logo
Слободяник Теория Фирмы Билеты

20. Франчайзинг и практика его использования.

Франчайзинг – своего рода симбиоз крупного и малого бизнеса.

Классическая схема франчайзинга: 1) Франчайзор – за определенную плату предоставляет другой фирме - франчайзи использовать свое имя, фирменный стиль, репутацию, опыт, знания, технологии и научные разработки. Обе стороны остаются полноценными собственниками своего бизнеса. Но франчайзи ведет дело в рамках оговоренных условий, что представляет некоторое ущемление предпринимательских свобод, на которое он сознательно идет в обмен на право входить во франчайзинговую сеть. Франчайзинг – партнерский бизнес, предполагающий доверительное взаимодействие между компаниями.

В настоящее время многие страны мира используют бум франчайзинга. По схеме работают всемирно известные компании: Макдоналдс, Баскин-Робинс, Кока-кола, Пепси, Наф-наф и др. В США действует порядка 1500 франчайзинговых сетей. В России пока на начальной стадии развития, но по нему действуют Эконика, Копейка, Баскин-Роббинс, Росинтер, Руское бистро, 1С и др.

Причиной широкого распространения и быстрого развития системы фр. Является создание оптимальной организационной структуры, позволяющей сокращать трансакционные издержки.

Ведение бизнеса по схеме фр. Дает преимущества обеим сторонам: 1) Франчайзор получает возможность быстро расширять свой бизнес, поскольку использует деньги франчайзи. 2) Франчайзи является собственником своего дела и заинтересован в ведении бизнеса, он стремится к эффективной работе. Он в определенной степени защищен от неудач головной фирмой, ему не надо расходовать средства на рекламу.

21. Выбор оптимальной организационной формы фирмы: критерии решения задачи.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

Регистрация фирмы как общества с ограниченной ответственностью - оптимальный вариант для ведения среднего и малого бизнеса. Количество участников ООО не должно превышать 50, а минимальный размер уставного капитала составляет 10 000 рублей. На сегодняшний день около 90% всех работающих в России фирм имеют статус ООО.

 Закрытое акционерное общество (ЗАО)

Форма закрытого акционерного общества подходит для среднего бизнеса, вызывает у клиентов и партнёров доверие, поскольку обладает большей стабильностью и защищённостью, чем ООО. Основное отличие акционерных обществ от ООО заключается в том, что уставный капитал АО складывается из акций, которые подтверждают права участников общества (акционеров) по отношению к акционерному обществу. ЗАО  — это общество, акции которого распределяются только среди учредителей или иного, заранее установленного круга лиц. Количество акционеров ЗАО не должно превышать 50, при превышении общество обязано реорганизоваться в ОАО. Уставный капитал ЗАО, так же, как и в ООО, должен составлять как минимум 10 000 рублей. Акции ЗАО распространяются только среди учредителей или иного, заранее установленного круга лиц и не подлежат продаже на открытом рынке (финансовой бирже).

Открытое акционерное общество (ОАО)

По сравнению с ЗАО, ОАО имеет ещё более высокий деловой статус и следующие отличия:

  • Минимальный размер уставного капитала ОАО – 100 000 рублей.

  • По окончании каждого хозяйственно-финансового года ОАО обязано проводить независимую аудиторскую проверку с участием независимой аудиторской организации (аудитора).

  • ОАО обязано ежегодно публиковать в средствах массовой информации, годовой отчёт, бухгалтерский баланс, отчёт о прибылях и убытках и иную информацию, установленную законодательством.

  • Количество акционеров в ОАО не ограничивается.

  • В случае изменения в составе акционеров не имеется необходимости производить государственную регистрацию таких изменений, ограничившись лишь внесением изменений в свой внутренний документ - реестр акционеров.

  • Акционер ОАО вправе продать свои акции любому лицу по своему выбору.

22. «Деловая этика» и ее роль в сфере предпринимательства.

Деловая этика — правила и нормы служебного поведения. Деловая этика - система идеалов, на которые опирается предприниматель, менеджер, любой деловой человек, чтобы достичь поставленной цели.

Такая этика позволяет рассматривать и оценивать деловые отношения предпринимателей, а также их личное поведение с точки зрения соответствия общепринятым в деловом мире принципам поведения. Апеллирование к таким принципам помогает предпринимателям, имеющим профессиональную возможность активно влиять на историческую перспективу развития общества, достойно исполнять свой гражданский долг.

23. Сущность и роль институтов в экономическом развитии.

Институты - совокупность созданных людьми формальных и неформальных правил, выступающих в виде ограничений для экономических агентов, а также соответствующих механизмов контроля по их соблюдения и защите.

Роль институтов нигде не могу найти(((

24 Трансакционные издержки: понятие и их источники.

Трансакционные издержки — затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе использованием рыночных механизмов); издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов.

Источники

  1. Издержки поиска информации. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации.

