logo
УЧЕБНИК ПОЛНОСТЬЮ ЛЕОНОВИЧ 2010-2011

Тема 2: Порядок государственной регистрации и лицензирования банковской деятельности

Порядок государственной регистрации банка.

Банк имеет право осуществлять банковскую деятельность с момента его регистрации в НБ РБ.

Государственной регистрации подлежат:

- вновь созданные (реорганизованные) банки;

- изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы банков.

Учредителям банков могут выступать физические и юридические лица, в том числе и государственные органы.

Для государственной регистрации вновь созданного банка его учредителям необходимо:

сформировать уставный фонд в установленном размере;

создать технические возможности для осуществления банковской деятельности;

обеспечить подбор кадров требуемой квалификации и деловой репутации;

разработать бизнес-план и подготовить другие необходимые для регистрации документы.

Для государственной регистрации банка обязательным является создание минимального размера уставного фонда банка. УФ состоит из стоимости вкладов его учредителей (участников).

Минимальный размер уставного фонда устанавливается НБ РБ. В настоящее время установлены единые требования по величине УФ - 5 млн. евро – для вновь создаваемых и реорганизуемых банков .

При создании банка минимальный размер его уставного фонда должен быть полностью сформирован из денежных средств.

Для формирования уставного фонда могут использоваться только собственные средства учредителей. (Для формирования и увеличения УФ не могут быть использованы привлеченные средства). Денежные вклады в УФ могут быть внесены как в белорусских рублях, так и в иностранной (свободно-конвертируемой) валюте. При этом весь УФ должен быть объявлен в белорусских рублях. Перерасчет иностранной валюты в национальную денежную единицу РБ осуществляется по официальному курсу, установленному НБ РБ на дату внесения вклада в УФ.

Денежные средства, вносимые в УФ банка, подлежат перечислению на временный (накопительный) счет, открываемый учредителями банка в НБ РБ (в отдельных случаях временный счет может быть открыт в другом банке, уполномоченном Национальным банком).

К вкладам в неденежной форме относится имущество, необходимое для осуществления банковской деятельности имущество и относящееся к основным средствам, за исключением объектов незавершенного строительства. Размер имущественных вкладов, вносимых в уставный фонд, не может превышать 20% уставного фонда этого банка.

Основными документами, представляемыми в НБ РБ для рассмотрения вопроса о регистрации, являются:

Заявление о государственной регистрации;

Устав банка. Он должен содержать: наименование банка, указание на его организационно-правовую форму, юридический адрес, перечень банковских операций и видов деятельности, сведения о размере УФ, сведения об органах управления и внутреннего контроля и др.;

Выписка из протокола учредительного собрания об утверждении устава банка и кандидатур на должности руководителя, главного бухгалтера банка;

Документы, подтверждающие формирование УФ в полном объеме;

Копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей – юридических лиц;

Сведения об учредителях – физических лицах;

Анкеты кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера;

Бизнес-план, порядок составления и критерии оценки которого устанавливаются Национальным банком и др.

Документы, подтверждающие наличие технических возможностей для осуществления банковских операций.

Технические возможности, которыми должен располагать создаваемый банк, регламентируются действующим законодательством. В частности, банкам необходимо:

- оборудовать технически укрепленные кассовые узлы;

- иметь счетную, компьютерную и организационную технику, средства телекоммуникации, средства защиты информации и т.д.

При положительном решении вопроса о регистрации банка Национальный банк уведомляет об этом в письменной форме его учредителей.

На основании решения о государственной регистрации Национальный банк выдает;

свидетельство. о государственной регистрации банка;

разрешение на право изготовления печатей;

документы, подтверждающие постановку на учет в различных органах (налоговых государственной статистики и др).

Банку может быть отказано в регистрации в следующих случаях:

не сформирован уставный фонд;

установлено, что на формирование уставного фонда использованы привлеченные средства или доходы, полученные незаконным путем;

представлен не полный пакет документов;

устав банка или иные документы не соответствуют действующему законодательству или нарушен порядок создания банка;

в представленных документах выявлены недостоверная информация, несоответствие бизнес-плана критериям, установленным Национальным банком ;

несоответствие квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации руководителя и главного бухгалтера;

несоответствие статуса или финансового состояния учредителей установленным требованиям (не снята судимость с физического лица - учредителя банка, учредитель является общественным объединением, преследующим политические цели, учредитель – юридическое лицо, имеющее задолженность перед бюджетом или по зарплате и т.д.).

Не допускается отказ по мотивам нецелесообразности создания банка.

Следует иметь в виду, что существуют особые требования, предъявляемые к созданию и регистрации банков с иностранными инвестициями и дочерних иностранных банков на территории РБ.

Банк имеет право создавать территориально обособленные подразделения, т.е. подразделения, расположенные вне места нахождения головного банка. К таким подразделениям относятся филиалы (отделения), представительства, центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, обменные пункты и т.п.

