2. Туризм как динамичная экономическая система
Объективное формирование туристских потребностей — это исходный пункт той экономической системы, которую пред- ставляет собой современная сфера туризма. В этой динамичной системе можно выделить четыре основных звена (подсистемы):
• производство туристских услуг;
• формирование туристского продукта;
• реализацию туристского продукта;
• потребление туристского продукта.
Туристские потребности в общеэкономическом аспекте фор- мируют интересы туристов. С точки зрения рыночных отноше- ний эти потребности лежат в основе потребительского спроса на туристский продукт. Производство туристских услуг формирует туристская индустрия. С точки зрения рынка это производство формирует предложение туристских услуг. Весьма сложными и специфичными сферами являются процесс формирования туристского продукта (тура) и его последующая реализация на туристском рынке.
Сама по себе каждая отдельная туристская услуга (размеще- ние, питание, транспортировка, бытовые услуги, экскурсии, культурно-массовые мероприятия, спорт, оздоровительные ус- луги и т. п.) не может удовлетворить все потребности туриста. В этих условиях возникает объективная необходимость коопе- рации самых различных туристских услуг в единый комплекс- тур, или туристский продукт. Эта объективная необходи- мость формирования комплекса туристских услуг с целью наи- более полного удовлетворения потребностей туристов, в свою очередь, породила в экономике туризма особую роль туроргани- заторов на туристском рынке – туроператоров.
Туроператорская деятельность — это деятельность по формированию туристского продукта, включающего различ- ные услуги по продвижению этого продукта на рынок и его реа- лизации.
Турагентская деятельность — это продолжение деятельно- сти туроператора, но уже на розничном рынке. От имени тур- оператора турагент как бы завершает рыночную сделку по куп- ле-продаже туристского продукта.
Заключительное звено экономической системы туризма — потребление туристского продукта — также имеет свою спе- цифику. Традиционно отмечаются следующие особенности по- требления туристского продукта.
Первая особенность туристского потребления. В обычном материальном производстве результат производства (товар) дви- жется от места производства к месту потребления. В туризме положение иное: для потребления турпродукта в целом или от- дельных услуг сам потребитель (турист) должен быть доставлен в места производства туристского продукта или отдельных его услуг.
Вторая особенность туристского потребления состоит в том, что расходы туриста, как правило, количественно пре- вышают обычные расходы его проживания в постоянной среде обитания. Это связано с повышенными затратами на транс- порт, жилье, питание, а также на культурные и деловые меро- приятия. Часть повышенных расходов связана с фактором пре- стижности туристского потребления. Эта особенность сущест- венно обостряет проблему доходов и затрат в сфере туризма. В связи с этим учет издержек и доходности в туризме приобре- тает важное значение.
Третья особенность туристского потребления заключается в том, что предельная полезность продукта с точки зрения само- го туриста, страны его постоянного проживания, страны, в кото- рую турист приехал, и с точки зрения рынка различна. Предель- ные полезности у всех этих субъектов различны и качественно, и количественно. Различны также уровни полезности турист- ских услуг с точки зрения общества, туриста и рынка при внут- реннем и въездном туризме. Эта особенность туристского по- требления вытекает из того объективного факта, что рынок ту- ристских услуг сталкивается с так называемыми внешними эффектами (экстерналиями).
По своей природе внешние эффекты могут быть положи- тельными и отрицательными. Положительные эффекты — это доходы нетуристских организаций в связи с увеличением реа- лизуемых услуг, непосредственно не входящих в пакет турист- ского продукта; развитие инфраструктуры региона в связи с ту- ризмом; рост зарплаты, увеличение числа рабочих мест и вакан- сий; рост государственных доходов за счет налогов и пошлин и т. п. К отрицательным внешним эффектам относятся: за- грязнение воды, воздуха, мусор, шум, ущерб живой природе, изъятие территории, пригодной для целей, не связанных с ту- ризмом и т. д.
Отсюда следует, что в туризме как особой сфере хозяйства принципиальное значение приобретает учет явных (бухгалтер- ских) затрат, имеющих чисто рыночный характер, затрат неявных, имеющих характер упущенных экономических воз- можностей, а также затрат социальных, имеющих для региона особое социально-экономическое значение.
Четвертая особенность туристского потребления состоит в том, что оно имеет «кредитный» характер, т. е. оно ограни- чено во времени, строго оговорено по срокам и условиям юри- дически и экономически оформленной сделки при купле-прода- же туристского продукта. Эта особенность туристского потреб- ления рождает своеобразную интенсификацию всех действий туриста, что ставит перед организаторами туров особые трудно- сти и усиливает роль менеджмента.
