3.2. Экономические нормативы
Значительное внимание при определении надзорными органами финансового состояния банка уделяется экономическим нормативам, рассчитываемым в соответствии с установленными правилами*(36). Каждый банк ежемесячно их рассчитывает и представляет в соответствующее территориальное управление Банка России. Из 18 приведенных ниже нормативов 14 рассчитываются с использованием величины капитала.
Таблица 3.1
┌──────────────────────────────────────────────────────────┬────────────┐
│ Норматив │ Предельное│
│ │ значение │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Достаточность собственных средств (капитала), Н1 │Не ниже 10% │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Мгновенная ликвидность, Н2 │Не ниже 20% │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Текущая ликвидность, Н3 │Не ниже 70% │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Долгосрочная ликвидность, Н4 │Не выше 120%│
├──────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Общая ликвидность, Н5 │Не ниже 20% │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Максимальный размер риска на одного заемщика или группу│Не выше 25% │
│связанных заемщиков, Н6 │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Максимальный размер крупных кредитных рисков, Н7 │Не выше 800%│
├──────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика),│Не выше 25% │
│Н8 │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Максимальный размер риска на одного заемщика-акционера│Не выше 20% │
│(участника), Н9 │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Совокупная величина кредитов и займов, выданных акционерам│Не выше 50% │
│(участникам), Н9.1 │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Максимальный размер кредитов, займов, гарантий и поручи-│Не выше 2% │
│тельств, предоставленных банком своим инсайдерам, Н10 │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Совокупная величина кредитов и займов, выданных│Не выше 3% │
│инсайдерам, Н10.1 │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Максимальный размер привлеченных денежных вкладов│Не выше 100%│
│(депозитов) населения, Н11 │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Максимальный размер обязательств перед│Не выше 400%│
│банками-нерезидентами и финансовыми│ │
│организациями-нерезидентами, Н11.1 │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Использование собственных средств (капитала) для│Не выше 25% │
│приобретения долей (акций) других юридических лиц, Н12 │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Собственные средства, инвестируемые на приобретение долей│Не выше 5% │
│(акций) одного юридического лица, Н12.1 │ │
├──────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Риск собственных вексельных обязательств, Н13 │Не выше 100%│
├──────────────────────────────────────────────────────────┼────────────┤
│Ликвидность по операциям с драгоценными металлами, Н14 │Не менее 10%│
└──────────────────────────────────────────────────────────┴────────────┘
Среди прочих экономических нормативов особое значение имеет норматив достаточности капитала Н1. Как уже было сказано, норматив Н1 служит измерителем платежеспособности банка, и поэтому его соответствие предельному значению, а также его динамика находятся под пристальным вниманием органов банковского надзора.
Снижение норматива достаточности капитала может происходить в силу различных причин. К основным из них относятся:
значительный рост активов, взвешенных по риску;
сокращение капитала, например за счет погашения субординированных кредитов;
убытки по банковским операциям;
неблагоприятная динамика валютных курсов при наличии открытых позиций в соответствующих валютах.
При анализе экономических нормативов необходимо иметь в виду следующее. С одной стороны, выполнение требуемых ограничений свидетельствует о правильной структуре его баланса. Но это может быть результатом усилий по "сведению концов с концами" к отчетной дате, позволяющим скрыть существующие проблемы. С другой стороны, нарушение отдельных нормативов может возникнуть вследствие, например, крупного кредитования проверенных надежных клиентов. Формально нарушая предписанную структуру баланса, оно не несет в себе повышенного риска. Поэтому для получения окончательных выводов недостаточно ограничиваться одной лишь проверкой выполнения нормативов в отчетном периоде. Важно также рассмотреть их в динамике за несколько периодов.
Так, может оказаться, что нарушение одного или нескольких нормативов ликвидности вызвано тем, что средне- и долгосрочные кредиты финансируются в основном депозитами до востребования и межбанковскими кредитами. Это несет в себе угрозу неплатежеспособности и тем самым снижает стоимость банка. В августе 1995 года такая угроза стала реальностью для многих российских банков и привела их к банкротству и ликвидации.
Многие из нормативов рассчитываются с использованием капитала банка. Для его определения следует использовать данные соответствующей формы отчетности*(37).
Базельский комитет по банковскому надзору уделяет пристальное внимание созданию наиболее точных методик расчетов собственного капитала банков. При этом констатируется, что нормативные и собственные банковские требования к собственному капиталу находятся в напряженных взаимоотношениях*(38). Хотя современные нормативы собственного капитала построены на "лучшей" практике банков, они не в состоянии учитывать особенности каждого банка. Тем не менее Базельский комитет заявил о том, что ставит своей целью посредством новых требований к достаточности собственного капитала (Базель II) максимально приравнять нормативные требования к экономическим. Выполнение защитных функций капитала требует его реального отражения в банковской отчетности. Для этого необходимо правильно оценивать активы и пассивы банка и не допускать сокрытия убытков.
