2.6 Учебные тесты
1. Назвать вид кредита, погашаемый по первому требованию:
а) срочная ссуда;
б) товарный кредит;
в) онкольный кредит;
г) ипотечный кредит.
2. Какой из перечисленных принципов не относится к принципам кредита:
а) срочность;
б) платность;
в) универсальность;
г) возвратность.
3. Банковская система РФ представлена:
а) одним уровнем;
б) двумя уровнями;
в) тремя уровнями;
г) четырьмя уровнями.
4*. Проводя политику «дорогих денег», Центральный банк может:
а) повысить норму обязательных резервов;
б) понизить норму обязательных резервов;
в) уменьшить ставку рефинансирования;
г) повысить доходность государственных ценных бумаг;
д) увеличить ставку рефинансирования.
5*. Какие из перечисленных операций относятся к активным операциям Центрального банка:
а) эмиссия банкнот;
б) покупка государственных ценных бумаг;
в) прием вкладов населения;
г) прием вкладов банков;
д) покупка иностранной валюты;
е) прием вкладов предприятий,
ж) переучет векселей.
6*. Что включается в расчет собственного капитала кредитной организации:
а) уставный капитал;
б) межбанковские кредиты;
в) фонды кредитной организации;
г) централизованный кредит у Центрального банка;
д) нераспределенная прибыль.
7. Что такое пассивные операции коммерческих банков:
а) операции по привлечению ресурсов;
б) операции по размещению ресурсов.
3 ФИНАНСЫ. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
3.1 Финансы как особая форма экономических отношений
3.1.1 Сущность финансов
По вопросу происхождения термина «финансы» (от лат. financia - доход) существует различные точки зрения. Одни авторы утверждают, что этот термин возник в XIII-XV веках в торговых городах Италии, а в дальнейшем получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством. Другие авторы утверждают, что понятие было введено в обиход французским ученым Ж.Боденом, который в 1755 г. издал работу «Шесть книг о республике».
Возникновение государства предполагает, кроме всего прочего, установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Эти отношения и определялись понятием «финансы».
Итак, финансы - это экономическая категория, отражающая экономические отношения в процессе формирования и использования фондов денежных средств.
Финансы присутствуют во всех общественно-экономических формациях, обусловленных двумя принципами: наличием государства и развитием товарно-денежных отношений. Несмотря на общность содержания в каждой из формаций, финансы имеют свои отличия: по социальной сущности, роли в общественном производстве, формам финансовых отношений и т.д.
В докапиталистических формациях нельзя говорить о полноценных финансах. Вспомним историю. Первобытнообщинный строй - нет классов, нет государства, нет денег, нет финансов.
Первое государство - рабовладельческое, с двумя основными классами - рабовладельцы и рабы.
Далее было феодальное государство. Большая часть государственных расходов и доходов имела натуральный характер. Главными расходами были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, общественное строительство (храмов, водопроводов, дорог, оросительных систем), затраты на религиозные церемонии. Основные доходы - поступления от принадлежащих монарху земель, регалии (монопольное право монарха на получение определенных видов доходов. Основные виды регалий - монетная, горная, соляная, пороховая, охоты, рыбной ловли), военные трофеи, натуральные и денежные сборы и повинности, пошлины. Труд и продукт труда крестьян были главным источником государственных ресурсов. Крестьяне платили земельную ренту, которая вначале носила натуральный характер (оброк, отработки), а затем приняла денежную форму.
В недрах феодального строя, с возникновением капиталистических отношений, стали появляться предпосылки возникновения финансов.
Что же это за предпосылки?
1. В результате первых буржуазных революций в Центральной Европе власть монархов была сильно урезана - произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Доходы и расходы государства отделяются от казны государя. Процессы формирования и использования общегосударственного денежного фонда берутся правительством под строгий контроль.
2. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, то есть возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.
Важно отметить, что основные группы расходной части бюджета практически не менялась в течение многих столетий. Это расходы на военные цели, на управление, на экономику, на социальные нужды. При монархических режимах часть средств выделялась на содержание двора.
3. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее, как мы отмечали, доходы формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.
Итак, финансы - исторически сложившаяся экономическая категория. Она возникла с возникновением товарно-денежных отношений. Исходным условием возникновения финансов является товарное производство, опосредованное денежными отношениями. Началом финансовых отношений является создание добавочного продукта в сфере производства и последующее его распределение.
Характерными признаками финансов являются:
1) распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме;
2) односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств;
3) движение денежных ресурсов происходит в фондовой форме, то есть формируются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств - для удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов и государства.
Итак, ФИНАНСЫ как экономическая категория - это денежные отношения, возникающие в связи с распределением и перераспределением стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) и части национального богатства по поводу формирования и использования у хозяйствующих субъектов и государства денежных ресурсов для удовлетворения потребностей их воспроизводства и развития.
Рассматривая финансы как часть производственных отношений, связанных с распределением и перераспределением части ВВП.
Финансовые отношения многообразны. Они связаны с денежными отношениями, которые возникают:
- между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;
- между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использовании;
- между хозяйствующими субъектами и государством и органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;
- внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;
- между отдельными бюджетами, внебюджетными фондами;
- между гражданами и государством при формировании бюджетов и внебюджетных фондов.
Совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой финансовые ресурсы. Источниками финансовых ресурсов выступают:
- на уровне хозяйствующих субъектов: прибыль, амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;
- на уровне населения: заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, выплачиваемые работодателем; доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии;
- на уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.
