logo
УМКД Отчетность организаций финансового рынка / УМКД-

1. Сущность учетно-операционной ра­боты в банке.

Основой бухучёта в банке является операционная работа. Она разнообразная и сложна, что объясняется множеством форм денежных расчётов, способов и правил выдачи и погашения ссуды, особенностей осуществления платежей. Операционная работа: 1) приём и проверка правильности денежных документов от клиентов банка; 2) подготовка документов для их отражения в бухучёте; 3) оперативный учёт поступления денежных средств и платежей; 4) учёт данных для регулирования задолженности по банковским ссудам; 5) контроль над зачислением денежных средств.

Выполнение ежедневной операционной работы и связанное с ней ведение бухучёта принято называть учётно-операционной работой (УОР), а работников, выполняющих соответствующие функции, - учётно-операционным аппаратом банка. Правильная и чёткая организация УОР обеспечивает успешное выполнение всех функций, возложенных на банки. Все банковские операции считаются завершёнными, если они отражены в учёте. Организация УОР в банке: 1) построение учётно-операционного аппарата; 2) организация рабочего дня; 3) организация документооборота; 4) внутрибанковский контроль.

Бухгалтерия – самостоятельное структурное подразделение банка, ведущее учёт и составляющее отчётность. Возглавляется главным бухгалтером, осуществляющим организационно-контрольную функцию. Учётные группы – ведут счета однородные по содержанию.

Главбух обеспечивает: 1) контроль и отражение на счетах бухучёта всех операций, осуществляемых банком; 2) оформление открытия расчётных, текущих и прочих счетов; 3) контроль исправлений в лицевых счетах; 4) контроль начислений процентов по счетам; 5) контроль над использованием бланков строгой отчётности; 6) распределение счетов бухучёта и обязанностей между ответственными исполнителями; 7) предоставление руководству банка оперативной информации; 8) составление отчётности в определённые сроки; 9) осуществление экономического анализа финансовой отчётности.

Главбух ежедневно проверяет: 1) правильность кассовых операций; 2) полноту оприходования денег; 3) сводку оборотов и баланс за день; 4) правильность формирования и хранения расчётно-денежных документов.

Главбух обязан составить должностные инструкции работников-бухгалтеров банка с указанием закреплённых счетов и штампов, порядок ведения и регистрации операций в книгах, журналах и/или передачи обработанных сведений в информационную систему банка, распределить права и обязанности.

В зависимости от особенностей деятельности банка, количества функций и операций по-разному может быть укомплектован штат бухгалтеров, а также различным образом комбинироваться функции бухгалтерских работников. Обязанности ответственных исполнителей регламентируются в перечне основных обязанностей учётно-операционных работников банка: 1) соответствующая обработка поступивших документов (зачисление, перечисление, выдача денег), проверка законности операций, целевое назначение платежей, оформление платёжных инструментов, соблюдение правил расчётов; 2) все обработанные документы должны быть заверены подписью ответственного исполнителя. В зависимости от величины и специализации банка, а также объёма выполняемых операций могут быть выбраны различные варианты организации бухгалтерского аппарата.