1.7.3 Страховые компании
Совокупность страховых компаний, функционирующих в данной экономической среде, образует страховую систему. В экономике рыночного типа основной задачей страховой системы является предоставление комплекса страховых и консультационных услуг, обеспечивающих определенные гарантии компаниям и фирмам в бесперебойности производственного или торгового цикла; индивидуальным клиентам — повседневное и надежное страховое обслуживание, достижение долгосрочных индивидуальных целей.
Среди проблем, с которыми сталкиваются страховые компании индустриально развитых стран в рамках конкурентной борьбы за страховой рынок и его клиентов, а также за доходность страховых компаний можно отметить следующие:
интернационализация страхового бизнеса;
появление крупных страховых групп;
инвестиции в ценные бумаги;
рост запросов со стороны клиентуры;
финансовые мошенничества;
резкие изменения политической ситуации во многих странах;
несбалансированные возрастные структуры персонала;
появление новых информационных технологий;
обеспечение личной безопасности страховых работников.
Конкуренция страховых компаний заставляет использовать новые информационные технологии, облегчающие доступ к информации, что способствовало внедрению в страховое обслуживание кредитных карточек. Усиливается конкуренция и между страховыми компаниями и коммерческими банками, которые в рамках диверсификации банковского обслуживания активно внедряются в страховой бизнес (особенно в страхование жизни, которое приносит банкам большую прибыль и связано с небольшим риском).
В последние десятилетия в банковской практике получил достаточно широкое распространение термин «банкассюранс» (bankassurance), дословно переводимый как «банковское страхование» или «страхование, проводимое банками». Впервые коммерческие банки стали проводить страховые операции во Франции, но затем к этим операциям стали прибегать банки Великобритании и ряда других стран. Многие банки стремятся к приобретению уже функционирующих страховых компаний. Такой союз оказывается выгодным как для банков, получающих стабильно прибыльные страховые компании, так и для последних, которым предоставляется возможность использовать широкую сеть банковских филиалов и отделений на территории всей страны и за рубежом.
Одной из форм внедрения коммерческих банков в страховое дело является создание страховых трастов. Это доверительные операции коммерческих банков, которые осуществляются по договоренности с клиентом. Страховой траст возникает, если клиент назначает коммерческий банк доверенным лицом по страховому полису (личное страхование) и поручает ему выплачивать доход овдовевшему супругу в случае своей смерти и передать сумму полиса детям после смерти второго супруга. Если клиент коммерческого банка самостоятельно оплачивает страховые премии по договору страхования, то доверительная операция называется нефундированный страховой траст. Если клиент передает коммерческому банку имущество, чтобы тот уплачивал страховые премии по полису из дивидендов или процентов, получаемых с этого имущества, — это фундированный страховой траст.
Современный уровень развития страхового рынка в индустриально развитых странах Запада характеризуется усилением тенденций к монополизации в страховом деле и концентрации капитала. В этой связи можно выделить четыре организационные формы проявления этой тенденции:
- горизонтальная интеграция — это сосредоточение в руках небольшого числа крупных страховых компаний все большего объема страховой премии и страховых услуг;
- вертикальная интеграция — проникновение страховых компаний в другие сферы, тесно связанные со страховым делом (банковская, биржевая деятельность);
- создание межнациональных страховых компаний пока еще не получило значительного распространения в страховом деле, однако как общая тенденция это явление имеет место.
- диверсификация — расширение сферы деятельности страховщика в различных предприятиях других отраслей, не находящихся в прямой связи со страховым делом. В этом выражается стремление средних и мелких страховых обществ выжить в условиях обострившейся конкурентной борьбы и получить более устойчивые доходы от смежных предприятий для покрытия растущих расходов по основной деятельности, т.е. страхового дела.
Для страхования рынка индустриально развитых стран Запада характерны следующие основные типы диверсификации:
- страховые компании становятся частью какого-либо концерна;
- страховые компании сами начинают владеть предприятиями, занятыми в других отраслях материального производства, или вкладывают капитал в эти отрасли, приобретая акции этих предприятий;
- страховые компании создают дочерние компании в финансово-кредитной сфере.
Страховые компании составляют основу институциональной структуры страхового рынка. С финансовой точки зрения они являются формой выражения страхового фонда, а сосредоточенные в страховом фонде ресурсы — источником долгосрочных кредитов. В США, например, на финансовые ресурсы страховых компаний приходится около 50% долгосрочных инвестиций, вложенных в финансовые инструменты промышленных и торговых компаний.
Принято классифицировать страховые компании:
1) по принадлежности: на частные, акционерные (корпоративные), взаимные, государственные;
2) по характеру выполняемых операций: на специализированные (личное или имущественное страхование), комбинированного страхования и перестраховочные.
3) по зоне обслуживания: на местные, региональные, национальные и международные (транснациональные);
4) по величине уставного капитала и объему поступления страховых платежей, а также другим технико-экономическим показателям, определяющим их место на страховом рынке: на крупные, средние и мелкие;
5) по форме организации и взаимодействия организаций с участием страховых компаний выделяют: концерны, хозяйственные ассоциации, консорциумы.