  2. Издержки ведения переговоров. Основной инструмент экономии такого рода затрат – стандартные (типовые) договоры.

  3. Издержки измерения. Измерение - это квантификация информации: "Фактически никакой товар, предлагаемый на продажу, не свободен от издержек по измерению его свойств".

  4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты.

  1. Издержки оппортунистического поведения. Это самый скрытый и элемент трансакционных издержек. Оппортунистическим считается поведение, уклоняющееся от условий контракта. Сюда относят различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе и т. д.

25 Виды трансакционных издержек.

Трансакционные издержки - любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур. Трансакционные издержки ограничивают возможности взаимовыгодного сотрудничества. Развивая анализ Коуза, сторонники трансакционного подхода предложили различные классификации трансакционных издержек (затрат). В соответствии с одной из них выделяются:

  1. Издержки поиска информации

  2. Издержки ведения переговоров и заключения контрактов

  3. Издержки измерения

  4. Издержки спецификации и защиты прав собственности

  5. Издержки оппортунистического поведения.

  6. Издержки "политизации" (Этим общим термином можно обозначить издержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций)

  1. Влияние масштабов трансакционных издержек на объем производства.

Для длинных масштабов порядка месяцев влияние транзакционных издержек мало. В самом деле, когда совершается в год всего несколько сделок и средняя прибыль на сделку исчисляется процентами, а то и десятками процентов, стоимость транзакции, даже если она порядка 0.3% практически не замечается. С уменьшением масштаба растет прибыль стратегии, но и издержки начинают оказывать существенное влияние. Наконец, на определенном масштабе плата за возросшее число сделок убьет всю полученную прибыль.

В общем случае, имеется некий оптимальный масштаб на котором торговая стратегия будет показывать лучшие результаты. Очевидно, этот масштаб сильно зависит от величины транзакционных издержек. Чем дешевле нам будет обходиться сделка, тем дальше в мелкий масштаб мы сможем проникнуть и получить более эффективную стратегию.

Поэтому стоимость транзакции влияет на эффективность торговли сильнее чем это может показаться на первый взгляд. Уменьшение транзакционных издержек в два раза может привести к сопоставимому увеличению соотношения прибыль/риск, если воспользоваться возможностью и подогнать систему под более мелкие движения. По меньшей мере, эту систему можно будет добавить к набору уже торгуемых систем и получить более гладкую эквити засчет того что разные системы будут обрабатывать рыночную волатильность на различных масштабах.

Таким образом, существенного повышения эффективности торговой стратегии можно достичь сокращением транзакционных издержек. Одним из способов является замена, где можно, рыночного способа исполнения заявок на лимитированный, который дает некоторый выйгрыш по цене исполнения и, стало быть, снижает стоимость транзакции. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

  1. 27) Методы снижения трансакционных издержек.

Существует три основных метода рациональной оптимизации трансакционных издержек фирмы. Во-первых, анализ трансакций с точки зрения их необходимости и альтернативных методов осуществления. Во-вторых, стабилизация работы предприятия и исключение «излишних» нововведений. В-третьих, автоматизация и интеграция программных ресурсов компании. Подход к анализу трансакций должен быть взвешенным и комплексным. Необходимо учитывать обратный эффект, который могут принести некоторые попытки минимизации затрат. Уменьшить издержки можно несколькими способами: выявить и устранить излишние трансакции, стабилизировать работу фирмы, автоматизировать ручной труд.

Классификация трансакций. Так, например, может выглядеть группировка трансакций среднего промышленного предприятия: логистика, снабжение, качество, модернизация.

Упразднение излишних трансакций. Требует согласованных действий фирмы и ее поставщиков, определенных усилий и связанных с ними затрат по поиску контрагента и установлению с ним долгосрочных отношений.

Стабилизация работы предприятия. Менеджерам необходимо минимизировать число технологических новшеств, структурных и организационных изменений, избегать бесконечного пересмотра внутренних процедур, распорядка и т.д. Избежать аналогичных ситуаций помогает тщательное планирование нововведений в сочетании с практикой их «пакетного» внедрения.

Упразднение излишних процедур контроля и сокращении объема собираемой информации. Основной принцип – не собирай больше данных, чем сможешь переработать.

Автоматизация. Возможности оптимизации расходов, связанных с вводом, передачей и обработкой информационных потоков, экономия на копировании и пересылке данных, минимизация издержек ввода информации, хранения и т.д. Требуется однократный ввод информации.

Интеграция. Программных комплексов различных функциональных подразделений компании.

Необходимо принимать взвешенные решения о том, где и как автоматизировать внутрифирменные трансакции, как оптимальным образом интегрировать различные блоки информационной системы фирмы, а где имеет смысл стабилизировать работу подразделения для достижения оптимального уровня издержек в долгосрочном плане. В системе управленческого учета фирмы необходима функциональная классификация затрат, в которой за каждой группой издержек будет виден их подлинный источник.