logo
17-03-2013_14-37-26 / учебник финансы

7.4.5 Рентабельность предприятия

Показатели рентабельности - это выражаемые в процентах относительные показатели, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон - ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной в ходе текущей деятельности. Поэтому известны две группы показателей рентабельности: рентабельность инвестиций (капитала) и рентабельность продаж.

Рентабельность инвестиций может рассчитываться с позиции интересов различных групп: собственники, инвесторы, предприятие и др.

Инвесторы собственники и лендеры) являются основными поставщиками капитала предприятию. Их совокупный доход - чистая прибыль и величина процентов к уплате. Этот совокупный доход может сравниваться либо со всеми активами (рентабельность активов - ROA), либо с долгосрочным капиталом (рентабельность инвестированного капитала - ROI):

ЧП + ПУ

ROA = ---------- (7.8)

A

ЧП + ПУ

ROI = ------------ (7.9)

П - КО

где ЧП - чистая прибыль;

ПУ - проценты к уплате;

A - совокупный объем активов;

П - совокупный объем источников финансирования (пассивов);

КО - краткосрочные обязательства.

Показатель ROA - оценка эффективности вложения средств в активы данного предприятия, оценивается правильность выбора именно такого инвестирования. Показатель ROI характеризует оценку эффективности и целесообразности взаимоотношений между инвесторами и созданным ими предприятием - он оценивает доходность долгосрочного капитала.

Наиболее распространенным финансовым индикатором оценки целесообразности инвестиций с позиции собственников предприятия является показатель рентабельности собственного капитала (ROE).

ЧП

ROA = --------

СК

где СК - собственный капитал (капитал и резервы).

Показатели рентабельности инвестиций дополняются коэффициентами рентабельности продаж. Возможны различные алгоритмы их исчисления в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в основе расчетов (валовая, операционная или чистая прибыль). Соответственно рассчитывают три показателя рентабельности продаж:

- норма валовой прибыли, или валовая рентабельность реализованной продукции (GPM)

Валовая прибыль

GPM = ------------------------------ ;

Выручка от реализации

- норма операционной прибыли, или операционная рентабельность реализованной продукции (OIM)

Операционная прибыль

OIM = --------------------------------- ;

Выручка от реализации

- норма чистой прибыли, или чистая рентабельность реализованной продукции (NPM)

Чистая прибыль

NPM = -------------------------------

Выручка от реализации