logo
БМФ_Экзамен

37.Методы управления кредитным риском.

Их пиздец как много! На консультации спросим обязательно ли про все говорить. Может можно будет их тупо перечислить и про 1 подробно рассказать. Пока оставляю этот вопрос такимздоровым, потом еще сокращу! Ну или потом каждый для себя выберет 1 метод, а остальные удалит. Но представление нужно обо всех иметь, мне каж =)

Методы управления кредитным риском

№ п/п

Методы управления

Конкретные действия

  1. 1

Дифференциация заемщиков

Оценка кредитоспособности ссудозаемщика; определение условий ссуды, исходя из оценки

  1. 2

Диверсификация кредитных вложений

Применение разных объектов кредитования, создание филиалов для борьбы с территориальным и отраслевым риском

  1. 3

Лимитирование рисков

Применение лимитов объема крупных вложений, приходящихся на единицу собственных средств банка. Лимитирование объемов кредитования одним заемщиком. Лимитирование объемов кредитования для крупных заемщиков.

  1. 4

Хеджирование рисков

Проведение операций с кредитными деривативами.

  1. 5

Деление рисков

Сотрудничество с другими банками по кредитованию совместных проектов

Дифференциация заемщиков. Дифференцированность – один из принципов кредитования, который, наряду с платностью, срочностью возврата и обеспеченностью составляет основу кредитной системы. Дифференцированность означает, что не все заявки на предоставление кредита будут удовлетворены банком. Однако способы предпочтения одних клиентов другим могут быть различными. Поскольку в России все КБ – универсальные, то наиболее правильным способом будет дифференциация заемщиков на основе оценки и анализа их кредитоспособности. Кредитоспособность – это возможность использования заемщиком кредита по его целевому назначению и получения прибыли с учетом возврата кредита и % по нему.

В настоящее время существует множество методик оценки и анализа кредитоспособности, на основе которых банки проводят дифференциацию потенциальных клиентов. Одни банки разрабатывают свои методики, другие используют готовые, третьи создают методики на основе синтеза известных теоретических положений и практического опыта.

Обобщая опыт оценки и анализа кредитоспособности, следует выделить наиболее популярные методы.

В английских банках используются системы РАRSЕR или САМРАRI:

Person - информация о персоне потенциального заемщика, его репутации

Amount - обоснование суммы испрашиваемого кредита

Repayment - возможность погашения

Security - оценка обеспечения

Expediency - целесообразность кредита

Remuneration - вознаграждение банка (% ставка) за риск предоставления кредита.

Character - репутация заемщика

Ability - оценка бизнеса заемщика

Means - анализ необходимости обращения за ссудой

Purpose - цель кредита

Amount - обоснование суммы кредита

Repayment - возможность погашения

Insurance - способ страхования кредитного риска.

В практике американских банков применяется «правило пяти С»:

Character - репутация заемщика

Capacity - способность погасить ссуду

Collateral - наличие обеспечения, залога

Capital – капитал

Conditions - экономическая конъюнктура и ее перспективы.

Американская система больше ориентирована на возможности возмещения потерь по ссудам, тогда как английская методика обращена на саму сделку, под которую испрашивается кредит. Только методика PARSER предусматривает расчет вознаграждения банка, исходя из качества кредита. Конкретные значения показателей и способы расчета риска различаются в зависимости от ситуации. Результатом расчета является уровень риска потенциального кредита, выраженный в % или в виде рейтинга. Все эти методики могут быть использованы только на начальном этапе анализа, т.к. дают лишь статическую, моментную характеристику заемщика и не раскрывают полностью его поведение в процессе использования кредита.

Анализ кредитоспособности заемщика должен носить комплексный характер и раскрывать все стороны деятельности заемщика. Для этого в современной банковской практике используются в сочетании три метода: анализ на основе системы финансовых коэффициентов, анализ денежных потоков и анализ делового риска клиента.

