logo
УМКД Отчетность организаций финансового рынка / УМКД-

2. Понятие баланса. Структура и содержание статей баланса.

Третий закон движения Кеплера гласит: «На каждое действие име­ется равная и противоположная реакция». Так же обстоит дело с бух­галтерским учетом по методу двойной записи. Базисная бухгалтерская сбалансированность:

АКТИВЫ = ОБЯЗАТЕЛЬСТВА + СОБСТВЕННОСТЬ

Балансовый отчет – это фотоснимок предпринимательства в дан­ный момент времени. Отдельный показатель, приведенный в балансе, называется балансо­вой статьей. По своему значению все статьи группируются в две рав­новеликие совокупности показателей: статьи актива и статьи пассива, или просто – актив и пассив. В активе баланса отражается стоимость имущества банка, а в пассиве – величина собствен­ности и обязательства банка. Статьи актива и пассива ба­ланса группируются в разделы. Обычно таких разделов три в активе и три в пассиве.

Активы банка по своему значению в хозяйственной деятель­ности подразделяются на оборотные активы и внеоборотные (основ­ной капитал). В отдельном разделе баланса отражаются статьи вне­оборотных активов. Оборотные активы размещаются в других разделах. Основное правило: статьи актива должны размещаться в ба­лансе по степени их оборачиваемости или ликвидности.

В отдельном разделе пассива баланса отражаются статьи, характе­ризующие собственность. В других разделах отражаются долгосроч­ные обязательства и краткосрочные (текущие) обязательства.

Баланс-брутто и баланс-нетто. В бухгалтерские балансы включают не только статьи, отражающие имущество и обязательства и собствен­ность, но и регулирующие статьи, которые уточняют оценку отдель­ных статей активов и обязательств (пассивов). Бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи, если они входят в подсчет итога баланса, называется балансом-брутто. Если исключить регулирующие статьи, не подсчитывать их в итоговой сумме баланса, то такой баланс покажет чистую стоимость имущества банка. Его называют балансом-нетто.

Счет – основное понятие бухгалтерско­го учета. Это способ классификации, регистрации (отражения) и соизмерения первичных данных о проведенных хозяйственных операциях и дру­гих фактах экономического характера, которые должны получить от­ражение в бухгалтерском учете. Счета бухгалтерского учета взаимо­увязаны в единую систему двойной записью. Каждая операция, проведенная банком, должна получить отражение как ми­нимум на двух счетах. Возникают как бы незримые нити, связываю­щие счета.

Строение счетов. Каждый счет состоит из двух противоположных подмножеств показателей. Одна совокупность показателей относится к дебету счета, а другая – к его кредиту. С точки зрения внутреннего движения данных на счете дебет и кредит можно характеризовать как плюс и минус, отражающие увеличение или уменьшение по счету.

Подсчет цифровых данных, записанных по дебету или по кредиту счетов за определенный (обычно за отчетный) период, называют оборотом по счету. Оборот – это вектор цифровых значений, зарегис­трированных на счете, Различают дебетовый и, отдельно, кредитовый оборот по счету.

Соизмерение оборотов создает новую информацию, которую от­ражает сальдо счета. Сальдо – это остаток по счету на определенную (обычно отчетную) дату. Сальдо может быть дебетовым и кредито­вым — в зависимости от того, какой оборот доминировал на данном счете в отчетном периоде. Относительно самого отчетного периода сальдо может быть начальным (переходящим с предыдущего перио­да) и конечным – определенным в результате регистрации операций за отчетный период. Как правило, сальдо отличают по дате, на кото­рую оно вычислено.

Активные и пассивные счета. Дебет и кредит имеют различное (про­тивоположное) значение на активных и пассивных счетах. На актив­ных счетах дебет означает плюс (увеличение), а кредит – минус (уменьшение). На пассивных счетах, наоборот: по дебету отражается уменьшение (минус), а по кредиту – увеличение (плюс). Для правиль­ного отражения данных о хозяйственных операциях нужно научиться отличать активные счета от пассивных.

На активных счетах отражаются любые виды имущества банка и затраты на ведение хозяйственной деятельности, если они от­ражаются на специально выделяемых счетах. На пассивных счетах отражаются: собственность, обязательства и поступающие доходы, если для их отражения используются отдельные счета.

