logo search
лекция ДКБ 2 2011 до

2. Расчетно-кассовое обслуживание клиентов

Нормативно правовая база:

Виды платежных операций банков

Вся совокупность банковских операций (видов работ сотруд­ников банков), обеспечивающих платежи как процесс выполнения субъектами экономики своих денежных обязательств, как извест­но, делится в функциональном аспекте на следующие 3 блока.

Вспомогательный блок - виды работ организационно-техни­ческого, административно-распорядительного, информационно­го характера, обеспечивающие начало, ведение и прекращение операций, составляющих 2-й блок.

Сюда относятся:

Основной блок - собственно платежные операции. Сюда входят:

• операции ведения счетов клиентов:

а) зачисление на счета средств:

б) списание со счетов средств в случаях:

Дополнительный блок - сопутствующие собственно платеж­ным операциям дополнительные услуги банка. Среди них можно отметить, в частности, следующие:

Все платежи (и предшествующие им расчеты), осуществляе­мые банками, с точки зрения адресатов платежей, делятся на соб­ственные (расчеты и платежи по собственным операциям банка) и клиентские (расчеты и платежи по операциям клиентов).

С точки зрения технологии проведения (необходимого соста­ва кредитных организаций - участников процесса) те и другие подразделяются на:

• внутрибанковские платежи (участник - только данный банк и его филиалы);

С точки зрения формы денег, используемой для целей плате­жа, все названные выше банковские операции делятся на опера­ции наличными и операции безналичными (так называемые без­наличные операции).

Операции наличными проводятся путем непосредственной передачи банкнот и монеты.

Безналичные операции (платежи) необходимы постольку, по­скольку основная масса денег, принадлежащих как самим бан­кам, так и их клиентам, пребывает в безналичной форме, Т.е. постоянно находится в движении и числится на счетах других субъектов экономики, которые временно используют их в своей деятельности. Как уже было показано ранее, деньги клиентов в значительной их части находятся у банков и уже в силу этого для самих клиентов выступают только как безналичные. В соответ­ствии со ст. 861 ГК РФ платежи между юридическими лицами, превышающие некоторый порог (сейчас это 100 тыс. руб. по од­ному платежу), должны проводиться в безналичном порядке, если иное не установлено законом. Что касается денежных ресурсов банков, то они также в основном находятся в пользовании дру­гих лиц (Центрального банка РФ, других кредитных организа­ций, заемщиков банков и т.д.), что опять же делает эти деньги для самих банков безналичными.

С учетом этого можно сказать, что безналичные платежи ­это всегда банковские платежи (проводятся через банки или в банки). В то же время платежи самих банков могут и должны быть как безналичными, так и в наличной форме (кассовое обслужи­вание клиентов, а также выплаты собственным сотрудникам).

Принципы организации безналичных расчетов:

  1. Правовой режим осуществления расчетов;

  2. Осуществление расчетов между предприятиями и организациями по счетам, открытым в кредитных организациях;

  3. Поддержание клиентами своей ликвидности для обеспечения своевременности проведения платежей;

  4. Списание средств со счетов предприятий и организаций производится кредитной организацией с согласия (акцепта) плательщика;

  5. Срочность платежей (очередности платежей);

  6. Контроль участников за проведением расчетов и платежей;

  7. Материальная ответственность за полноту и своевременность проведения платежей.

Виды очередности платежей:

В строгом, узком смысле слова платежная система - это дей­ствующая по согласованным правилам совокупность дополняю­щих друг друга организаций, осуществляющих расчеты и про­водящих платежи с целью урегулирования денежных долговых обязательств участников экономического оборота. При более широком (не строгом) подходе в эту систему иногда включают так­же инструменты и механизмы (технологии), используемые ука­занными организациями при предоставлении ими своим клиен­там платежных услуг (включая коммуникационные системы и договорное оформление отношений между сторонами).

Наиболее значительную часть в платежном обороте состав­ляют платежи через сеть Банка России.

В соответствии с законодательством Банк России занима­ет особое место в платежной системе страны, поскольку:

• обеспечивает общее руководство платежной системой, создает для нее методическую и организационную базу, коор­динирует и регулирует расчетные и платежные отношения в России, устанавливает правила, формы, сроки и стандарты про­ведения безналичных платежей, которые обязательны для всех юридических и физических лиц;

• является непосредственным участником этой системы, осуществляя межбанковские платежи через свои подразделе­ния.

Под расчетной (платежной) сетью Банка России понима­ется совокупность его подразделений, имеющих самостоятель­ный баланс, банковский идентификационный код, осуществ­ляющих соответствующие операции в этой системе от своего имени.

Сейчас в Банке России действуют системы:

Платежная система Банка России является системно зна­чимoй для РФ. Другие платежные системы, действующие в стране, ввиду незначительных объемов платежей каждой из них не являются системно значимыми, однако Банк России ведет их мониторинг, так как объемы платежей могут возрасти, что при­ведет к повышению их значения в распространении системных рисков.

Формы безналичных расчетов

Безналичные расчеты за товары и услуги, а также в связи с финансовыми обязательствами осуществля­ются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов. Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к чи­слу которых относятся способ платежа и соответст­вующий ему документооборот. Документооборот — это система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств, куда вхо­дят: выписка грузоотправителем счета-фактуры и пе­редача его другим участникам расчетов; содержание расчетного документа и его реквизиты; сроки составле­ния расчетного документа и порядок предъявления его в банк, а также другим участникам расчетов; движение расчетного документа между учреждениями банков; порядок и сроки оплаты расчетного документа, пере­вода и получения денежных средств; порядок исполь­зования расчетного документа для взаимного конт­роля участников расчета и осуществления мер эконо­мического воздействия.

Способ платежа – способ погашения долгового обязательства. Выделяют два основных способа платежа:

Конкретные формы расчетов, способы платежа предусматриваются предприятием в договоре (соглашении). Условие о расчете в договоре является одним из наиболее значимых.

Выбор формы расчетов определяется видом товара, спросом и его предложением, характером хозяйственных связей между контрагентами сделки, способом транспортировки грузов, финансовым положением контрагентов.

