1. Сущность учетно-операционной работы в банке.
Основой бухучёта в банке является операционная работа. Она разнообразная и сложна, что объясняется множеством форм денежных расчётов, способов и правил выдачи и погашения ссуды, особенностей осуществления платежей. Операционная работа: 1) приём и проверка правильности денежных документов от клиентов банка; 2) подготовка документов для их отражения в бухучёте; 3) оперативный учёт поступления денежных средств и платежей; 4) учёт данных для регулирования задолженности по банковским ссудам; 5) контроль над зачислением денежных средств.
Выполнение ежедневной операционной работы и связанное с ней ведение бухучёта принято называть учётно-операционной работой (УОР), а работников, выполняющих соответствующие функции, - учётно-операционным аппаратом банка. Правильная и чёткая организация УОР обеспечивает успешное выполнение всех функций, возложенных на банки. Все банковские операции считаются завершёнными, если они отражены в учёте. Организация УОР в банке: 1) построение учётно-операционного аппарата; 2) организация рабочего дня; 3) организация документооборота; 4) внутрибанковский контроль.
Бухгалтерия – самостоятельное структурное подразделение банка, ведущее учёт и составляющее отчётность. Возглавляется главным бухгалтером, осуществляющим организационно-контрольную функцию. Учётные группы – ведут счета однородные по содержанию.
Главбух обеспечивает: 1) контроль и отражение на счетах бухучёта всех операций, осуществляемых банком; 2) оформление открытия расчётных, текущих и прочих счетов; 3) контроль исправлений в лицевых счетах; 4) контроль начислений процентов по счетам; 5) контроль над использованием бланков строгой отчётности; 6) распределение счетов бухучёта и обязанностей между ответственными исполнителями; 7) предоставление руководству банка оперативной информации; 8) составление отчётности в определённые сроки; 9) осуществление экономического анализа финансовой отчётности.
Главбух ежедневно проверяет: 1) правильность кассовых операций; 2) полноту оприходования денег; 3) сводку оборотов и баланс за день; 4) правильность формирования и хранения расчётно-денежных документов.
Главбух обязан составить должностные инструкции работников-бухгалтеров банка с указанием закреплённых счетов и штампов, порядок ведения и регистрации операций в книгах, журналах и/или передачи обработанных сведений в информационную систему банка, распределить права и обязанности.
В зависимости от особенностей деятельности банка, количества функций и операций по-разному может быть укомплектован штат бухгалтеров, а также различным образом комбинироваться функции бухгалтерских работников. Обязанности ответственных исполнителей регламентируются в перечне основных обязанностей учётно-операционных работников банка: 1) соответствующая обработка поступивших документов (зачисление, перечисление, выдача денег), проверка законности операций, целевое назначение платежей, оформление платёжных инструментов, соблюдение правил расчётов; 2) все обработанные документы должны быть заверены подписью ответственного исполнителя. В зависимости от величины и специализации банка, а также объёма выполняемых операций могут быть выбраны различные варианты организации бухгалтерского аппарата.
- Содержание учебно-методического комплекса дисциплины
- 1. Типовая учебная программа дисциплины
- 2. Организация и планирование курса
- 2.1 Курс лекционных занятий
- 2.2 Курс практических (семинарских) занятий
- 2.3.Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя (срсп)
- 2.4.Самостоятельная работа студента (срс)
- 5. Критерии и правила выставления баллов
- 3. Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины
- 3.1. Список литературы
- 3.2 Методическое обеспечение дисциплины
- 3.3 Перечень специализированных средств
- Методические рекомендации по дисциплине
- Лекционный комплекс
- Тема 1: Предмет и задачи бухгалтерского учета в банках.
- 1. Роль и политика бухгалтерского учета в банках.
- 2. Международные стандарты финансового учета и отчетности.
- Тема 2: Организация учетно-операционной работы в банке.
- 1. Сущность учетно-операционной работы в банке.
- 2. Требования к организации бухгалтерского учета.
- Тема 3: Банковский баланс и принципы его построения.
- 1. Учетная политика банка.
- 2. Понятие баланса. Структура и содержание статей баланса.
- Тема 4: Документация, документооборот и контроль в коммерческих банках.
- 1. Сущность банковской документации.
- 2. Организация документооборота по банковским операциям.
- 3. Значение контроля банка и основные его виды.
- Тема 5: Учет расчетных операций.
- 1. Порядок открытия, ведения, закрытия банковских счетов.
- 2. Принципы организации и формы безналичных расчетов.
- 3.Расчеты платежными поручениями и платежными требованиями-поручениями.
- Тема 6: Учет межбанковских корреспондентских отношений.
- 1. Значение корреспондентских отношений банков.
- 2. Виды корреспондентских счетов, порядок их открытия.
- Тема 7:Учет кассовых операций.
- 1. Организация кассовой работы в кб.
- 2. Прием наличных денег в приходные кассы и их отражение в учете.
- Тема 8: Учет кредитных операций.
- 1. Порядок учета кредитных операций коммерческих банков.
- 2. Порядок формирования резервов на покрытие убытков по кредитам и их использования.
- Тема 9: Учет депозитных операций.
- 1. Депозитная политика кб.
- 2. Порядок учета депозитных операций в кб.
- Тема 10: Учет операций с ценными бумагами.
- 1. Порядок учета ценных бумаг.
- 2. Учет операций «репо».
- 3. Организация учета выпуска банком ценных бумаг в обращение.
- Тема 11: Учет операций с иностранной валютой.
- 1. Учет сделок спот по покупке, обмену, продаже иностранной валюты
- 2. Учёт операций с форвардными сделками.
- Тема 12: Учет основных средств, нематериальных активов и аффинированных драгоценных металлов.
- 1. Общая характеристика основных средств банка, их классификация.
- 2. Оценка и износ, амортизация и переоценка основных средств.
- 3. Общая характеристика нематериальных активов банка, их классификация и учёт.
- Тема 13: Учет доходов и расходов банка.
- 1. Понятие и классификация доходов и расходов банка.
- 2. Учет доходов банка.
- 3. Учет расходов банка.
- Тема 14: Учет собственного капитала банка.
- 1. Общие понятия собственного и акционерного капитала банка.
- 2. Учет регистрации выпуска ценных бумаг.
- Тема 15: Финансовая отчетность в коммерческих банках.
- 1. Цель, задачи и значение финансовой отчетности.
- 2. Основные формы финансовой отчётности.
- План практических (семинарских) занятий
- 7.Материалы по подготовке к срс
- Тема 6:Учет межбанковских корреспондентских отношений.
- Тема 8: Учет кредитных операций.
- Тема 11: Учет операций с иностранной валютой.
- Тема 14: Учет собственного капитала банка.
- Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся