9.2.2. Проблемы страхования в экономический кризис
1.Число россиян, пользующихся услугами страховщиков, по сравнению с докризисным уровнем сократилось в полтора раза, показал опрос Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Заметнее всего спад в добровольном медицинском страховании - более чем в два раза. Причина, прежде всего, в том, что работодатели в кризис сократили расходы на ДМС. Правда, не все страховщики с такими результатами исследования согласны - по их мнению, на рынке все не так плохо. Доля россиян, пользующихся страховыми услугами, по итогам исследования в ноябре 2009 года составила 31% по сравнению с 46% в декабре 2007 года. Это даже ниже уровня начала 2005 года, когда страхованием пользовалось 37% населения, отмечает НАФИ. Доля имеющих две страховки снизилась более чем вдвое (с 13% до 6%), обладателей трех полисов - втрое (с 5% до всего 1,5%). НАФИ зафиксировало снижение даже доли ОСАГО, которым обязан располагать любой автовладелец, - их стало не 20%, как в последние годы, а 17%. Зато не изменилась доля каско, оставшись на уровне 6%.
2. Каждая десятая страховая компания испытывает серьезные финансовые затруднения, связанные со значительными убытками от основной деятельности. Темпы роста страховых выплат в I полугодии 2009 года по сравнению с I полугодием 2008 года превысили темпы падения страховых премий почти в три раза. Наиболее опасными видами страхования с точки зрения отрицательных темпов прироста страховых премий и высоких темпов прироста страховых выплат стали: страхование грузов (падение премий в I полугодии 2009 года по сравнению с I полугодием 2008 года на 23,0%, рост выплат на 76%), страхование от несчастных случаев (падение премий на 19,1%, рост выплат на 47,7%), автокаско (падение премий на 16,2%, рост выплат на 40%) и добровольное медицинское страхование (падение премий на 7,5%, рост выплат на 16,3%). Произошедшие в российском страховании качественные изменения важнее и опаснее, чем количественные: мировой финансовый кризис привел к обострению внутренних проблем рынка, предпосылки которых были заложены в период бурного роста.
3.Кризисные явления выражаются в появлении на страховом рынке финансовых пирамид – демпингующих компаний, осуществляющих выплаты за счет страховой премии, собираемой с новых клиентов. Неминуемый уход этих компаний с рынка приведет к кризису доверия к страховым компаниям, еще большему падению добровольного спроса на страхование, росту страхового мошенничества. Аналитики агентства «Эксперт РА» представили два прогноза развития рынка. Если в 2009 году 527 млрд рублей, а в 2010 году – 556 млрд рублей, то есть вернется на уровень 2008 года. Темпы прироста страховых премий в 2009 году относительно 2008 года составят 5,1%, а в 2010 году по сравнению с 2009 годом прибавят 5,6%. Если же ВВП продолжит падение, объемы кредитования будут находиться на минимальном уровне, то объем страхового рынка в 2010 году – 453 млрд, то есть даже ниже уровня 2007 года.
4.Среди отрицательных тенденций, прослеживающихся на рынке страхования- рост убыточности и мошенничества.
5. Традиционно локомотивом роста страховой отрасли был бурно развивающийся рынок кредитования. Однако в этом году рынок ипотечного и автокредитования может достичь своих минимальных значений; соответственно, это отразится и на страховании объектов залога.
6. Проблемой рынка страхования в период начала кризиса стала непродуманная финансовая политика многих средних компаний. На фоне роста страхового бизнеса такие страховщики, с одной стороны, в значительной степени переориентировались на добровольные виды розничного страхования, прежде всего автокаско, с другой стороны, сохранили высокий уровень расходов, зачастую при недостаточном понимании реальной убыточности в таких видах из-за отсутствия полноценной статистической информации о рынке и профессионального подхода к андеррайтингу». Борясь за клиента и долю рынка, многие страховые компании отчаянно демпинговали, привлекая клиентов не развитием сервиса и бренда, а снижением стоимости полиса ниже разумного предела. В условиях, когда значительная часть страховок автокаско носила вмененный характер (была необходима для получения кредита), такая политика имела кратковременный успех — демпинговавшие страховщики получили свою долю рынка. Но как только рост взносов прекратился, эйфория сразу же прошла — сформированных резервов стало недостаточно для осуществления страховых выплат, начались проблемы с ликвидностью. «Существенный рост рыночных сборов по классическим видам страхования стал главным достижением и одновременно бедой страхового рынка. Основная проблема в том, что очень существенный рост объемов страховщикам давался слишком легко. Но как слишком высокие аквизиционные расходы, так и демпинговое ценообразование были возможны только на стадии бурного роста рынка, в то время, когда существенные расходы могли быть покрыты за счет очень динамичного роста доходов. В ситуации стагнации экономики такая деятельность будет уже невозможна, а многим компаниям, поднявшимся в эпоху бурного роста, перестроиться окажется очень непросто».
7. Важной проблемой является асимметрия информации между страхователями и страховщиками. Клиенты- страхователи знают значительно больше о состоянии объекта страхования (к примеру, о собственном стиле вождения автомобиля при страховании гражданской ответственности, о состоянии своего здоровья при медицинском страховании). Возникает ситуация неблагоприятного отбора, когда добровольно страхуется скорее водитель- лихач или человек со слабым здоровьем, который надеется за счет медицинской страховки покрыть дорогостоящее лечение. Страховщику сложно отделить, в каком случае возникновение страхового случая связано с объективными обстоятельствами (действиями сил природы и т.п.), а в каком связано с «коварством» страхователя. Неопределенность, связанная с асимметрией информации перед заключением страхового соглашения и возможностью оппортунистического поведения после его заключения, сильно тормозит развитие страхования. Страхователи, реагируя на фактические и потенциальные потери, закладывают их в страховые тарифы. Это наиболее неэффективно для общества в ситуации обязательного страхования, поскольку выгоды «хитрых» страхователей должны оплачивать повышенными платежами «простодушные» клиенты.