Определение сальдо на счетах. На активных счетах может быть толь­ко дебетовое сальдо или нулевое. При нулевом сальдо говорят: счет закрыт. Открыть счет – это, значит, записать на нем хотя бы одну хо­зяйственную операцию. Кредитовое сальдо на активных счетах (кро­ме расчетов) невозможно. Судите сами. Разве можно выдать из кассы больше наличных денег, чем их поступило? Можно, если был остаток денег с предыдущего периода. Но ведь больше, чем поступление + ос­таток, выдать никак нельзя.На пассивных счетах сальдо обычно кредитовое или нулевое. Де­бетовое сальдо возникает как результат учетной ошибки или перерас­хода отдельных средств.

Корреспонденция счетов. Хозяйственная операция, как правило, отражается на кредите одного счета и на дебете другого. То есть корре­спонденция счетов затрагивает их противоположные полюсы. Если операция на счете А записана по дебету, то на корреспондирующем счете Б она будет записана по кредиту. Обычно по дебету и кредиту корреспондирующих счетов записываются одинаковые суммы по ре­гистрируемой операции.

Регистрация всего множества хозяйственных операций и других фактов вызывает всего четыре корреспонденции счетов: Дебет активного счета – Кредит активного счета; Дебет активного счета – Кредит пассивного счета; Дебет пассивного счета – Кредит пассивного счета; Дебет пассивного счета –Кредит активного счета.

Синтетический и аналитический учет на счетах. Множество счетов, действующих в системе бухгалтерского учета, достаточно четко делит­ся на синтетические и аналитические счета. Первые из них представ­ляют агрегаты множества аналитических счетов. Они обобщают ин­формацию в определенные экономические показатели. Каждыйсинтетический счет имеет свои аналитические счета, которые не мо­гут участвовать в агрегировании показателей иного синтетическогосчета.

Аналитический или индивидуальный счет детализирует и конкре­тизирует информацию (вернее, часть информации) определенного синтетического счета. Информация из синтетических счетов формирует баланс и другие общие показатели финансовой отчетности, а информация из аналитических счетов слу­жит конкретным интересам управления.

Основные и операционные счета. На основных счетах отражаются имущество, обязательства и собственность банка. Сальдо этих счетов включается в отчетный бухгалтерский баланс. Операционные счета служат для учета хозяйственных процессов и выявления полученных результатов. На них обычно записывают до­ходы и расходы, полученные и понесенные в ходе проведенных опе­раций. Как правило, такие счета в конце отчетного периода закрыва­ются и сальдо не имеют. Результаты операций, выявленные на операционных счетах, переносятся на основные счета и через них от­ражаются в отчетном бухгалтерском балансе.

Типовой План счетов бухгалтерского учета в банках второго уровня и ипотечных организациях (с учетом изменений и дополнений) Зарегистрирован МЮ РК 11.09.2002 г. № 1973 Утвержден постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 30 июля 2002 года № 275 Рег. № 1463.

Настоящий типовой План счетов бухгалтерского учета в банках второго уровня и ипотечных организациях (далее – План счетов) разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» и определяет порядок отражения операций, совершаемых банками второго уровня Республики Казахстан (далее – банки) и ипотечными организациями на счетах бухгалтерского учета в целях составления ими финансовой отчетности.

В настоящем Плане счетов используются понятия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

План счетов представляет собой схему группировки финансово-хозяйственных операций банков и ипотечных организаций в бухгалтерском учете с разбивкой на следующие классы: 1) 1-ый класс – «Активы»; 2) 2-ой класс – «Обязательства»; 3) 3-ий класс – «Собственный капитал»; 4) 4-ый класс – «Доходы»; 5) 5-ый класс – «Расходы»; 6) 6-ой класс – «Условные и возможные требования и обязательства»; 7) 7-ой класс – «Счета меморандума к балансу».

