logo
17-03-2013_14-37-26 / учебник финансы

4.3 Бюджетный процесс

Бюджетный процесс представляет собой четко формализованную последовательность действий, связанных с составлением проектов бюджетов, рассмотрением и утверждением бюджетов, их исполнением, государственным и муниципальным финансовым контролем. Участниками бюджетного процесса являются органы, обладающие бюджетными полномочиями:

Кроме того, участниками бюджетного процесса являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Этапы бюджетного процесса:

1 этап - процесс составления проектов бюджетов. Для составления проектов бюджетов разрабатываются прогнозы социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также осуществляется подготовка сводных финансовых балансов.

Составление проектов бюджетов – прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минфин РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

2 этап - рассмотрение и утверждение проекта бюджета. Правительство РФ до 15 августа года, предшествующего планируемому, рассматривает прогноз социально-экономического развития России, проекты федерального бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, проекты сводного финансового баланса и материалы, характеризующие финансово-бюджетную политику на планируемый год.

После изучения этих документов и работы с ними Правительство вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год. Затем этот проект направляют в Комитет Государственный Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. После рассмотрения проекта бюджета в комитетах он с замечаниями и предложениями депутатов на обсуждении Государственной Думы, которая может обсуждать его в четырех чтениях.

В первом чтении рассматривается концепция и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ, проект программы внешних заимствований в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета (доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджета, распределение доходов от федеральных налогов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, дефицит федерального бюджета и источники покрытия дефицита, общий объем расходов бюджета).

Во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределение его средств по субъектам РФ.

В третьем чтении рассматриваются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации, всем уровня ведомственной классификации, распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, расходы на финансирование федеральных целевых программ, программы предоставления гарантий Правительства РФ, программа государственных внешних заимствований.

В четвертом чтении проект бюджета голосуется в целом, внесение поправок не допускается. Затем законопроект передается на рассмотрение Совета Федерации. После чего направляется на рассмотрение Президента РФ для подписания и обнародования.

3 этап - исполнение бюджета. Исполнение бюджета – это важнейший этап бюджетного процесса действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе использования которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица – плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

До 1998 г. осуществлялось кассовое исполнение бюджета, то есть операции со средствами на бюджетных счетах по зачислению доходов бюджета и платежам за счет бюджетных средств, проводилось либо органом Федерального казначейства, либо уполномоченным банком, в котором были открыты специальные бюджетные счета. Но эта система себя не оправдала, так как бюджетные средства часто использовались коммерческими банками в собственных интересах.

В РФ устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы казначейства возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) находится в Банке России. Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству.

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, заключающегося в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи. Защищенными статьями текущих расходов федерального бюджета являются: зарплата с учетом взносов на социальное страхование; стипендии; государственные пособия и некоторые другие.

Контроль за исполнением бюджета – важный этап бюджетного процесса, осуществляемый представительными органами власти, Счетной Палатой РФ и контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами.

В РФ контроль за исполнением бюджета имеет две формы: парламентский и административный контроль. Парламентский контроль осуществляется соответствующими представительными органами. Он предполагает:

Административный контроль осуществляется Минфином РФ, Казначейством РФ, финансовыми органами субъектов РФ и местного самоуправления, главными распорядителями бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений.

Административный контроль предполагает: