Вопрос 2. Оценка и качество банковского менеджмента
В зарубежной практике качество управления каждым банком подвергается тщательному анализу и оценке, поскольку от него в значительной мере зависят результаты деятельности банка, степень его надежности.
В свою очередь, результаты деятельности банка являются одним из критериев оценки качества менеджмента. При рассмотрении результатов деятельности банка учитываются следующие качественные характеристики финансового менеджмента: достаточность капитала банка, качество активов и достаточность созданных резервов, состояние ликвидности, прибыльность. Другими критериями качества менеджмента выступают: профессионализм менеджеров банка, способность их к лидерству; способность к планированию и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры; характер проводимой банком политики и оценка ее выполнения; риск инсайдерских сделок; эффективность управления персоналом банка и др. Положительные оценки по вышеуказанным критериям определяют менеджмент в целом как хороший.
Опрос независимых специалистов зарубежных стран выявил 10 основных характеристик современного управления: открытая культура, наличие общих ценностей, нацеленность на прибыль, акцент на удовлетворении потребностей клиентов, желание вкладывать средства в новые продукты, сильное и последовательное руководство и стратегическое мышление, стремление к набору наилучших сотрудников, вложения в подготовку персонала, наличие системы информации о продуктах или клиентах, позволяющей осуществить оценку их прибыльности, хорошее управление кредитным риском.
Качественный, эффективный и адекватный банковский менеджмент способен не только противостоять воздействию негативных факторов всех уровней, нейтрализовать их, а зачастую даже использовать в своих целях. Поэтому осуществление банком такого менеджмента является основным условием и гарантией его устойчивости и эффективной работы.
Наоборот, когда менеджмент банков осуществляется некачественно, он часто является главной причиной банковских кризисов, убытки банков и их клиентов, вызывает экономические диспропорции. Для обозначения плохого менеджмента существует термин «мисменеджмент» — вид менеджмента, характеризующийся как ненамеренными ошибками, так и умышленными противозаконными действиями персонала банка, отсутствием надлежащего контроля, неадекватными полномочиями надзора. В условиях общих финансовых кризисов, поражающих экономическую систему в целом, мисменеджмент приводит к углублению кризиса банков в результате умножения убытков, неправильного размещения ресурсов, неоправданного риска операций и усиления инфляции за счет сверхвысоких процентных ставок.
Мисменеджмент подразделяют на четыре группы, характеризующие поэтапное углубление кризиса банка: технический, косметический, авантюрный, мошенничество.
Технический мисменеджмент обычно наблюдается в тех случаях, когда:
- банк только организован и проводит агрессивную политику, к тому же с относительно неопытным руководством;
- банк меняет владельцев и руководство, что вызывает и изменение его политики;
- банк, управляемый ранее успешно, по ряду причин оказывается неспособным предвидеть конъюнктурные изменения рынка или сориентироваться в ухудшившейся ситуации и предпринять оздоровительные меры.
Для технического мисменеджмента характерны расплывчатые целевые установки, принятие неадекватных реальной ситуации мер. Проявление технического мисменеджмента - это неадекватная политика, недостаток внутреннего контроля и слабое планирование, неоправданный рост персонала.
Несмотря на то, что технический мисменеджмент имеет негативные последствия, он все же осуществляется в соответствии с законами, юридическими требованиями, нормами надзора, хотя цели и политика такого менеджмента чрезмерно агрессивны и рискованны, но некриминальные. Однако снижение реальной прибыли, скрытые убытки, приводящие к уменьшению капитала, а также к падению дивидендов акционеров банка, — важный сигнал рынку о том, что положение банка ухудшилось.
При косметическом мисменеджменте банк укрывает прошлые и настоящие потери с тем, чтобы сохранить к себе доверие, выиграть время и найти выход из неблагоприятной ситуации. Цель косметического мисменеджмента создать впечатление о нормальном положении дел в банке путем отражения в отчетной документации на неизменном уровне ряда ключевых показателей, например выплаты дивидендов акционерам банка, за счет манипуляций с другими показателями отчета, что не имеет ничего общего с реальными данными. Это, по сути, сокрытие истинного положения банка осуществляется при помощи таких приемов, как неточная классификация ссуд с целью неадекватного, заниженного резервирования, переоценка активов и т.д. Косметический мисменеджмент сам по себе не усиливает риски, но резко снижает защиту от них. Он представляет опасность для клиентов и партнеров банка, создает для них проблемы с надзором, так как им становится сложно реагировать на сложившуюся ситуацию в банке.
Авантюрный мисменеджмент представляет собой комплекс операций, к которым руководство банка прибегает тогда, когда косметический мисменеджмент уже не в состоянии скрыть потерю капитала и падение дивидендов. Цель этих операций позволить банку хотя бы на короткий срок сконцентрировать ресурсы, выиграть время и, при благоприятном стечении обстоятельств, выправить положение. Авантюрный мисменеджмент включает: покупку депозитов по повышенным ставкам, взимание с заемщиков повышенных процентов по ссудам, отсрочку возврата средств вкладчикам, резкое расширение спекулятивных операций.
Мошенничество представляет собой один из наиболее опасных для общества видов мисменеджмента. С мошенничеством сталкиваются на разных стадиях кризиса банка, но чаще на завершающих. С помощью ряда приемов (через кредитование фиктивных фирм и подставных лиц, «переброску» средств в «родственные» фирмы внутри корпорации и т.д.) средства изымаются из банка и вместо удовлетворения претензий клиентов и вкладчиков идут на цели обогащения банкиров-мошенников.