Для динамичного развития отечественного бизнеса сохраняется немало препятствий:
недостаточный уровень прозрачности деятельности страховых организаций;
нормативные ограничения на участие в уставном капитале иностранных инвесторов;
влияние популистских подходов к страхованию со стороны политической элиты, особенно в период предвыборных кампаний;
сфера страховых услугв современной российской экономике продолжает развиваться, и, безусловно, отраслевая нормативная база не всегда успевает за динамикой рыночных реалий. Помимо несовершенства страхового законодательства сохраняются и другие факторы, существенно влияющие на развитие страховой отрасли.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- СТрахование
- Содержание
- Тема 7. Страхование ответственности………………………………………………....111
- 1.2 Экономическая категория страховой защиты общественного производства
- 1.3. Понятие страхового фонда
- 1.4. Экономическая природа страхования
- 1.5. Функции страхования
- 1.6 Основные понятия и термины в страховании Страховая терминология
- Понятия и термины, выражающие наиболее общие условия страхования
- Термины, связанные с процессом формирования страхового фонда
- Термины, связанные с расходованием средств страхового фонда
- Основные международные страховые термины
- 1. 7 Организация страховой деятельности
- 1.7.1 Страховой рынок
- 1.7.2 Страховые посредники
- 1.7.3 Страховые компании
- Тема 2. Классификация и формы проведения страхования
- 2.1. Основы классификации страхования.
- 2.2. Обязательное и добровольное страхование.
- 2.1. Основы классификации страхования
- 2.2. Обязательное и добровольное страхование
- 2.3. Риск в страховании
- 2.3.1. Понятие и классификация рисков
- 2.3.2. Способы измерения риска
- 2.3.3. Управление риском
- Тема 3. Юридические основы страховых отношений
- 3.1. Юридические основы страхования
- 3.2. Страховой надзор
- 3.3. Условия лицензирования страховой деятельности
- 1) Страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока, либо наступления иного события;
- 3.4 Принципы страхования
- 3.5. Договор страхования
- Тема 4. Основы построения страховых тарифов (Актуарные расчеты)
- 4.1. Понятие и задачи актуарных расчетов.
- 4.2. Тарифная ставка
- 4.3. Методика расчета тарифной ставки
- 4.4. Виды страховой премии (взноса)
- Тема 5. Личное страхование
- 5.2. Договор страхования жизни
- 5.3.Смешанное страхование и страхование капитала
- 5.4. Таблицы смертности
- 5.5 Страхование от несчастных случаев и болезней
- 5.6 Медицинское страхование
- 5.6.1. Обязательное медицинское страхование (омс).
- 5.6.2 Добровольное медицинское страхование (дмс).
- 5.6.3. Формы страховых платежей в медицинском страховании
- 5.7. Коллективное страхование
- 5.8. Обязательное социальное страхование.
- Тема 6. Имущественное страхование
- 6.1.Страхование имущества граждан.
- 6.2. Страхование имущества предприятия
- 6.3. Страхование от огня
- 6.4. Имущественное страхование от краж и другие виды страхования имущественных интересов
- Другие виды страхования имущественных интересов.
- 6.5. Определение страховой стоимости при страховании имущества
- 6.6. Страхование перерыва процесса производства
- 6.7. Транспортное страхование.
- 6.7.1 Страхование автотранспортных средств
- 6.7.2. Морское страхование
- 6.7.3. Страхование средств воздушного транспорта
- 6.8 Страхование имущества сельскохозяйственных предприятий
- 6.9 Страхование вкладов граждан.
- Тема 7. Страхование ответственности
- 7.2. Правовые, экономические и социальные предпосылки страхования гражданской ответственности предприятий
- 7.3. Страхование ответственности предприятий — источников повышенной опасности
- 7.4. Страхование профессиональной ответственности
- 7.5. Страхование ответственности за нанесение вреда окружающей среде
- Тема 8. Экономика страхования и финансовые основы страховой
- 8.2. Страховые резервы страховщика
- 8.3. Доходы и расходы страховой компании
- 8.4. Прибыль страховых компаний
- 8.5. Платежеспособность и финансовая устойчивость страховых компаний
- Тема 9. Страховой рынок России
- 9.1 Современное состояние российского страхового рынка.
- 9.2. Рынок страхования и экономический кризис в рф
- 9.2.1. Взаимосвязь между рынком страхования и экономическим кризисом
- 9.2.2. Проблемы страхования в экономический кризис
- 9.3.3 Основные тенденции и перспективы развития института страхования в России
- Тема 10. Мировое страховое хозяйство
- 10.2. Основные направления страховых инвестиций
- 10.3. Вто и страховой бизнес
- 10.4 Краткая характеристика страховых рынков ведущих стран
- Тема 11. Пререстрахование
- 11.2. Методы перестрахования
- 11.3. Перестраховочный договор
- 11.4. Стоимость перестраховочной защиты страхового портфеля
- Тема 12 Маркетинг страховой деятельности
- 12.1. Тенденции развития страхового маркетинга.
- 12.2. Сегментация страхового рынка
- 12.3. Маркетинг продаж страховых полисов