5. Активные операции и активы банка
- 1. Экономическое содержание активов банка, их состав и структура
- 2. Оценка качества активов банка
- Тема 6. Пассивные операции и ресурсы (пассивы) банка
- 1. Общее понятие о ресурсах и пассивных операциях коммерческого банка
- 2. Порядок формирования собственных источников (капитала) банка
- 3. Привлеченные ресурсы (обязательства),их экономическая характеристика
- 4. Гарантии сохранения (возмещения) банковских вкладов (депозитов) физических лиц
- 5. Риски пассивных операций
- Методы управления привлеченными ресурсами банка
- Тема 7. Показатели достаточности нормативного капитала банка
- 1. Понятие нормативного капитала банка, его сущность и значение
- 2. Методика расчета нормативного капитала банка для оценки его достаточности
- 3. Нормативы достаточности нормативного капитала
- 4. Оценка активов по уровню кредитного риска
- 5. Оценка внебалансовых обязательств по уровню кредитного риска
- 6. Оценка активов по рыночному риску
- Тема 8. Кредитная политика и кредитные операции банков
- 1. Понятие кредитных операций банка, их классификация
- 2. Кредитный портфель клиентам и управление им.
- 4. Кредитный договор, содержание его разделов
- Тема 9. Оценка кредитоспособности клиентов банка
- 1. Понятие кредитоспособности клиента
- 2. Источники информации для оценки кредитоспособности
- 3. Способы оценки кредитоспособности
- 4. Методика расчета основных показателей кредитоспособности
- 5. Определение класса кредитоспособности
- Тема 10. Способы обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору
- Тема 11. Способы предоставления и погашения кредита юридическим лицам Общие положения о способах предоставления и погашения кредита
- Тема 12. Кредитные риски: способы оценки и возмещения
- 1. Понятие кредитного риска, основные факторы его возникновения
- 2. Нормативы ограничения кредитных рисков
- 3. Порядок формирования и использования специального резерва на покрытие возможных убытков по активам банка и по операциям, не отраженным на балансе, подверженным кредитному риску
- Тема 13. Межбанковские операции
- Тема 14. Операции банков с ценными бумагами
- 1. Виды и характеристика ценных бумаг, с которыми работает банк
- 2. Экономическая сущность и классификация операций коммерческих банков с ценными бумагами
- 3. Основные виды операций банков с ценными бумагами
- 4. Формирование и использование банками специального резерва под обесценивание ценных бумаг
- Тема 15. Валютные операции банка
- 1. Виды и содержание валютных операций.
- 2. Основные правила проведения валютных операций
- 3. Валютная позиция банка, методы ее регулирования
- Тема 11. Ликвидность банка
- 1. Понятие ликвидности банка
- 2. Факторы, влияющие на ликвидность банка
- 3. Управление ликвидностью
- 4. Нормативы ликвидности банка