logo
УМКД Отчетность организаций финансового рынка / УМКД-

2. Оценка и износ, амортизация и переоценка основных средств.

При централизованном учете основных средств в бэк-офисе банка каждому подразделению по группам учета основных средств открываются и ведутся отдельные счета с указанием соответствующего плана счетов (Главной бухгалтерской книги). На основании сведений, полученных от фронт-офиса об оприходовании или списании основных средств, бэк-офис банка осуществляет проводки по лицевым счетам по отражению на балансе принятых или списанию с баланса выбывающих основных средств подразделению банка два экземпляра ведомости наличия основных средств банка. Первый экземпляр подшивается в хронологическом порядке в бэк-офисе банка, второй направляется в филиал банка. Далее бэк-офис банка высылает в бэк-офис подразделения банка выписку по лицевому счету с приложенной копией платежного ордера о производственной оплате не позднее следующего дня после оплаты. При получении выписки по лицевому счету с приложенной копией платежного ордера на указанную в них сумму в бэк- офисе подразделения уменьшается лимит по капитальным вложениям.

В бэк-офисе подразделения по каждой группе учета основных средств ведутся лицевые счета на внебалансовых счетах (их номера определяет главная бухгалтерия головного банка). При поступлении основных средств по каждому их виду и по каждому предмету заводится отдельная инвентарная карточка и делается соответствующая запись в журнале учета основных средств, которые можно вести программным способом. Записи производятся в тенге, без тиынов. В инвентарной карточке указывается наименование предмета, реквизиты документа, согласно которому он приобретен. Карточки размещаются в картотеке по группам учета основных средств. Одновременно с произведенными записями в бэк-офис банка отправляются все необходимые реквизиты, указанные в инвентарной карточке для оприходования на баланс банка.

Учетная политика банка предусматривает вопрос, принимает ли подразделение банка безвозмездно основные средства самостоятельно, с по­следующим уведомлением головного банка, или только с его разрешения.

При централизованной оплате договоров, заключенных на приобретение основных средств, франт-офис подразделения представляет их для оплаты в бэк-офис банка. При децентрализованном порядке учета согласно условиям договора франт-офис подразделения банка выписывает распоряжение на оплату за подписью руководителя, ответственного за своевременное выполнение договора, и передает распоряжение в бэк-офис подразделения. Бэк-офис проверяет правильность оформления договора и распоряже­ния на оплату и только затем вносит сумму согласно условиям договора. При этом уплаченный налог на добавленную стоимость за приобретаемые основные средства отражается на счетах оплаченного налога на добавленную стоимость (НДС). В учетной политике банк должен предусмотреть перечень основных средств, по которым НДС включается в их стоимость. Ответственный работник банка делает отметку в журнале регистрации договоров о произведенной предоплате.

Главная бухгалтерия банка открывает отдельный лицевой счет соответствующему подразделению банка по каждому заключенному договору. Фронт-офис подразделения банка после получения основных средств от поставщика сверяет наименование, количество, цену за единицу и общую стоимость основных средств, указанных в договоре со спецификацией и счет-фактурой, и составляет акт сдачи-приемки.

После произведенной сверки на идентичность перечисленных выше реквизитов представляет копии оригиналов первичных документов в бэк-офис подразделения банка, который вместе с типовой ведомостью по приходу основных средств направляет их для окончательного расчета в бэк-офис банка, при этом в случае наличия многопредметных основных средств бэк-офис подразде­ления банка в типовой ведомости указывает стоимость каждого предмета. При децентрализованной оплате документы направляются в бэк-офис подразделения банка.

