2. Расчетно-кассовое обслуживание клиентов
Нормативно правовая база:
-
Гражданский Кодекс РФ
-
Положение ЦБ РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» № 2-П от 3.10.2002г.
-
Положение ЦБ РФ «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» № 222-П от 1.04.2003 г.
-
Положение ЦБ РФ "О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ". № 14 от 5.01.1998 г.
-
"Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (утв. ЦБ РФ 24.04.2008 N 318-П)
Виды платежных операций банков
Вся совокупность банковских операций (видов работ сотрудников банков), обеспечивающих платежи как процесс выполнения субъектами экономики своих денежных обязательств, как известно, делится в функциональном аспекте на следующие 3 блока.
Вспомогательный блок - виды работ организационно-технического, административно-распорядительного, информационного характера, обеспечивающие начало, ведение и прекращение операций, составляющих 2-й блок.
Сюда относятся:
-
Операции открытия счетов клиентов;
-
Акцептные операции (получение согласия или отказа плательщика оплатить платежный документ);
-
Авальные операции (когда гарантом или поручителем выступает не сам банк);
-
Блокировка счетов клиентов (например, по решению суда) и снятие блокировки;
-
Операции закрытия счетов клиентов;
-
Операции информирования клиентов о движении средств на их счетах.
Основной блок - собственно платежные операции. Сюда входят:
• операции ведения счетов клиентов:
а) зачисление на счета средств:
-
поступивших владельцам счетов от третьих лиц;
-
вносимых самими владельцами;
-
получаемых от банка (кредиты, проценты, др.);
б) списание со счетов средств в случаях:
-
выполнения клиентами своих обязательств перед третьими лицами (оплата приобретаемых товаров, работ, услуг);
-
выполнения клиентами своих обязательств перед банками, в которых они обслуживаются (возврат кредитов, уплата процентов, комиссионных и др.);
-
уплаты клиентами налогов и исполнения других обязательных платежей;
-
получения клиентами наличных денег на оплату труда сотрудников и на текущие хозяйственные нужды;
-
кассовые операции (прием и выдача наличных денег);
-
ведение собственных счетов в учреждениях Центрального банка РФ и в других кредитных организациях;
-
ведение корреспондентских счетов других кредитных организаций, открытых в данном банке.
Дополнительный блок - сопутствующие собственно платежным операциям дополнительные услуги банка. Среди них можно отметить, в частности, следующие:
-
перевод средств клиента с одного его счета на другой;
-
конвертация одной валюты в другую, перевод наличных денег в безналичные и наоборот, размен и обмен денег и др.;
-
инкассирование денежной выручки клиентов
-
акцептные операции (когда банк дает согласие или отказывает оплатить платежный документ, предъявленный к счету его клиента);
-
авальные операции (когда гарантом или поручителем выступает сам банк);
-
учетные, факторинговые и передаточные (индоссирование) операции.
Все платежи (и предшествующие им расчеты), осуществляемые банками, с точки зрения адресатов платежей, делятся на собственные (расчеты и платежи по собственным операциям банка) и клиентские (расчеты и платежи по операциям клиентов).
С точки зрения технологии проведения (необходимого состава кредитных организаций - участников процесса) те и другие подразделяются на:
• внутрибанковские платежи (участник - только данный банк и его филиалы);
-
• межбанковские платежи (участники - минимум 2 кредитные организации.
С точки зрения формы денег, используемой для целей платежа, все названные выше банковские операции делятся на операции наличными и операции безналичными (так называемые безналичные операции).
Операции наличными проводятся путем непосредственной передачи банкнот и монеты.
Безналичные операции (платежи) необходимы постольку, поскольку основная масса денег, принадлежащих как самим банкам, так и их клиентам, пребывает в безналичной форме, Т.е. постоянно находится в движении и числится на счетах других субъектов экономики, которые временно используют их в своей деятельности. Как уже было показано ранее, деньги клиентов в значительной их части находятся у банков и уже в силу этого для самих клиентов выступают только как безналичные. В соответствии со ст. 861 ГК РФ платежи между юридическими лицами, превышающие некоторый порог (сейчас это 100 тыс. руб. по одному платежу), должны проводиться в безналичном порядке, если иное не установлено законом. Что касается денежных ресурсов банков, то они также в основном находятся в пользовании других лиц (Центрального банка РФ, других кредитных организаций, заемщиков банков и т.д.), что опять же делает эти деньги для самих банков безналичными.
С учетом этого можно сказать, что безналичные платежи это всегда банковские платежи (проводятся через банки или в банки). В то же время платежи самих банков могут и должны быть как безналичными, так и в наличной форме (кассовое обслуживание клиентов, а также выплаты собственным сотрудникам).
Принципы организации безналичных расчетов:
-
Правовой режим осуществления расчетов;
-
Осуществление расчетов между предприятиями и организациями по счетам, открытым в кредитных организациях;
-
Поддержание клиентами своей ликвидности для обеспечения своевременности проведения платежей;
-
Списание средств со счетов предприятий и организаций производится кредитной организацией с согласия (акцепта) плательщика;
-
Срочность платежей (очередности платежей);
-
Контроль участников за проведением расчетов и платежей;
-
Материальная ответственность за полноту и своевременность проведения платежей.
Виды очередности платежей:
-
Календарная очередность платежей - в порядке календарной очередности – при достаточности денежных средств на счете клиента;
-
Особая очередность платежей – при недостаточности денежных средств на счете клиента (в соответствии со ст. 855 Гражданского кодекса "Очередность списания денежных средств со счета»).
-
в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
-
во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
-
в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования;
-
в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
-
в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
-
в шестую очередь производится списание по другим платежным документам.
В строгом, узком смысле слова платежная система - это действующая по согласованным правилам совокупность дополняющих друг друга организаций, осуществляющих расчеты и проводящих платежи с целью урегулирования денежных долговых обязательств участников экономического оборота. При более широком (не строгом) подходе в эту систему иногда включают также инструменты и механизмы (технологии), используемые указанными организациями при предоставлении ими своим клиентам платежных услуг (включая коммуникационные системы и договорное оформление отношений между сторонами).
Наиболее значительную часть в платежном обороте составляют платежи через сеть Банка России.
В соответствии с законодательством Банк России занимает особое место в платежной системе страны, поскольку:
• обеспечивает общее руководство платежной системой, создает для нее методическую и организационную базу, координирует и регулирует расчетные и платежные отношения в России, устанавливает правила, формы, сроки и стандарты проведения безналичных платежей, которые обязательны для всех юридических и физических лиц;
• является непосредственным участником этой системы, осуществляя межбанковские платежи через свои подразделения.
Под расчетной (платежной) сетью Банка России понимается совокупность его подразделений, имеющих самостоятельный баланс, банковский идентификационный код, осуществляющих соответствующие операции в этой системе от своего имени.
