Цели и задачи надзора и регулирования в банковской системе
Наиболее обобщенно основные задачи, стоящие перед всеми системами банковского надзора для всей его иерархической структуры, могут быть сформулированы следующим образом.
1. Поддерживать и гарантировать “здоровье” банковского сектора как одного из базовых факторов, способствующих экономическому росту страны и повышающих стабильность его экономики.
2. Защищать законные и целесообразные интересы клиентов банков, прежде всего вкладчиков, разместивших свои средства в банках, и инвесторов, вложивших средства в банковские долговые инструменты. Необходимость такой защиты определяется тем, что далеко не все вкладчики могут собрать и проанализировать необходимую информацию для оценки риска банка, а ведь потеря доверия вкладчиков к конкретному банку может привести к их недоверию ко всей банковской системе.
Разнообразие и разнонаправленность задач, стоящих перед банковским надзором, конкретизируются кругом целей, определяющих направления банковской деятельности. Более конкретно эти цели могут быть выделены и сформулированы следующим образом:
— цели стабилизации — определить и сохранить благоприятные тенденции, проявляющиеся на различных этапах развития и деятельности банков и кредитных учреждений (расширение и комплектация банковских продуктов, нацеленность банковской политики на партнерские отношения с клиентами и т.д.);
— цели стимуляции — простимулировать, подкрепить деятельность отдельных типов и видов банков и финансовых учреждений, отдельных направлений банковской деятельности или банковских сделок, отраслевых, географических или социальных составляющих качественных характеристик банковских продуктов (стимуляция инновационной специализации банков, долгосрочного кредитования и инвестиций, финансирования банками конверсионных программ и т.д.);
— цели нейтрализации — защитить кредитную систему (банки и кредитные учреждения) от неблагоприятных внешних и макроэкономических объектов и воздействий (мероприятия по поддержке национальных валют, антиинфляционные меры, жесткий отбор и ограничения деятельности допускаемых на национальный рынок внешних конкурентов и т.д.);
— цели поддержки и восстановления — поддержать конкретные банки или группы банков или кредитных учреждений в экстремальных критических ситуациях, вызванных объективными причинами или политическими и макроэкономическими, а также внешними факторами.
Регулирование в системе банковского менеджмента включает два направления: государственное регулирование и систему внутрибанковского саморегулирования.
Наличием государственного надзора за деятельностью коммерческих банков обусловлено тем, что банковская деятельность наиболее рискованная, вовлекающая в оборот крупные суммы «чужих» денег. Поэтому государственное регулирование предусматривает ряд принципиальных требований к лицензированию банков, ограничению сфер их деятельности, достаточности капитала, ликвидности, формированию обязательных резервов.
Система саморегулирования включает такие направления, как:
- соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора;
- совершенствование организационной структуры банка (например, образование новых подразделений, обеспечивающих дальнейшее развитие банка - аналитических служб, отделов планирования, маркетинга и др.):
- разработку новых и совершенствование действующих инструктивных и методических материалов, процедур принятия решений, позволяющих повышать качество управления банковской деятельностью;
- корректировку целей, приоритетов и методов осуществления банковской политики исходя из реально складывающейся ситуации;
- принятие конкретных мер по ограничению рисков по отдельных направлениям деятельности банка или по созданию дополнительной системы гарантий для защиты от рисков;
- определение мер по совершенствованию кадровой политики, системы обучения персонала, организации внутрибанковского контроля.
Контроль в банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляет центральный банк страны и внешние аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком. Внутренний контроль является частью менеджмента банка. Его функции выполняют менеджеры в соответствии с их полномочиями, а также органы внутреннего аудита. Главным назначением внутрибанковского контроля является создание оперативной системы обнаружения отрицательных тенденций и недостатков в деятельности банка для принятия мер по их устранению. Внутрибанковский контроль тесно взаимосвязан с внешним контролем, поскольку включает проверку соблюдения законодательных и нормативных актов, инструкций и правил, предписаний внешних контролирующих органов.
Требования банковского надзора
Хотя подходы и виды нормативов и ограничений, применяемых органами надзора и регулирования в сферах банковского менеджмента, в отдельных странах значительно отличаются, все же можно выделить из них наиболее важные и общие.
1. Требования к капиталу включают:
— требования к минимальному размеру капитала (в виде конкретной денежной суммы, иногда варьирующейся в зависимости от типа кредитного учреждения) считаются одним из важнейших инструментов вступительного контроля, защищающего финансовый рынок от структур аферистов;
— требования к адекватному (достаточному) капиталу в виде определенных отношений:
капитала и обязательств банка или кредитного учреждения;
капитала и активов банка, взвешенных с учетом риска (коэффициент Кука в международных стандартах). Современный аналитический подход требует структуризации активов банка по степени кредитного риска и дифференцированного их учета в определении этого норматива. Например, активы минимального риска взвешиваются по шкале рисков с коэффициентом “0” и, следовательно, в расчете норматива не участвуют. Активы подразделяются на активы взвешенные с учетом риска по группам:
капитала и гарантийных обязательств банка за третьих лиц, предусматривающих их исполнение в денежной форме;
капитала и однодневного объема операций банка на валютной бирже;
капитала и привлеченных средств населения;
капитала и инвестиций в корпоративные ценные бумаги;
капитала и сопряженных долгов (кредиты, гарантии и поручительства своим сотрудникам, пайщикам, акционерам).
Учитываются требования к составу и структуре капитала, запрещающие делать взносы в уставный капитал отдельных видов активов (в России ценных бумаг и нематериальных активов) и ограничивающие размер неденежной части уставного капитала (в России — 20% первые два года и 10% в последующие).