В соответствии с действующим законодательством РФ в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов: расчетов платежными поручениями, инкассовой формы расчетов, чековой и аккредитивной форм расчетов.

Расчеты платежными поручениями

Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого предприятия-получателя средств в том же или другом одногороднем или иногороднем банке.

Возможности применения в расчетах платежных поручений многообразны. С их помощью осуществляются расчеты в хозяйстве как по товарным, так и по нетоварным операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно платежными поручениями.

При расчетах за товары и услуги платежные поручения используются в следующих случаях: - за полученные товары и оказанные услуги при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего получение товаров или услуг плательщиком; - для платежей в порядке предварительной оплаты и услуг (при условии ссылки в поручении на номер договора, соглашения, контракта, в которых предусмотрена предварительная оплата); - для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям; - при расчетах за товары и услуги по решениям суда и арбитража; - при арендной плате за помещения; - платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание и др.

В расчетах по нетоварным операциям платежные поручения используются для: - платежей в бюджет; - погашения банковских ссуд и процентов по ссудам; - перечисления средств органам государственного и социального страхования; - взносов средств в уставные фонды при учреждении АО, товариществ и т.п.; - приобретения акций, облигаций, депозитных сертификатов, банковских векселей; - уплаты пени, штрафов, неустоек и т. д.

Для совершения платежа может использоваться ссуда банка при наличии у хозоргана права на ее получение.

Поручение действительно в течение 10 дней со дня его выписки (день выписки в расчет не принимается).

При постоянных и равномерных поставках товаров и оказании услуг покупатели могут рассчитываться с поставщиками платежными поручениями в порядке плановых платежей. В этом случае расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке или услуге, а путем периодического перечисления средств со счета покупателя на счет поставщика в конкретные сроки и в определенной сумме на основе плана отпуска товаров и услуг на предстоящий месяц, квартал. Таким путем могут производиться расчеты между торговыми организациями, их поставщиками, между электростанциями и производственными предприятиями за уголь, газ, электроэнергию, металл и т. д.

Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность предварительно проверить качество оплачиваемых товаров или услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах. Но при этом возможен риск несвоевременного перечисления денежных средств обслуживающим банком на счета контрагентов, обслуживающихся в других банках (при недостатке денежных средств на корреспондентских счетах банка-плательщика). Поставщики (получатели средств) несут и указанный риск, и риск несвоевременной выписки платежного поручения плательщиком.

Расчеты по инкассо осуществляются на основании:

  1. платежных требований, оплата которых может производиться:

а) по распоряжению плательщика (с акцептом) или

б) без его распоряжения (в безакцептном порядке)

  1. инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателем).

Платежное требование представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Платежное требование выписывается поставщиком на основании фактической отгрузки продукции или оказания услуг на стандартизированном бланке в трех экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляется в обслуживающий банк на инкассо. Инкассо - это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других организаций и предприятий на основе товарных, расчетных и денежных документов.

Поскольку инициатива в расчетах платежными требованиями исходит от поставщика, то при этом устраняется риск несвоевременной выписки платежных документов, но оплата этих документов может быть произведена только с согласия (акцепта) покупателя. С этой целью поступившие в банк покупателя платежные требования регистрируются в специальном журнале и последний экземпляр платежного требования передается банком непосредственно плательщику для акцепта.

Отечественная банковская практика знает разные формы акцепта: положительный и отрицательный, предварительный и последующий, полный и частичный.

Положительный акцепт - форма акцепта, при которой плательщик обязан по каждому расчетному документу, содержащему требование поставщика на оплату, заявить в письменной форме либо свое согласие на оплату, либо отказ от акцепта.

Отрицательный акцепт - форма акцепта, при которой плательщик письменно уведомляет банк только об отказе акцепта. Не заявленные в условленный срок отказы расцениваются банком как согласие плательщика на оплату (молчаливый акцепт).

Предварительный акцепт означает, что плательщик свое согласие на оплату требования поставщика дает до списания денег с его счета.

Последующий акцепт предусматривает немедленную оплату расчетных документов по мере их поступления в банк в течение операционного дня банка. При отказе плательщика от акцепта в течение установленного для этого времени банк должен вернуть перечисленные средства на счет плательщика.

До 1991 г. в нашей стране основной формой акцепта был отрицательный акцепт предварительного характера.

Действующее положение «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (№ 2-П от 12 апреля 2001г.) предусматривает использование в расчетах платежных требований положительной формы акцепта, которая всегда имеет предварительный характер.

Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору, но не менее пяти рабочих дней. При этом день поступления расчетного документа в банк во внимание не принимается.

Заявленный плательщиком отказ может быть полным или частичным и обязательно должен быть мотивирован.

Традиционными мотивами отказов от акцепта являются: товар не заказан; счет бестоварный; отсутствует согласованная цена; отгрузка по ненадлежащему адресу, а также другие мотивы, связанные с нарушением договорных обязательств со стороны поставщика.

Как правило, мотив отказа от акцепта должен быть подтвержден ссылками на соответствующие пункты договора между поставщиком и покупателем.

Акцепт платежного требования либо отказ от акцепта (полный или частичный) оформляется специальным документом об акцепте, отказе от акцепта по специальной форме. При акцепте платежного требования документ составляется в двух экземплярах, первый из которых оформляется подписями должностных лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати плательщика. При полном или частичном отказе от акцепта платежного требования документ составляется в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры - оформляются подписями должностных лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати плательщика.

При неполучении в установленный срок документа об акцепте, отказе от акцепта платежное требование на следующий рабочий день после истечения срока акцепта возвращается в банк-эмитент с указанием на оборотной стороне первого экземпляра платежного требования причины возврата: «Не получено согласие на акцепт».

Безакцептное списание денежных средств со счетов плательщиков может производиться на основании:

- законодательства. В этом случае в поле «Условие оплаты» получатель средств проставляет «без акцепта» и делает ссылку на закон (с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи), на основании которого осуществляется списание.

