logo
УП_ВС_редакция_1

Сельскохозяйственное страхование в дореволюционной России

В дореволюционной России существовала организованная государством система защиты сельскохозяйственного производителя – земское взаимное страхование, что, отчасти, давало возможность России при всех погодных отклонениях быть крупнейшим импортером хлеба в мире.

Земское страхование проводилось органами местного самоуправления. Для непосредственного ведения дел нанимали служащих, количество которых зависело от финансовых возможностей управления делами (минимум – три должности: управляющий, главный бухгалтер, кассир). Принципы организации земского добровольного страхования посевов от градобития были строго регламентированы. Район страхования ограничивался пределами губернии, причем страхователями могли бать местные сельские хозяева, владеющие земельной собственностью, арендаторы земли и сельские общества.

Средства земского страхования формировались их страховых премий, за счет которых покрывались сами убытки, производились расходы по страховой деятельности, и образовывался запасной капитал. На случай недостаточности средств, создавался запасной капитал.

«На страх» принимались все сельскохозяйственные растения, включая пшеницу, рожь, ячмень, стручковые растения, клевер и другие травы для семян, подсолнечник, лен, коноплю и все масленичные и красильные растения. Все указанные культуры группировались по трем разрядам тарифа страховых премий, утверждаемого губернским земским собранием. Размер премии определялся по большей или меньшей опасности для данной местности относительно градобития (6 классов опасности) и по степени чувствительности произрастания. Тарифы премий могли быть изменены на основании опыта и новых статистических данных, с утверждения губернского земского собрания.

Страхование от градобития производилось на основании объявления страхователя и удостоверялось выдачей полиса, имеющего силу договора между земством и страхователем. Губернская земская управа сохраняла за собой право проверять объявления, поданные страхователем (через своих агентов или уполномоченных на то лиц), как до заключения страхования, так и во все время его продолжения. Определение стоимости ожидаемого сбора предоставлялось самому страхователю. Страхование заключалось или на полную сумму стоимости, или на меньшую. В последнем случае доля ценности, не застрахованная в земском страховании, оставалась «на страхе» самого страхователя, и при последовавшем страховом случае он получал вознаграждение пропорционально застрахованной сумме.

Существовал еще один вид обязательного страхования в сельском хозяйстве, выделенный законодательным порядком в отдельное страховое направление, - страхование виноградников от филлоксеры и в связи с заносом ее в Россию. Данное страхование практиковалось земствами Таврической, Херсонской, Бессарабской, Киевской и ряда других губерний. Обязательному страхованию подлежали, начиная с известного возраста, все виноградники как в уездах, так ив городах, заключающие в себе не менее определенного числа виноградных кустов, кому бы они не принадлежали. Участки, бывшие под виноградниками, освобождались от страхового сбора после удостоверения местной земской управы о полном уничтожении на таких участках виноградных кустов.

Виноградники, не подлежащие обязательному земскому страхованию, поступали в земское страхование по желанию владельцев и с согласия страхового управления. Незастрахованные в земском страховании виноградники разрешалось страховать в других страховых учреждениях и в частных страховых обществах.

Владельцы виноградников, подлежащих обязательному страхованию, могли страховать свои виноградники или по нормальной оценке, или же по специальной. В соответствии с этим определялся размер страховых сумм и сбора. При страховании по нормальной оценке страховые суммы назначались губернским земским собранием на определенные сроки, с учетом заключений уездных земств. За единицу оценки принимался погон – 400 кустов. При страховании по специальной оценке высшие пределы для страховых сумм за погон устанавливались также губернским земским собранием. Размеры страховых сумм могли быть изменены не раньше как по истечении года от срока последнего страхового платежа, с уведомлением о том страхователя заблаговременно.

Безусловно, данный опыт должен быть адаптирован российским современным условиям, т.е. интегрирован в российскую нормативно-правовую базу, регулирующую как вопросы страхового обеспечения агропромышленного комплекса, так и страхования в целом.

Со времени отмены обязательного государственного страхования имущества сельских товаропроизводителей, страхование в сельском хозяйстве практически не производится. Что же касается страхования урожая, то его проводят в большинстве случаев коммерческие страховые организации. И хотя отбор коммерческих страховых компаний осуществляется на конкурсной основе, а условия и порядок проведения страхования предусматривают определенные государственные ограничения, в целом такое страхование невыгодно для сельского товаропроизводителя.

В связи с этим становится очевидностью необходимость применения зарубежного и отечественного опыта взаимного страхования рисков сельскохозяйственных производителей. Но при этом необходимо учитывать и дореволюционный российский опыт взаимного страхования, и требования действующей нормативно правовой базы, и отсутствие заинтересованности государства в этой форме организации страховой защиты.