Сейчас в Банке России действуют системы:
-
внутрирегиональных электронных платежей;
-
межрегиональных электронных платежей;
-
межфилиальных платежей с применением авизо;
-
платежей между учреждениями Банка России, обслуживаемыми одним ВЦ (нетто-платежи);
-
межрегиональных расчетов по государственным ценным бумагам;
-
расчетов в пределах одного учреждения Банка России.
Платежная система Банка России является системно значимoй для РФ. Другие платежные системы, действующие в стране, ввиду незначительных объемов платежей каждой из них не являются системно значимыми, однако Банк России ведет их мониторинг, так как объемы платежей могут возрасти, что приведет к повышению их значения в распространении системных рисков.
Формы безналичных расчетов
Безналичные расчеты за товары и услуги, а также в связи с финансовыми обязательствами осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов. Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот. Документооборот — это система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств, куда входят: выписка грузоотправителем счета-фактуры и передача его другим участникам расчетов; содержание расчетного документа и его реквизиты; сроки составления расчетного документа и порядок предъявления его в банк, а также другим участникам расчетов; движение расчетного документа между учреждениями банков; порядок и сроки оплаты расчетного документа, перевода и получения денежных средств; порядок использования расчетного документа для взаимного контроля участников расчета и осуществления мер экономического воздействия.
Способ платежа – способ погашения долгового обязательства. Выделяют два основных способа платежа:
-
валовой способ – списание средств со счета (перевод) в полной сумме, указанной в расчетном документе;
-
зачет взаимных требований и обязательств (клиринг) и списание со счета только суммы сальдо зачета.
Конкретные формы расчетов, способы платежа предусматриваются предприятием в договоре (соглашении). Условие о расчете в договоре является одним из наиболее значимых.
Выбор формы расчетов определяется видом товара, спросом и его предложением, характером хозяйственных связей между контрагентами сделки, способом транспортировки грузов, финансовым положением контрагентов.
В соответствии с действующим законодательством РФ в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов: расчетов платежными поручениями, инкассовой формы расчетов, чековой и аккредитивной форм расчетов.
Расчеты платежными поручениями
Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого предприятия-получателя средств в том же или другом одногороднем или иногороднем банке.
Возможности применения в расчетах платежных поручений многообразны. С их помощью осуществляются расчеты в хозяйстве как по товарным, так и по нетоварным операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно платежными поручениями.
При расчетах за товары и услуги платежные поручения используются в следующих случаях: - за полученные товары и оказанные услуги при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего получение товаров или услуг плательщиком; - для платежей в порядке предварительной оплаты и услуг (при условии ссылки в поручении на номер договора, соглашения, контракта, в которых предусмотрена предварительная оплата); - для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям; - при расчетах за товары и услуги по решениям суда и арбитража; - при арендной плате за помещения; - платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание и др.
В расчетах по нетоварным операциям платежные поручения используются для: - платежей в бюджет; - погашения банковских ссуд и процентов по ссудам; - перечисления средств органам государственного и социального страхования; - взносов средств в уставные фонды при учреждении АО, товариществ и т.п.; - приобретения акций, облигаций, депозитных сертификатов, банковских векселей; - уплаты пени, штрафов, неустоек и т. д.
Для совершения платежа может использоваться ссуда банка при наличии у хозоргана права на ее получение.
Поручение действительно в течение 10 дней со дня его выписки (день выписки в расчет не принимается).
При постоянных и равномерных поставках товаров и оказании услуг покупатели могут рассчитываться с поставщиками платежными поручениями в порядке плановых платежей. В этом случае расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке или услуге, а путем периодического перечисления средств со счета покупателя на счет поставщика в конкретные сроки и в определенной сумме на основе плана отпуска товаров и услуг на предстоящий месяц, квартал. Таким путем могут производиться расчеты между торговыми организациями, их поставщиками, между электростанциями и производственными предприятиями за уголь, газ, электроэнергию, металл и т. д.
Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность предварительно проверить качество оплачиваемых товаров или услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах. Но при этом возможен риск несвоевременного перечисления денежных средств обслуживающим банком на счета контрагентов, обслуживающихся в других банках (при недостатке денежных средств на корреспондентских счетах банка-плательщика). Поставщики (получатели средств) несут и указанный риск, и риск несвоевременной выписки платежного поручения плательщиком.
Расчеты по инкассо осуществляются на основании:
-
платежных требований, оплата которых может производиться:
а) по распоряжению плательщика (с акцептом) или
б) без его распоряжения (в безакцептном порядке)
-
инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).
Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателем).
Платежное требование представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
Платежное требование выписывается поставщиком на основании фактической отгрузки продукции или оказания услуг на стандартизированном бланке в трех экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляется в обслуживающий банк на инкассо. Инкассо - это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других организаций и предприятий на основе товарных, расчетных и денежных документов.
Поскольку инициатива в расчетах платежными требованиями исходит от поставщика, то при этом устраняется риск несвоевременной выписки платежных документов, но оплата этих документов может быть произведена только с согласия (акцепта) покупателя. С этой целью поступившие в банк покупателя платежные требования регистрируются в специальном журнале и последний экземпляр платежного требования передается банком непосредственно плательщику для акцепта.
Отечественная банковская практика знает разные формы акцепта: положительный и отрицательный, предварительный и последующий, полный и частичный.
Положительный акцепт - форма акцепта, при которой плательщик обязан по каждому расчетному документу, содержащему требование поставщика на оплату, заявить в письменной форме либо свое согласие на оплату, либо отказ от акцепта.
Отрицательный акцепт - форма акцепта, при которой плательщик письменно уведомляет банк только об отказе акцепта. Не заявленные в условленный срок отказы расцениваются банком как согласие плательщика на оплату (молчаливый акцепт).
Предварительный акцепт означает, что плательщик свое согласие на оплату требования поставщика дает до списания денег с его счета.
Последующий акцепт предусматривает немедленную оплату расчетных документов по мере их поступления в банк в течение операционного дня банка. При отказе плательщика от акцепта в течение установленного для этого времени банк должен вернуть перечисленные средства на счет плательщика.
До 1991 г. в нашей стране основной формой акцепта был отрицательный акцепт предварительного характера.
Действующее положение «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (№ 2-П от 12 апреля 2001г.) предусматривает использование в расчетах платежных требований положительной формы акцепта, которая всегда имеет предварительный характер.
Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору, но не менее пяти рабочих дней. При этом день поступления расчетного документа в банк во внимание не принимается.
Заявленный плательщиком отказ может быть полным или частичным и обязательно должен быть мотивирован.
Традиционными мотивами отказов от акцепта являются: товар не заказан; счет бестоварный; отсутствует согласованная цена; отгрузка по ненадлежащему адресу, а также другие мотивы, связанные с нарушением договорных обязательств со стороны поставщика.
Как правило, мотив отказа от акцепта должен быть подтвержден ссылками на соответствующие пункты договора между поставщиком и покупателем.