- договора. В этом случае в поле «Условие оплаты» получатель средств проставляет «без акцепта» и делает ссылку на договор (с указанием его номера, даты принятия и соответствующего пункта), на основании которого осуществляется безакцептное списание.

При приеме платежных требований на безакцептное списание денежных средств ответственный исполнитель исполняющего банка обязан проверить наличие ссылки на законодательный акт (основной договор), дающий право получателю средств на указанный порядок расчетов. При отсутствии указания «без акцепта» платежные требования подлежат оплате плательщиком в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта пять рабочих дней.

Расчеты платежными требованиями можно оценить как перспективные, так как они отвечают финансовым и хозяйственным интересам поставщиков и покупателей и укрепляют договорные отношения в хозяйстве: ускоряется выписка расчетных документов, так как их оформление осуществляет сам получатель платежа (поставщик) сразу после отгрузки продукции или оказания услуг; поставщик имеет возможность на время отвлечения средств из хозяйственного оборота в отгруженные товары получить в банке факторинговое обслуживание; платеж осуществляется только после отгрузки и проверки выполнения поставщиком своих обязательств.

Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются:

  1. в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

  2. для взыскания по исполнительным документам;

  3. в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

В инкассовом поручении в поле «назначение платежа» должна быть сделана ссылка на закон (договор) с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи (пункта).

Расчеты аккредитивами

Под аккредитивом (documentaly credit, DC) понимается взятое банком (по поручению покупателя) обязательство в течение определенного периода времени оплатить всю стоимость товара при предъявлении за­ранее определенных документов (например, документов на пе­ревозку груза).

Аккредитив дает продавцу гарантию получить платеж от по­купателя. Поставщик (экспортер) получает обязательство банка, открываю­щего аккредитив, по которому он получит деньги, если все до­кументы будут соответствовать условиям контракта. Как и для других видов платежей, для аккредитива во внешней торговле существуют единообразные условия. Для обеспечения едино­образия трактовки при составлении и оформлении аккреди­тива практически банки всех стран используют Унифициро­ванные правила и условия применения документарных аккредитивов, выработанные Международной торговой па­латой (МТП) в Париже — International Chamber of Commerce.

При осуществлении операций по аккредитиву в его основной форме участвуют:

1) плательщик (покупатель, аккредитиводатель), обращающийся в банк с просьбой об открытии аккредитива; 2) банк-эмитент, открывающий аккредитив; 3) поставщик (бенефициар по аккредитиву). В большинстве случаев в качестве 4-й стороны подключается банк-корреспондент по месту нахождения бенефициара (исполняющий банк).

Степень обеспечения и момент принятия на себя риска определяют формы аккредитива. Аккредитивы бывают отзывные и безотзывные; последние в подтвержденной и неподтвержденной формах.

Отзывной аккредитив может быть в любой момент изменен или аннулирован без предварительного уведомления поставщика. Однако, если платеж уже выполнен, отзыв аккредитива остается без юридической силы. Данная форма применяется редко, так как никогда не подтвержда­ется банком поставщика и не представляет обеспечения бенефициару. При отсутствии соответствующих указаний согласно ст. 868 ГК РФ аккредитив считается отзывным.

Безотзывный аккредитив не может быть изменен без согласия бенефициара и ответственных банков, если выполнены условия ак­кредитива.

Значит, в поручении на открытие следует четко указывать форму аккредитива, имея в виду возможность прекращения аккредитивных отношений до совершения платежа.

Безотзывный неподтвержденный аккредитив лишь авизуется бенефици­ару и не дает гарантии со стороны банка-корреспондента произвести платеж (акцепт, негоциацию тратты) по представленным документам. Поставщику в этом случае приходится полагаться на проведение всех этих операций банком-эмитентом.

Безотзывный подтвержденный аккредитив означает твердое обязатель­ство банка, которому дается поручение о подтверждении (обычно банка-корреспондента), в дополнение к обязательству банка-эмитента, по платежу (акцепту, негоциации тратты). Важно, что подтверждающий банк гарантирует выполнение своего обязательства независимо от того, может ли банк-эмитент представить возмещение.

Таким образом, для поставщика надежным является аккредитив безотзывный и подтвержденный обслуживающим банком. Кроме того, в спорном случае место нахождения подтверждающего банка считается местом судопроизводства, где применяется местное право. При неподтвержденном аккредитиве им является место нахождение банка-эмитента.

Исходя из наличия покрытия аккредитивы могут быть покрытые и непокрытые. Покрытие означает предварительное представление в распоряжение банка-корреспондента, средств (покрытия) в сумме ак­кредитива на срок действия обязательств с условием возможного использования этих средств для выплат по аккредитиву. В международ­ной практике преобладают непокрытые аккредитивы.

В российской практике аккредитивная форма расчетов используется главным образом, когда она определена договором между контраген­тами. В договоре предусматриваются срок действия (число, месяц, год закрытия) и порядок расчетов по аккредитиву; наименование бан­ка-эмитента; вид аккредитива и способ его исполнения; способ извещения поставщика об открытии аккредитива, ответственность перед получа­телем при необоснованном отказе в выплате средств, а перед плательщи­ком - в случае неправильной выплаты средств вследствие нарушения условий аккредитива.

В условиях разлаженности платежной системы в России применение аккредитивов весьма перспективно и гораздо эффективнее по сравнению с предварительной оплатой, получившей широкое распространение в целях гарантии платежа.

Аккредитивная форма расчетов - наиболее сложная и дорогостоящая. Банки взимают высокую комиссию за выполнение аккредитивных операций в зависимости от суммы аккредитива: авизование, подтвержде­ние, проверку документов, платеж. Достоинства ее для обеих сторон - в определенной гарантии своевременности и полноты получения платежа поставщиком, если поставка соответствует договору; получения заказан­ной продукций в соответствии с предусмотренными условиями покупателем, особенно если присутствует его уполномоченный, осуществляющий предварительный контроль за соблюдением условий поставки товаров, их качеством. Однако, при этой форме расчетов замедляется оборачиваемость средств и того, и другого, особенно покупателя, иммобилизующего средства на время дей­ствия аккредитива. В случаях, когда такая форма расчетов предусмот­рена договором, поставщик также не может отгружать изготовленный товар, пока не получит извещение об открытии аккредитива.