Акционерное страховое общество— форма организации страхового фонда на основе привлечения денежных средств посредством продажи акций. Получила распространение в странах с развитой рыночной экономикой. "Первое Российское от огня страховое общество" в акционерной форме было создано в России в 1827 г.
Существуют закрытые акционерные страховые общества, акции которых распространяются среди их учредителей, и открытые акционерные страховые общества, акции которых свободно продаются и покупаются.
Акционерное страховое общество — юридическое лицо, имеющее свой устав, в котором определены цели общества, размер капитала, порядок управления делами. Оно может включать, кроме головной компании, различные по уровню самостоятельности и совершаемым операциям подразделения:
представительство страховой компании, которое занимается, как правило, сбором информации, рекламой, репрезентативными функциями, поиском клиентов в интересах страховщика в данном регионе или другой стране, но не ведет коммерческую деятельность.
агентство страховой компании, которому разрешено выполнять все функции представительства и определенные страховые операции: заключение и обслуживание договоров страхования.
филиал (отделение) страховой компании, которое является обособленным подразделением страховщика без права юридического лица. Осуществляет свою деятельность филиал страховой компании на основании положения, утвержденного президентом компании, руководствуется законодательством, нормативными актами, уставом компании, а также решениями общего собрания акционеров, совета директоров, исполнительной дирекции и президента компании. Результаты работы филиала (отделения) отражаются в консолидированном балансе страховой компании.
Аффилированные страховые компании — это акционерные страховые общества, в которых имеется пакет акций меньше контрольного (обычно 5-50%). Аффилированной является также одна из двух компаний, выступающая в качестве дочерней компании.
Акционерная страховая компания, обслуживающая целиком или преимущественно корпоративные страховые интересы учредителей, а также самостоятельно хозяйствующих субъектов, входящих в структуру многопрофильных концернов или крупных финансово-промышленных групп, называют кэптив (captive). Кэптив может являться дочерней страховой компанией. Преимущества организации кэптива заключаются в большой потенциальной емкости крупного сегмента страхового рынка, который обслуживается корпоративным страховщиком. Проникновение конкурирующих страховых компаний в данный сегмент страхового рынка в целях привлечения нового бизнеса крайне затруднено или невозможно. Деятельность кэптива непосредственным образом связана с коммерческими банками, пенсионными и инвестиционным фондами, другими финансово-кредитными институтами, функционирующими в системе многопрофильных концернов или финансово-промышленных групп. Эти финансовые и банковские структуры обычно выступают учредителями кэптива. Через систему участия (обмен акций) происходит взаимное проникновение и оказывается взаимное влияние на проводимую финансовую политику, тактику и деловую стратегию между кэптивом и остальными финансовыми и банковскими структурами многопрофильных концернов и финансово-промышленных групп.
В Российской Федерации в качестве примера организации кэптива можно привести страховую компанию «Лукойл», функционирующую в системе нефтяной компании «Лукойл».
Процесс дальнейшего углубления специализации среди страховщиков привел к образованию перестраховочных компаний, осуществляющих «вторичное страхование» наиболее крупных и опасных страховых рисков.
Общество взаимного страхования (ОВС) — форма организации страхового фонда на основе централизации средств посредством паевого участия его членов. Участник общества взаимного страхования одновременно выступает в качестве страховщика и страхователя. Создание обществ взаимного страхования характерно для союзов средних и крупных собственников (домовладельцев, собственников гостиниц и т.д.). Страхователь становится членом общества взаимного страхования, участвует в распределении прибыли и убытков по результатам деятельности за год. Страхователям - членам ОВС принадлежат все активы компании. Высшим органом ОВС является общее собрание его членов. Общее собрание избирает правление для оперативного руководства страховым делом и ревизионную комиссию, которая проверяет работу правления и докладывает результаты проверки общему собранию пайщиков ОВС.
В ряде стран ОВС относятся к числу так называемых бесприбыльных (некоммерческих) организаций, что позволяет использовать ОВС предпринимательскими структурами для минимизации налогов.
Страховую компанию, принадлежащую одному владельцу или его семье, обычно называют частной страховой компанией.
Страховые компании могут взаимодействовать с другими организациями, образуя при этом:
- концерн – объединение предприятий, включая страховое общество, осуществляющих совместную деятельность на основе добровольной централизации функций инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической деятельности;
- хозяйственные ассоциации – договорные объединения предприятий и страховых компаний, создаваемых для совместного осуществления одной или нескольких производственно-хозяйственных функций. Участие в хозяйственной ассоциации налагает на страховую компанию менее жесткие ограничения, чем в концерне;
- консорциум – временные договорные объединения производственных предприятий и страховых компаний для решения конкретных задач – реализации крупных целевых программ и проектов.
Особой формой организации личного страхования, гарантирующей рентные выплаты страхователям по достижении ими определенного (обычно пенсионного) возраста, является негосударственный пенсионный фонд.
Негосударственные (частные) пенсионные фонды в странах с развитой рыночной экономикой являются не только источником существенных инвестиций, но и неотъемлемым элементом системы «встроенных стабилизаторов», сглаживающих влияние экономических циклов на социальную сферу.