Оценка кредитоспособности на основе системы финансовых коэффициентов предполагает расчет 5 групп таких показателей:

Коэффициенты ликвидности;

Коэффициент текущей ликвидности показывает, располагает ли клиент банка достаточными средствами для погашения краткосрочных долговых обязательств. Нормативный уровень при оценке кредитоспособности заемщика: 1,0-2,0. Экономический смысл Ктл: все текущие обязательства клиента с точки зрения его кредито- и платежеспособности должны хотя бы в один раз покрываться текущими активами. Чем выше значение коэффициента, тем выше финансовая устойчивость клиента. С другой стороны, если Ктл >2,0, то это может свидетельствовать о недостатке или отсутствии у заемщика собственных средств. Коэффициент быстрой ликвидности показывает, может ли заемщик вовремя высвободить из своего оборота денежные средства для погашения долга. Нормативный уровень для клиентов - более 0,6.

Коэффициенты оборачиваемости;

Например, оборачиваемость дебиторской задолженности, запасов, активов, основных средств. Рассматриваемые в динамике, эти показатели позволяют дать дополнительную оценку финансовой устойчивости клиента.

Коэффициенты финансовой устойчивости;

Позволяют оценить степень обеспеченности клиента СК и общую относительную зависимость от привлеченных источников финансирования. Например, отношение задолженности к капиталу.

Коэффициенты прибыльности;

Характеризуют уровень доходности и рентабельности, включая прибыльность капитала и норму прибыли на 1 акцию. Показатели доходности - соотношения между различными вариантами прибыли и выручки от реализации; показатели рентабельности – доля прибыли на активы или капитал. Показывают эффективность использования всех средств, в том числе привлеченных.

Коэффициенты обслуживания долга.

Например, коэффициент покрытия % показывает, во сколько раз полученная предприятием прибыль превышает расходы по уплате % за соответствующий период.

Из всего многообразия финансовых коэффициентов банк выбирает несколько наиболее значимых для него и присваивает им определенные веса в зависимости от степени значимости. В сумме веса всех основных коэффициентов равны 1 (или 100 %). Степень значимости определяется на основе экономического значения показателей, кредитной политики банка, сложившейся ситуации, факторов снижения уровня кредитоспособности клиентов банка. В итоге банк делает заключение о классе кредитоспособности заемщика. Класс кредитоспособности определяется исходя из рейтинга в баллах, рассчитанного на базе основных и дополнительных коэффициентов. Набор основных показателей не изменяется в течение длительного периода. Дополнительные коэффициенты могут пересматриваться в каждом конкретном случае. Класс каждого показателя устанавливается путем сопоставления фактического значения коэффициента с его нормативным уровнем. Нормативные уровни разрабатываются каждым банком исходя из накопленной статистической информации. Рейтинг в баллах, рассчитанный по основным коэффициентам, позволяет приблизительно определить класс кредитоспособности (например, I класс – 100-150 баллов, II – 151-250 баллов, III – 251-300 баллов и т.д.). Более точное заключение делается с учетом дополнительных показателей.

Класс кредитоспособности клиента в дальнейшем принимается банком во внимание при разработке шкалы % ставок; определении режима и условий кредитования; оценке качества ссуд, составляющих кредитный портфель; анализе финансовой устойчивости банка.

Одной из простейших количественных методик оценки кредитоспособности предприятий является предложение российским экономистам методика, основанная на расчете трех показателей: Коэффициента ликвидности (Кл); Коэффициента покрытия (Кп); Коэффициента обеспеченности собственными средствами (Косс).

Кл - оценка способности заемщика оперативно высвободить из оборота денежные средства и погасить долговые обязательства: Кл = ликвидные средства / краткосрочные обязательства.

Кп - оценка предела кредитования данного клиента. Если Кп<1, следует прекратить выдачу ссуд или потребовать гарантию: Кп = Текущие активы / Краткосрочные обязательства.

Чем больше размер собственных оборотных средств, тем выше способность клиента в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам: Косс = Собственные оборотные средства / Текущие активы.

