logo
ДКБ лекции (1)

6. Зачет взаимных требований стр. 165

Зачет взаимных требований связан со встречным потоком движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и услуг. Это перечисление со счета одной организации на счет контрагента разницы встречных требований.

Образовавшаяся разница между зачетами называется счетными деньгами. Расчеты, основанные на зачетах требований, выражаются в том, что взаимные требования и обязательства должников и кредиторов погашаются в равновеликих суммах.

Кредитные организации осуществляют постоянные и разовые расчеты.

Периодические расчеты осуществляют между предприятиями, имеющие постоянные хозяйственные связи по взаимному отпуску товара и выполнению услуг.

Разовые зачеты могут применяться как между двумя предприятиями, так и между группами. Расчетными документами являются:

При взаимозачетах используют корреспондентские счета, открываемые банками друг у друга. Открытие таких счетов ускоряет время расчетов, особенно это эффективно для клиринговых центров. Однако при разовых расчетах могут открываться временные счета (активно-пассивные) наравне с расчетным счетом. По Дт счета списываются суммы, причитающиеся другим участникам зачета, а по Кт зачисляются поступившие суммы зачета.

Для таких расчетов банки обычно назначают определенный день. Клиринговые центры проводят расчеты не только между банками, используя корр.счета, но и между организациями.

Клиринг - система зачетов взаимных требований и обязательств участников биржевой торговли по биржевым сделкам.

Эффективность клиринга велика, и такие расчеты не только сокращают сроки платежей, но и ускоряют денежное обращение. В настоящее время клиринг достаточно распространен и проводит даже зачеты Дт и Кт задолженности, что особенно важно. Все расчеты осуществляются в течение одного операционного дня.

Взаимозачеты могут производиться на основе плановых платежей. Плательщик по договору определяет сроки для перечислений, используя платежное поручение, такие сроки уточняют ежемесячно, а банки контролируют их соблюдение.

Таким образом, концентрация платежей при клиринге сокращает сумму задолженности, прерывает неплатежи, помогает расширить безналичные расчеты, удешевляет и ускоряет расчеты и за счет этого повышается прибыльность участников расчета.