logo
Банковское дело, лекции

Вопрос 69.Характеристика плана счетов бухгалтерского учета коммерческого банка.

Баланс – основной документ, показывающий куда вложены ресурсы и говорящий о деятельности коммерческого банка. Он отражает состояние привлеченных и собственных средств, их источники, размещение в кредитные и другие активные операции.

С 1 января 1998г. Центральным банком введен новый План счетов, который приближен к международным стандартам (ежегодно в план счетов вводятся изменения).

С 1 января 2008г. введены новые правила, предусматривающие ведение балансовых счетов, внебалансовых счетов, счета-депо.

Действующий план счетов содержит 5 глав (АБВГД):

А – балансовые счета (основная часть плана счетов).

Б – счета доверительного управления.

В – внебалансовые счета.

Г – срочные сделки.

Д – счета-депо.

Также выделяются разделы, подразделы, счета первого и второго порядка.

Глава А (балансовые счета) включает 7 разделов, каждый из которых состоит из однотипных по своему содержанию операций.

Основные принципы построения плана счетов:

1. Балансовые счета либо активные, либо пассивные.

Средства на пассивных счетах – ресурсы банка, на активных счетах – вложения банка.

2. Балансовые счета состоят из счетов первого и второго порядка.

Счета первого порядка – укрупненные синтетические счета. Они состоят из 3 цифр.

Счета второго порядка – детализированные аналитические счета, состоящие из 5 цифр.

3. Учет ведется по системе двойной записи (каждая запись отражается в балансе два раза – по дебету и по кредиту).

4. Банковские операции отражаются на счетах бухгалтерского учета в зависимости от содержания операции, а не от вида валюты в банке.

Все совершаемые банком операции в иностранной валюте должны отражаться в рублях по курсу Центрального банка РФ. Для учета операций в разных видах валют открываются отдельные лицевые счета.

5. План счетов предусматривает единую временную структуры активов и пассивов в целях адекватного отражении ликвидности баланса, т.к. используется единая структура счетов второго порядка по срокам.

- до востребования;

- 1 день;

- до 7 дней;

- до 30 дней;

- 31-90 дней;

- 91-180 дней;

- 181 день – 1 год;

- 1 – 3 лет;

- более 3 лет.

6. По счетам клиентов используется для их разделения гражданско-правовой характер, предусматривающий форму собственности и вид деятельности с выделением счетов для резидентов и нерезидентов.