logo search
лекция ДКБ 2 2011 до

Вопрос 1. Система внутреннего контроля в коммерческих банках и банковских группах

Внутренний контроль банка представляет собой совокупность системы органов и методов организации и координации мер, принятых кредитной организацией для защиты своих активов, соблюдения управленческой политики, проверки достоверности бухгалтерской и финансовой от­четности и обеспечения эффективной работы.

В соответствии с рекомендациями Базельского комитета по бан­ковскому регулированию (Базовые принципы эффективности надзора за банковской деятельностью) функциями системы внутреннего контроля являются:

Законом Российской Федерации «О банках и банковской деятель­ности» (ст. 24) установлено, что кредитная организация обязана организовать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уро­вень надежности, соответствующей характеру и масштабам проводи­мых операций.

Центральный банк Российской Федерации в соответствии с феде­ральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О рынке ценных бумаг» разработал Положение об организации внутреннего контроля в банках, которое определяет общий для всех банков порядок организации системы внутреннего контроля.

Положение ЦБ РФ от 16 декабря 2003 г. N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах".

В Положении учтены рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН) "Система внутреннего контроля в банках: основы организации" и "Внутренний аудит в банках и взаимоотношения надзорных органов и аудиторов".

В качестве основной цели внутреннего контроля Банком России определена защита интересов инвесторов, банков и их клиентов пу­тем контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов интересов, обеспечения надлежащего уровня надежности, соответствующего характеру и масштабам про­водимых банком операций и минимизации рисков банковской деяте­льности.

Основной задачей внутреннего контроля является минимизация ри­сков банковской деятельности и достижение запланированного уров­ня надежности и устойчивости банка.

В соответствии с определенными Банком России конкретными це­лями, стоящими перед системой внутреннего контроля, управленче­ский персонал службы внутреннего контроля решает следующие конк­ретные задачи:

Служба внутреннего контроля обязана также наблюдать и прове­рять постановку бухгалтерского учета в банке с тем, чтобы обеспечить адекватное отражение операций банка в учете и надлежащее состояние отчетности, позволяющее получать адекватную информацию о дея­тельности банка и связанных с ней рисках.

Управленческий персонал службы внутреннего контроля решает также конкретные задачи по организации эффективного функциони­рования внутреннего аудита банка, вопросы взаимодействия с внеш­ними аудиторами, органами государственного регулирования и надзо­ра по вопросам пруденциальной деятельности, достоверности учета и отчетности, предупреждения и устранения нарушений сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессио­нальной деятельности.

В соответствии с ФЗ "О банках и банковской деятельности" в уставе кредитной организации должны содержаться сведения о системе органов внутреннего контроля, порядке их образования и полномочиях.

Внутренний контроль должны осуществлять в соответствии с полномочиями, определенными учредительными и внутренними документами кредитной организации:

1. службу внутреннего контроля (внутреннего аудита)

2. ответственного сотрудника (структурное подразделение) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма - должностное лицо (структурное подразделение), ответственное за разработку и реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, программ его осуществления в соответствии с ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

3. иные структурные подразделения и (или) ответственных сотрудников кредитной организации, к которым, в зависимости от характера и масштаба деятельности кредитной организации, могут относиться:

В Положении № 242 задачи систе­мы внутреннего контроля банка конкретизированы по следующим на­правлениям:

• обеспечение соблюдения всеми сотрудниками банка при выпол­нении своих служебных обязанностей требований федерального законодательства и нормативных актов, а также стандартов деятельности и норм профессиональной этики, внутренних документов, определяю­щих политику и регулирующих деятельность банка. При этом под «стандартами деятельности и нормами профессиональной этики» по­нимаются стандарты и нормы, определенные и установленные по вза­имному согласию участниками соответствующих рынков (рынок бан­ковских услуг, рынок ценных бумаг и т.д.);

• обеспечение контроля за своевременной идентификацией, оценкой и принятием мер по минимизации рисков банковской дея­тельности;

• разрешение конфликтов интересов, возникающих в процессе де­ятельности банка.

Система внутреннего контроля состоит из следующих составляю­щих элементов:

• административный контроль, который базируется на плане орга­низации работ, процедурах и ведении документации, связанной с пре­доставлением персоналу полномочий на совершение сделок и других операций с активами;

• контроль за денежными потоками, отражающими состояние ликвидности, концентрацию рисков банковской деятельности;

• финансовый контроль, который базируется на ведении докумен­тации, связанной с функцией защиты активов и обеспечения досто­верности финансовой отчетности;

• контроль за результатами деятельности, который базируется на ведении документации, связанной с контролем за плановыми и факти­ческими показателями себестоимости банковских продуктов и их рен­табельностью.

На этапе предварительного контроля контролируются полнота, со­став и своевременность обновления баз данных, на основе которых аналитические подразделения осуществляют анализ, оценку и прогноз ситуации на рынках. Контролируется наличие в банке механизма, ко­торый позволяет руководству банка своевременно, полно и системати­чески получать информацию о выводах и предложениях аналитиче­ских служб по текущей ситуации и прогнозах развития на различных сегментах рынка и в экономике в целом.

На этапе текущего контроля службы внутреннего контроля перио­дически проверяют качество и своевременность доведения результата анализа и прогнозирования до руководства банка. Отслеживая нали­чие в функциональных подразделениях банка систем по изучению конкурентоспособных банковских продуктов, оцениваются своевре­менность их реагирования на действия конкурентов, на изменения хо­зяйственной и финансовой конъюнктуры.

На этапе последующего контроля дается оценка качества работы аналитических служб, сравниваются выводы, рекомендации, прогно­зы и реальное развитие ситуации, вносятся соответствующие предло­жения руководству банка.