Акцепт платежного требования либо отказ от акцепта (полный или частичный) оформляется специальным документом об акцепте, отказе от акцепта по специальной форме. При акцепте платежного требования документ составляется в двух экземплярах, первый из которых оформляется подписями должностных лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати плательщика. При полном или частичном отказе от акцепта платежного требования документ составляется в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры - оформляются подписями должностных лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати плательщика.
При неполучении в установленный срок документа об акцепте, отказе от акцепта платежное требование на следующий рабочий день после истечения срока акцепта возвращается в банк-эмитент с указанием на оборотной стороне первого экземпляра платежного требования причины возврата: «Не получено согласие на акцепт».
Безакцептное списание денежных средств со счетов плательщиков может производиться на основании:
- законодательства. В этом случае в поле «Условие оплаты» получатель средств проставляет «без акцепта» и делает ссылку на закон (с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи), на основании которого осуществляется списание.
- договора. В этом случае в поле «Условие оплаты» получатель средств проставляет «без акцепта» и делает ссылку на договор (с указанием его номера, даты принятия и соответствующего пункта), на основании которого осуществляется безакцептное списание.
При приеме платежных требований на безакцептное списание денежных средств ответственный исполнитель исполняющего банка обязан проверить наличие ссылки на законодательный акт (основной договор), дающий право получателю средств на указанный порядок расчетов. При отсутствии указания «без акцепта» платежные требования подлежат оплате плательщиком в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта пять рабочих дней.
Расчеты платежными требованиями можно оценить как перспективные, так как они отвечают финансовым и хозяйственным интересам поставщиков и покупателей и укрепляют договорные отношения в хозяйстве: ускоряется выписка расчетных документов, так как их оформление осуществляет сам получатель платежа (поставщик) сразу после отгрузки продукции или оказания услуг; поставщик имеет возможность на время отвлечения средств из хозяйственного оборота в отгруженные товары получить в банке факторинговое обслуживание; платеж осуществляется только после отгрузки и проверки выполнения поставщиком своих обязательств.
Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются:
-
в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
-
для взыскания по исполнительным документам;
-
в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
В инкассовом поручении в поле «назначение платежа» должна быть сделана ссылка на закон (договор) с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи (пункта).
Расчеты аккредитивами
Под аккредитивом (documentaly credit, DC) понимается взятое банком (по поручению покупателя) обязательство в течение определенного периода времени оплатить всю стоимость товара при предъявлении заранее определенных документов (например, документов на перевозку груза).
Аккредитив дает продавцу гарантию получить платеж от покупателя. Поставщик (экспортер) получает обязательство банка, открывающего аккредитив, по которому он получит деньги, если все документы будут соответствовать условиям контракта. Как и для других видов платежей, для аккредитива во внешней торговле существуют единообразные условия. Для обеспечения единообразия трактовки при составлении и оформлении аккредитива практически банки всех стран используют Унифицированные правила и условия применения документарных аккредитивов, выработанные Международной торговой палатой (МТП) в Париже — International Chamber of Commerce.
При осуществлении операций по аккредитиву в его основной форме участвуют:
1) плательщик (покупатель, аккредитиводатель), обращающийся в банк с просьбой об открытии аккредитива; 2) банк-эмитент, открывающий аккредитив; 3) поставщик (бенефициар по аккредитиву). В большинстве случаев в качестве 4-й стороны подключается банк-корреспондент по месту нахождения бенефициара (исполняющий банк).
Степень обеспечения и момент принятия на себя риска определяют формы аккредитива. Аккредитивы бывают отзывные и безотзывные; последние в подтвержденной и неподтвержденной формах.
Отзывной аккредитив может быть в любой момент изменен или аннулирован без предварительного уведомления поставщика. Однако, если платеж уже выполнен, отзыв аккредитива остается без юридической силы. Данная форма применяется редко, так как никогда не подтверждается банком поставщика и не представляет обеспечения бенефициару. При отсутствии соответствующих указаний согласно ст. 868 ГК РФ аккредитив считается отзывным.
Безотзывный аккредитив не может быть изменен без согласия бенефициара и ответственных банков, если выполнены условия аккредитива.
Значит, в поручении на открытие следует четко указывать форму аккредитива, имея в виду возможность прекращения аккредитивных отношений до совершения платежа.
Безотзывный неподтвержденный аккредитив лишь авизуется бенефициару и не дает гарантии со стороны банка-корреспондента произвести платеж (акцепт, негоциацию тратты) по представленным документам. Поставщику в этом случае приходится полагаться на проведение всех этих операций банком-эмитентом.
Безотзывный подтвержденный аккредитив означает твердое обязательство банка, которому дается поручение о подтверждении (обычно банка-корреспондента), в дополнение к обязательству банка-эмитента, по платежу (акцепту, негоциации тратты). Важно, что подтверждающий банк гарантирует выполнение своего обязательства независимо от того, может ли банк-эмитент представить возмещение.
Таким образом, для поставщика надежным является аккредитив безотзывный и подтвержденный обслуживающим банком. Кроме того, в спорном случае место нахождения подтверждающего банка считается местом судопроизводства, где применяется местное право. При неподтвержденном аккредитиве им является место нахождение банка-эмитента.
Исходя из наличия покрытия аккредитивы могут быть покрытые и непокрытые. Покрытие означает предварительное представление в распоряжение банка-корреспондента, средств (покрытия) в сумме аккредитива на срок действия обязательств с условием возможного использования этих средств для выплат по аккредитиву. В международной практике преобладают непокрытые аккредитивы.
В российской практике аккредитивная форма расчетов используется главным образом, когда она определена договором между контрагентами. В договоре предусматриваются срок действия (число, месяц, год закрытия) и порядок расчетов по аккредитиву; наименование банка-эмитента; вид аккредитива и способ его исполнения; способ извещения поставщика об открытии аккредитива, ответственность перед получателем при необоснованном отказе в выплате средств, а перед плательщиком - в случае неправильной выплаты средств вследствие нарушения условий аккредитива.
В условиях разлаженности платежной системы в России применение аккредитивов весьма перспективно и гораздо эффективнее по сравнению с предварительной оплатой, получившей широкое распространение в целях гарантии платежа.
Аккредитивная форма расчетов - наиболее сложная и дорогостоящая. Банки взимают высокую комиссию за выполнение аккредитивных операций в зависимости от суммы аккредитива: авизование, подтверждение, проверку документов, платеж. Достоинства ее для обеих сторон - в определенной гарантии своевременности и полноты получения платежа поставщиком, если поставка соответствует договору; получения заказанной продукций в соответствии с предусмотренными условиями покупателем, особенно если присутствует его уполномоченный, осуществляющий предварительный контроль за соблюдением условий поставки товаров, их качеством. Однако, при этой форме расчетов замедляется оборачиваемость средств и того, и другого, особенно покупателя, иммобилизующего средства на время действия аккредитива. В случаях, когда такая форма расчетов предусмотрена договором, поставщик также не может отгружать изготовленный товар, пока не получит извещение об открытии аккредитива.
