4.2. Тарифная ставка
Страховой тариф является нормированным по отношению к страховой сумме размером страховых платежей. Страховая сумма-денежная сумма, на которую застрахованы материальные ценности (в имущественном страховании), жизнь, здоровье и трудоспособность (в личном страховании).
Страховой тариф, по которому заключается договор страхования, называется брутто-ставкой, которая состоит из нетто-ставки и нагрузки.
Нетто-ставка– ставка, которая отражает расходы страховщика на выплаты из страхового фонда. Она предназначена для выплат страхового возмещения или страхового обеспечения и выражает цену страхового риска. Нетто – ставка предназначена только для создания страхового фонда и строиться так, чтобы обеспечить возможность страховой компании собрать столько страховых премий, сколько ей предстоит потом выплатить страхователям.
Нагрузка - расходы на ведение дела, т.е. связанные с организацией страхования, а также заложенную норму прибыли. Она включает не только необходимые расходы страховщика, но может также включать и резервы предупредительных мероприятий, а также содержать элемент прибыли.
В страховании применяются три вида страховых тарифов:
• средние тарифы;
• дифференциальные тарифы;
• индивидуальные тарифы.
Средние страховые тарифы применяются, когда страховщика не интересуют индивидуальные особенности объектов, включенных в страховую совокупность. Средний тариф целесообразно применять при устойчивом уровне убыточности страховой суммы, так как при нарастающей убыточности в конце периода средний тариф окажется ниже необходимого, и страховщику может не хватить средств для выплаты страхового возмещения. Средний тариф применяется также в обязательном страховании, он целесообразен при заключении генеральных договоров, которые охватывают большинство однородных объектов, принадлежащих страхователю.
Дифференцированные страховые тарифыпредставляют собой ставку страхового взноса для конкретных объектов и рисков, объединенных в группы по определенным признакам, например, группировка при страховании аналогичных сооружений в районах с неодинаковыми природными условиями.
Индивидуальные тарифы могут быть двух видов:
• в виде точного экономического расчета тарифа, исходя из степени опасности (рискованности) деятельности соответствующего страхователя;
• в виде тарифной ставки, формируемой путем применения скидок (бонусов) или надбавок (манусов).
Эти скидки применяются к определенным и дифференцированным тарифам, исходя из экспертных или статистических оценок понижения или повышения риска для определенного страхователя.
При исчислении тарифной ставки к нетто-премии делаются надбавки. Главная статья этих надбавок - расходы на ведение дела. Сюда включаются расходы, связанные с заключением и обслуживанием договора страхования.
В страховой практике принято различать расходы на ведение дела внутренней службы страхового общества и расходы на ведение дела внешней сети страхового общества.
Расходы также можно разделить на постоянные и переменные. Переменные расходы на ведение дела могут быть отнесены на отдельное страхование (вид страхования, отдельный страховой полис). Постоянные расходы не могут быть отнесены на отдельное страхование. Они должны быть разложены на весь портфель заключенных договоров страхования.
Понятие постоянных и переменных расходов используется в актуарных расчетах по договорам страхования, имеющим срок действия более одного года. Переменные расходы изменяются пропорционально степени занятости в данной страховой организации.
Расходы на содержание страховой организации можно классифицировать следующим образом:
• организационные расходы;
• аквизиционные расходы;
• инкассационные расходы;
• ликвидационные расходы;
• управленческие расходы.
Организационные расходы связаны с учреждением страхового общества. Они относятся к активам страховщика.
Аквизиционные расходы - производственные расходы страховой компании, связанные с привлечением новых страхователей и заключением новых страховых договоров при посредничестве страхового агента.
Инкассационные расходы связаны с обслуживанием наличного денежного оборота поступления страховых платежей. Это расходы на изготовлений бланков квитанций о приеме страховых платежей и учетных регистров.
Ликвидационные расходы - расходы по ликвидации ущерба, причиненного страховым случаем. К ним относятся: расходы на оплату труда ликвидаторам (лицам, занимающимся ликвидацией ущерба), понятым, судебные издержки, почтово-телеграфные расходы, расходы по выплате страхового возмещения.
Управленческие расходы могут быть разделены на общие расходы управления и расходы по управлению имуществом.
Тарифная политика в страховании – целенаправленная деятельность страховщика по установлению, уточнению, упорядочению и дифференциации страховых тарифов в интересах страхователей и безубыточного развития страхования.
Принципы тарифной политики:
1. Эквивалентность страховых отношении в стране – означает, что нетто-ставки должны максимально соответствовать вероятности ущерба. Тарифные ставки устанавливаются в масштабе территориальной единицы на 5 -10 лет.
2. Доступность тарифных ставок для страхователя находится в прямой зависимости от числа страхователей и количества застрахованных объектов. Чем больший круг застрахованных лиц и объектов охватывает страхование, тем меньшая доля в раскладке ущерба приходится на каждого. Это уменьшает размер тарифной ставки, и страхование становится доступнее.
3. Стабильность размеров страховых тарифов на протяжении длительного времени. Если тарифные ставки остаются неизменными в течение многих лет, у страхователей укрепляется уверенность в финансовой устойчивости страховой компании.