Указанный недостаток аккредитивов существенно сглаживается при налаженности надежных, доверительных отношений между банками посредством телекоммуникационного общения и возможности работать в кредит в счет открытых друг другу кредитных линий. При этом банк-эмитент может открывать в исполняющем банке непокрытые аккредитивы (без предварительного депонирования средств покупателями) с предоставлением ему права списывать суммы по аккредитивам с ведущегося у него счета банка-эмитента. В результате покупатель перечисляет средства не заранее, а после отгрузки товара. Поставщик получает определенные преимущества в налогообложении, так как уплачивает налоги реально поступившими средствами после отгрузки товара. Подобная схема с использованием электронного аккредитива разработана отдельными банками. Большие и пока слабо реализуемые возможности заключаются и в использовании аккредитивов в международных торговых расчетах, а именно исполнении их путем негоциации переводных векселей. Так осуществляется больше половины мировых платежей. В России на них приходится примерно треть от всей массы внешнеторговых аккредитивов.

Аккредитивная форма расчетов может применяться как мера воздействия к недобросовестным поставщикам (применяется гарантированный отзывной аккредитив) или к нарушителям–плательщикам (тогда применяется покрытый безотзывной аккредитив).

Чековая форма расчетов

Чек - письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки и расчетные чеки.

Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке (например, на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупки сельхозпродуктов и т. д.).

Расчетные чеки - это чеки, применяемые для безналичных расчетов. Расчетный чек - это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию-получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, которое и предъявляет чек в свой банк для оплаты. Расчетные чеки могут быть покрытыми и непокрытыми.

Покрытые расчетные чеки - это чеки, средства по которым предварительно депонированы клиентом-чекодателем на отдельном банковском счете “Расчетные чеки”, что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам.

Непокрытые расчетные чеки - чеки, платежи по которым гарантируются банком. В этом случае банк гарантирует чекодателю при временном отсутствии средств на его счете оплату чеков за счет средств банка. Сумма гарантий банка, в пределах которой могут быть оплачены чеки, учитывается в банке-гаранте на внебалансовом счете “Гарантии, поручительства, выданные банком”.

Для получения расчетных чеков клиент обращается в обслуживающий его коммерческий банк с заявлением по установленной форме, где указываются количество чеков и сумма общей потребности в расчетах чеками. На основании этих данных определяется лимит одного чека, который должен быть проставлен на оборотной стороне каждого чека. Заявление на выдачу чеков подписывается руководителем предприятия, главным бухгалтером и заверяется печатью.

Коммерческий банк перед выдачей чеков клиенту оформляет их в соответствии со следующими требованиями: - наименование банка-плательщика, его номер и местонахождение; - наименование чекодателя и номер его лицевого счета в банке; - предельный размер суммы, на которую может быть выписан чек (проставляется на оборотной стороне чека); - подпись должностного лица банка и печать.

Кроме того, работник банка должен под расписку проинформировать клиента о правилах пользования чеками и предупредить его об ответственности за утраченные или похищенные чеки. Убыток (в результате утраты или похищения чеков) несет сам чекодатель, если не будет доказано, что чек был оплачен по неосторожности или умыслу самого банка.

Вместе с чеками банк обязан выдать клиенту идентификационную карточку (чековая карточка). Она выдается в одном экземпляре независимо от количества чеков и идентифицирует чекодателя по каждому выданному им чеку.

Лицевая сторона чековой карточки должна содержать следующие данные: - наименование банка-плательщика и его реквизиты; - название “Чековая карточка” и ее номер; - наименование чекодателя; - образец подписи чекодателя; - номер лицевого счета чекодателя.

На обратной стороне чековой карточки перечисляются условия, при которых банк гарантирует платеж по чекам:

Перечисленные условия подписываются ответственным работником банка и удостоверяются печатью последнего.

Если клиент использовал все расчетные чеки, чековая карточка должна быть возвращена в банк и подлежит уничтожению. Карточка может быть оставлена предприятию в том случае, если предприятие заявило новую потребность в чеках и лимит одного чека при этом не изменился.

Документооборот при расчетах чеками сводится к следующему. Чекодатель в случае приобретения товаров, услуг выписывает расчетный чек, проставляя в нем следующие данные:

Выписанный чек заверяется подписью чекодателя непосредственно в момент совершения оплаты (вручения чека получателю платежа).

Предприятие, принимающее в оплату расчетный чек (чекодержатель), должно убедиться в следующем: сумма чека не превышает предельной суммы, обозначенной на его оборотной стороне и в чековой карточке; номер счета чекодателя, проставленный в чеке, соответствует обозначенному в чековой карточке; подпись чекодателя, проставленная в чеке, идентична подписи, проставленной в чековой карточке.

Убыток, наступивший в результате неправильной проверки чека, несет само предприятие, принявшее чек в оплату (поставщик). Представитель последнего расписывается на обороте чека и проставляет оттиск штампа. Далее поставщик как чекодержатель может предъявлять этот чек в свой банк для получения платежа. Срок предъявления чека в банк - 10 календарных дней (не считая выписки).

Чекодержатель сдает чеки в банк, прилагая их к реестру в четырех экземплярах, который должен содержать полную информацию о чеках: номера чеков, счетов чекодателя и чекодержателя, а также обслуживающих их банков, сумму чеков. Реестр заверяется подписями двух первых лиц чекодержателя и печатью.

Зачисление средств на счет чекодержателя производится обслуживающим его банком только после поступления средств от чекодателя и обслуживающего его банка

Лимитированная чековая книжка представляет собой сброшюрованные в виде книжки расчетные чеки (по 10, 20, 25 и 50 листов), которые могут быть выписаны предприятием на общую сумму, не превышающую установленного по этой книжке лимита. Лимит чековой книжки ограничен суммой предварительно депонированных в банке средств на отдельном банковском счете или размером банковской гарантии. Депозит создается на основании представленных предприятием в банк заявления и платежного поручения о списании соответствующей суммы с его расчетного счета либо за счет банковского кредита.