Указанный недостаток аккредитивов существенно сглаживается при налаженности надежных, доверительных отношений между банками посредством телекоммуникационного общения и возможности работать в кредит в счет открытых друг другу кредитных линий. При этом банк-эмитент может открывать в исполняющем банке непокрытые аккредитивы (без предварительного депонирования средств покупателями) с предоставлением ему права списывать суммы по аккредитивам с ведущегося у него счета банка-эмитента. В результате покупатель перечисляет средства не заранее, а после отгрузки товара. Поставщик получает определенные преимущества в налогообложении, так как уплачивает налоги реально поступившими средствами после отгрузки товара. Подобная схема с использованием электронного аккредитива разработана отдельными банками. Большие и пока слабо реализуемые возможности заключаются и в использовании аккредитивов в международных торговых расчетах, а именно исполнении их путем негоциации переводных векселей. Так осуществляется больше половины мировых платежей. В России на них приходится примерно треть от всей массы внешнеторговых аккредитивов.
Аккредитивная форма расчетов может применяться как мера воздействия к недобросовестным поставщикам (применяется гарантированный отзывной аккредитив) или к нарушителям–плательщикам (тогда применяется покрытый безотзывной аккредитив).
Чековая форма расчетов
Чек - письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки и расчетные чеки.
Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке (например, на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупки сельхозпродуктов и т. д.).
Расчетные чеки - это чеки, применяемые для безналичных расчетов. Расчетный чек - это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию-получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, которое и предъявляет чек в свой банк для оплаты. Расчетные чеки могут быть покрытыми и непокрытыми.
Покрытые расчетные чеки - это чеки, средства по которым предварительно депонированы клиентом-чекодателем на отдельном банковском счете “Расчетные чеки”, что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам.
Непокрытые расчетные чеки - чеки, платежи по которым гарантируются банком. В этом случае банк гарантирует чекодателю при временном отсутствии средств на его счете оплату чеков за счет средств банка. Сумма гарантий банка, в пределах которой могут быть оплачены чеки, учитывается в банке-гаранте на внебалансовом счете “Гарантии, поручительства, выданные банком”.
Для получения расчетных чеков клиент обращается в обслуживающий его коммерческий банк с заявлением по установленной форме, где указываются количество чеков и сумма общей потребности в расчетах чеками. На основании этих данных определяется лимит одного чека, который должен быть проставлен на оборотной стороне каждого чека. Заявление на выдачу чеков подписывается руководителем предприятия, главным бухгалтером и заверяется печатью.
Коммерческий банк перед выдачей чеков клиенту оформляет их в соответствии со следующими требованиями: - наименование банка-плательщика, его номер и местонахождение; - наименование чекодателя и номер его лицевого счета в банке; - предельный размер суммы, на которую может быть выписан чек (проставляется на оборотной стороне чека); - подпись должностного лица банка и печать.
Кроме того, работник банка должен под расписку проинформировать клиента о правилах пользования чеками и предупредить его об ответственности за утраченные или похищенные чеки. Убыток (в результате утраты или похищения чеков) несет сам чекодатель, если не будет доказано, что чек был оплачен по неосторожности или умыслу самого банка.
Вместе с чеками банк обязан выдать клиенту идентификационную карточку (чековая карточка). Она выдается в одном экземпляре независимо от количества чеков и идентифицирует чекодателя по каждому выданному им чеку.
Лицевая сторона чековой карточки должна содержать следующие данные: - наименование банка-плательщика и его реквизиты; - название “Чековая карточка” и ее номер; - наименование чекодателя; - образец подписи чекодателя; - номер лицевого счета чекодателя.
На обратной стороне чековой карточки перечисляются условия, при которых банк гарантирует платеж по чекам:
-
чек выписан на сумму, не превышающую лимит по нему;
-
подписи чекодателя в чеке и чековой карточке идентичны;
-
номера счета чекодателя в чеке и карточке одинаковы;
-
чек должен быть предъявлен в банк в течение 10 дней со дня его выписки;
-
чек должен быть оплачен по полной сумме, на которую он выписан, без какой-либо комиссии.
Перечисленные условия подписываются ответственным работником банка и удостоверяются печатью последнего.
Если клиент использовал все расчетные чеки, чековая карточка должна быть возвращена в банк и подлежит уничтожению. Карточка может быть оставлена предприятию в том случае, если предприятие заявило новую потребность в чеках и лимит одного чека при этом не изменился.
Документооборот при расчетах чеками сводится к следующему. Чекодатель в случае приобретения товаров, услуг выписывает расчетный чек, проставляя в нем следующие данные:
-
сумму платежа (цифрами и прописью);
-
наименование получателя платежа;
-
место выписки чека;
-
дату совершения платежа (при этом месяц указывается прописью).
Выписанный чек заверяется подписью чекодателя непосредственно в момент совершения оплаты (вручения чека получателю платежа).
Предприятие, принимающее в оплату расчетный чек (чекодержатель), должно убедиться в следующем: сумма чека не превышает предельной суммы, обозначенной на его оборотной стороне и в чековой карточке; номер счета чекодателя, проставленный в чеке, соответствует обозначенному в чековой карточке; подпись чекодателя, проставленная в чеке, идентична подписи, проставленной в чековой карточке.
Убыток, наступивший в результате неправильной проверки чека, несет само предприятие, принявшее чек в оплату (поставщик). Представитель последнего расписывается на обороте чека и проставляет оттиск штампа. Далее поставщик как чекодержатель может предъявлять этот чек в свой банк для получения платежа. Срок предъявления чека в банк - 10 календарных дней (не считая выписки).
Чекодержатель сдает чеки в банк, прилагая их к реестру в четырех экземплярах, который должен содержать полную информацию о чеках: номера чеков, счетов чекодателя и чекодержателя, а также обслуживающих их банков, сумму чеков. Реестр заверяется подписями двух первых лиц чекодержателя и печатью.
Зачисление средств на счет чекодержателя производится обслуживающим его банком только после поступления средств от чекодателя и обслуживающего его банка
Лимитированная чековая книжка представляет собой сброшюрованные в виде книжки расчетные чеки (по 10, 20, 25 и 50 листов), которые могут быть выписаны предприятием на общую сумму, не превышающую установленного по этой книжке лимита. Лимит чековой книжки ограничен суммой предварительно депонированных в банке средств на отдельном банковском счете или размером банковской гарантии. Депозит создается на основании представленных предприятием в банк заявления и платежного поручения о списании соответствующей суммы с его расчетного счета либо за счет банковского кредита.
Чековая форма расчетов содержит преимущества как для покупателя, так и для поставщика.
Преимущества для покупателя – платеж (выписка чека) осуществляется только после проверки исполнения обязательств поставщиком (в момент отгрузки, поставки). Для поставщика преимущества данной формы расчетов - в гарантии платежа.
Основы корреспондентских отношений банков
Содействуя платежному обороту, коммерческие банки осуществляют расчетно-кассовое обслуживание клиентов. Между клиентами одного и того же банка расчеты производятся путем совершения соответствующих операций по их счетам, минуя корреспондентский счет банка.