Счета первых трех классов отражаются в бухгалтерском балансе банка и ипотечной организации. Счета четвертого и пятого классов отражаются в отчете о доходах и расходах банка. Результат деятельности банка за отчетный период отражается по счетам третьего класса. Первая цифра счета указывает на принадлежность к классу, вторая, третья цифры – на принадлежность к группе счетов, четвертая цифра определяет дальнейшую детализацию и расшифровку счетов группы.

Аналитический учет ведется по следующим признакам: 1) вид валюты; 2) резидент-нерезидент; 3) форма собственности; 4) отрасли экономики; 5) виды займов; 6) клиенты, эмитенты ценных бумаг, банки-корреспонденты; 7) иные необходимые признаки.

Первый класс «Активы» включает в себя следующие группы счетов:

1000 Деньги;

1010 Аффинированные драгоценные металлы;

1050 Корреспондентские счета;

1100 Требования к Национальному Банку Республики Казахстан;

1150 Банкноты национальной валюты до выпуска в обращение;

1200 Ценные бумаги, предназначенные для торговли;

1250 Вклады, размещенные в других банках;

1300 Займы, предоставленные другим банкам;

1320 Займы и финансовый лизинг, предоставленные организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций;

1350 Расчеты с филиалами;

1400 Требования к клиентам;

1450 Ценные бумаги, имеющиеся в наличии для продажи;

1458 Операции "обратное РЕПО" с ценными бумагами;

1470 Инвестиции в капитал и субординированный долг;

1480 Ценные бумаги, удерживаемые до погашения;

1550 Расчеты по платежам;

1600 Товарно-материальные запасы;

1610 Долгосрочные активы, предназначенные для продажи;

1650/1690 Основные средства и нематериальные активы;

1700 Начисленные доходы, связанные с получением вознаграждения;

1790 Предоплата вознаграждения и расходов;

1810 Начисленные комиссионные доходы;

1830 Просроченные комиссионные доходы;

1850 Прочие дебиторы;

1890 Требования по операциям с производными финансовыми инструментами.

Второй класс «Обязательства» включает в себя следующие группы счетов:

2010 Корреспондентские счета;

2020 Вклады до востребования других банков;

2030 Займы, полученные от Правительства Республики Казахстан;

2040 Займы, полученные от международных финансовых организаций;

2050 Займы, полученные от других банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;

2110 Займы овернайт;

2120 Срочные вклады;

2150 Расчеты с филиалами;

2200 Обязательства перед клиентами;

2255 Операции "РЕПО" с ценными бумагами;

2300 Выпущенные в обращение ценные бумаги;

2400 Субординированные долги;

2550 Расчеты по платежам;

2700 Hачисленные расходы, связанные с выплатой вознаграждения;

2770 Начисленные расходы по административно-хозяйственной деятельности;

2790 Предоплата вознаграждения и доходов;

2810 Начисленные комиссионные расходы;

2830 Просроченные комиссионные расходы;

2850 Прочие кредиторы;

2890 Обязательства по операциям с производными финансовыми инструментами.

Третий класс «Собственный капитал» включает в себя следующие группы счетов:

3000 Уставный капитал;

3100 Дополнительный капитал;

3200 Резервы (провизии) на общебанковские риски;

3500 Резервный капитал и резервы переоценки.

Четвертый класс «Доходы» включает в себя следующие группы счетов:

4050 Доходы, связанные с получением вознаграждения по корреспондентским счетам;

4100 Доходы, связанные с получением вознаграждения по вкладам, размещенным в Национальном Банке Республики Казахстан;

4200 Доходы, связанные с получением вознаграждения по ценным бумагам;

4250 Доходы, связанные с получением вознаграждения по вкладам, размещенным в других банках;

4300 Доходы, связанные с получением вознаграждения по займам, предоставленным другим банкам;

4320 Доходы, связанные с получением вознаграждения по займам и финансовому лизингу, предоставленным организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, или полученным от организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;

4350 Доходы по расчетам с филиалами;

4400 Доходы, связанные с получением вознаграждения по требованиям к клиентам;

4450 Доходы, связанные с получением вознаграждения по прочим ценным бумагам;

4465 Доходы, связанные с получением вознаграждения по операциям "Обратное РЕПО" с ценными бумагами;

4470 Доходы, связанные с получением вознаграждения по инвестициям в капитал и субординированный долг;

4480 Доходы, связанные с получением вознаграждения по ценным бумагам, удерживаемым до погашения;

4500 Доходы по дилинговым операциям;

4600 Комиссионные доходы;

4700 Доходы от переоценки;

4730 Реализованные доходы от переоценки;

4850 Доходы от продажи;

4870 Доходы, связанные с изменением доли участия в уставном капитале юридических лиц;

4890 Доходы по операциям с производными финансовыми инструментами;

4900 Неустойка (штраф, пеня);

4920 Прочие доходы;

4950 Доходы от восстановления резервов (провизий);

4999 Доход до налогов.