Приобретение основных средств оформляется Актом приемки-передачи основных средств. Оприходование на баланс поступивших основных средств в том числе оборудования, не требующего монтажа, производится при наличии договора в момент оплаты. На сумму договора выписывается платежный ордер с указанием наименования подразделения банка. Стоимость монтажных работ по установке оборудования относится на увеличение его стоимости после получения актов выполненных работ. Оприходование бэк-офисом банка на баланс безвозмездно полученных основных средств производится в соответствии со стоимостью основных средств, установленных оценочной комиссией банка. При получении и оприходовании основных средств заведующий складом выписывает приходную квитанцию на основании сверки товарно-транспортных накладных, счетов спецификаций и других документов с фактическим наличием основных средств. Приходная квитанция передается в бэк-офис подразделения, который, в свою очередь, передает ее бэк-офису банка для оприходования.

Каждому объекту основных средств, принятому на учет, присваивается инвентарный номер. Он сохраняется на все время эксплуатации объекта и обозначается на нем путем нанесения краски, насечки и т.д. Объекты основных средств нумеруются по порядково-серийной системе, номер указывается во всех первичных документах бухгалтерского учета. Инвентарными номерами транспортных средств служат номера, присвоенные им госавтоинспекцией. Присваивать вновь поступившим основным средствам инвентарные номера выбывших объектов нельзя, так как это может привести к путанице и ошибкам.

Аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках заведенных для каждого предмета, а также в журнале учета основных средств. В карточках проставляются номера, указанные на учитываемых предметах (первоначальная или восстановительная стоимость, норма амортизационных отчислений, величина износа на момент оприходования и др.). Карточки размещаются в картотеке по группам однородных предметов. На арендованные в порядке текущей аренды основные средства инвентарные карточки не открываются. Для их аналитического учета используют копию карточки, прилагаемой арендодателем к акту. При реконструкции, значительной достройке или дооборудовании объектов открывается новая карточка. При выбытии основных средств инвентарная карточка из картотеки изымается.

По получению основных средств и завершении всех работ проектно-сметная документация и все документы по строительству и земельному участку передаются на хранение в кассу и оприходуются на счета меморандума в оценке 1 тенге.

Основные средства отражаются в бухгалтерском учете в момент оприходования по первоначальной стоимости, включающей все фактически произведенные необходимые затраты по возведению или приобретению основных средств, в том числе уплаченные при покупке невозмещаемые налоги и сборы (например, НДС, уплаченный при составлении договора на куплю и т.д.), затраты по доставке, монтажу, установке, пуску в эксплуатацию, проценты за кредит, предоставленный на период строительства (такие затраты капитализируются в связи с длительностью использования кредита) и любые другие расходы, непосредственно связанные с привлечением актива в рабочее состояние для его использования по назначению. Расходы, не являющиеся необходимыми (например, расходы по ликвидации повреждения, во время транспортировки) в первоначальную стоимость не включаются, а учитываются как расходы текущего периода.

Приобретение основных средств без предварительной оплаты: получение основных средств (без предоплаты), не требующих монтажа: Дт 1652, 1653, 1655 Кт 2856; получение основных средств, требующих проведения монтажных работ: Дт 1651 Кт 2856; оплата (полная) за полученные основные средства, в том числе требующие монтажа: Дт 2856 Кт 1050; оплата за проведенные монтажные работы: Дт 2856 Кт 1050; после проведения строительно-монтажных работ и представления актов производится оприходование средств: Дт 1652, 1653, 1655 Кт 1856.

Приобретение основных средств с предварительной оплатой: при предварительной оплате (не более 50%) за приобретаемые основные средства: Дт 1856 Кт 1050; на сумму окончательного расчета: Дт 1856 Кт 1050; оприходование основных средств: Дт 1652, 1653, 1656 Кт 1856; по основным средствам, требующим монтажа: Дт 1651 Кт 1856; оплата за проведенные монтажные работы: Дт 1856 Кт 1050; после проведения строительно-монтажных работ и представления актов производится оприходование средств: Дт 1652, 1653, 1654 Кт 1856.