В других случаях коммерческий банк, выполняющий поручение своего клиента о производстве той или иной операции, вынужден вступать в отношения с другим коммерческим банком, который обслуживает его контрагента.
Межбанковские безналичные расчеты осуществляются через систему корреспондентских счетов.
Корреспондентский счет - это счет одного банка, открытый в другом банке, на котором отражаются расчеты, произведенные последним по поручению и за счет первого банка на основе заключенного между ними корреспондентского договора.
Корреспондентский договор - соглашение между двумя или несколькими кредитными учреждениями об осуществлении платежей и расчетов одним из них по поручению и за счет другого. В зависимости от характера отношений между банками корреспондентские договоры могут включать и другие условия.
В рамках корреспондентских договоров реализуются корреспондентские отношения. На территории Российской Федерации корреспондентские отношения между банками устанавливаются главным образом для организации безналичных расчетов своей клиентуры. Для установления корреспондентских отношений кредитные учреждения обмениваются письмами, договариваются, по каким счетам будут производиться взаимные расчеты, обмениваются образцами подписей должностных лиц, тарифами комиссионного вознаграждения.
Филиалам коммерческих банков в расчетно-кассовых центрах Банка России по месту их нахождения могут быть открыты корреспондентские субсчета. Разрешения на их открытие выдаются главными территориальными управлениями Центрального банка Российской Федерации по месту нахождения головных банков. Банки должны обеспечить своевременное подкрепление (т. е. обеспечить наличие денег) субсчетов своих филиалов.
На основе корреспондентских счетов межбанковские расчеты могут осуществляться тремя способами.
-
На основе корреспондентских счетов, открытых коммерческими банками:
а) друг у друга на взаимной основе
б) в одном из банков, как правило, в наиболее крупном.
-
На основе корреспондентских счетов, открытых коммерческими банками, в третьем банке. Частный случай такой структуры договорных связей - расчеты через корреспондентские счета, открытые в Банке России.
-
Путем создания клиринговых центров, участники которых осуществляют зачет взаимных требований.
-
Рассмотрим вторую схему межбанковских расчетов: через корреспондентские счета, открываемые в Банке России.
Корреспондентские счета открываются и ведутся специальными подразделениями Банка России - расчетно-кассовыми центрами (РКЦ), которые не являются юридическими лицами и действуют от имени Банка России. РКЦ должен заключить с коммерческим банком договор о корреспондентских отношениях, в соответствии с которым расчетно-кассовый центр осуществляет (по поручению коммерческого банка и по его корреспондентскому счету) операции, связанные с кредитованием, расчетами и кассовым обслуживанием в соответствии с банковскими инструкциями. РКЦ обязуется ежедневно выдавать коммерческому банку выписки из его корреспондентского счета.
Списание средств с корреспондентского счета банка осуществляется с согласия последнего. Это общее правило. В ряде случаев, предусмотренных законодательными актами, возможно бесспорное и безакцептное списание денег с корреспондентских счетов коммерческих банков.
Выделяют три основных вида корреспондентских счетов:
-
Ностро («наш счет у них») - счет коммерческого банка в банке корреспонденте.
-
Лоро («их счет у нас») - счет банка корреспондента в коммерческом банке.
-
Востро - счет банка нерезидента в коммерческом банке-резиденте страны. Это то же, что и счет Лоро, только открытый для иностранного банка.
Важное место в системе межбанковских расчетов может и должен занять клиринг. Клиринговые расчеты проводились и проводятся ЦБР между одногородними коммерческими банками.
Клиринг представляет собой систему безналичных расчетов за товары и услуги, основанную на зачете взаимных требований и обязательств. Основу клиринга в банковской сфере составляют корреспондентские счета банков. Объектами межбанковского клиринга могут быть различные виды документов: платежные поручения, переводы, чеки, векселя, ценные бумаги, аккредитивы, кредиты, займы и др.
Внешнеэкономическая деятельность коммерческих банков связана с осуществлением банковских операций в рублях и иностранной валюте, с экспортом-импортом товаров и услуг, их реализацией за иностранную валюту на территории Российской Федерации, со сделками неторгового характера, хозяйствованием нерезидентов внутри страны.
Нетрадиционные операции коммерческих банков.
-
Факторинг: сущность, виды, технологии проведения операции
-
Форфейтинг: сущность и схемы проведения операции
Факторинг: сущность, виды, технологии проведения операции
Общая характеристика природы факторинга
Факторинг (в переводе с английского — посредничество) в общем случае представляет собой род комиссионно-посреднических услуг, оказываемых специализированной организацией-фактором или коммерческим банком клиенту - юридическому лицу, которое по тем или иным причинам не может или не хочет самостоятельно добиваться возвращения сумм, которые ему должны его дебиторы, и в силу этого готово уступить свои права на такие суммы факторской организации (банку-фактору) и получить за это пусть и меньшие деньги, но немедленно, что означает, по сути, своеобразное кредитование его оборотного капитала.
Другими словами, с экономической точки зрения факторинг - это торговля долговыми обязательствами (разновидность так называемых учетных операций). Применительно к деятельности банков под факторингом понимается покупка ими срочных платежных требований, возникающих из поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), в том числе прав требования возврата выданных кредитов. С правовой точки зрения факторинг, как уже было показано, представляет собой сделку, означающую уступку прав требования, с финансово-экономической точки зрения — финансирование клиентов под уступку ими своих денежных требований к должникам (счетов-фактур). Чтобы осуществлять такую деятельность, банк-фактор, как и любая факторинговая компания, должен располагать так называемым оборотным фондом факторинга - определенным объемом денег, находящимся в распоряжении соответствующего подразделения банка.
Факторинг важен в первую очередь для мелких и средних предприятий и организаций, стремящихся увеличить объемы своих продаж или заинтересованных в освоении новых рынков сбыта своей продукции. Услуги банка-фактора привлекательны и для предприятий, в общем торговом обороте которых удельный вес экспорта невелик и которым в силу этого невыгодно держать специальный штат работников, занятых обработкой внешнеторговой документации, заниматься вопросами получения выручки от поставленных товаров на экспорт и валютными проблемами. Кроме того, мелкие и средние предприятия и организации часто испытывают большие или меньшие трудности при получении банковских кредитов. Для них использование факторинга может оказаться приемлемым способом решения их проблем.
Факторинг на практике включает в себя следующие укрупненные виды операций (услуг): кредитование сбыта; принятие риска неплатежа; бухгалтерский учет дебиторов; контроль и инкассацию задолженности; статистику продаж и пр. Виды факторинга представлены в таблице.