Чековая форма расчетов содержит преимущества как для покупателя, так и для поставщика.

Преимущества для покупателя – платеж (выписка чека) осуществляется только после проверки исполнения обязательств поставщиком (в момент отгрузки, поставки). Для поставщика преимущества данной формы расчетов - в гарантии платежа.

Основы корреспондентских отношений банков

Содействуя платежному обороту, коммерческие банки осуществляют расчетно-кассовое обслуживание клиентов. Между клиентами одного и того же банка расчеты производятся путем совершения соответствующих операций по их счетам, минуя корреспондентский счет банка.

В других случаях коммерческий банк, выполняющий поручение своего клиента о производстве той или иной операции, вынужден вступать в отношения с другим коммерчес­ким банком, который обслуживает его контрагента.

Межбанковские безналичные расчеты осуществляются через систему корреспондентских счетов.

Корреспондентский счет - это счет одного банка, открытый в другом банке, на котором отражаются расчеты, произведенные последним по поручению и за счет первого банка на основе заключенного между ними корреспондентского договора.

Корреспондентский договор - соглашение между двумя или несколькими кредитными учреждениями об осуществлении платежей и расчетов одним из них по поручению и за счет другого. В зависимости от характера отношений между банками корреспондентские договоры могут включать и другие условия.

В рамках корреспондентских договоров реализуются коррес­пондентские отношения. На территории Российской Федера­ции корреспондентские отношения между банками устанавли­ваются главным образом для организации безналичных расче­тов своей клиентуры. Для установления корреспондентских отношений кредитные учреждения обмениваются письмами, договариваются, по каким счетам будут производиться взаим­ные расчеты, обмениваются образцами подписей должностных лиц, тарифами комиссионного вознаграждения.

Филиалам коммерческих банков в расчетно-кассовых центрах Банка России по месту их нахождения могут быть открыты корреспондентские субсчета. Разрешения на их открытие выдаются главными территориальными управлениями Центрально­го банка Российской Федерации по месту нахождения головных банков. Банки должны обеспечить своевременное подкрепление (т. е. обеспечить наличие денег) субсчетов своих филиалов.

На основе корреспондентских счетов межбанковские расчеты могут осуществляться тремя способами.

  1. На основе корреспондентских счетов, открытых коммерчес­кими банками:

а) друг у друга на взаимной основе

б) в одном из банков, как правило, в наиболее крупном.

  1. На основе корреспондентских счетов, открытых коммерчес­кими банками, в третьем банке. Частный случай такой структуры договорных связей - расчеты через корреспонден­тские счета, открытые в Банке России.

  2. Путем создания клиринговых центров, участники которых осуществляют зачет взаимных требований.

  3. Рассмотрим вторую схему межбанковских расчетов: через корреспондентские счета, открываемые в Банке России.

Корреспондентские счета открываются и ведутся специаль­ными подразделениями Банка России - расчетно-кассовыми центрами (РКЦ), которые не являются юридическими лицами и действуют от имени Банка России. РКЦ должен заключить с коммерческим банком договор о корреспондентских отношениях, в соответствии с которым расчетно-кассовый центр осуществляет (по поручению коммерческого банка и по его корреспондентскому счету) опера­ции, связанные с кредитованием, расчетами и кассовым обслу­живанием в соответствии с банковскими инструкциями. РКЦ обязуется ежедневно выдавать коммерческому банку выписки из его корреспонден­тского счета.

Списание средств с корреспондентского счета банка осущес­твляется с согласия последнего. Это общее правило. В ряде случаев, предусмотренных законодательными актами, возмож­но бесспорное и безакцептное списание денег с корреспондентс­ких счетов коммерческих банков.

Выделяют три основных вида корреспондентских счетов:

  1. Ностро («наш счет у них») - счет коммерческого банка в банке корреспонденте.

  2. Лоро («их счет у нас») - счет банка корреспондента в коммерческом банке.

  3. Востро - счет банка нерезидента в коммерческом банке-резиденте страны. Это то же, что и счет Лоро, только открытый для иностранного банка.

Важное место в системе межбанковских расчетов может и должен занять клиринг. Клиринговые расчеты проводились и проводятся ЦБР между одногородними коммерческими банками.

Клиринг представляет собой систему безналичных расчетов за товары и услуги, основанную на зачете взаимных требований и обязательств. Основу клиринга в банковской сфере составляют корреспондентские счета банков. Объектами межбанковского клиринга могут быть различные виды документов: платежные поручения, переводы, чеки, векселя, ценные бумаги, аккредитивы, кредиты, займы и др.

Внешнеэкономическая деятельность коммерческих банков связана с осуществлением банковских операций в рублях и иностранной валюте, с экспортом-импортом товаров и услуг, их реализацией за иностранную валюту на территории Российской Федерации, со сделками неторгового характера, хозяйствованием нерезидентов внутри страны.

Нетрадиционные операции коммерческих банков.

  1. Факторинг: сущность, виды, технологии проведения операции

  2. Форфейтинг: сущность и схемы проведения операции

Факторинг: сущность, виды, технологии проведения операции

Общая характеристика природы факторинга

Факторинг (в переводе с английского — посредничество) в об­щем случае представляет собой род комиссионно-посредничес­ких услуг, оказываемых специализированной организацией-фак­тором или коммерческим банком клиенту - юридическому лицу, которое по тем или иным причинам не может или не хочет самос­тоятельно добиваться возвращения сумм, которые ему должны его дебиторы, и в силу этого готово уступить свои права на такие суммы факторской организации (банку-фактору) и получить за это пусть и меньшие деньги, но немедленно, что означает, по сути, своеобразное кредитование его оборотного капитала.