Уплата НДС в бюджет за приобретаемые основные средства: на сумму предоплаты за основные средства с учетом НДС: Дт 1856 Кт 1050; при оприходовании основных средств, то есть по факту их получения на сумму уплаченного НДС в бюджет: Дт 1851 Кт 1856; на сумму производимого зачета по НДС, исчисленного по удельному весу облагаемого налогового оборота в соответствии с налоговым законодательством: Дт 2851 Кт 1851.

Если в результате переоценки стоимость основных средств возрастает, увеличение отражается по статье бухгалтерского баланса 3540 «Фонд переоценки основных средств» (и в Главной бухгалтерской книге) как увеличение собственного капитала, но не признается как доход в отчете о результатах финансово-хозяйственной деятельности. Сумма корректировки износа учитывается как расходы банка. В случае если стоимость основных средств снижается, это происходит за счет фонда переоценки банка. В случае недостачи средств этого фонда снижение стоимости основных средств производится за счет расходов банка. Начисленная сумма износа на дату проведения переоценки основных средств корректируется пропорционально изменению стоимости основных средств.

Отражение операций по начислению амортизационных отчислений и переоценки стоимости основных средств производится по каждому объекту.

При централизованном учете бэк-офис банка по результатам выполненных работ высылает в бэк-офис подразделения банка выписки лицевых счетов с приложенными копиями распоряжений о произведенных операциях по начислению амортизации или переоценки с расшифровкой суммы оборота по каждому инвентарному объекту.

На основании полученных выписок лицевых счетов с приложенными копиями мемориальных ордеров о произведенных операциях по начислению амортизации или переоценке, с расшифровкой суммы оборота по каждому инвентарному объекту в бэк-офисе подразделения банка не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца производится: запись по соответствующим внебалансовым счетам; запись соответствующих сумм в инвентарной карточке; корректировка соответствующих сумм в журнале учета основных средств. О произведенных записях для сверки по состоянию на 1-е число каждого месяца высылается подтверждение в бэк-офис банка.

Начисление амортизации производится ежемесячно независимо от выбранных методов: Дт 5781, 5782, 5783 Кт 1692, 1693, 1694.

Переоценка основных средств: при положительной переоценке: Дт 1652, 1653, 1654 - на сумму переоценки основных средств Кт 3540 и одновременно производится корректировка износа основных средств: Дт 3540 Кт 1652, 1653, 1654 - на сумму переоценки амортизационных отчислений; при отрицательной переоценке: Дт 3540 Кт 1652, 1653, 1654 - на сумму переоценки основных средств и одновременно производится корректировка износа ОС: Дт 1692, 1693, 1694 - на сумму переоценки амортизационных отчислений Кт 3540.

Банк определяет объекты основных средств, которые подлежат списанию в тех случаях, когда восстановление их невозможно или экономически нецелесообразно, а также когда они не могут быть в восстановленном порядке реализованы или переданы безвозмездно юридическим или физическим лицам.

При ликвидации основных средств составляется акт ликвидации ОС.

Филиалом и соответствующим подразделением может осуществляться реализация объектов основных средств, высвободившихся в связи со строительством, расширением, реконструкцией или техническим перевооружением филиала.

Для реализации основных средств рекомендуется определить размеры сумм, при которых филиал реализует основные средства: самостоятельно; на основании решения комиссии банка, утвержденной председателем банка; с разрешения высшего руководства банка.

Цена реализации выбываемых основных средств определяется комиссией по списанию банка самостоятельно с учетом рыночных цен.

Решение высшего руководства банка о реализации основных средств должно содержать следующие сведения: наименование; цена либо стартовая цена при проведении аукциона; поручение филиалу или соответствующему подразделению о реализации и представлении соответствующих документов бэк-офиса банка; поручение бэк-офису банка о выполнении соответствующих записей по балансовым счетам банка на основании документов, полученных от филиала или соответствующего подразделения; приложение к постановлению, в котором указываются перечень наименований реализуемых основных средств, дату их приобретения, инвентарный номер, балансовую и остаточную стоимость, сумму начисленной амортизации (износа), сумму переоценки, а по автотранспорту дополнительно государственный номер, номера двигателя и шасси.