Классификация видов банковского факторинга
Виды | Признак классификации и основное содержание видов |
Внутренний | По территориальному признаку Поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в пределах одной страны. |
Экспортный (международный) | Поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в разных странах. Как правило, экспортер заключает с фактором договор глобальной цессии, в котором обязуется уступать фактору дебиторскую задолженность всех или определенного круга покупателей (например, всех покупателей в определенной стране). |
По осведомленности участников операции | |
Открытый | Должник уведомлен об участии в сделке банка-фактора. Уведомление осуществляется путем надписи на счете-фактуре о том, что правопреемником по возникающему долгу является определенный банк и платить следует в его пользу. |
Закрытый | Должник не уведомлен об участии в сделке банка-фактора (факторинговой фирмы). Должник, соответственно, при наступления срока перечисляет сумму долга своему поставщику (кредитору). Риск и стоимость закрытого факторинга выше, чем открытого, и он значительно дороже. |
По объему оказываемых услуг | |
Конвенционный (широкий) | Универсальная система финансового обслуживания клиента, включающая широкий набор оказываемых услуг от инкассации долга до бухгалтерского учета деятельности клиента. За поставщиком сохраняется только производственная функция. |
Конфиденциальный (ограниченный) | Ограничивается выполнением только некоторых операций: покупкой права на получение денег от покупателей, оплатой долгов и т.д. |
По моменту финансирования (с условием кредитования) | |
С предварительной оплатой | Предполагает, что банк незамедлительно платит поставщику часть суммы акцептованных плательщиком платежных требований (80-90% стоимости) за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги). Остальную часть суммы (за вычетом платы за факторинг) банк уплачивает после поступления средств от плательщика. Плательщик должен перечислить в пользу банка сумму долга и пеню за просрочку платежа.
|
оплата к определенной дате | Оплата к определенной дате предполагает, что банк (факторинговая фирма) берет на себя обязательство получить сумму долга с плательщика по окончании срока отсрочки платежа (от нескольких дней до нескольких месяцев, но ,как правило, не более 180 дней). Стоимость переуступленных долговых документов оплачивается (за вычетом платы за факторинг) в определенную дату или по истечении определенного срока.
|
По праву регресса | |
С правом регресса | При факторинговом обслуживании с правом регресса банк имеет право продать поставщику любое неоплаченное долговое требование в случае отказа плательщика от платежа независимо от причин отказа, включая отсутствие у плательщика средств. В этом случае поставщик не оплачивает страхование кредитного риска, но должен тщательно отслеживать кредитоспособность своих контрагентов |
Без права регресса | При обслуживании без права регресса банк берет на себя риск неплатежей плательщиками, состав которых он предварительно одобрил. Однако если долговое требование признано недействительным, то банк имеет право регресса к поставщику. Повышенный риск банк компенсирует увеличением тарифа за факторинговые операции.
|
Основные экономические достоинства факторинга:
• увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;
• превращение дебиторской задолженности в «наличные» деньги;
• возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;
• независимость и свобода от соблюдения или несоблюдения дебиторами сроков платежей;
• возможность расширения оборотов;
• экономия собственного капитала;
• улучшение финансового планирования.
Имеются ограничения, которые фактор (банк) должен иметь в виду. Как правило, на факторинговое обслуживание не следует принимать предприятия и организации:
• с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;
• занимающиеся спекулятивным бизнесом;
• производящие нестандартную или узкоспециализированную продукцию;
• работающие с субподрядчиками (строительные и другие фирмы);
• реализующие в розницу широкий набор «мелочной» продукции;
• реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания;
• практикующие бартерные сделки;
• заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).
Факторинговые операции не проводятся также в отношении:
• долговых обязательств филиалов (отделений) предприятий и организаций;
• долговых обязательств физических лиц;
• требований к бюджетным организациям.
Содержание факторинговых операций (услуг) банка
С точки зрения банка целями факторинга являются своевременное инкассирование долгов для сокращения потерь от просроченного платежа, предотвращение появления сомнительных долгов, помощь клиенту в управлении кредитом, ведении бухгалтерского учета, увеличении оборота и прибыльности.
Как уже отмечалось, основу банковской факторинговой (факторской) операции составляет покупка (учет) у своего клиента-поставщика (продавца) счета-фактуры, не оплаченного контрагентом поставщика — покупателем (должником). Банк покупает счет-фактуру на основе договора с поставщиком с условием немедленной оплаты значительной части (до 80%) стоимости поставки и выплаты оставшейся части (после удержания процента) к назначенному сроку независимо от того, перечислит деньги покупатель (должник) или нет.
Участниками операции банковского факторинга являются:
• банк-фактор, покупатель не оплаченного должником требования;
• первоначальный кредитор (клиент банка, он же поставщик или продавец);
• должник, получивший от клиента (поставщика) отсрочку платежа.
Плата за факторинг состоит из двух элементов:
1) комиссионной платы за обслуживание. Комиссия взимается за освобождение клиента от необходимости своими силами вести учет, страховаться от сомнительных долгов и рассчитывается как определенный процент от суммы счетов-фактур. Размер платы может меняться в зависимости от масштабов деятельности поставщика и надежности его контрактов, а также от экспертной оценки банком степени риска неплатежа и трудности взимания средств с покупателей;
2) платы за предоставление средств в кредит. Ее размер определяется на основе ежедневного дебетового сальдо на счете поставщика за период между получением средств от банка и датой поступления платежа от плательщика. Процент за такой кредит обычно выше процента за стандартные краткосрочные кредиты, что позволяет компенсировать дополнительные затраты и риск банка.
Договорное оформление обязательств по факторингу требует от банка высокой четкости. В договоре, в частности, фиксируются обязанности сторон, которые, как правило, включают следующие пункты:
со стороны банка:
— своевременно оплачивать переуступленные ему долговые требования;
- своевременно информировать клиента о состоянии расчетов с плательщиками и/или возможности появления затруднений с определенными плательщиками;
со стороны поставщика:
— предоставлять банку всю документацию о поставках товаров (оказании услуг), включая документы, подтверждающие, что клиент принял товары (услуги);
- своевременно и полно урегулировать все споры с покупателями;
— предоставлять банку сведения о неблагоприятных изменениях, происшедших с плательщиками, могущих изменить степень риска факторинговых операций банка;
— при необходимости участвовать вместе с банком в рассмотрении дел в арбитражном суде.
Рассматривая факторинг как инструмент снижения рисков неплатежей по договорам купли-продажи между компаниями, можно выделить следующие его достоинства:
для продавца:
— при своевременной поставке продукции на условиях рассрочки платежа на срок 30-90 дней получение банковской гарантии платежа и зачисление до 80% стоимости отгруженной продукции на счет продавца на следующий банковский день после получения извещения от покупателя о приемке товара;
— обеспечение банком получения продавцом оставшейся части выручки в течение 2—3 банковских дней после истечения отсрочки платежа;
— увеличение рынка сбыта продукции за счет покупателей, не имеющих достаточных собственных оборотных средств и платящих после реализации полученных товаров;
для покупателя:
— получение товарного кредита с оплатой после реализации;
— величина факторинговой комиссии значительно ниже ставок за банковские кредиты;
— сумма требуемого финансового обеспечения, как правило, составляет 20—40% от общей стоимости контракта на закупку товаров (в зависимости от частоты поставок и периода отсрочки);
— формы обеспечения факторинговых обязательств более гибки (могут включать кроме рублевых депозитов также различные ценные бумаги, гарантии банков и региональных администраций), что обеспечивает покупателю дополнительный доход.