Слишком большая разница между нормативными и собственными банковскими требованиями к капиталу может привести к тому, что банки будут вынуждены отдавать предпочтение операциям, для которых существуют более низкие требования по капиталу.
Но, с другой стороны, различные цели банковского надзора и внутрибанковского управления препятствуют совпадению нормативных и собственных требований к капиталу. По причине своего обязательного характера нормативные требования к капиталу должны быть объективными, сопоставимыми для возможно большего числа кредитных институтов и не слишком ограничительными. Собственные же требования являются в значительной степени субъективными, разнородными, в зависимости от политики и склонности к риску данного банка, и обязательными только для него.
С учетом сказанного разрабатываемые в настоящее время Базельским комитетом нормативы достаточности капитала ставят своей целью сближение нормативных и собственных банковских требований капиталу. Адекватная оценка рисков органами надзора должна свести к минимуму ошибки в регулировании банковской системы и обеспечить ее стабильность.
Для эффективного размещения своих ресурсов банк должен противопоставить ожидаемому риску полученные или прогнозируемые доходы. Базельский комитет констатирует, что уже сегодня ряд банков рассчитывает показатели очищенных от риска доходов, которые могут использоваться как база для принятия решений о стратегии банка, о расчете доходов и управлении рисками в отдельных подразделениях, а также об оплате сотрудников. При этом используются показатели доходности капитала и активов, скорректированных по риску, которые постепенно сменяют традиционные показатели доходности капитала и активов.
- Банковские риски: проблемы учета, управления и регулирования
- Содержание
- Предисловие
- Введение
- Глава 1. Теория риска
- 1.1. Основные определения
- 1.2. Подходы к измерению риска
- 1.3. Базель II - ожидаемые и неожиданные потери
- Глава 2. Роль органов банковского надзора
- 2.1. Задачи банковского надзора
- 2.2. О взаимосвязи органов денежной политики и банковского надзора
- 2.3. Денежное обращение в условиях нестабильной банковской системы
- 2.4. Уплата налогов через проблемные банки: теоретический аспект
- 2.5. Регулирование банковских рисков в сша
- Глава 3. Регулирование основных банковских рисков
- 3.1. Капитал банка, его структура и применение для оценки платежеспособности и частных банковских рисков
- Источники собственных средств
- Показатели, уменьшающие сумму источников основного капитала
- Дополнительный капитал
- Ограничения на источники дополнительного капитала
- Показатели, уменьшающие сумму основного капитала и дополнительного капитала
- 3.2. Экономические нормативы
- 3.3. Регулирование ликвидности банка
- 3.4. О прогнозировании банковской ликвидности
- Прогноз изменения банковского баланса на 1 день
- Прогноз изменения банковского баланса на 1 день
- Прогноз изменения банковского баланса на 7 дней
- Прогноз изменения банковского баланса на 1 день
- Прогноз изменения банковского баланса на 7 дней
- 3.5. Данные о движении денежных средств как источник информации для управления ликвидностью
- Глава 4. Регулирование частных банковских рисков
- 4.1. Анализ и оценка кредитного риска
- 4.2. Принципы управления кредитным риском
- 4.3. Зарубежная практика управления кредитным риском
- 4.4. Регулирование кредитного риска
- Расчет резерва на возможные потери по ссудам
- 4.5. Экономическая сущность банковских резервов
- 4.6. Формы процентного риска
- 4.7. Управление процентным риском
- 4.8. Анализ разрывов по срокам
- 4.9. Критика распространенных методов измерения процентного риска
- 4.10. Регулирование процентного риска по ценным бумагам
- 4.11. Процентный риск: макроэкономическое измерение
- 4.12. Сущность валютного риска
- 4.13. Требования к валютному риску
- Глава 5. Дополнительные подходы к управлению банковскими рисками
- 5.1. О публикуемой отчетности банков
- Баланс на 1 января 2003 г.
- Отчет о прибылях и убытках
- Отчет о прибылях и убытках за 2002 год
- Данные о движении денежных средств
- Данные о движении денежных средств за 2002 год
- Общие выводы
- 5.2. Оптимизация управления заемными средствами в ходе осуществления инвестиционного проекта
- Движение денежных средств в ходе осуществления инвестиционного проекта
- План денежных потоков инвестиционного проекта "а"
- План денежных потоков инвестиционного проекта "в"
- Скорректированный план денежных потоков инвестиционного проекта "а" Измененные показатели на начало 4-го периода
- 5.3. Выравнивание погашения долгосрочного займа
- Расчет общих параметров
- Список литературы
- Примечания