Политика открытого рынка Банка России
К экономическим мерам по регулированию денежно-кредитной политики относятся также операции Центрального банка на открытом рынке с ценными бумагами. Политикой открытого рынка называют куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложения на ценные бумаги, вызвать соответствующую реакцию у коммерческих банков.
Центральный банк, продавая коммерческим банкам государственные ценные бумаги, ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков, снижает денежную массу в обращении, ослабляя тем самым давление платежных средств на товарный рынок, и повышает курс рубля.
Термин «политика открытого рынка» впервые появился в США в 20-х годах.
Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.
Операции центрального банка на открытом рынке оказывают прямое влияние на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, результатом которой должен стать отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым увеличивая или уменьшая ее отклонение от рыночного курса.
Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета; таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым уменьшая свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.
Успех политики открытого рынка зависит от многих факторов. Коммерческие банки приобретают ценные бумаги у Центрального банка только при малом спросе на кредиты со стороны предпринимателей и населения, а также когда Центральный банк предлагает бумаги открытого рынка на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем условия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.
-
Содержание
- Понятие, функции и роль банковской системы.
- Основные характеристики современной банковской системы России.
- Современное состояние российской банковской системы
- Цели, задачи, функции и операции центрального банка
- Организационное построение центрального банка
- Банковское регулирование и надзор
- Организационно-экономические основы денежно-кредитной политики центральных банков
- Методы и инструменты денежно-кредитной политики центральных банков
- Система резервных требований Банка России
- Процентная политика Банка России
- Рефинансирование коммерческих банков Банком России
- Политика открытого рынка Банка России
- Понятие коммерческого банка и правовые основы его функционирования
- Порядок учреждения и лицензирования деятельности кредитных организаций
- Организация управления коммерческим банком
- Организация внутреннего контроля в банке
- Структура и общая характеристика пассивных операций банков
- Формирование собственных ресурсов банка: российская практика и международные стандарты
- Депозитные и недепозитные операции банков
- Понятие и структура активов банка
- Управление ликвидностью коммерческого банка
- Принципы управления единым портфелем активов и пассивов банка
- Государственное регулирование кредитной деятельности банков
- Формирование условий для кредитной деятельности банка
- Основы технологии выдачи кредита и организации работы кредитного подразделения банка
- Организационное и юридическое обеспечение кредитного процесса
- Цена банковского кредита: природа, расчет, получение
- Специфика организации отельных видов кредитования корпоративных заемщиков и физических лиц
- Межбанковский рынок кредитов и депозитов и его организация
- Кредитные отношения коммерческих банков с Центральным банком
- Особенности оценки кредитоспособности и кредитования различных категорий заемщиков
- Обеспечение возвратности кредитов
- Экономико-правовые аспекты управления кредитными рисками в банках
- Качество кредитной деятельности банка, его оценка и повышение
- Лизинговые операции банков
- Факторинговые операции банков
- Предоставление банковских гарантий
- Эмиссионная деятельность коммерческих банков и ее регулирование со стороны цб рф.
- Эмиссионные операции коммерческих банков на рынке ценных бумаг
- Инвестиционные и посреднические операции банков на рынке ценных бумаг
- Содержание валютных операций и правовые механизмы их обеспечения
- Порядок ведения валютных счетов физических и юридических лиц
- Операции с валютными средствами на внутреннем валютном рынке России
- Техника проведения биржевых валютных операций
- Торговые валютные операции
- Порядок совершения кассовых операций с наличными деньгами в коммерческом банке
- Организация приема и выдачи наличных денег
- Организация инкассации и доставки наличных денег
- Контроль за соблюдением кассовой дисциплины клиентами
- Организация расчетных операций в банке
- Организация международных платежей в коммерческих банках
- Правовые основы банковских операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями
- Операции Банка России с драгоценными металлами и драгоценными камнями
- Операции российских коммерческих банков с драгоценными металлами и драгоценными камнями
- Задачи и объекты бухгалтерского учета в банке
- План счетов бухгалтерского учета кредитной организации
- Учетная политика кредитной организации и принципы ее формирования
- Отчетность кредитных организаций
- Информационная база финансового анализа кредитной организации
- Анализ качества управления пассивами кредитной организации
- Анализ качества управления активами кредитной организации
- Анализ показателей финансового состояния коммерческого банка