4. Расширение объема страховой ответственности, если это позволяют действующие тарифные ставки.
5. Обеспечение самоокупаемости и рентабельности страховых операций означает, что страховые взносы, рассчитанные в соответствии с тарифом, должны покрывать расходы страховщика, обеспечивать объем страховых выплат и приносить некоторое превышение доходов над расходами. Это превышение может в плановом порядке закладываться в нагрузку к тарифной ставке и распределяться по направлениям:
• в запасной фонд страховщика;
• на пополнение прибыли.
- СТрахование
- Содержание
- Тема 7. Страхование ответственности………………………………………………....111
- 1.2 Экономическая категория страховой защиты общественного производства
- 1.3. Понятие страхового фонда
- 1.4. Экономическая природа страхования
- 1.5. Функции страхования
- 1.6 Основные понятия и термины в страховании Страховая терминология
- Понятия и термины, выражающие наиболее общие условия страхования
- Термины, связанные с процессом формирования страхового фонда
- Термины, связанные с расходованием средств страхового фонда
- Основные международные страховые термины
- 1. 7 Организация страховой деятельности
- 1.7.1 Страховой рынок
- 1.7.2 Страховые посредники
- 1.7.3 Страховые компании
- Тема 2. Классификация и формы проведения страхования
- 2.1. Основы классификации страхования.
- 2.2. Обязательное и добровольное страхование.
- 2.1. Основы классификации страхования
- 2.2. Обязательное и добровольное страхование
- 2.3. Риск в страховании
- 2.3.1. Понятие и классификация рисков
- 2.3.2. Способы измерения риска
- 2.3.3. Управление риском
- Тема 3. Юридические основы страховых отношений
- 3.1. Юридические основы страхования
- 3.2. Страховой надзор
- 3.3. Условия лицензирования страховой деятельности
- 1) Страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока, либо наступления иного события;
- 3.4 Принципы страхования
- 3.5. Договор страхования
- Тема 4. Основы построения страховых тарифов (Актуарные расчеты)
- 4.1. Понятие и задачи актуарных расчетов.
- 4.2. Тарифная ставка
- 4.3. Методика расчета тарифной ставки
- 4.4. Виды страховой премии (взноса)
- Тема 5. Личное страхование
- 5.2. Договор страхования жизни
- 5.3.Смешанное страхование и страхование капитала
- 5.4. Таблицы смертности
- 5.5 Страхование от несчастных случаев и болезней
- 5.6 Медицинское страхование
- 5.6.1. Обязательное медицинское страхование (омс).
- 5.6.2 Добровольное медицинское страхование (дмс).
- 5.6.3. Формы страховых платежей в медицинском страховании
- 5.7. Коллективное страхование
- 5.8. Обязательное социальное страхование.
- Тема 6. Имущественное страхование
- 6.1.Страхование имущества граждан.
- 6.2. Страхование имущества предприятия
- 6.3. Страхование от огня
- 6.4. Имущественное страхование от краж и другие виды страхования имущественных интересов
- Другие виды страхования имущественных интересов.
- 6.5. Определение страховой стоимости при страховании имущества
- 6.6. Страхование перерыва процесса производства
- 6.7. Транспортное страхование.
- 6.7.1 Страхование автотранспортных средств
- 6.7.2. Морское страхование
- 6.7.3. Страхование средств воздушного транспорта
- 6.8 Страхование имущества сельскохозяйственных предприятий
- 6.9 Страхование вкладов граждан.
- Тема 7. Страхование ответственности
- 7.2. Правовые, экономические и социальные предпосылки страхования гражданской ответственности предприятий
- 7.3. Страхование ответственности предприятий — источников повышенной опасности
- 7.4. Страхование профессиональной ответственности
- 7.5. Страхование ответственности за нанесение вреда окружающей среде
- Тема 8. Экономика страхования и финансовые основы страховой
- 8.2. Страховые резервы страховщика
- 8.3. Доходы и расходы страховой компании
- 8.4. Прибыль страховых компаний
- 8.5. Платежеспособность и финансовая устойчивость страховых компаний
- Тема 9. Страховой рынок России
- 9.1 Современное состояние российского страхового рынка.
- 9.2. Рынок страхования и экономический кризис в рф
- 9.2.1. Взаимосвязь между рынком страхования и экономическим кризисом
- 9.2.2. Проблемы страхования в экономический кризис
- 9.3.3 Основные тенденции и перспективы развития института страхования в России
- Тема 10. Мировое страховое хозяйство
- 10.2. Основные направления страховых инвестиций
- 10.3. Вто и страховой бизнес
- 10.4 Краткая характеристика страховых рынков ведущих стран
- Тема 11. Пререстрахование
- 11.2. Методы перестрахования
- 11.3. Перестраховочный договор
- 11.4. Стоимость перестраховочной защиты страхового портфеля
- Тема 12 Маркетинг страховой деятельности
- 12.1. Тенденции развития страхового маркетинга.
- 12.2. Сегментация страхового рынка
- 12.3. Маркетинг продаж страховых полисов