Другими словами, с экономической точки зрения факторинг - это торговля долговыми обязательствами (разновидность так на­зываемых учетных операций). Применительно к деятельности банков под факторингом понимается покупка ими срочных пла­тежных требований, возникающих из поставки товаров (выпол­нения работ, оказания услуг), в том числе прав требования возв­рата выданных кредитов. С правовой точки зрения факторинг, как уже было показано, представляет собой сделку, означающую уступку прав требования, с финансово-экономической точки зрения — финансирование клиентов под уступку ими своих де­нежных требований к должникам (счетов-фактур). Чтобы осуществлять такую деятельность, банк-фактор, как и любая факто­ринговая компания, должен располагать так называемым оборот­ным фондом факторинга - определенным объемом денег, находя­щимся в распоряжении соответствующего подразделения банка.

Факторинг важен в первую очередь для мелких и средних предприятий и организаций, стремящихся увеличить объемы своих продаж или заинтересованных в освоении новых рынков сбыта своей продукции. Услуги банка-фактора привлекательны и для предприятий, в общем торговом обороте которых удельный вес экспорта невелик и которым в силу этого невыгодно держать специальный штат работников, занятых обработкой внешнетор­говой документации, заниматься вопросами получения выручки от поставленных товаров на экспорт и валютными проблемами. Кроме того, мелкие и средние предприятия и организации часто испытывают большие или меньшие трудности при получении банковских кредитов. Для них использование факторинга может оказаться приемлемым способом решения их проблем.

Факторинг на практике включает в себя следующие укруп­ненные виды операций (услуг): кредитование сбыта; принятие риска неплатежа; бухгалтерский учет дебиторов; контроль и ин­кассацию задолженности; статистику продаж и пр. Виды факто­ринга представлены в таблице.

Классификация видов банковского факторинга

Виды

Признак классификации и основное содержание видов

Внутренний

По территориальному признаку

Поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в пределах од­ной страны.

Экспортный (меж­дународный)

Поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в разных стра­нах. Как правило, экспортер заключает с фактором дого­вор глобальной цессии, в котором обязуется уступать фактору дебиторскую задолженность всех или опре­деленного круга покупателей (например, всех поку­пателей в определенной стране).

По осведомленности участников операции

Открытый

Должник уведомлен об участии в сделке банка-фак­тора. Уведомление осуществляется путем надписи на счете-фактуре о том, что правопреемником по возни­кающему долгу является определенный банк и пла­тить следует в его пользу.

Закрытый

Должник не уведомлен об участии в сделке банка-фак­тора (факторинговой фирмы). Должник, соответственно, при наступления срока перечисляет сумму долга своему поставщику (кредитору). Риск и стоимость закрытого факторинга выше, чем открытого, и он значи­тельно дороже.

По объему оказываемых услуг

Конвенционный (широкий)

Универсальная система финансового обслуживания клиента, включающая широкий набор оказываемых услуг от инкассации долга до бухгалтерского учета деятельности клиента. За поставщиком сохраняется только производственная функция.

Конфиденциаль­ный (ограниченный)

Ограничивается выполнением только некоторых операций: покупкой права на получение денег от покупателей, оплатой долгов и т.д.

По моменту финансирования (с условием кредитования)

С предварительной оплатой

Предполагает, что банк незамедлительно платит поставщику часть суммы акцептованных плательщиком платежных тре­бований (80-90% стоимости) за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги). Остальную часть сум­мы (за вычетом платы за факторинг) банк уплачивает после поступления средств от плательщика. Плательщик должен перечислить в пользу банка сумму долга и пеню за просрочку пла­тежа.

оплата к определенной дате

Оплата к определенной дате предполагает, что банк (факторинговая фирма) берет на себя обязательство получить сумму долга с плательщика по окончании срока отсрочки платежа (от нескольких дней до нескольких месяцев, но ,как правило, не более 180 дней). Стоимость переуступленных долговых документов оплачивается (за вычетом платы за факторинг) в определенную дату или по истечении определенного срока.

По праву регресса

С правом регресса

При факторинговом обслуживании с правом регресса банк имеет право продать поставщику любое неопла­ченное долговое требование в случае отказа платель­щика от платежа независимо от причин отказа, вклю­чая отсутствие у плательщика средств. В этом случае поставщик не оплачивает страхование кредитного риска, но должен тщательно отслеживать кредитос­пособность своих контрагентов

Без права регресса

При обслуживании без права регресса банк берет на себя риск неплатежей плательщиками, состав кото­рых он предварительно одобрил. Однако если долго­вое требование признано недействительным, то банк имеет право регресса к поставщику. Повышенный риск банк компенсирует увеличением тарифа за фак­торинговые операции.

Основные экономические достоинства факторинга:

• увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;

• превращение дебиторской задолженности в «наличные» деньги;

• возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;

• независимость и свобода от соблюдения или несоблюдения дебиторами сроков платежей;

• возможность расширения оборотов;

экономия собственного капитала;

• улучшение финансового планирования.

Имеются ограничения, которые фактор (банк) должен иметь в виду. Как правило, на факторинговое обслуживание не следует принимать предприятия и организации:

• с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;

• занимающиеся спекулятивным бизнесом;

• производящие нестандартную или узкоспециализирован­ную продукцию;

• работающие с субподрядчиками (строительные и другие фирмы);

• реализующие в розницу широкий набор «мелочной» про­дукции;

• реализующие свою продукцию на условиях послепродажно­го обслуживания;

• практикующие бартерные сделки;

• заключающие со своими клиентами долгосрочные контрак­ты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).

Факторинговые операции не проводятся также в отношении:

• долговых обязательств филиалов (отделений) предприятий и организаций;

• долговых обязательств физических лиц;

• требований к бюджетным организациям.

Содержание факторинговых операций (услуг) банка

С точки зрения банка целями факторинга являются своевре­менное инкассирование долгов для сокращения потерь от прос­роченного платежа, предотвращение появления сомнительных долгов, помощь клиенту в управлении кредитом, ведении бухгал­терского учета, увеличении оборота и прибыльности.

Как уже отмечалось, основу банковской факторинговой (фак­торской) операции составляет покупка (учет) у своего клиента-поставщика (продавца) счета-фактуры, не оплаченного контр­агентом поставщика — покупателем (должником). Банк покупает счет-фактуру на основе договора с поставщиком с условием не­медленной оплаты значительной части (до 80%) стоимости пос­тавки и выплаты оставшейся части (после удержания процента) к назначенному сроку независимо от того, перечислит деньги по­купатель (должник) или нет.

