logo
ДКБ лекции (1)

Стабильность или нестабильность?

Интеграция России в мировые финансовые рынки дает возможность участия в международном рынке прямых и портфельных инвестиций, а также кредитного капитала.

В 90-е годы деятельность России на мировом кредитно-финансовом рынке выглядит весьма плодотворной. В мае 1992 г. Россия вступила в Международный валютный фонд. В тот же период начинается ее сотрудничество с группой Всемирного банка, включающего ряд международных финансовых организаций (МБРР, МФК, MAP, МАГИ).

Мировые финансы являются важным фактором финансовой стабилизации России. За счет внешних заимствований во второй половине 90-х годов покрывалось до 50% бюджетного дефицита страны. Наиболее крупные кредиты Россия получает от МВФ. Предоставление их связано с соблюдением ряда требований:

С 1992 г. по 1996 г. включительно Россия получила от МВФ $10.5 млрд. Наиболее значительными шагами сотрудничества России с МВФ стали предоставление ей резервного кредита «стэнд бай» № 1 в 1992 г., программа кредитования системной трансформации в 1993 году и резервный кредит «стэнд бай» № 2 в 1995 г. Из трех перечисленных программ Россией была выполнена лишь последняя. Целью этой программы было достижение финансовой стабилизации - соблюдение ограничений на рост индикаторов и бюджетного дефицита, обеспечивающих снижение инфляции и стабилизацию курса рубля.

В 1996 г. вступило в силу четвертое соглашение с МВФ - программа расширенного кредитования сроком на три года. В этой связи правительством РФ был принят ряд решений во внешнеэкономической области, прежде всего, отказ от количественных ограничений на экспорт и импорт.

Взаимодействие России с Международным банком реконструкции и развития строится в зависимости от отношений, складывающихся с МВФ. Если эти отношения благоприятны, и МВФ удовлетворен ходом реформ в России, МБРР, как правило, предоставляет кредиты России на весьма льготных условиях.Банк предоставляет России кредиты двух видов: не обусловленные и обусловленные определенными действиями правительства РФ по коррекции своей структурной экономической политики.

Основная масса предоставленных России кредитов либо привязана к поставкам товаров, либо обусловлена определенными нормами (уровень инфляции, бюджетного дефицита и др.), либо выделена на кредитование инвестиционных проектов. Такие кредиты не реализуются, а некоторые из них могут быть и не востребованы.

Набирает темпы сотрудничество России и с другими влиятельными финансовыми структурами. Россия, имея статус наблюдателя в Азиатском банке развития (АзБР), в 1997 г. становится его полноправным членом. Это дало широкие возможности для расширения российского экспорта в рамках программы помощи странам СНГ и Вьетнаму. В перспективе налаживание взаимодействия с Черноморским банком торговли и развития, Ближневосточным и Североафриканским банками, Межамериканским банком развития.

С середины 90-х годов Россия активно осваивает европейский рынок капиталов. За три года Россия разместила четыре транша еврооблигаций.

Однако следует заметить, что, к сожалению, международные рынки нестабильны, и эта нестабильность может еще больше возрасти в ближайшем будущем, если не будут приняты насущные меры по усилению контроля за рынками. Когда финансовые рынки страны полностью открыты и подвержены капризам международных финансовых центров, это способно вызвать такую напряженную ситуацию, которую страна, зависящая от иностранного капитала, не в состоянии будет выдержать.