Обособленные подразделения банка можно классифицировать следующим образом:

в зависимости от содержания деятельности:

- выполняющие банковские операции - филиалы (отделения), центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, обменные пункты и т.п.;

- не выполняющие банковские операции - представительства;

В зависимости от организации движения средств:

- имеющие самостоятельный баланс - филиалы и отделения;

- не имеющие самостоятельного баланса - центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, обменные пункты и т.п.;

В зависимости от характера подчиненности:

- подчинение возможно только головному банку - филиалы (отделения) и представительства;

- подчинение возможно как головному банку, так и филиалу - отделения и обособленные подразделения, не имеющие самостоятельного баланса (центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, обменные пункты и т.п.).

Филиал – обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка и осуществляющее от его имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией на осуществление банковской деятельности..

Филиал не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного создавшим его банком.

Перечень филиалов банка прилагается к уставу.

Руководитель филиала действует на основании доверенности.

Филиалы имеют самостоятельный баланс, входящий в состав сводного баланса банка.

Интересно знать: число филиалов, которые может открыть один банк, формально ничем не лимитируется. Однако организация их функционирования требует значительных затрат, поэтому в целях снижения расходов банки стремятся оптимизировать сеть своих обособленных подразделений. Развитие информационных технологий позволяет банкам применять стратегии обслуживания удаленных клиентов.

Представительства не являются юридическими лицами и не имеют права осуществлять банковские операции. Прибыли не является целью его функционирования. Данное обособленное подразделение представляет интересы банка и осуществляет их защиту, рекламирует его услуги и продвигает их на новые рынки.

Как правило, банки открывают свои представительства в иностранных государствах, с резидентами которых заинтересованы развивать сотрудничество они сами и их клиенты.

Перечень представительств банка прилагается к уставу банка.

Лицензирование банковской деятельности.

Банковская лицензия представляет собой специальное разрешение центрального банка на осуществление банковской деятельности, удостоверяющее право банка проводить указанные в ней банковские операции.

Это официальный документ установленной формы бессрочного характера действия.

В Республике Беларусь лицензирование банковских операций осуществляет Национальный банк. В определенных законодательством случаях он имеет право:

- выдавать лицензию на осуществление банковской деятельности;

- вносить в нее изменения и дополнения в связи с изменением законодательства;

- приостанавливать и восстанавливать действие банковской лицензии в отношении выполнения отдельных банковских операций;

- отзывать банковскую лицензию.

Порядок получения банковской лицензии регулируется Банковским кодексом Республики Беларусь и нормативными правовыми актами Национального банка.

Лицензию на осуществление банковской деятельности Национальный банк выдает банку одновременно со свидетельством о государственной регистрации.

Лицензия, выдаваемая Национальным банком, учитываются в реестре лицензий, который должен публиковаться в официальном издании Национального банка не реже одного раза в год.

Лицензионные полномочия вновь созданных банков имеют законодательно установленные ограничения. Они касаются возможности открытия и ведения счетов физических лиц, проведения операций по привлечению их средств во вклады, а также операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Например, а) право на выполнение операций по привлечению средств от физических лиц могут получить только те банки, с момента государственной регистрации которых прошло не менее двух лет, при соблюдении следующих условий:

- наличие нормативного капитала в размере эквивалентном 25 млн. евро;

поддержание устойчивого финансового положения на протяжении последних двух лет.

б) право по открытию и ведению счетов в драгоценных металлах) могут получить только те банки, с момента государственной регистрации которых прошло не менее двух лет и при - наличии нормативного капитала в размере эквивалентном не менее 5 млн. евро;

Устойчивость финансового положения* банка определяется структурным подразделением Национального банка, осуществляющим банковский надзор исходя из следующих критериев:

- Прозрачность структуры собственности;

- Достаточность и структура нормативного капитала;

- Качество активов банка, включая оценку проблемных активов, полноту создания специальных резервов, выполнения нормативов ограничения кредитных рисков;

- Финансовая эффективность, включая наличие прибыли, оценку рентабельности активов и нормативного капитала;

- Состояние ликвидности (выполнение нормативов и наличие фактов неоднократного в течение 6 месяцев неисполнения требований кредиторов);

- Качество управления банком, включая оценку организации системы управления рисками

*Для получения лицензии банк помимо соблюдения требований экономического и юридического характера должен располагать определенными техническими возможностями. Например:

- у банка должен быть соответствующим образом оборудованный кассовый узел;

- банк должен располагать счетной, компьютерной и оргтехникой;

- банк должен иметь технические средства по определению подлинности наличной валюты;

- банк должен обеспечить защиту информации, передаваемой по открытым каналам связи.

- НБ РБ при выдаче лицензии оценивает техническую готовность банка.

Кроме этого оценивается соответствие персонала банка определенным квалификационным требованиям.

Расширение или сужение лицензионных полномочий банка оформляется в виде изменений или дополнений, вносимых в перечень банковских операций, указанный в лицензии на осуществление банковской деятельности.

