Методические рекомендации по организации страховой защиты сельскохозяйственных фермерских организаций в современной России
Во-первых, учитывая протяженность Российской Федерации, ее географические размеры, территориальный аспект становится одним из определяющих факторов при организации взаимного страхования в России. По аналогии с земским страхованием, территориальная принадлежность сельских товаропроизводителей к определенному региону, учитывая масштабы страны, желательный признак при организации ОВС. В противном случае возникают сложности как в организационном плане (специфика ОВС требует коллегиальности в вопросах управления), так и при проведении страховых мероприятий, в том числе предупредительных.
Во-вторых, как и в случае земского страхования, такое ОВС сельскохозяйственных рисков в регионе должно быть единственным. Это связано с тем, что количество членов данного общества должно быть достаточно большим, так как большинство российских сельскохозяйственных предприятий находятся в сложном финансово-экономическом положении. Поэтому участие их в данном обществе не должно быть обременительно в финансовом плане. Областной (в отдельных случаях республиканский) уровень региона в этом плане оптимальный. Кроме того, сами сельскохозяйственные производители региона в большинстве случаев известны друг другу, что обеспечивает высокий уровень доверия. Доверительные отношения придают большую гибкость в разных аспектах деятельности ОВС.
В-третьих, управление делами общества, как и в земских страховых учреждениях, должно осуществлять правление из трех человек, избираемых на три года на общем собрании членов ОВС. Получивший наибольшее число избирательных баллов должен стать председателем в правлении. Обновление в правлении необходимо производить раз в год, чтобы перевыбирался один из членов правления, таким образом, чтобы в течение трех лет состав правления обновлялся бы полностью.
В-четвертых, в состав управления страховым обществом должен входить наблюдательный комитет (ревизионная комиссия), в который должны входить представители исполнительной и законодательной власти региона. Для непосредственного ведения дел предусмотрен штат служащих, их количество должно определяться финансовыми возможностями.
В-пятых, ОВС должно проводить страхование посевов в четком соответствии с действующей нормативно-правовой базой, позволяющей компенсировать сельскохозяйственным товаропроизводителям страховые платежи за счет федерального бюджета.
В-шестых, учитывая опыт канадской системы взаимного страхования, необходимо создать второй уровень управления – Ассоциацию сельскохозяйственных ОВС. На данную структуру должны быть возложены задачи:
контроль возможных изменений национальных законодательств с целью недопущения ущемления интересов (участников) взаимного страхования;
взаимодействие с правительственными и неправительственными органами по вопросам взаимного страхования;
защита интересов членов ассоциации и оперативное решение проблем, затрагивающих взаимное страхование;
всесторонний обмен информацией и опытом взаимного страхования;
международное сотрудничество по развитию взаимного страхования.
К сожалению, по аспектам международного сотрудничества, касающихся проблем взаимного страхования, Россия имеет очень слабые позиции.
В связи с отсутствием в настоящее время структур, занимающихся взаимным страхованием сельскохозяйственных рисков, в международные ассоциации, объединяющие сельскохозяйственные ОВС, входят коммерческие страховщики, но с правом либо совещательного, либо наблюдательного голоса. Так, в ICMIF (International Cooperative and Mutual Insurance Federation) – международную взаимную федерацию кооперативов и обществ взаимного страхования, представляющую интересы сельскохозяйственного сектора, от Росси входят:
с совещательным голосом ОАО «Поддержка – Москва», ОАО «Поддержка – Волгоград», ОАО «Поддержка – Чувашия»;
с наблюдательным голосом Ассоциация агропромышленных страховщиков «Агропромстрах», сама представляющая интересы ряда коммерческих страховщиков.
В-седьмых, в создаваемой российской системе взаимного страхования одной из самых насущных проблем, требующих решения в области сельскохозяйственного страхования, является проблема перестрахования. В настоящее время нет надежного перестрахования сельскохозяйственных рисков между коммерческими страховщиками внутри государства, а западные перестраховщики крайне неохотно идут на принятие в перестрахование российских сельскохозяйственных рисков.
В Законе «О взаимном страховании» заложена возможность создания перестраховочного ОВС. Но как дореволюционный опыт взаимного страхования в России, так и современный зарубежный опыт показывает, что эффективнее всего здесь действуют либо перестраховочная взаимная ассоциация, либо перестраховочный взаимный союз. Они действуют либо в единственном (числе), либо в очень ограниченном количестве. О множестве перестраховочных ОВС, как в случае с коммерческими перестраховщиками, говорить не приходится, и связано это с вопросами создания таких организаций.
В качестве своеобразного «опытного региона» для организации областного ОВС можно использовать Московскую область. Это позволит минимизировать возможные недочеты и недостатки и даст возможность приобрести необходимый опыт.
Членами данного общества должны стать на добровольной основе хозяйства сельских товаропроизводителей региона.
Из страховых премий образуется взаимный фонд, покрываются убытки по страхованию урожая, производятся необходимые расходы по страховым операциям. Величина взаимного капитала будет определять размер страхового взноса в последующем году. При достижении взаимным фондом определенной величины размер страхового взноса понижается.
Если в каком-либо последующем году собранных премий окажется недостаточно для покрытия убытков, а также расходов по страховым операциям, то недостающая сумма будет возмещена из взаимного фонда. Если же для этой цели не хватит и запасного резерва, то страхователи будут удовлетворены распределением всех страховых убытков. Финансовые средства можно использовать как инвестиционный ресурс для развития экономики районов области и для развития агропромышленного комплекса.
Так же, как и при земском взаимном страховании, с учетом мнения местных органов власти, часть средств можно направлять на финансирование предупредительных мероприятий.
