logo
17-03-2013_14-37-26 / учебник финансы

5.1.2 Пенсионный фонд рф

Пенсионный фонд РФ был образован Постановлением Верховного Совета РСФРС от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, выполняющим отдельные банковские операции. Денежные средства и иное имущество ПФ являются государственной собственностью Российской Федерации. Денежные средства ПФ не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждается федеральным законом.

Основные задачи Пенсионного фонда:

- выплата в соответствии с действующим на территории РФ законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий в виде трудовых, военных и социальных пособий, а также пенсий по инвалидности, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ; пособий по уходу за ребенком; пособий по случаю потери кормильца;

- организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом РФ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».

Общее руководство ПФ осуществляется Правлением Фонда, оперативное управление - исполнительной дирекцией. В субъектах РФ органами оперативного управления являются отделения Пенсионного фонда, а в городах и районах - уполномоченные отделения.

Программа пенсионной реформы РФ, утвержденная в мае 1998 г., предусматривает переход от действующей распределительной системы пенсионного обеспечения к смешанной (накопительно-распределительной), а также ведение персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования. На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. На лицевом счете отражаются сведения о суммах страховых взносов, перечисленных каждым плательщиком. Застрахованному лицу выдается страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страховой номер и анкетные данные. Эти свидетельства хранятся у застрахованных лиц.

Источниками формирования средств Пенсионного фонда являются:

- страховые взносы работодателей в виде отчислений от единого социального налога;

- ассигнования из федерального бюджета (пенсии и пособия военнослужащим и их семьям, пособия на детей, социальные пенсии);

- средства, возмещаемые из бюджета (до 2001 г. из ГФЗН) в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

- средства, взыскиваемые с работодателей, в результате предъявления регрессных требований;

- страховых взносов индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств, адвокатов и др.;

- доходы от капитализации временно свободных средств;

- займы, кредиты, беспроцентные ссуды;

- добровольные взносы юридических и физических лиц;

- другие поступления.

Сведения о поступлении и расходовании средств ПФ РФ приведены в Таблице 5.2.

Таблица 5.2 - Поступление и расходование средств ПФ РФ

В млн.руб.

Статья

2001 год*

2002 год**

Остаток средств на начало года

98 321.9

115 604.7

Доходы - всего

465 886.1

667 873.0

из них:

- страховые взносы

431 624.7

616 660.0

- поступления из федерального бюджета

34 280.5

50 059.6

Расходы - всего

504 929.5

739 156.6

из них:

- выплаты пенсий

445 387.0

624 529.1

- содержание органов Фонда

3 716.0

19 906.1

* - ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2001 год» от 8 августа 2001 года № 125-ФЗ.

** - ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2002 год» от 29 мая 2002 года № 61-ФЗ.

Основные направления расходования средств Пенсионного фонда:

- выплата государственных пенсий;

- выплата пособий по уходу за ребенком в возрасте старше 1.5 лет;

- средства на оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

- финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФ.

Бюджет ПФ на очередной год, а также отчеты об исполнении составляются Правлением ПФ и вносятся от имени Правительства на рассмотрение в Государственную Думу и Совет Федерации, после их одобрения представляются Президенту на утверждение.