В определенных случаях НБ РБ имеет право отозвать лицензию или приостановить ее действие.

Приостановка лицензии возможна если банк:

- не выполняет предписания Национального банка или нормативы безопасного функционирования ;

- нарушает требования, касающиеся представления отчетности в Национальный банк;

- имеет неудовлетворительное финансовое положение;

- не передает требуемую финансовую и экономическую информацию, либо передает неполную или недостоверную информацию;

Отзыв лицензии возможен если:

- выявлены недостоверности сведений, на основании которых была выдана лицензия;

- банк не осуществляет операции, указанные в лицензии в течение одного года со дня ее выдачи;

- установлены факты недостоверности отчетных данных, приведшие к нарушению интересов вкладчиков и кредиторов банка;

- банком не выполняются требования законодательства;

- у банка неудовлетворительное финансовое состояние;

- имеются основания для признания банка банкротом;

- проводится реорганизации банка;

- принято решение о ликвидации банка.

Прекращение деятельности банка.

Прекращение деятельности банков может произойти в результате их реорганизации или ликвидации.

Реорганизация и ликвидация банка может осуществляться по решению:

- его учредителей (участников);

- уполномоченных государственных органов (в том числе суда);

- НБ РБ.

Реорганизация банка представляет собой изменение его структуры и функций без ликвидации дел и имущества.

Законодательством РБ предусмотрены следующие формы реорганизации:

слияние (А+Б=С);

присоединение (А+Б=А);

разделение (А=Б+С);

выделение (А=А+Б);

преобразование (А=Б).

При слиянии (присоединении) банка с другим банком все имущественные права и обязанности переходят к банку, возникшему в результате слияния (присоединения).

При разделении (выделении) банка к созданным в результате этого банкам переходят по разделительному балансу в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизуемого банка.

При реорганизации, осуществляющейся путем преобразования банка в банк иного вида, к вновь возникшему банку переходят все имущественные права и обязанности прежнего банка.

При реорганизации банка вносятся необходимые изменения в учредительные документы и производится его перерегистрация.

Ликвидация банка влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Органом, принявшим решение о ликвидации банка, создается ликвидационная комиссия, целью работы которой является подготовка ликвидационного баланса банка. Подготовленный баланс утверждается органом, принявшим решение о ликвидации банка. Банк считается ликвидированным с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сообщение о ликвидации банка публикуется в открытой печати.

Экономическая несостоятельность банка - это его неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер и признанная основанием для принятия мер по предотвращению банкротства этого банка.

Признаки экономической несостоятельности банка:

- неоднократное неисполнение банком своих обязательств перед кредиторами в течение последних шести месяцев в связи с отсутствием либо недостаточностью денежных средств на его корреспондентском счете или неуплата обязательных платежей в течение трех и более дней со дня наступления даты их исполнения;

- неудовлетворение требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам в связи с отсутствием либо недостаточностью денежных средств на корреспондентском счете банка или неуплата им обязательных платежей в течение трех и более дней со дня наступления даты их исполнения;

- снижение собственного капитала банка в абсолютном выражении более чем на двадцать процентов по сравнению с максимальной величиной, достигнутой за последние двенадцать месяцев, влекущее за собой невыполнение банком одного из обязательных нормативов, установленных Национальным банком;

- нарушение установленного норматива достаточности капитала;

нарушение в течение последнего месяца более чем на десять процентов установленного норматива текущей ликвидности.

Эти признаки являются основаниями для применения мер по предупреждению банкротства банка. К числу таких мер относятся:

- улучшение финансового состояния банка: меры по улучшению финансового состояния банка; оказание финансовой помощи банку; изменение структуры активов и пассивов; изменение организационной структуры банка

- назначение временной администрации по управлению банка: с ограничением полномочий исполнительных органов банка или с приостановлением полномочий исполнительных органов банка;

- реорганизация банка.

Банкротство банка - это его устойчивая неплатежеспособность, правомерно объявленная самим банком или признанная решением хозяйственного суда и влекущая за собой ликвидацию данного банка.

Дела о банкротстве банков рассматриваются хозяйственными судами.

Общий порядок осуществления банкротства банка согласно действующему законодательству и, в частности, закону Республики Беларусь об экономической несостоятельности (банкротстве), схематично можно представить следующим образом (рисунок).

- подается в НБ РБ заявление об отзыве банковской лицензии в у банка;

- сам отзыв банковской лицензии у банка;

- заявление о банкротстве в хозяйственный суд;

- конкурсное производство;

- ликвидационное производство.

Конкурсное производство – это процедура банкротства, цель которой заключается в обеспечении максимального удовлетворения требований кредиторов, защите прав и законных интересов банка, а также других лиц в процессе ликвидации данного банка.

Ликвидационное производство - это процедура конкурсного производства, которая применяется к банку, признанному банкротом, в целях его ликвидации, продажи принадлежащего ему имущества, освобождения его от долгов и соразмерного удовлетворения требований кредиторов.