После расчета коэффициентов им присваиваются классы (I – III) исходя из их фактических значений:

Показатель

I класс

II класс

III класс

Кл

> 0,4

0,4 – 0,2

0,2 – 0,07

Кп

> 1,5

1,5 – 1,2

1,2 – 1,0

Косс, %

> 25

25 – 18

18 – 10

После этого каждому из коэффициентов присваивается свой рейтинг в зависимости от степени важности показателя для конкретного предприятия (допустим, 20 %, 50 % и 30 % соответственно). Далее определяется сумма баллов, набранная оцениваемая предприятием:

Показатель

Рейтинг

I класс

II класс

III класс

Класс не присвоен

Кл

20 %

20

40

60

150

Кп

50 %

50

100

150

375

Косс

30 %

30

60

90

225

ИТОГО

100 %

100

200

300

750

Затем предприятию присваивается класс заемщика (I – III):

Показатель

I класс

II класс

III класс

Не присвоен

Количество баллов

100 – 125

126 – 200

201 – 295

> 295

Кредитоспособными признаются заемщики I – III классов. Заемщики, которым класс не присвоен, считаются некредитоспособными; их кредитовать нельзя. В зависимости от присвоенного класса заемщикам предлагаются различные условия кредитования.

Данная методика является субъективной и довольно-таки узкой, охватывающей небольшое количество факторов деятельности предприятия. Плюсы - простота и возможность практически моментально прикинуть классность заемщика. Кроме того, несмотря на узость, методика отражает состояние ликвидности предприятия, что является одним из важнейших моментов при оценке кредитоспособности заемщика банком.

Недостатки методики расчета системы финансовых коэффициентов в некоторой степени могут быть преодолены, если определить коэффициенты исходя из данных об оборотах ликвидных средств, запасов и краткосрочных долговых обязательств. Реализуется такой подход через анализ денежных потоков клиентов, а именно, через определение чистого сальдо поступлений и расходов за определенный период.

Для анализа денежного потока берутся данные за несколько отчетных периодов. Если клиент имеет стабильное положительное сальдо, то это свидетельствует об его финансовой устойчивости, т.е. кредитоспособности. Колебания величины денежного потока и кратковременные отрицательные значения говорят о более низком рейтинге клиента. Систематическое отрицательное сальдо характеризует заемщика как некредитоспособного. Сложившаяся средняя положительная величина общего денежного потока может использовать как предел выдачи новых кредитов, т.е. она показывает, в каком размере клиент может погашать долговые обязательства за период или лимит кредитного риска на данного заемщика.

Анализ денежного потока позволяет делать выводы о слабых местах управления предприятием и предвидеть нехватку или излишек средств еще до их возникновения.

Величину чистых денежных потоков можно определить двумя методами: прямого и косвенного расчетов. Согласно прямому методу составляются суммарные данные по притоку и оттоку средств и определяется чистая величина денежной наличности по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Прямой метод не показывает причин возникновения разницы между чистыми сальдо денежного потока и чистой прибыли заемщика. Этот недостаток устраняется применением косвенного метода, когда чистая прибыль корректируется с учетом фактического движения средств.

Анализ денежных потоков клиента позволяет не только оценить кредитоспособность ссудозаемщика в целом, но и рассчитать предельные размеры новых ссуд, а также выявляет слабые места управления предприятием, что помогает определиться с условиями кредитования. Основные недостатки: трудоемкость, отсутствие необходимой информации у заемщиков вследствие плохо налаженного оперативного финансового учета на большинстве российских предприятий либо недостоверность представляемой в банк информации по фактическому и прогнозному движению денежных средств, что едва ли доступно для банковской проверки.