В последние годы в России прослеживается явная тенденция к расширению требований к капиталу коммерческих банков и кредитных учреждений с возможным формированием их комплекса в дальнейшем.
- Тема 1. Банковская система
- Вопрос 1. Понятие и структура кредитной системы
- Вопрос 2. Банковская система: понятие, виды, структура, уровни, элементы.
- Вопрос 3. Характеристика элементов банковской системы
- Вопрос 1. Правовой статус Центральных банков
- Вопрос 2. Цели, задачи и функции Центральных банков
- Вопрос 3. Операции центральных банков
- Тема 3. Банковская система России
- Вопрос 1. Этапы реформирования банковской системы России
- Вопрос 2. Тенденции и проблемы развития банковской системы России
- Вопрос 3. Структура современной банковской системы России
- Тема 4. Коммерческие банки
- Вопрос 1. Коммерческий банк: сущность, функции, классификация
- Вопрос 2. Типовая структура управления коммерческих банков
- Вопрос 3. Операции коммерческого банка.
- Тема 5. Регулирование банковской деятельности коммерческих банков
- Вопрос 1. Содержание банковского регулирования
- Вопрос 3. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики
- Вопрос 4. Характеристика методов дкп цб
- Тема 6. Пассивные операции коммерческих банков
- Вопрос 1. Ресурсы коммерческого банка: содержание и структура
- Вопрос 2. Собственный капитал банка. Международные стандарты капитала
- Вопрос 3. Заемный капитал коммерческого банка
- 3.1. Депозиты коммерческого банка
- 3.2. Депозитные и сберегательные сертификаты, банковские векселя
- По законодательству рф депозитные и сберегательные сертификаты коммерческого банка являются ценными бумагами, однако, процедура их выпуска и движения совсем иная, чем у акций и облигаций.
- 3.3. Межбанковский кредит
- 3.4. Операции репо
- Тема 7. Активные операции коммерческих банков
- Тема 8. Управление активами и пассивами
- Вопрос 1. Сущность и подходы к управлению активами и пассивами в коммерческом банке
- Вопрос 2. Типы управления активами и пассивами. Процесс управления активами и пассивами
- Тема 9. Посреднические операции коммерческих банков
- Посреднические операции банков: сущность, основные виды, роль
- 2. Расчетно-кассовое обслуживание клиентов
- Тема 10. Валютные операции банков
- Вопрос 1. Регулирование валютных операций коммерческих банков
- Вопрос 2. Сущность и классификация валютных операций.
- Вопрос 3. Валютная позиция: содержание, виды, лимиты
- Вопрос 4. Основные виды валютных операций
- Открытие и ведение валютных счетов клиентуры.
- Тема 11. Ликвидность коммерческого банка
- Вопрос 1. Банковская ликвидность: сущность, структура, функции
- Вопрос 2. Оценка ликвидности коммерческого банка
- Вопрос 3. Управление ликвидностью коммерческого банка
- Вопрос 4. Управление резервами ликвидности
- Тема 12. Банковские риски
- Вопрос 1. Сущность и классификация банковских рисков, и их характеристика
- Вопрос 2. Управление банковскими рисками
- Тема 13. Отчетность коммерческих банков
- Вопрос 1. Сущность и цели подготовки банковской отчетности
- Вопрос 2. Система банковской финансовой отчетности
- Тема 14. Коммерческая эффективность и финансовая устойчивость коммерческого банка
- Вопрос 1. Понятие коммерческой эффективности и финансовой устойчивости банка
- Вопрос 2. Рыночная модель оценки эффективности деятельности банка
- Вопрос 3. Балансовая модель оценки эффективности деятельности банка
- Вопрос 4. Система оценки финансового состояния кредитных организаций Банком России
- Тема 15. Внутренний контроль в коммерческих банках
- Вопрос 1. Система внутреннего контроля в коммерческих банках и банковских группах
- Вопрос 2. Служба внутреннего контроля в банках, функции и принципы организации
- Тема 16. Основы банковского менеджмента
- Понятие и общая характеристика системы банковского менеджмента
- Оценка и качество банковского менеджмента
- Вопрос 1. Понятие и общая характеристика системы банковского менеджмента
- Вопрос 2. Оценка и качество банковского менеджмента
- Вопрос 3. Сущность, значение и принципы реализации банковской политики
- Вопрос 4. Финансовый менеджмент – основное направление банковского менеджмента
- Вопрос 5. Надзор и регулирование в банковском менеджменте
- Цели и задачи надзора и регулирования в банковской системе
- 2. Ограничение размеров кредита включает:
- 3. Ограничение полномочий банка включает:
- Полномочия банковского надзора
- Тема 17. Основы банковского маркетинга
- Вопрос 1. Банковский маркетинг: понятие, задачи, функции
- Вопрос 2. Концепция банковского маркетинга и маркетинговая деятельность
- Вопрос 3. Содержание маркетинговой деятельности
- Тема 18. Международные финансовые и кредитные институты
- Вопрос 1. Сущность, состав и роль международных финансовых и кредитных институтов
- Вопрос 2. Международный валютный фонд, его цели, задачи и основные функции
- Вопрос 3. Всемирный банк, его цели и задачи
- Вопрос 4. Состав и характеристика организаций группы Всемирного банка
- Вопрос 5. Европейский банк реконструкции и развития
- Вопрос 6. Европейский Центральный банк
- Вопрос 7. Парижский и Лондонский клубы кредиторов, их цели и задачи