- 1 Деньги. Денежное обращение. Денежная система
- 1.1 Этапы развития денег и эволюция их форм
- 1.2 Виды денег
- 1.3 Денежная система. Виды денежных систем
- 1.3.1 Понятие денежной системы и ее виды
- 1.3.2 Современные денежные системы и их элементы
- 1.3.3 Денежная система Российской Федерации
- 1.4 Денежное обращение
- 1.4.2 Денежная масса и скорость обращения денег
- 1.4.3 Денежный оборот на предприятии
- 1.5 Денежные реформы
- 1.5.1 Понятие денежной реформы и ее формы
- 1.5.2 Денежные реформы в России
- 1.6 Инфляция
- 1.7 Контрольные вопросы
- 1.8 Задания для практических занятий
- 1.9 Задания для самостоятельной работы
- 1 Какое определение из указанных ниже соответствует понятию “цена”:
- 2 Укажите, что относится к активным операциям коммерческих банков:
- 3. Отметьте, в каком случае деньги выполняют функцию меры стоимости:
- 1.10 Учебные тесты
- 2.1.2 Основные принципы кредита
- 2.1.3 Виды кредита
- 2. Кредит в зависимости от способов его обеспеченности:
- 3. Кредит в зависимости от целей и субъектов кредитования:
- 2.2 Банковская система и ее организация
- 2.2.1 Банковская система. Уровни банковской системы
- 2.2.2 Центральный банк рф: цели и функции
- 2.2.3 Операции Центрального банка рф
- 2.2.4 Денежно-кредитная политика и ее инструменты
- 2. Нормы обязательных резервов коммерческих банков, депонируемых в цб рф.
- В млн.Долл.
- 2.2.5 Банки и их виды. Функции банков
- 2.2.6 Операции коммерческих банков
- 2.3 Контрольные вопросы
- 2.4 Задания для практических занятий
- 2.5 Задания для самостоятельной работы
- 2.6 Учебные тесты
- 3.1.2 Функции финансов
- 3.1.3 Финансовые рынки и их виды
- 3.1.4 Финансовая система
- 3.2 Финансовая политика
- 3.3 Управление финансами
- 3.4 Финансовый контроль
- 3.4.1 Сущность и формы финансового контроля
- 3.4.2 Методы финансового контроля
- 3.5 Контрольные вопросы
- 3.6 План семинарских занятий
- 3.7 Учебные тесты
- 4.2 Бюджетная система рф
- 4.2.1 Уровни бюджетной системы
- 4.2.2 Принципы функционирования бюджетной системы рф
- 4.2.3 Бюджетная классификация
- 4.3 Бюджетный процесс
- 4 Этап - отчет об исполнении бюджета.
- 4.4 Межбюджетные отношения
- 4.5 Доходы и расходы бюджетов
- 4.6 Сбалансированность бюджетов
- 4.7 Контрольные вопросы
- 4.8 Задания для практических занятий
- 4.9 Задания для самостоятельной работы
- 2 Субвенция– это:
- 3 Бюджетное устройство:
- 4 Бюджетный процесс:
- 4.10 Учебные тесты
- 5.1.2 Пенсионный фонд рф
- 5.1.3 Фонд социального страхования рф
- 5.1.4 Фонды обязательного медицинского страхования
- 5.2 Государственный кредит
- 5.2.1 Сущность государственного кредита и его функции
- 5.2.2 Государственный долг
- 5.2.3 Управление государственным долгом
- 5.3 Контрольные вопросы
- 5.4 Задания для практических занятий
- 5.5 Задания для самостоятельной работы
- 5.6 Учебные тесты
- 6.2 Участники страховых отношений (интересов)
- 6.3 Классификации видов страхования
- 6.4 Финансовые аспекты страховой деятельности
- 6.5 Контрольные вопросы
- 6.6 Задания для практических занятий
- 6.8 Учебные тесты
- 7.2 Финансовые ресурсы предприятия
- 7.3 Основные направления вложений финансовых ресурсов предприятия
- 7.3.1 Внеоборотные активы
- 7.3.2 Оборотные активы
- 7.4 Формирование финансовых результатов деятельности предприятия
- 7.4.1 Доходы и расходы предприятия
- 7.4.2 Затраты на производство и реализацию продукции предприятия
- 7.4.3 Экономическая сущность и показатели прибыли
- 7.4.4 Анализ безубыточности
- 7.4.5 Рентабельность предприятия
- 7.5 Оценка финансового состояния предприятия
- 4) Анализ деловой активности и эффективности использования капитала.
- 7.6 Контрольные вопросы
- 7.7 Задания для практических занятий
- 7.8 Задания для самостоятельной работы
- 7.9 Учебные тесты
- 8 Экономическая интерпретация показателя рентабельности активов такова:
- 9 Переменные затраты с ростом объема выпуска продукции:
- 8 Международные финансы
- 8.1 Понятие и структура международных финансов
- 8.2 Валютные отношения и валютная система
- 8.3 Эволюция мировой валютной системы
- 8.4 Валютная система Российской Федерации
- 8. 5 Международные и региональные финансовые организации
- 8.5.1 Международный валютный фонд
- 8.5.2 Группа Всемирного банка
- 8.6 Контрольные вопросы
- 8.6 Задания для самостоятельной работы
- 8.7 Задания для практических занятий
- 8.8 Учебные тесты