logo search
БД (1)

Политика открытого рынка Банка России

К экономическим мерам по регулированию денежно-кредитной политики относятся также операции Центрального банка на открытом рынке с ценными бумагами. Политикой открытого рынка называют куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложения на ценные бумаги, вызвать соответствующую реакцию у коммерческих банков.

Центральный банк, продавая коммерческим банкам государственные ценные бумаги, ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков, снижает денежную массу в обращении, ослабляя тем самым давление платежных средств на товарный рынок, и повышает курс рубля.

Термин «политика открытого рынка» впервые появился в США в 20-х годах.

Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Операции центрального банка на открытом рынке оказывают прямое влияние на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, результатом которой должен стать отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым увеличивая или уменьшая ее отклонение от рыночного курса.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета; таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым уменьшая свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.

Успех политики открытого рынка зависит от многих факторов. Коммерческие банки приобретают ценные бумаги у Центрального банка только при малом спросе на кредиты со стороны предпринимателей и населения, а также когда Центральный банк предлагает бумаги открытого рынка на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем условия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.