Пятый класс «Расходы» включает в себя следующие группы счетов:

5020 Расходы, связанные с выплатой вознаграждения по корреспондентским счетам;

5030 Расходы, связанные с выплатой вознаграждения по займам, полученным от Правительства и местных исполнительных органов Республики Казахстан;

5040 Расходы, связанные с выплатой вознаграждения по займам, полученным от международных финансовых организаций;

5050 Расходы, связанные с выплатой вознаграждения по займам, полученным от других банков;

5060 Расходы, связанные с выплатой вознаграждения по займам, полученным от организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;

5090 Другие расходы, связанные с выплатой вознаграждения;

5110 Расходы, связанные с выплатой вознаграждения по займам овернайт;

5120 Расходы, связанные с выплатой вознаграждения по вкладам других банков;

5150 Расходы по расчетам с филиалами;

5200 Расходы, связанные с выплатой вознаграждения по требованиям клиентов;

5250 Расходы, связанные с выплатой вознаграждения по операциям "РЕПО" с ценными бумагами;

5300 Расходы, связанные с выплатой вознаграждения по ценным бумагам;

5400 Расходы, связанные с выплатой вознаграждения по субординированному долгу;

5450 Ассигнования на обеспечение;

5500 Расходы по дилинговым операциям;

5600 Комиссионные расходы;

5700 Расходы от переоценки;

5720 Расходы по оплате труда и обязательным отчислениям;

5730 Реализованные расходы от переоценки;

5740 Общехозяйственные расходы;

5760 Налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет, кроме подоходного налога;

5780 Амортизационные отчисления;

5850 Расходы от продажи;

5870 Расходы, связанные с изменением доли участия в уставном капитале юридических лиц;

5890 Расходы по операциям с производными финансовыми инструментами;

5900 Неустойка (штраф, пеня);

5920 Прочие расходы;

5999 Подоходный налог.

Шестой класс «Условные и возможные требования и обязательства» включает в себя следующие группы счетов:

6000-6500 Счета по аккредитивам;

6050-6550 Счета по гарантиям;

6080-6580 Требования (обязательства) к должнику по форфейтинговым операциям;

6100-6600 Счета по размещению вкладов и займов в будущем;

6130-6630 Счета по неподвижным вкладам клиентов;

6150-6650 Счета по получению вкладов и займов в будущем;

6180-6880 Возможные требования (обязательства) по векселям;

6200-6700 Счета по приобретению ценных бумаг и финансовых фьючерсов, а также по иным производным финансовым инструментам;

6300-6800 Счета по продаже ценных бумаг и финансовых фьючерсов, а также по иным производным финансовым инструментам;

6400-6900 Счета по купле-продаже валютных ценностей.

Седьмой класс «Счета меморандума к балансу» включает в себя следующие группы счетов:

7100 Мемориальные счета – активы;

7200 Мемориальные счета – пассивы;

7300 Мемориальные счета – прочие;

7400 Пенсионные активы накопительных пенсионных фондов, принятые на хранение;

7500 Ипотечные займы, права требования, по которым приняты в доверительное управление;

7600 Активы клиентов, находящиеся в доверительном (инвестиционном) управлении;

7630 Обязательства по операциям по доверительному (инвестиционному) управлению;

7650 Капитал;

7660 Доходы по операциям по доверительному (инвестиционному) управлению;

7680 Расходы по операциям по доверительному (инвестиционному) управлению;

7700 Активы, принятые на кастодиальное хранение, за исключением пенсионных активов накопительных пенсионных фондов [1, 2, 3].