Пятая особенность туристского потребления заключается в том, что сама рыночная среда туризма имеет особый характер. Разумеется, туризм (выездной, въездной и внут- ренний) не отрицает, а предполагает деловые встречи, покупку товаров редкого или дефицитного характера. Однако туристский рынок органично включает приобретение товаров и услуг осо- бой культовой и культурологической направленности, отра- жающих социальную и национальную специфику города, ре- гиона, страны. В этом смысле туристское потребление и соот- ветственно туристский рынок, помимо рыночной прозы, несут в себе особый культурологический аспект, некий романтиче- ский ореол.
Характерная особенность туристских услуг заключается в том, что некоторые их виды имеют неосязаемый, нематери- альный характер. Рассказ экскурсовода может оказать на тури- стов глубокое эмоциональное воздействие, которое нельзя выра- зить материально, заранее увидеть или испытать. Другие услуги туризма имеют материальный характер: турист оказывается перевезенным, вылеченным, отдохнувшим. Но в том и в другом случае специфика туристских услуг состоит в том, что они не существуют до их предоставления.
Таким образом, в туризме наблюдается наблюдается неразрывность производства и потребления услуг. Это обстоятельство позволяет заключить, что туризм следует рассматривать как единую динамично функционирующую сис- тему услуг, которая включает многообразие хозяйствующих субъектов.
При всей важности индустрии туризма нельзя забывать о главном — о самом туристе, потребителе туристских услуг. Его потребности и степень их удовлетворения — главный критерий качества туристского продукта.
2. Страхование как необходимый элемент в туристической деятельности
- Лекция №1 Введение в страхование
- Государственные фонды:
- 1. Рассмотрим риски на уровне индивидуального производства:
- Лекция № 2 Основные понятия и определения в страховании
- Лекция №3 Понятие риска и его оценка, классификация рисков. Управление рисками.
- I. Понятие риска
- 2Ступень:
- 3 Ступень:
- II. Оценка рисков
- III. Классификация рисков
- IV. Управление рисками
- 1 Этап: идентификация риска
- 2 Этап: измерение риска (анализ и оценка);
- 3 Этап: контроль риска.
- V. Критерии страхуемости рисков. Условия передачи риска страховщику
- VI. Критерии отбора рисков
- Лекция № 4 Организация страхового дела.
- Лекция № 5 Основы правового обеспечения и регулирования страховой деятельности
- Лекция № 6 Организационная структура процесса страхования (Балабанов и.Т. Балабанов а.И. Страхование:.-сПб:Питер,2002.-256с.)
- 1. Рисковые обстоятельства.
- 2. Оценка стоимости риска.
- Ситуация риска.
- Страховые события.
- 5 .Страховой случай.
- 6. Страховой ущерб.
- 7. Оценка убытка (ущерба)
- 8. Страховая выплата
- Лекции № 7 Классификация страхования
- 1. Основы классификации страхования.
- 2.Обязательное и добровольное страхование
- Классификация страхования
- Лекция № 8. Личное страхование
- 1. Основные категории личного страхования
- 2. Классификация личного страхования
- 3. Договор страхования жизни.
- 4. Страхование на случай смерти.
- 5. Сберегательное страхование
- 6. Смешанное страхование жизни
- 7. Коллективное страхование
- 8. Страхование от несчастных случаев
- Имущественное страхование
- 1. Общие положения имущественного страхования
- 1. Каско страхование
- 2. Карго страхование
- Лекция №10 Страхование ответственности
- 1. Законодательные основы страхования ответственности
- 1)Гражданский кодекс
- 2)Комментарии к Гражданскому кодексу
- 3)Примеры страхования ответственности
- 3.1.Страхование ответственности строительных организаций
- 3.2.Страхование ответственности турфирм
- Когда заключается договор страхования
- Что можно застраховать
- Какая сумма может быть выплачена туристу
- Когда туристу могут отказать в возмещении ущерба
- 3.3.Страхование ответственности за причинение вреда источником повышенной опасности
- 3.4.Страхование ответственности заемщика за непогашение кредита
- 3.5.Страхование ответственности топ-менеджеров
- Актуальность страховой защиты
- Типовые условия и особенности страховых полисов d&o
- Рынок страхования ответственности топ-менеджеров: история развития и основные показатели
- Принципы формирования цены
- 1. Принципы страхования коммерческих рисков
- 2. Финансовые риски и их страхование
- Перестрахование.
- 1. История перестрахования.
- 2.Сущность, теоретические основы и функции перестрахования.
- 3. Содержание и виды договоров перестрахования.
- 4. Перестрахование как основа обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций.
- 5. Перестрахование и ретроцессия.
- Лекция № 13 Страхование туристов
- 1. Сущность и специфика туристского рынка
- 2. Туризм как динамичная экономическая система
- 2.1. Необходимость страхования туристов
- 2.2. Виды страхования в туризме
- 2.3. Личное страхование туристов
- 2.4. Имущественное страхование туристов
- Система обязательного медицинского страхования
- Общие сведения об обязательном медицинском страховании
- Модели системы обязательного медицинского страхования
- Расчет и использование фонда обязательного медицинского страхования
- Проблемы обязательного медицинского страхования в России и пути их решения.