Участниками операции банковского факторинга являются:

• банк-фактор, покупатель не оплаченного должником требо­вания;

• первоначальный кредитор (клиент банка, он же поставщик или продавец);

• должник, получивший от клиента (поставщика) отсрочку платежа.

Плата за факторинг состоит из двух элементов:

1) комиссионной платы за обслуживание. Комиссия взимает­ся за освобождение клиента от необходимости своими силами вести учет, страховаться от сомнительных долгов и рассчитывает­ся как определенный процент от суммы счетов-фактур. Размер платы может меняться в зависимости от масштабов деятельности поставщика и надежности его контрактов, а также от экспертной оценки банком степени риска неплатежа и трудности взимания средств с покупателей;

2) платы за предоставление средств в кредит. Ее размер опре­деляется на основе ежедневного дебетового сальдо на счете пос­тавщика за период между получением средств от банка и датой поступления платежа от плательщика. Процент за такой кредит обычно выше процента за стандартные краткосрочные кредиты, что позволяет компенсировать дополнительные затраты и риск банка.

Договорное оформление обязательств по факторингу требует от банка высокой четкости. В договоре, в частности, фиксируют­ся обязанности сторон, которые, как правило, включают следую­щие пункты:

со стороны банка:

— своевременно оплачивать переуступленные ему долговые требования;

- своевременно информировать клиента о состоянии расче­тов с плательщиками и/или возможности появления затрудне­ний с определенными плательщиками;

со стороны поставщика:

— предоставлять банку всю документацию о поставках това­ров (оказании услуг), включая документы, подтверждающие, что клиент принял товары (услуги);

- своевременно и полно урегулировать все споры с покупате­лями;

— предоставлять банку сведения о неблагоприятных измене­ниях, происшедших с плательщиками, могущих изменить сте­пень риска факторинговых операций банка;

— при необходимости участвовать вместе с банком в рассмот­рении дел в арбитражном суде.

Рассматривая факторинг как инструмент снижения рисков неплатежей по договорам купли-продажи между компаниями, можно выделить следующие его достоинства:

для продавца:

— при своевременной поставке продукции на условиях рас­срочки платежа на срок 30-90 дней получение банковской гаран­тии платежа и зачисление до 80% стоимости отгруженной про­дукции на счет продавца на следующий банковский день после получения извещения от покупателя о приемке товара;

— обеспечение банком получения продавцом оставшейся час­ти выручки в течение 2—3 банковских дней после истечения от­срочки платежа;

— увеличение рынка сбыта продукции за счет покупателей, не имеющих достаточных собственных оборотных средств и платя­щих после реализации полученных товаров;

для покупателя:

— получение товарного кредита с оплатой после реализации;

— величина факторинговой комиссии значительно ниже ста­вок за банковские кредиты;

— сумма требуемого финансового обеспечения, как правило, составляет 20—40% от общей стоимости контракта на закупку то­варов (в зависимости от частоты поставок и периода отсрочки);

— формы обеспечения факторинговых обязательств более гибки (могут включать кроме рублевых депозитов также различ­ные ценные бумаги, гарантии банков и региональных админист­раций), что обеспечивает покупателю дополнительный доход.

Сотрудничество в рамках факторинга начинается с подачи предприятием-поставщиком заявки на факторинговое обслужи­вание (пишется в произвольной форме).

Следующий шаг - предоставление поставщиком списка своих дебиторов (покупателей). При этом банк предварительно огова­ривает «рамки обслуживания» — различного рода ограничения:

территориальные, количественные, ограничения на суммы задол­женностей и т.п. В списке должна быть отражена информация о месте расположения дебиторов, суммах и сроках задолженностей, продолжительности и применяемых формах работы поставщика с покупателями (предоплата, взаимозачеты и т.д.), а также указаны средства связи (номера телефона, факса) и данные о лицах, способньк дать интересующую фактора информацию. Получив ука­занный список, факторинговое подразделение банка приступает к сбору недостающих данных и анализу имеющейся информации.

Далее возможна следующая схема. По результатам анализа ситуации банк:

  1. выплачивает 80-90 % стоимости приобретенных долговых требований (в соответствии с договором);

  2. ставит каждого дебитора в известность о том, что работа с фактором инициирована и основывается на заявлении постав­щика (открытый факторинг);

  3. получив от покупателя сумму долга (по окончании срока отсрочки платежа) осуществляет окончательный расчет с поставщиком, удержав плату за факторинг и учитывая ранее выплаченный аванс.

Возможно и проведение факторинга с применением векселе. При этом применяется следующая схема.

По результатам анализа ситуации банк:

1) ставит каждого дебитора в известность о том, что работа с фактором инициирована и основывается на заявлении постав­щика (открытый факторинг);

2) предлагает покупателю получить кредит на сумму его за­долженности перед поставщиком или в большем объеме, а в ка­честве кредита взять пакет банковских векселей. Получив такие векселя, дебитор тем самым приобретает возможность погасить свой долг перед данным поставщиком (возможно, не перед ним одним).

Если предприятие-покупатель согласно работать по предло­женной схеме, то на следующем этапе следует оценить его креди­тоспособность, Методы такой оценки обычно основаны на груп­пировке статей баланса, анализе денежных потоков и т.д.

В случае выдачи покупателю (должнику) вексельного кредита кроме кредитного договора заключается также связанный с ним договор залога определенного имущества. В качестве залога мо­гут выступать: гарантии надежных банков, валютные средства, государственные долговые обязательства, надежные банковские векселя и другие ценные бумаги, имущество и продукция, явля­ющиеся собственностью кредитуемого предприятия.

Получив предложенные банком векселя, покупатель погаша­ет свой долг перед поставщиком путем оформления на них ин­доссамента. После этого полноправным владельцем данных век­селей является поставщик.

