5.Цели деятельности фирмы
Существуют различные подходы, позволяющие классифицировать фирмы по типам. В зависимости от поведения фирм на рынке и преследуемых ими целей различают предпринимательские фирмы, капиталистические, самоуправляющиеся, государственные и директорские.
Итак, предпринимательская фирма обычно небольшая по размерам. Это фирма, организованная и принадлежащая обычно одному лицу. Для предпринимательской фирмы характерно объединений функций собственности и управления. Главная цель деятельности таких фирм — стремление к максимизации прибыли.
Капиталистические фирмы обычно представляют собой крупные хозяйствующие субъекты, отличаются множественностью целей — это, возможно, не только стремление к максимизации прибыли, но и стремление к увеличению доли рынка, укрепление рыночной власти и т. п.
Самоуправляющаяся фирма принадлежит коллективу работников. Считается, что целью деятельности таких фирм является стремление к максимизации дохода, получаемого работниками, а также обеспечение занятости.
Государственная фирма - Некоммерческая, действующая вне рыночных условий, фирма, принадлежащая государству. Деятельность государственных фирм обычно нацелена на максимизацию общественной выгоды.
Директорская фирма — такой тип фирм, для которых характерна размытость прав собственности. Основные решения в таких фирмах принимают управляющие, а деятельность самок директорской фирмы ориентирована на максимизацию выгод, получаемых управляющими. Поведение таких фирм сводится к борьбе за выживание и стремлению директората к максимизации собственной выгоды.
Итак, вопрос о пригоритетных целях деятельности фирм нами уже затронут» Теперь наша задача их конкретизировать. Один из важнейших показателей результатов деятельности фирмы — выручка от реализации производимой продукции. Целью фирмы может быть максимизация выручки. Многие фирмы в качестве основной цели деятельности ставят перед собой обеспечение экономического роста на предприятии, проявляющегося в наращивании объемов производства, росте выручки, позитивной динамике основных результирующих показателей, а главное, в увеличении доли рынка. Экономический рост на предприятии — индикатор успешности бизнеса, база для достижения более долгосрочных целей. Фундаментальным мотивом деятельности многих фирм является выживание в долгосрочном периоде. Это особенно актуально для фирм, функционирующих в конкурентной рыночной среде или близкой к ней. Выживание в долгосрочной перспективе предполагает постановку ряда промежуточных целей: внедрение и совершенствование технологий, повышение качества продукции, инновационная деятельность, диверсификация производства. В случае когда фирма представляет собой сложную иерархическую структуру корпорационного типа, целью ее деятельности может стать стремление к удовлетворенности, связанное с необходимостью поиска компромисса интересов сторон.
В качестве же основной цели экономической деятельности фирм многие экономисты выделяют стремление к максимизации прибыли, поскольку это основной мотив осуществления предпринимательской деятельности.
- 1. Предприниматель. Понятие и роль в экономике.
- 2. Сравнительный анализ шумпетеровского и кирцнеровского предпринимателя.
- 4 Вопрос
- 5.Цели деятельности фирмы
- 6.Фирма как иерархическая система
- 7. Причины эффективности фирмы в сравнении с индивидуальным предпринимательством.
- 11. Малый бизнес и формы его организации.
- 12. Крупный бизнес.
- Финансово-промышленные группы: понятие и их роль в экономике.
- Холдинги: понятие, пути формирования и роль в экономике.
- Рынок ценных бумаг и его роль в национальной экономике.
- 19. Объединение предприятий: сущность, причины образования.
- 20. Франчайзинг и практика его использования.
- Влияние трансакционных издержек на инвестиционную активность в экономике.
- 29 Информация как ресурс: характеристики и ее роль в современной экономике.
- 30. Понятие информационной асимметрии и ее значение в сфере предпринимательства.
- Риск: понятие и виды.
- 2. По видам предпринимательской деятельности:
- Соотношение риска и неопределенности.
- Предпринимательство и риск.
- Барьер трансакционных издержек на пути к полной трансформации.
- Способы устранения информационной асимметрии.
- 1)Гарантии.
- 2) Бренды
- 3)Дипломы, сертификаты
- 4) Судебная защита потребителя.
- 5) Роль контрактов.
- 41. Управление рисками и предпринимательская деятельность.
- 42. Специфика предпринимательских рисков в России