logo
Шпоры_РЦБ_готово

27. Понятие и цели регулирования рцб. Методы, формы, органы государственного регулирования рцб в рб.

Регулирование рынка – многоуровневый процесс воздействия на деят-ть всех уч-ков рынка. Оно может осуществляться как со стороны гос-ва, так и со стороны самих уч-ков.

Объекты регулирования: -эмитенты ц/б; - организации, занимающиеся их размещением; -инвесторы; -организации, привлекаемые для управления иностр-ми инвестициями; -фондовые посредники; -саморегулируемые организации.

Регулирование должно быть направлено на создание благоприятных условий деят-ти. Цель – обеспечение стабильности и инвестиц-ной направленности рынка, обеспечение баланса м/у потоками сбережений и инвестиций.

Международная ассоциация комиссии по ЦБ ( IOSCO) разработала международные стандарты. Ее цели: 1. защита инвесторов от манипулятивной, мошеннической и инсайдерской(имеет доступы к служебной информации) практики. 2.обеспечение справедливости, эффективности и прозрачности рынка, равенство участников. 3. снижение системного риска.

В зависимости от степени участия гос-ва в рыночных процессах в мире сложились и действуют 2 модели регулирования:

1)Англоамериканская – большая часть функций передается саморегулируемому органу. Роль государства минимальная. В США – комитет по ЦБ.

2)Германская – в основном функции государства.

Государственное регулирование происходит со стороны органов государственной власти и управления. В РБ преобладает Департамент по ЦБ в рамках Минфина. Нет законодательства для саморегулирующихся организаций.

Нац. ассоциация участников РЦБ – не очень большие полномочия, ничего не могут создавать. Главный элемент инфраструктуры – Белорусская фондовая биржа.

2-хуровневая депозитарная система, профессиональные участники рынка – около 67.Из них около 50% - банки.

Гос. регулирование может осуществляться с применением форм прямого воздействия и косвенного регулирования.

Методы прямого рег-ния: - установление требований ко всем участникам рынка,- лицензирование ипроф-й деятельности с ЦБ; -обязательная регистрация выпусков эмис-ых ЦБ и эмитентов; -установ-ие правил по раскрытию информации; -создание системы контроля за функционир-ем рынка и санкций за нарушение установ-ых норм и правил.

Методы косв-го рег-ния предполагают использ-ие эк-ких рычагов, которые включают: -общеэкон-кие: ДКП (уч. ставка ЦБ, нормы обязат-ых резервов, операции на открытом рынке, и др.), -налоговую политику(налог-е ставки, льготы, освоб-ие от уплаты налогов)

Должно быть сочетание гос-го регулирования и саморегулирующийся организации. Гос-ное вмешательство должно быть минимальным - только в случае необходимости. Принцип единства нормативно-правовой базы должен соблюдаться. Функциональное рег-ние должно сочетаться с институциональным (функциональное - правило, контроль; институциональное - финансовое положение конкретных фин. институтов).

Основные элементы системы рег-ния: 1) создание законодательной и нормативной правовой базы; 2) создание органов гос-го рег-ния; 3)создание инфраструктуры отвечающей потребностям и целям развития рынка.

В РБ основные законодат-ые документы: ГК, инвестиционный кодекс, закон «О ц/б и фонд. бирже», закон «Об обращении простых и переводных векселей » и др.

Органы: Президент, Нац. Собрание, СовМин, МинФин – Департамент по ЦБ, НБ

Задачи Департамента:

1)гос-ное рег-ние, обеспеч-е контроля и надзора за выпуском ЦБ, деят-тью уч-ков

2) регистрация выпуска ЦБ

3)лицензирование деятельности

Главным эмитентом инфраструктуры РЦБ в РБ является Белорусская валютно-фондовая биржа.