logo
Слободяник Теория Фирмы Билеты

29 Информация как ресурс: характеристики и ее роль в современной экономике.

Жизненная важность информации для субъектов экономики бесспорна и едва ли нуждается в доказательстве. Ограниченность и полезность информации для субъектов экономики дают основания причислить ее к факторам производства наряду с землей, трудом, капиталом и предпринимательскими способностями. Информация становится товаром: она продается и покупается в разнообразных формах, тиражируется и воспроизводится.

Информация как ресурс имеет несколько принципиальных отличий от других факторов:

  1. Основная часть информации, которой располагает человечество, общедоступна и не может рассматриваться как ограниченный ресурс. Экономическим ресурсом является лишь та часть информации, тиражирование которой ограничено правами собственности.

  2. Использование информации одним субъектом не исключает возможности ее одновременного применения другими.

  3. Потребление информации тождественно появлению новых знаний.

  4. Она является легко тиражируемым благом, её копирование требует минимальных затрат.

Информация-это экономический ресурс особого рода, к которому неприменимы традиционные понятия редкости и ограниченности в полной мере. Эта категория сочетает в себе противоречивые свойства невоспроизводимости и тиражируемости, безграничности и редкости.

Значение информации в современной экономике:

В первую очередь для взаимодействия экономических субъектов представляет интерес ценовая информация. Ни одна сделка не состоится, пока обе стороны не придут к единому мнению об уровне рыночных цен. Исходя из рыночных цен производители определяют объем предложения, а потребители – спроса.

Но это не все, что надо знать субъектам рынка. Их интересуют данные о качестве продукции, технологиях, структуре спроса, фирмах конкурентах. При этом полной информацией обладает лишь «рынок в целом»,но никто из отдельных субъектов. Получается, что в реальности субъекты экономики действуют в условиях постоянного информационного дефицита.

Неполнота информации приводит к:

  1. Созданию дополнительных трансакционных издержек

  2. Порождает неопределенность при принятии решений.

Виды неполноты информации:

а) подбор возможен, но невыгоден. Т.е. связан с большими трансакционными издержками.

б) подбор информации невозможен.

Проявлением и мерой неполноты информации является разброс цен.