logo search
лекция ДКБ 2 2011 до

Цели и задачи надзора и регулирования в банковской системе

Наиболее обобщенно основные задачи, стоящие перед всеми системами банковско­го надзора для всей его иерархической структуры, могут быть сформулированы сле­дующим образом.

1. Поддерживать и гарантировать “здоровье” банковского сектора как одного из ба­зовых факторов, способствующих экономическому росту страны и повышающих ста­бильность его экономики.

2. Защищать законные и целесообразные интересы клиентов банков, прежде всего вкладчиков, разместивших свои средства в банках, и инвесторов, вложивших средства в банковские долговые инструменты. Необходимость такой защиты определяется тем, что далеко не все вкладчики могут собрать и проанализировать необходимую информацию для оценки риска банка, а ведь потеря доверия вкладчиков к конкретному банку может привести к их недоверию ко всей банковской системе.

Разнообразие и разнонаправленность задач, стоящих перед банковским надзором, конкретизируются кругом целей, оп­ределяющих направления банковской деятельности. Более конкретно эти цели могут быть выделены и сформулированы следующим образом:

— цели стабилизации — определить и сохранить благоприятные тенденции, прояв­ляющиеся на различных этапах развития и деятельности банков и кредитных учрежде­ний (расширение и комплектация банковских продуктов, нацеленность банковской по­литики на партнерские отношения с клиентами и т.д.);

— цели стимуляции — простимулировать, подкрепить деятельность отдельных ти­пов и видов банков и финансовых учреждений, отдельных направлений банковской дея­тельности или банковских сделок, отраслевых, географических или социальных состав­ляющих качественных характеристик банковских продуктов (стимуляция инновацион­ной специализации банков, долгосрочного кредитования и инвестиций, финансирования банками конверсионных программ и т.д.);

— цели нейтрализации — защитить кредитную систему (банки и кредитные учреж­дения) от неблагоприятных внешних и макроэкономических объектов и воздействий (мероприятия по поддержке национальных валют, антиинфляционные меры, жесткий отбор и ограничения деятельности допускаемых на национальный рынок внешних кон­курентов и т.д.);

— цели поддержки и восстановления — поддержать конкретные банки или группы банков или кредитных учреждений в экстремальных критических ситуациях, вызванных объективными причинами или политическими и макроэкономическими, а также внеш­ними факторами.

Регулирование в системе банковского менеджмента включает два направления: государственное регулирование и систему внутрибанковского саморегулирования.

На­личием государственного надзора за деятельностью коммерческих бан­ков обусловлено тем, что банковская деятельность наиболее рискованная, вовлекающая в оборот крупные суммы «чужих» денег. Поэтому государственное регули­рование предусматривает ряд принципиальных требований к лицензи­рованию банков, ограничению сфер их деятельности, достаточности ка­питала, ликвидности, формированию обязательных резервов.

Система саморе­гулирования включает такие направления, как:

- соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора;

- совершенствование организационной структуры банка (на­пример, образование новых подразделений, обеспечивающих дальнейшее развитие банка - аналитических служб, отделов планирования, маркетинга и др.):

- разработку новых и совершенствование действующих инст­руктивных и методических материалов, процедур принятия решений, позволяющих повышать качество управления бан­ковской деятельностью;

- корректировку целей, приоритетов и методов осуществления банковской политики исходя из реально складывающейся си­туации;

- принятие конкретных мер по ограничению рисков по отдель­ных направлениям деятельности банка или по созданию до­полнительной системы гарантий для защиты от рисков;

- определение мер по совершенствованию кадровой политики, системы обучения персонала, организации внутрибанковского контроля.

Контроль в банковской деятельности подразделяется на внеш­ний и внутренний. Внешний контроль осуществляет центральный банк страны и внешние аудиторы. Внутренний контроль организу­ется самим банком. Внутренний контроль является частью менеджмента банка. Его функции выполняют менеджеры в соответ­ствии с их полномочиями, а также органы внутреннего аудита. Главным назначением внутрибанковского контроля является созда­ние оперативной системы обнаружения отрицательных тенденций и недостатков в деятельности банка для принятия мер по их устране­нию. Внутрибанковский контроль тесно взаимосвязан с внешним контролем, поскольку включает проверку соблюдения законода­тельных и нормативных актов, инструкций и правил, предписа­ний внешних контролирующих органов.

Требования банковского надзора

Хотя подходы и виды нормативов и ограничений, применяемых органами надзора и регулирования в сферах банковского менеджмента, в отдельных странах значительно отличаются, все же можно выделить из них наиболее важные и общие.

1. Требования к капиталу включают:

— требования к минимальному размеру капитала (в виде конкретной денежной суммы, иногда варьирующейся в зависимости от типа кредитного учреждения) считают­ся одним из важнейших инструментов вступительного контроля, защищающего финан­совый рынок от структур аферистов;

— требования к адекватному (достаточному) капиталу в виде определенных отно­шений:

капитала и обязательств банка или кредитного учреждения;

капитала и активов банка, взвешенных с учетом риска (коэффициент Кука в между­народных стандартах). Современный аналитический подход требует структуризации активов банка по степени кредитного риска и дифференцированного их учета в опреде­лении этого норматива. Например, активы минимального риска взвешиваются по шкале рисков с коэффициентом “0” и, следовательно, в расчете норматива не участвуют. Активы подразделяются на активы взвешенные с учетом риска по группам:

капитала и гарантийных обязательств банка за третьих лиц, предусматривающих их исполнение в денежной форме;

капитала и однодневного объема операций банка на валютной бирже;

капитала и привлеченных средств населения;

капитала и инвестиций в корпоративные ценные бумаги;

капитала и сопряженных долгов (кредиты, гарантии и поручительства своим со­трудникам, пайщикам, акционерам).

Учитываются требования к составу и структуре капитала, запрещающие делать взносы в уставный капитал отдельных видов активов (в России ценных бумаг и немате­риальных активов) и ограничивающие размер неденежной части уставного капитала (в России — 20% первые два года и 10% в последующие).

В последние годы в России прослеживается явная тенденция к расширению требо­ваний к капиталу коммерческих банков и кредитных учреждений с возможным форми­рованием их комплекса в дальнейшем.