В перспективе, взаимное страхование можно распространить и на другие сферы агропромышленного комплекса: страхование животных; страхование построек, зданий, сооружений; страхование многолетних насаждений и т.д.
- Взаимное страхование
- Оглавление
- Введение
- Тема 1. Развитие взаимного страхования в мировой страховой системе
- Страховая взаимопомощь – первичная форма организации страховой защиты. Этапы развития взаимного страхования
- 1. 2. Становление и развитие отечественного взаимного страхования
- 1. 3. Роль взаимного страхования и необходимость его развития в современной экономике
- Тема 2. Социально-экономическая сущность взаимного страхования. Классификации взаимного страхования
- 2.1. Экономическая сущность и принципы взаимного страхования
- Принципы взаимного страхования
- 6. Территориальная принадлежность юридических и физических лиц, являющихся участниками овс, к определенному региону.
- Экономические принципы взаимного страхования
- 10. Бесприбыльный (некоммерческий) характер страховых операций.
- 2.2. Классификации взаимного страхования
- 2.3. Место взаимного страхования в национальной страховой системе
- 2.4. Преимущества и слабые стороны взаимного страхования
- Тема 3. Организация взаимного страхования
- 3.1. Государственное регулирование взаимного страхования в России
- Лицензирование деятельности овс
- 3.2. Особенности создания и деятельности овс как уставной организации (в соответствии с Законом «о взаимном страховании»)
- Особенности организации овс
- Особенности осуществления страхования обществом взаимного страхования
- 3.3. Организационные формы взаимного страхования в дореволюционной России
- 3.4. Зарубежный опыт организации взаимного страхования Организационно-правовые формы взаимного страхования и их ассоциации
- Принципы организации и деятельности такафул-компаний
- Практика страхового надзора за деятельностью овс в странах Европейского Союза
- Тема 4. Экономика взаимного страхования (основы финансовой деятельности)
- 4.1. Особенности формирования ресурсов (имущества) овс
- 4.2. Страховые резервы овс и резерв предупредительных мероприятий
- 4.3. Особенности формирования цены при взаимном страховании
- 4.4. Обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости овс
- 4.5. Экономика взаимного страхования в дореволюционной России: финансовое обеспечение деятельности
- 4.6. Перестраховочная защита в деятельности обществ взаимного страхования
- Механизм обеспечения финансовой устойчивости овс в дореволюционной российской практике взаимного страхования
- Зарубежный опыт взаимного перестрахования
- 4.7. Экономическая эффективность взаимного страхования
- Условия экономической эффективности взаимного страхования
- Эффективность деятельности овс по видам страхования
- Тема 5. Основные виды страховой защиты участников взаимного страхования
- 5.1. Страхование сельскохозяйственных рисков
- Сельскохозяйственное страхование в обществах взаимного страхования Канады
- Сельскохозяйственное страхование в дореволюционной России
- Методические рекомендации по организации страховой защиты сельскохозяйственных фермерских организаций в современной России
- 5.2. Взаимное страхование от огня
- Экономические и организационные особенности проведения взаимного страхования строений от пожара в современной России
- Система страхования от огня в дореволюционной России
- 5.3. Клубы морского страхования p&I: страховая взаимопомощь судовладельцев
- Практика морского страхования в современных Клубах взаимного страхования
- 5.4. Взаимное страхование гражданской ответственности застройщиков
- Особенности создания общества взаимного страхования гражданской ответственности застройщиков
- 5.5. Личное взаимное страхование: зарубежный исторический опыт и современная практика деятельности овс
- Тема 6. Тенденции развития взаимного страхования в россии и за рубежом
- 6.1. Деятельность овс на современном страховом рынке России
- 6.2. Перспективные сферы деятельности овс и виды взаимного страхования
- Экономическая модель взаимного страхования профессиональной ответственности нотариусов
- Взаимное страхование в сфере услуг по управлению
- Взаимное страхование участников космической деятельности
- Страхование ответственности судовладельцев
- Модель российского p&I Клуба
- Взаимное страхование как защита малого и среднего бизнеса
- 6.3. Развитие взаимного страхования как направление противодействия монополизации страхового рынка
- 6.4. Современные тенденции развития взаимного страхования на мировом страховом рынке
- Международные союзы овс
- Исламское страхование – такафул
- Акционирование овс
- Возможности использования взаимного страхования и кэптивного страхования
- Основные выводы
- Российская федерация федеральный закон о взаимном страховании
- Практические рекомендации (алгоритм, схема) по формированию и использованию финансовых ресурсов овс
- Определение минимального размера фонда при взаимном страховании
- Программа презентации овс Взаимное страхование в сфере частной охранной деятельности
- Варианты перестраховочной защиты при осуществлении взаимного страхования
- Меры и рекомендации по обеспечению условий успешного развития обязательного взаимного страхования строений от пожара в современной России.
- 1. Общие положения
- 2. Цель, предмет, виды деятельности
- 3. Члены общества. Условия и порядок приема
- 4. Права и обязанности, ответственность членов общества
- 5. Порядок управления деятельностью общества.
- 6. Правление, председатель правления, директор
- 7. Директор общества
- 8. Ревизионная комиссия (ревизор) общества
- 9. Имущество общества
- 10. Учет и отчетность, документация
- 11. Реорганизация и ликвидация
- 12. Сведения о филиалах и представительствах
- Список рекомендуемой литературы Основная литература
- Дополнительная литература
- Интернет-ресурсы
- Взаимное страхование
- 664003, Иркутск, ул. Ленина, 11.