В зависимости от вида полученного векселя (по предъявле­нии или срочный) поставщик может прибегнуть к одному из сле­дующих вариантов действий: а) сразу же предъявить вексель в банк, который переведет вексельную сумму на его расчетный счет; б) путем очередного индоссамента передать векселя (все или определенную их часть) в счет погашения собственной деби­торской задолженности; в) просто расплатиться данными вексе­лями за приобретаемую продукцию.

Банк-фактор примет к учету векселя, предъявляемые постав­щиком, в указанные на них сроки погашения. Покупатель же обязан либо вернуть деньги согласно кредитному договору, либо, если денег у него не будет, погасить кредит за счет залогового имущества.

Форфейтинг: сущность и схемы проведения операции

Общая характеристика природы форфейтинга

Форфейтинговые опера­ции банка (форфетирование, форфейтинг) - это покупка банком долгов его клиентам, выраженных в оборотных ценных бумагах, на безоборотной основе (без права регресса).

Имеется в виду, что банки, занимающиеся этим видом бизне­са (а также специализированные небанковские форфет-компании), покупают со значи­тельной скидкой (дисконтом) документы на дебиторскую задол­женность своих клиентов, т.е. права требования к предприятиям и организациям-должникам. Тем самым банки (форфет-компании) осуществляют средне- и/или долгосрочное кредитование клиентов. При этом банк как покупатель долга (прав требования на такой долг) берет на себя обязательство в дальнейшем ничего не требовать от клиента - прежнего владельца указанных доку­ментов (отказ от права оборотного требования к продавцу доку­ментов, что, собственно, и означает форфейтинг) в случае невоз­можности получить деньги от должника и тем самым берет на се­бя риск неплатежеспособности последнего.

Основными оборотными документами, используемыми в ка­честве форфейтинговых инструментов, являются векселя (прос­тые и переводные). Однако объектом форфейтинга могут стать и другие виды ценных бумаг. Важно, чтобы эти бумаги были «чис­тыми» (содержащими только абстрактное обязательство). Механизм форфейтинга используется в двух видах сделок:

  1. в финансовых сделках - в целях быстрой реализации фи­нансовых обязательств долгосрочного характера;

  2. в экспортных сделках — для содействия более быстрому поступлению денег экспортеру, выдавшему иностранному поку­пателю товарный кредит на крупную сумму и с длительной рас­срочкой платежа.

На примере этого последнего случая видно отличие форфей­тинга от традиционной покупки (учета) векселей: в сфере внеш­неэкономической деятельности он применяется при поставках оборудования на крупные суммы в кредит на значительные сро­ки (от полугода до нескольких лет) и к тому же обычно предпола­гает наличие гарантии первоклассного банка. Тем самым экспор­тная сделка с отсрочкой платежа превращается в операцию на­личную, что выгодно экспортеру.

Банки, участвующие в международных операциях, иногда кредитуют по схеме форфейтинга дебиторскую задолженность других стран. Данная схема используется, в частности, когда не­возможно получить государственные экспортные кредиты или гарантии по кредитам или при отказе экспортера выдавать дол­госрочный кредит некоторым странам.

Кроме того, форфейтинг используется как инструмент рефи­нансирования на вторичном рынке путем переучета векселей. Имеется в виду, что уже купленные им форфейтинговые обяза­тельства (указанные ранее документы) банк может перепродать на вторичном рынке как целиком, так и по частям. Кроме того, он может предлагать рынку собственные векселя, обеспечением которых являются учтенные им коммерческие векселя. Развитие вторичного рынка рассматриваемых обязательств позволяет бан­кам лучше управлять своими рисками и ликвидностью.

Форфетирование — один из наиболее оперативных способов кредитования клиентских операций, в частности внешнеторго­вых, обладающий важными преимуществами для всех участников сделки.

Для экспортера преимущества форфейтинга заключаются в следующем. Во-первых, поскольку ставка дисконта остается фиксированной на весь период сделки, экспортер может точно рассчитать свои цены поставки. Во-вторых, схема позволяет экс­портеру полностью перенести большую часть финансовых рис­ков на форфейтера. В-третьих, экспортер получает финансирова­ние сразу после поставки товаров (услуг) по основному договору. В-четвертых, условия форфейтинговой сделки можно согласовать быстро. В-пятых, сделка всегда носит конфиденциальный характер. В-шестых, экспортеру не надо думать об управлении дебиторской задолженностью.

Для импортера выгоды форфетирования состоят в возмож­ности получения средне- или долгосрочного кредита и быстроте оформления документации по сделке.

И экспортер, и импортер получают возможность увеличить объемы операций за счет дополнительного финансирования.

форфейтеру (банку) сделка принесет более высокий доход, чем обычное кредитование. Кроме того, как уже отмечалось, он может реализовать приобретенные долговые обязательства на вторичном рынке.

форфетирование имеет и недостатки. Для экспортера основ­ным недостатком данного инструмента является высокая стои­мость услуг форфейтера. Для импортера, выдавшего вексель и обязанного заплатить по нему, недостаток связан главным обра­зом с рисками получения некондиционной продукции, неиспол­нения или неточного исполнения контрагентом условий внешне­торгового соглашения. Банк же несет большую часть коммерчес­ких рисков по сделке; у него отсутствует право регресса в случае неуплаты импортером долга; он несет ответственность за точность оценки кредитоспособности всех участников сделки, в том числе банка-гаранта, и выбор типа форфетируемого обязательства.

Форфетирование является относительно быстро развиваю­щейся сферой банковских услуг. Данные услуги оказывают либо сами банки (создавая для этого в своем составе особые подраз­деления), либо их дочерние специализированные компании. Такие компании обычно создают крупные транснациональные банки.

Впервые форфетирование стали применять швейцарские банки после Второй мировой войны. В настоящее время в Евро­пе основные центры форфетирования - Цюрих, Вена и Лондон. Этот вид услуг постепенно осваивают и российские банки.

В российском законодательстве отдельное понятие «форфе­тирование» отсутствует. Вместе с тем возможность проведения соответствующих операций имеется (см. в п. 4.2 применимые нормы гражданского и банковского законодательства, относя­щиеся к договорам финансирования под уступку денежного тре­бования).