Анализ денежного потока заключается в сопоставлении оттока и притока средств у заемщика. Приток средств: прибыль; амортизация; создание резервов будущих периодов; высвобождение средств (из запасов; из дебиторской задолженности; из прочих активов; из основных фондов); рост кредиторской задолженности; увеличение прочих пассивов; получение новых ссуд; увеличение акционерного капитала. Отток средств: дополнительное вложение средств в запасы, дебиторскую задолженность, прочие активы, основные фонды; сокращение кредиторской задолженности; уменьшение прочих пассивов; отток акционерного капитала; финансовые расходы (%, налоги, дивиденды); погашение ссуд.

Для анализа денежного потока берутся данные как минимум за три года.

На основании соотношения величины общего денежного потока и размера долговых обязательств клиента определяется его класс кредитоспособности. Нормативные уровни этого соотношения таковы: I кл. – 0,75; II кл. – 0, 5; III кл. – 0,35; IV кл. – 0,25; V кл. – 0,2; VI кл. – 0,15.

Расчетный баланс и платежный календарь составляется для анализа движения денежных средств, выявления отношения денежных поступлений предприятия к его операциям.

Превышение платежных средств над срочными обязательствами представляют собой активное сальдо, а превышение срочных обязательств над наличием платежных средств – пассивное сальдо.

Следующий подход, базирующийся на способе присвоения баллов, гораздо проще для исполнения КБ, однако он позволяет оценить кредитоспособность клиента в момент совершения сделки только на базе одной кредитной операции и связанного с ней денежного потока. Этот подход реализуется в методике оценки кредитоспособности на основе анализа делового риска.

Деловой риск связан с прерывностью кругооборота фондов, возможностью не завершить эффективно этот кругооборот. Анализ такого риска позволяет прогнозировать достаточность источников погашения ссуды. Тем самым он дополняет прочие способы оценки кредитоспособности заемщиков. Факторы делового риска связаны с отдельными стадиями кругооборота фондов. Набор этих факторов может быть представлен следующим образом: Надежность поставщиков; Диверсифицированность поставщиков; Сезонность поставок; Длительность хранения сырья и материалов (являются ли они скоропортящимися); Наличие складских помещений и потребность в них; Порядок приобретения сырья и материалов (напрямую или через посредника); Уровень цен на приобретаемые ценности и их транспортировку (доступность цен для заемщика, риск повышения цен); Риск ввода ограничений на вывоз и ввоз импортного сырья и материалов; Экологические факторы.

Одной из особенностей рассматриваемого подхода является включение в методологию анализа кредитоспособности параметров внешнего кредитного риска.

Большинство перечисленных факторов формализуется, т.е. для них разрабатываются балльные оценки. Пример шкалы:

Критерии оценки

Баллы

I. Транспортировка груза

В пределах города, имеется страховой полис, вид транспортировки соответствует товару

10

Товар отдален от покупателя

0 –5

Вид транспортировки не соответствует грузу

0 – 3

Отсутствует информация об условиях транспортировки

0

II. Складирование товара (наличие складского помещения)

Имеется собственное складирование помещений или склад не требуется

10

Склад арендуется

8

Складское помещение отсутствует

0

В зависимости от количества учтенных факторов и принятой шкалы разрабатывается таблица определения класса кредитоспособности заемщика на основе делового риска:

Вероятность риска

Баллы

Класс кред-ти

1. Нерисковая сделка

Более 100

I

2. Минимальный риск

80 – 100

II

3. Средний риск

50 – 79

III

4. Высокий риск

30 – 49

IV

5. Полный риск

0 – 29

V

Такой подход требует от банка значительных затрат на выбор факторов риска и составление оценочных формуляров на первоначальном этапе определения кредитоспособности. После того, как предварительная работа проделана, данный метод весьма прост в применении. Основной недостаток – субъективность суждений, присутствующая как на этапе подготовки методических материалов, так и при практической реализации применительно к конкретной кредитной сделке.

Деловой риск – это риск, связанный с тем, что кругооборот фондов заемщика может не завершиться в срок и с предполагаемым эффектом. Факторы делового риска - различные причины, приводящие к прерывности или задержке кругооборота фондов на отдельных стадиях. Факторы делового риска можно группировать по стадиям кругооборота: стадия создания запасов; стадия производства; стадия сбыта.