Сотрудничество в рамках факторинга начинается с подачи предприятием-поставщиком заявки на факторинговое обслуживание (пишется в произвольной форме).
Следующий шаг - предоставление поставщиком списка своих дебиторов (покупателей). При этом банк предварительно оговаривает «рамки обслуживания» — различного рода ограничения:
территориальные, количественные, ограничения на суммы задолженностей и т.п. В списке должна быть отражена информация о месте расположения дебиторов, суммах и сроках задолженностей, продолжительности и применяемых формах работы поставщика с покупателями (предоплата, взаимозачеты и т.д.), а также указаны средства связи (номера телефона, факса) и данные о лицах, способньк дать интересующую фактора информацию. Получив указанный список, факторинговое подразделение банка приступает к сбору недостающих данных и анализу имеющейся информации.
Далее возможна следующая схема. По результатам анализа ситуации банк:
-
выплачивает 80-90 % стоимости приобретенных долговых требований (в соответствии с договором);
-
ставит каждого дебитора в известность о том, что работа с фактором инициирована и основывается на заявлении поставщика (открытый факторинг);
-
получив от покупателя сумму долга (по окончании срока отсрочки платежа) осуществляет окончательный расчет с поставщиком, удержав плату за факторинг и учитывая ранее выплаченный аванс.
Возможно и проведение факторинга с применением векселе. При этом применяется следующая схема.
По результатам анализа ситуации банк:
1) ставит каждого дебитора в известность о том, что работа с фактором инициирована и основывается на заявлении поставщика (открытый факторинг);
2) предлагает покупателю получить кредит на сумму его задолженности перед поставщиком или в большем объеме, а в качестве кредита взять пакет банковских векселей. Получив такие векселя, дебитор тем самым приобретает возможность погасить свой долг перед данным поставщиком (возможно, не перед ним одним).
Если предприятие-покупатель согласно работать по предложенной схеме, то на следующем этапе следует оценить его кредитоспособность, Методы такой оценки обычно основаны на группировке статей баланса, анализе денежных потоков и т.д.
В случае выдачи покупателю (должнику) вексельного кредита кроме кредитного договора заключается также связанный с ним договор залога определенного имущества. В качестве залога могут выступать: гарантии надежных банков, валютные средства, государственные долговые обязательства, надежные банковские векселя и другие ценные бумаги, имущество и продукция, являющиеся собственностью кредитуемого предприятия.
Получив предложенные банком векселя, покупатель погашает свой долг перед поставщиком путем оформления на них индоссамента. После этого полноправным владельцем данных векселей является поставщик.
В зависимости от вида полученного векселя (по предъявлении или срочный) поставщик может прибегнуть к одному из следующих вариантов действий: а) сразу же предъявить вексель в банк, который переведет вексельную сумму на его расчетный счет; б) путем очередного индоссамента передать векселя (все или определенную их часть) в счет погашения собственной дебиторской задолженности; в) просто расплатиться данными векселями за приобретаемую продукцию.
Банк-фактор примет к учету векселя, предъявляемые поставщиком, в указанные на них сроки погашения. Покупатель же обязан либо вернуть деньги согласно кредитному договору, либо, если денег у него не будет, погасить кредит за счет залогового имущества.
Форфейтинг: сущность и схемы проведения операции
Общая характеристика природы форфейтинга
Форфейтинговые операции банка (форфетирование, форфейтинг) - это покупка банком долгов его клиентам, выраженных в оборотных ценных бумагах, на безоборотной основе (без права регресса).
Имеется в виду, что банки, занимающиеся этим видом бизнеса (а также специализированные небанковские форфет-компании), покупают со значительной скидкой (дисконтом) документы на дебиторскую задолженность своих клиентов, т.е. права требования к предприятиям и организациям-должникам. Тем самым банки (форфет-компании) осуществляют средне- и/или долгосрочное кредитование клиентов. При этом банк как покупатель долга (прав требования на такой долг) берет на себя обязательство в дальнейшем ничего не требовать от клиента - прежнего владельца указанных документов (отказ от права оборотного требования к продавцу документов, что, собственно, и означает форфейтинг) в случае невозможности получить деньги от должника и тем самым берет на себя риск неплатежеспособности последнего.
Основными оборотными документами, используемыми в качестве форфейтинговых инструментов, являются векселя (простые и переводные). Однако объектом форфейтинга могут стать и другие виды ценных бумаг. Важно, чтобы эти бумаги были «чистыми» (содержащими только абстрактное обязательство). Механизм форфейтинга используется в двух видах сделок:
-
в финансовых сделках - в целях быстрой реализации финансовых обязательств долгосрочного характера;
-
в экспортных сделках — для содействия более быстрому поступлению денег экспортеру, выдавшему иностранному покупателю товарный кредит на крупную сумму и с длительной рассрочкой платежа.
На примере этого последнего случая видно отличие форфейтинга от традиционной покупки (учета) векселей: в сфере внешнеэкономической деятельности он применяется при поставках оборудования на крупные суммы в кредит на значительные сроки (от полугода до нескольких лет) и к тому же обычно предполагает наличие гарантии первоклассного банка. Тем самым экспортная сделка с отсрочкой платежа превращается в операцию наличную, что выгодно экспортеру.
Банки, участвующие в международных операциях, иногда кредитуют по схеме форфейтинга дебиторскую задолженность других стран. Данная схема используется, в частности, когда невозможно получить государственные экспортные кредиты или гарантии по кредитам или при отказе экспортера выдавать долгосрочный кредит некоторым странам.
Кроме того, форфейтинг используется как инструмент рефинансирования на вторичном рынке путем переучета векселей. Имеется в виду, что уже купленные им форфейтинговые обязательства (указанные ранее документы) банк может перепродать на вторичном рынке как целиком, так и по частям. Кроме того, он может предлагать рынку собственные векселя, обеспечением которых являются учтенные им коммерческие векселя. Развитие вторичного рынка рассматриваемых обязательств позволяет банкам лучше управлять своими рисками и ликвидностью.
Форфетирование — один из наиболее оперативных способов кредитования клиентских операций, в частности внешнеторговых, обладающий важными преимуществами для всех участников сделки.
Для экспортера преимущества форфейтинга заключаются в следующем. Во-первых, поскольку ставка дисконта остается фиксированной на весь период сделки, экспортер может точно рассчитать свои цены поставки. Во-вторых, схема позволяет экспортеру полностью перенести большую часть финансовых рисков на форфейтера. В-третьих, экспортер получает финансирование сразу после поставки товаров (услуг) по основному договору. В-четвертых, условия форфейтинговой сделки можно согласовать быстро. В-пятых, сделка всегда носит конфиденциальный характер. В-шестых, экспортеру не надо думать об управлении дебиторской задолженностью.