В связи с этим возникает вопрос о необходимости изучения процессов оценки и организации менеджмента, как важного инструмента достижения устойчивости банка, его неуязвимости при любых внешних изменениях.
- Тема 1. Банковская система
- Вопрос 1. Понятие и структура кредитной системы
- Вопрос 2. Банковская система: понятие, виды, структура, уровни, элементы.
- Вопрос 3. Характеристика элементов банковской системы
- Вопрос 1. Правовой статус Центральных банков
- Вопрос 2. Цели, задачи и функции Центральных банков
- Вопрос 3. Операции центральных банков
- Тема 3. Банковская система России
- Вопрос 1. Этапы реформирования банковской системы России
- Вопрос 2. Тенденции и проблемы развития банковской системы России
- Вопрос 3. Структура современной банковской системы России
- Тема 4. Коммерческие банки
- Вопрос 1. Коммерческий банк: сущность, функции, классификация
- Вопрос 2. Типовая структура управления коммерческих банков
- Вопрос 3. Операции коммерческого банка.
- Тема 5. Регулирование банковской деятельности коммерческих банков
- Вопрос 1. Содержание банковского регулирования
- Вопрос 3. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики
- Вопрос 4. Характеристика методов дкп цб
- Тема 6. Пассивные операции коммерческих банков
- Вопрос 1. Ресурсы коммерческого банка: содержание и структура
- Вопрос 2. Собственный капитал банка. Международные стандарты капитала
- Вопрос 3. Заемный капитал коммерческого банка
- 3.1. Депозиты коммерческого банка
- 3.2. Депозитные и сберегательные сертификаты, банковские векселя
- По законодательству рф депозитные и сберегательные сертификаты коммерческого банка являются ценными бумагами, однако, процедура их выпуска и движения совсем иная, чем у акций и облигаций.
- 3.3. Межбанковский кредит
- 3.4. Операции репо
- Тема 7. Активные операции коммерческих банков
- Тема 8. Управление активами и пассивами
- Вопрос 1. Сущность и подходы к управлению активами и пассивами в коммерческом банке
- Вопрос 2. Типы управления активами и пассивами. Процесс управления активами и пассивами
- Тема 9. Посреднические операции коммерческих банков
- Посреднические операции банков: сущность, основные виды, роль
- 2. Расчетно-кассовое обслуживание клиентов
- Тема 10. Валютные операции банков
- Вопрос 1. Регулирование валютных операций коммерческих банков
- Вопрос 2. Сущность и классификация валютных операций.
- Вопрос 3. Валютная позиция: содержание, виды, лимиты
- Вопрос 4. Основные виды валютных операций
- Открытие и ведение валютных счетов клиентуры.
- Тема 11. Ликвидность коммерческого банка
- Вопрос 1. Банковская ликвидность: сущность, структура, функции
- Вопрос 2. Оценка ликвидности коммерческого банка
- Вопрос 3. Управление ликвидностью коммерческого банка
- Вопрос 4. Управление резервами ликвидности
- Тема 12. Банковские риски
- Вопрос 1. Сущность и классификация банковских рисков, и их характеристика
- Вопрос 2. Управление банковскими рисками
- Тема 13. Отчетность коммерческих банков
- Вопрос 1. Сущность и цели подготовки банковской отчетности
- Вопрос 2. Система банковской финансовой отчетности
- Тема 14. Коммерческая эффективность и финансовая устойчивость коммерческого банка
- Вопрос 1. Понятие коммерческой эффективности и финансовой устойчивости банка
- Вопрос 2. Рыночная модель оценки эффективности деятельности банка
- Вопрос 3. Балансовая модель оценки эффективности деятельности банка
- Вопрос 4. Система оценки финансового состояния кредитных организаций Банком России
- Тема 15. Внутренний контроль в коммерческих банках
- Вопрос 1. Система внутреннего контроля в коммерческих банках и банковских группах
- Вопрос 2. Служба внутреннего контроля в банках, функции и принципы организации
- Тема 16. Основы банковского менеджмента
- Понятие и общая характеристика системы банковского менеджмента
- Оценка и качество банковского менеджмента
- Вопрос 1. Понятие и общая характеристика системы банковского менеджмента
- Вопрос 2. Оценка и качество банковского менеджмента
- Вопрос 3. Сущность, значение и принципы реализации банковской политики
- Вопрос 4. Финансовый менеджмент – основное направление банковского менеджмента
- Вопрос 5. Надзор и регулирование в банковском менеджменте
- Цели и задачи надзора и регулирования в банковской системе
- 2. Ограничение размеров кредита включает:
- 3. Ограничение полномочий банка включает:
- Полномочия банковского надзора
- Тема 17. Основы банковского маркетинга
- Вопрос 1. Банковский маркетинг: понятие, задачи, функции
- Вопрос 2. Концепция банковского маркетинга и маркетинговая деятельность
- Вопрос 3. Содержание маркетинговой деятельности
- Тема 18. Международные финансовые и кредитные институты
- Вопрос 1. Сущность, состав и роль международных финансовых и кредитных институтов
- Вопрос 2. Международный валютный фонд, его цели, задачи и основные функции
- Вопрос 3. Всемирный банк, его цели и задачи
- Вопрос 4. Состав и характеристика организаций группы Всемирного банка
- Вопрос 5. Европейский банк реконструкции и развития
- Вопрос 6. Европейский Центральный банк
- Вопрос 7. Парижский и Лондонский клубы кредиторов, их цели и задачи