§ 2. Определение себестоимости и цены комиссионных продуктов банка.
Услуги банка, связанные с осуществлением безналичных расчетов и организацией налично-денежного оборота являются наиболее массовыми и распространенными среди клиентов. В связи с этим расчет затрат, связанных с операциями в рамках расчетно-кассового обслуживания и их доходности является одной из основных задач внутри банковской аналитики.
Анализ продаж расчетно-кассовых услуг проводится с целью определения соответствия затрат на осуществление операций (себестоимость) тем доходам, которые получает банк по данному направлению своей работы.
Расчетно-кассовое обслуживание клиента представляет собой набор услуг, связанных с ведением счета, осуществлением безналичных расчетов по поручению клиента и выдачей наличных денег. Все эти услуги, предоставляемые банком, состоят из ряда операций. Ведение счета включает: открытие счета, отражение операций по зачислению и списанию денег, составление выписок об операциях по счету, закрытие счета. Осуществление безналичных расчетов состоит из следующих операций: прием и проверка платежных документов клиента, подготовка сводных платежных поручений и авизо, отправка документов в расчетно-кассовый центр, получение платежных документов, пришедших в адрес клиентов банка, создание архива платежных документов. Выдача наличных денег предполагает: прием и проверку денежных чеков, подкрепление наличными деньгами кассы банка (путем их получения в Центральном Банке), пересчет денег и их выдача клиенту, прием выручки у клиентов.
Все перечисленные операции, как правило, осуществляются в банке управлением расчетно-кассового обслуживания. В рамках этого управления существует ряд отделов, выполняющих отдельные операции в рамках системы расчетно-кассового обслуживания клиентов. Количество таких отделов зависит от числа клиентов, обслуживаемых банком, объема документооборота и использующихся форм расчетов. Наиболее распространенными формами расчетов сегодня являются расчеты платежными поручениями. Реже, но все же используются, расчеты требованиями-поручениями. На их примере мы рассмотрим методику определения стоимости безналичных расчетов.
Расчет себестоимости услуг банка по выдаче наличных денег будет представлен отдельно, поскольку это отдельная банковская услуга.
Мы отмечали выше, что расчетно-кассовые услуги банка дают возможность не только получать доход в виде комиссии за дебетование и обслуживание счетов, но и является важным источником привлечения свободных денежных средств.
Под ценой расчетно-кассового обслуживания понимается цена обработки платежных документов или издержки банка, связанные с обработкой документов плюс некоторая маржа.
Операции по расчетному обслуживанию клиентов состоят из нескольких этапов обработки платежных документов и осуществляются в нескольких отделах банка. В соответствии с этим методика расчета себестоимости обработки платежных документов включает два этапа.
I этап. Определение временных затрат, приходящихся в каждом отделе на обработку различных видов платежных документов. При этом возможно использовать два подхода.
1. Проведение хронометража затрат времени на обработку платежных документов, либо составление фотографии рабочего дня сотрудников банка, обеспечивающих расчеты.
2. Менее точный с точки зрения определения фактической трудоемкости отдельных видов расчетов, но более простой в использовании вариант, при котором расчет строится на дифференциации затрат времени на обработку отдельного вида платежных документов по удельному весу документов данного вида в общем объеме обрабатываемых в банке за определенный период времени документов. Например, принимается, что затраты времени отдела на обработку платежных поручений равны 50%, если удельный вес поручений в общем объеме документов, обрабатываемых некоторым отделом составляет 50%.
В случае преобладания в банке одной из форм расчетов (например, расчеты платежными поручениями), дифференциация временных затрат может строиться на другом принципе. Например, если в банке на ряд отделов возложено осуществление некоторых функций кроме расчетной, необходимо выделение удельного веса времени, затрачиваемого на участие данных отделов в осуществлении расчетных операций, в общем рабочем времени отдела.
II этап. Определение расчетной цены обработки платежных документов по формуле:
ЦЕНА=Расходы по проведению - Прочие доходы + Плановая прибыль от расчетных расчетных операций операций
- Министерство финансов Украины
- Днепропетровский государственный финансово – экономический институт
- Мещеряков а.А.
- Анализ эффективности продаж банковских продуктов
- Оглавление
- Глава I Сущность банка и банковского продукта
- § 1 Возникновение и развитие банковских продуктов
- Развитие депозитных услуг банка
- § 2 Сущность и функции банка
- § 3 Организационная структура банка и функции его подразделений.
- Глава 2 . Особенности реализации банковских продуктов
- § 1 Особенности банковского маркетинга
- § 2 Рынок банковских услуг и способы его изучения
- § 3. Планирование реализации банковских продуктов
- §4 Организация контроля и анализа выполнения плана реализации банковских продуктов.
- §5 Система управленческого учета, необходимая для анализа эффективности продаж банковских продуктов.
- Глава 3. Оценка прибыльности банковского продукта
- § 1.Анализ существующих подходов к калькуляции затрат и установлению цены на банковские продукты
- § 2. Определение себестоимости и цены комиссионных продуктов банка.
- Количество обработанных документов
- Расходы на одного работника
- Фотография рабочего дня
- § 3 Определение себестоимости и цены процентных продуктов банка.
- § 4 Анализ доходности банковских продуктов и эффективности работы «центров прибыли»
- § 5 Система стимулирования сбыта банковских продуктов
- Раздел 2 - Оценка показателей работы служащего по шкале:
- Раздел 3
- Раздел 4
- Раздел 5
- 1. Принципы расчета.