Деловой риск на стадии сбыта считается более высоким, чем на остальных стадиях.

Также оценка делового риска может быть формализована: для факторов разрабатываются бальные оценки. Баллы проставляются по каждому критерию и суммируются. Чем больше сумма, тем меньше риск, тем большая возможность у заемщика выполнить в срок обязательства по кредиту. Оценить кредитоспособность заемщика можно также по другим группам факторов: анализ качества управления; конкурентоспособность на рынке; история обслуживания долга; анализ обеспечения кредита.

Мониторинг клиента в процессе использования кредита. Типовая схема мониторинга кредитов сроком более 1 года.

Рейтинг рисков

Частота представления финансовой информации

Рекомендуемый дополнительный мониторинг

Степень 1 (высшее качество)

1 раз в год

Ежегодный визит в компанию. Ежегодно – сокращенная ревизия ссуды

Степень 2 (хорошее качество)

1 раз в год/ в полгода

Ежегодный визит в компанию. Ежегодно – сокращенная ревизия ссуды

Степень 3 (удовлетворительное качество)

Ежеквартально

Полугодовые визиты в компанию. Ежегодная полная ревизия кредита, полугодовая или ежеквартальная дополнительная отчетность по возрастной структуре счетов к получению, запасам и т.д.

Степень 4 (качество ниже среднего)

Ежеквартально/ ежемесячно

Полугодовые или ежеквартальные визиты в компанию, полугодовая ревизия кредита, квартальная или месячная дополнительная отчетность, квартальный отчет менеджменту банка о статусе ссуды

Степень 5 (плохое качество)

Ежемесячно

Квартальные или месячные визиты в компанию или квартальная кредитная ревизия, месячная дополнительная отчетность, квартальный и месячный аудит, прямая верификация счетов к получению. Обеспечение под контролем банка, такое как картотека дебиторской задолженности. Месячный отчет менеджменту банка о статусе ссуды.

Мониторинг – затратный фактор, который нужно учитывать при установлении цены кредита. Это в целом фиксированный, условно-постоянный расход. Его удельная стоимость падает в обратной пропорции с размером ссуды. Избыточный контроль по мелким ссудам при любой % ставке нерентабелен.

Требования по интенсивности контроля в данной таблице являются примерными. Все заемщики разные, по каждому должны быть установлены свои контрольные процедуры. Для заемщиков со степенью риска 1 и 2 ежегодная ревизия кредитов может проходить по сокращенной схеме. Качество таких ссуд говорит само за себя. Поэтому ревизию стоит сосредоточить на анализе финансовой информации и данных о рентабельности.

Заемщики с 3 степенью риска, хотя и приемлемы для банка, в трудные времена имеют менее стабильные доходы, меньшие альтернативные источники финансирования и менее определенные вторичные источники погашения ссуд. Во многих банках такой тип ссуд составляет основную часть кредитного портфеля. По ним необходим более интенсивный мониторинг, включающий полугодовые визиты в компанию, полную ежегодную ревизию кредита, ежеквартальное представление финансовых отчетов, подлежащих обязательному анализу, а также дополнительные отчеты по таким ключевым факторам, как счета к получению.

Заемщик с 4 степенью риска, если оставить его без дотошного надзора, способен «подложить вам свинью», тяжелый проблемный кредит. Под эту категорию подпадает большая часть револьверных ссуд на основе залога активов. Это ссуды, где ликвидация активов – вполне вероятный источник возмещения долга. Мониторинг по таким ссудам становиться более жестким. Кроме этого, вводится новый элемент: ответственный кредитный работник теперь регулярно отчитывается перед менеджером о текущем статусе ссуды и заемщика.