Реализация основных средств осуществляется в установленном законодательством порядке с заключением договора купли-продажи, заверенного печатями и подписями руководителей обеих сторон. Заключаемые договора предварительно визируются главным бухгалтером и руководителем юридической службы филиала банка.

Передача основных средств банка на баланс других юридических лиц при наличии решения высшего руководства банка производится на основании акта приема-передачи, в котором указываются наименование, инвентарный и заводской номера, дата приобретения, первоначальная и балансовая стоимость, сумма начисленной амортизации и переоценки передаваемых основных средств.

Акт подписывается уполномоченными пред­ставителями двух сторон и утверждается в головном банке руководителем административной службы банка и первый экземпляр акта направляется в бэк-офис банка для осуществления соответствующих записей по балансовым счетам банка.

Кроме того, на передаваемые основные средства филиалом или соответствующим подразделением составляется типовая ведомость в двух экземплярах, один из которых направляется в бэк-офис банка.

При безвозмездной передаче ОС физическим лицам, филиалом или соответствующим подразделением оформляется договор дарения.

Первый экземпляр договора с приложенной типовой ведомостью направляется в бэк-офис банка.

Бэк-офис банка на основании полученной от филиала или соответствующего подразделения типовой ведомости и акта приема-передачи выполняет соответствующие записи по балансовым счетам банка.

При списании полностью амортизированных основных средств выполняются проводки: на сумму балансовой стоимости: Дт 1692, 1693, 1694 Кт 1652, 1653, 1654; на всю оставшуюся сумму произведенной переоценки: Дт 3540 Кт 3599.

При списании основных средств с остаточной стоимостью на сумму разницы между балансовой стоимостью и суммами начисленного износа и проведенной переоценке выполняются проводки: до начисления амортизации: Дт 5781, 5782, 5783 Кт 1692, 1693, 1694; списание суммы балансовой стоимости: Дт 3540, 1692, 1693, 1694 Кт 1652, 1653, 1654; на сумму всей оставшейся суммы переоценки: Дт 3540 Кт 3599 .

Если в дальнейшем списание основных средств будет реализовываться, то банк выполняет следующие проводки на сумму реализации: Дт 1050 Кт 4852.

Полученные в результате разборки и демонтажа детали, узлы и другие материальные ценности приходуются по указанной комиссией стоимости: Дт 1602 Кт 4920.

С целью выявления фактического наличия основных средств и контроля за их сохранностью периодически производится инвентаризация основных средств в соответствии с действующими нормативными, правовыми и иными актами.

В ходе инвентаризации устанавливают соответствие между учетными данными и фактическим наличием основных средств, определяют их комплектность, техническое состояние, степень использования по назначению. Для проведения этой работы приказом по банку создается инвентаризационная комиссия.

До начала инвентаризации проверяют наличие и состояние инвентарных карточек, технических паспортов, документов на сданные и принятые в аренду объекты, подготавливают необходимую документацию, уточняют перечень основных средств по местам нахождения. Члены комиссии в присутствии должностных или материально ответственных лиц осматривают основные средства и фиксируют в инвентарных описях их фактическое наличие по наименованиям, назначению, инвентарным номерам.

Отдельно записывают выявленные при инвентаризации неучтенные объекты, а также непригодные для эксплуатации и восстановления основные средства.

Объекты, не числящиеся в учете, отражаются в описи по восстановительной стоимости.

Одновременно выявляется, когда и по чьему распоряжению приобретены неучтенные объекты, куда списаны соответствующие затраты.

Данные инвентаризации отражаются в Инвентарной ведомости основных средств.

Определение нематериальных активов в бухгалтерском учете сходно с определением основных средств, то есть они приобретаются с целью использования на продолжительный срок и не предназначены для продажи в процессе обычной деятельности.

Они также признаются, если только существует вероятность получения в будущем выгод от их использования и если их можно надежно оценить.