logo
Слободяник Теория Фирмы Билеты

Предпринимательство и риск.

Предпринамателей – самых расчетливых и приспособленных к условиям рынка субъектов – часто считают любителями риска. Основной аргумент в пользу этой точки зрения состоит в том, что синица в руках в виде зарплаты наемного служащего привлекает предпринимателя гораздо меньше, чем журавль в небе – возможность получения прибыли от самостоятельного бизнеса. И ради этой возможности он готов не только тратить силы на обсуждение и анализ множества бизнес-планов, но и совершать денежные инвестиции рискуя получить убытки, а то и обанкротиться.

Здесь мы сталкиваемся с «коварством» категории ожидаемой вероятности. Она основана на субъективной оценки ситуации и потому неодинакова для разных людей. Надежда на свои силы, способность адаптироваться к внешним шокам, понимание бизнес-процедур и знание рынка позволяют предпринимателю более оптимистично оценивать перспективы начинаемого дела. Таким образом, с точки зрения предпринимателя,вероятность возможных финансовых потерь не является столь высокой, как она видится остальным.

Фирма в отличии от заядлых игроков не может каждый раз ставить на карту всё, что у неё есть. Поэтому в большинстве ситуаций предприниматель является не искателе, а противником риска.

Суммируя особенности отношения бизнесменов к риску, отметим:

  1. более рациональный подход к изучениюпроектов. Мало кто, принимая повседневные решения, взвешивает столь же объективно их шансы и риски, как это делает в аналогичной ситуации предприниматель.

  2. Иную оценку шансов и рисков предпринимателем по сравнению с не участвующими в проете людьми. Обычно приглянувшаяся предпринимателю бизнес-идея делает его оптимистом при оценке ожидаемой вероятности успеха и сближает в этом отношении с любителями риска

  3. Преобладание неприятия риска в качестве обычной бизнес-практики ( в фирмах руководимых наемными менеджерами, данная тенденция проявляется сильнее, чем в тех, где у руля стоит сам хозяин ).

  4. Изменение отношения к риску в зависимости от состояния дел. Скажем, прижатая конкурентами «к стенке» фирма может пойти на серьезный риск. При менее жесткой атаке она его, вероятно, отвергла бы.

Как мы видим, в поведении фирмы сложным образом переплетаются все три основных типа отношения к риску (т.е. неприятие риска; предпочтение риска; нейтральное отношение к риску).