Заемщик с 5 степенью риска представляют собой вполне потенциальные убытки, если не надзирать за ними исключительно жестко. В дополнение к еще более интенсивному мониторингу, кредитный работник может установить ряд процедур аудита и верификации, более жестко администрировать залог. Менеджмент банка также получает более частые отчеты о статусе ссуд.

Мониторинг ссуд отличается от их ревизии тем, что обычно выполняется ответственным кредитным работником (при поддержке кредитно-информационного подразделения). Ревизия кредита - периодическая оценка лицом или отделом, не зависящим от ответственного кредитного работника, а то и от ссудного подразделения вообще. Интенсивность мониторинга должна отвечать прогнозируемому уровню рисков по данному заемщику. Мониторинг также должен реагировать на изменения в экономической ситуации. В периоды рецессии, высоких процентных ставок, инфляции, нестабильности менеджер может изменять требования к степени мониторинга, с тем, чтобы обеспечить большую защищенность кредитов.

В результате дифференциации заемщиков по уровню кредитоспособности образуется круг потенциальных клиентов, с которыми банк в принципе готов сотрудничать. Однако добиться желаемого эффекта можно только путем сочетания различных методов управления кредитным риском.

Диверсификация кредитных вложений (см.36)

Лимитирование рисков. Метод лимитирования кредитного риска используется не только на стадии принятия решений, но и в процессе обслуживания кредита. Большую роль в уменьшении негативных последствий кредитных рисков играет способность банка к управлению проблемными кредитами. Проблемные кредиты охватывают широкую категорию кредитов с одним общим признаком: выплаты % или основной суммы долга в соответствии с условиями кредитного договора стали сомнительными или прекратились. Система кредитного мониторинга помогает банку своевременно определить проблемные кредиты и мероприятия по управлению ими.

В системе мероприятий можно выделить два основных, дорогостоящих по времени и затратам, мероприятия: санация и ликвидация. В процессе санации основные усилия концентрируются на улучшении структуры баланса и денежного потока заемщика. Банк и заемщик, действуя как партнеры, дополнительно заключают модифицированное соглашение, предусматривающее предоставление отсрочки погашения кредита или дополнительных финансовых ресурсов. Со своей стороны банк может требовать предоставления дополнительного обеспечения, принятия эффективных мер по увеличению ликвидности, а также участвовать в управлении бизнесом заемщика. Если вероятность успеха санации невелика или принятые меры не приносят результата, банк вынужден перейти к ликвидации кредита. Банк больше не участвует в кредитовании заемщика и приступает к реализации обеспечения. Если банк предоставил бланковый кредит (без обеспечения) или реализация обеспечения не позволила полностью погасить проблемный кредит, – банк добивается взыскания кредита через суд. Судебное решение помогает банку определить источники дохода и активы заемщика, которые можно использовать для погашения кредита. Проведение ликвидации, как правило, не улучшает деловой репутации банка.

В последнее время в международной практике используется новый метод управления кредитным риском – хеджирование, которое осуществляется путем, проведения забалансовых операций с производными финансовыми инструментами – кредитными деривативами (например, кредитный своп). Однако этот метод мало изучен в России, а прямой перенос зарубежных методик в российскую практику является нецелесообразным.

Деление риска - совместное участие нескольких банков в одном кредитном проекте. В данном случае речь идет только о крупных кредитных вложениях, так что один банк не в состоянии взять на себя риск по всей сумме договора. Этот метод может использоваться только при наличии доверительных отношений между банками, а также адекватной базы для оценки возможных рисков. Договорные отношения с участием более чем двух сторон несут в себе дополнительные риски, к тому же подобные кредитные проекты встречаются нечасто. Поэтому метод деления рисков может использоваться редко, только для сверхпривлекательных проектов и, желательно, под гарантии государства.

Рассмотренные методы управления кредитными рисками могут дать желаемый эффект при соблюдении двух условий – высокой квалификации специалистов и хорошей организации процесса управления (разработка грамотной кредитной политики и создание специального подразделения банка для управления кредитными рисками, а также четкое взаимодействие с другими структурами).