Для импортера выгоды форфетирования состоят в возможности получения средне- или долгосрочного кредита и быстроте оформления документации по сделке.
И экспортер, и импортер получают возможность увеличить объемы операций за счет дополнительного финансирования.
форфейтеру (банку) сделка принесет более высокий доход, чем обычное кредитование. Кроме того, как уже отмечалось, он может реализовать приобретенные долговые обязательства на вторичном рынке.
форфетирование имеет и недостатки. Для экспортера основным недостатком данного инструмента является высокая стоимость услуг форфейтера. Для импортера, выдавшего вексель и обязанного заплатить по нему, недостаток связан главным образом с рисками получения некондиционной продукции, неисполнения или неточного исполнения контрагентом условий внешнеторгового соглашения. Банк же несет большую часть коммерческих рисков по сделке; у него отсутствует право регресса в случае неуплаты импортером долга; он несет ответственность за точность оценки кредитоспособности всех участников сделки, в том числе банка-гаранта, и выбор типа форфетируемого обязательства.
Форфетирование является относительно быстро развивающейся сферой банковских услуг. Данные услуги оказывают либо сами банки (создавая для этого в своем составе особые подразделения), либо их дочерние специализированные компании. Такие компании обычно создают крупные транснациональные банки.
Впервые форфетирование стали применять швейцарские банки после Второй мировой войны. В настоящее время в Европе основные центры форфетирования - Цюрих, Вена и Лондон. Этот вид услуг постепенно осваивают и российские банки.
В российском законодательстве отдельное понятие «форфетирование» отсутствует. Вместе с тем возможность проведения соответствующих операций имеется (см. в п. 4.2 применимые нормы гражданского и банковского законодательства, относящиеся к договорам финансирования под уступку денежного требования).
- Тема 1. Банковская система
- Вопрос 1. Понятие и структура кредитной системы
- Вопрос 2. Банковская система: понятие, виды, структура, уровни, элементы.
- Вопрос 3. Характеристика элементов банковской системы
- Вопрос 1. Правовой статус Центральных банков
- Вопрос 2. Цели, задачи и функции Центральных банков
- Вопрос 3. Операции центральных банков
- Тема 3. Банковская система России
- Вопрос 1. Этапы реформирования банковской системы России
- Вопрос 2. Тенденции и проблемы развития банковской системы России
- Вопрос 3. Структура современной банковской системы России
- Тема 4. Коммерческие банки
- Вопрос 1. Коммерческий банк: сущность, функции, классификация
- Вопрос 2. Типовая структура управления коммерческих банков
- Вопрос 3. Операции коммерческого банка.
- Тема 5. Регулирование банковской деятельности коммерческих банков
- Вопрос 1. Содержание банковского регулирования
- Вопрос 3. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики
- Вопрос 4. Характеристика методов дкп цб
- Тема 6. Пассивные операции коммерческих банков
- Вопрос 1. Ресурсы коммерческого банка: содержание и структура
- Вопрос 2. Собственный капитал банка. Международные стандарты капитала
- Вопрос 3. Заемный капитал коммерческого банка
- 3.1. Депозиты коммерческого банка
- 3.2. Депозитные и сберегательные сертификаты, банковские векселя
- По законодательству рф депозитные и сберегательные сертификаты коммерческого банка являются ценными бумагами, однако, процедура их выпуска и движения совсем иная, чем у акций и облигаций.
- 3.3. Межбанковский кредит
- 3.4. Операции репо
- Тема 7. Активные операции коммерческих банков
- Тема 8. Управление активами и пассивами
- Вопрос 1. Сущность и подходы к управлению активами и пассивами в коммерческом банке
- Вопрос 2. Типы управления активами и пассивами. Процесс управления активами и пассивами
- Тема 9. Посреднические операции коммерческих банков
- Посреднические операции банков: сущность, основные виды, роль
- 2. Расчетно-кассовое обслуживание клиентов
- Тема 10. Валютные операции банков
- Вопрос 1. Регулирование валютных операций коммерческих банков
- Вопрос 2. Сущность и классификация валютных операций.
- Вопрос 3. Валютная позиция: содержание, виды, лимиты
- Вопрос 4. Основные виды валютных операций
- Открытие и ведение валютных счетов клиентуры.
- Тема 11. Ликвидность коммерческого банка
- Вопрос 1. Банковская ликвидность: сущность, структура, функции
- Вопрос 2. Оценка ликвидности коммерческого банка
- Вопрос 3. Управление ликвидностью коммерческого банка
- Вопрос 4. Управление резервами ликвидности
- Тема 12. Банковские риски
- Вопрос 1. Сущность и классификация банковских рисков, и их характеристика
- Вопрос 2. Управление банковскими рисками
- Тема 13. Отчетность коммерческих банков
- Вопрос 1. Сущность и цели подготовки банковской отчетности
- Вопрос 2. Система банковской финансовой отчетности
- Тема 14. Коммерческая эффективность и финансовая устойчивость коммерческого банка
- Вопрос 1. Понятие коммерческой эффективности и финансовой устойчивости банка
- Вопрос 2. Рыночная модель оценки эффективности деятельности банка
- Вопрос 3. Балансовая модель оценки эффективности деятельности банка
- Вопрос 4. Система оценки финансового состояния кредитных организаций Банком России
- Тема 15. Внутренний контроль в коммерческих банках
- Вопрос 1. Система внутреннего контроля в коммерческих банках и банковских группах
- Вопрос 2. Служба внутреннего контроля в банках, функции и принципы организации
- Тема 16. Основы банковского менеджмента
- Понятие и общая характеристика системы банковского менеджмента
- Оценка и качество банковского менеджмента
- Вопрос 1. Понятие и общая характеристика системы банковского менеджмента
- Вопрос 2. Оценка и качество банковского менеджмента
- Вопрос 3. Сущность, значение и принципы реализации банковской политики
- Вопрос 4. Финансовый менеджмент – основное направление банковского менеджмента
- Вопрос 5. Надзор и регулирование в банковском менеджменте
- Цели и задачи надзора и регулирования в банковской системе
- 2. Ограничение размеров кредита включает:
- 3. Ограничение полномочий банка включает:
- Полномочия банковского надзора
- Тема 17. Основы банковского маркетинга
- Вопрос 1. Банковский маркетинг: понятие, задачи, функции
- Вопрос 2. Концепция банковского маркетинга и маркетинговая деятельность
- Вопрос 3. Содержание маркетинговой деятельности
- Тема 18. Международные финансовые и кредитные институты
- Вопрос 1. Сущность, состав и роль международных финансовых и кредитных институтов
- Вопрос 2. Международный валютный фонд, его цели, задачи и основные функции
- Вопрос 3. Всемирный банк, его цели и задачи
- Вопрос 4. Состав и характеристика организаций группы Всемирного банка
- Вопрос 5. Европейский банк реконструкции и развития
- Вопрос 6. Европейский Центральный банк
- Вопрос 7. Парижский и Лондонский клубы кредиторов, их цели и задачи