Организационная структура страховой компании.
Работа страховой компании организуется в соответствии с действующим законодательством на основании утвержденного устава и внутренних нормативно-распорядительных документов.
Обычно страховая компания организуется по территориально-административному признаку. Возможную структуру компании рассмотрим на примере типичного акционерного страхового общества (компании — в Великобритании или корпорации — в США).
Высшим органом управления страховой компанией является общее собрание акционеров.
Совет директоров — руководители, избранные общим собранием акционеров и имеющие закрепленные в уставе полномочия, как правило, - это контролирующие функции. Директора страховой компании могут быть внутренними (осуществляющими внутреннее руководство) и внешними (советники). Совет директоров страховой компании образует правление и избирает из своего числа председателя.
Председатель правления (совета директоров) страховой компании может совмещать пост главного исполнительного директора (главного управляющего), но часто имеет незначительные полномочия и выполняет представительские функции в международных контактах страховщика, а также координацию взаимодействий с органами законодательной и исполнительной власти.
Президент — высший руководитель страховой компании после председателя правления. Если он также является главным исполнительным директором, то может по рангу превосходить председателя. В период между переизбраниями является главой исполнительной власти компании.
Вице-президент — главный финансовый директор страховой компании, отвечает за финансовые вопросы деятельности страховщика. Иногда эта должность имеет титул главного казначея или главного контролера компании. Вице-президент взаимодействует с внешним аудитом страховой компании, который выдает заключение (сертификат) о соответствии годовой финансовой отчетности требованиям закона и реальному положению дел в компании.
Главный управляющий (менеджер) — лицо, осуществляющее оперативное руководство страховой компанией. Иногда эта должность носит название «главный исполнительный директор»; входит в состав совета директоров. Часто также совмещает пост председателя правления, заместителя председателя, президента.
Неисполнительный директор — директор, не принимающий участия в повседневном руководстве деятельностью страховой компании. Включается в совет директоров для привнесения независимого опыта и мнений, оказания влияния на исполнительных директоров в качестве представителя акционеров.
Секретариат — постоянный орган при совете директоров, президенте и вице-президенте страховой компании для проверки исполнения их решений. При секретариате работает группа по связям с общественностью, цель которой информировать средства массовой информации, общественные организации о деятельности страховщика, его спонсорских мероприятиях и т. д., организовывать брифинги, пресс-конференции, презентации и другие мероприятия.
Исполнительные директора — руководители основных направлений деятельности страхового общества. Возглавляют соответствующие управления (дирекции) — личного, имущественного страхования, перестрахования, сервисного обслуживания, развития региональной сети. Входят в состав правления (совета директоров) страховой компании. Внутренняя структура управлений (дирекций) страхового общества может состоять из основных и вспомогательных отделов.
Отдел организации личного страхования проводит работу, связанную с продвижением всех видов личного страхования на рынок. Тесно взаимодействует с отделом рекламы и маркетинга.
Отдел организации имущественного страхования проводит аналогичную работу в отношении покрытия имущественных рисков и рисков гражданской ответственности.
Отделы методологии и новых видов занимаются проблемными вопросами организации личного и имущественного страхования, ведут актуарные расчеты, делают оценку рисков, тесно взаимодействуют с вычислительным центром и архивом страховщика. Систематизируют и обобщают поступающие предложения с мест об индивидуальном покрытии риска (когда нет типовых правил и условий страхования), делают заключения о возможности таких страхований.
Экспертные группы решают вопросы оценки ущерба и организации выплат страховых сумм и возмещений.
Международный отдел взаимодействует со страховыми организациями за рубежом. Осуществляет протокольные и представительские функции.
Отдел рекламы и маркетинга осуществляет пропаганду услуг страховщика через все виды средств массовой информации, изучает конъюнктуру рынка, составляет прогнозы его развития и общей деловой стратегии страховой компании. Тесно взаимодействует в этих вопросах с группой стратегического планирования.
Группа стратегического планирования составляет краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные планы развития страхового дела, которые носят индикативный характер.
Бухгалтерия ведет бухгалтерский учет хозяйственных операций страховщика. Составляет текущую и годовую финансовую отчетность. Взаимодействует со службой внешнего аудита.
Коммерческий отдел решает вопросы диверсификации временно свободных денежных средств страховщика, придания им ликвидной формы в виде банковских депозитов, долговременных инвестиций в ценные бумаги и недвижимость.
Вычислительный центр осуществляет разработку и внедрение программ автоматизированной обработки страховой информации в практику работы страховщика. Взаимодействует со всеми структурными подразделениями страховщика.
Управление региональной сети ведет работу с представительствами, генеральными страховыми агентами на местах, координирует и контролирует их деятельность.
Учебный центр осуществляет профессиональную подготовку вновь принятых на работу страховых агентов, повышение квалификации и переподготовку специалистов страховой компании.
Отдел кадров осуществляет кадровое обеспечение страховой компании.
Юридический отдел обеспечивает юридическое обеспечение деятельности страховщика, ведет претензионную работу, представляет интересы страховщика в суде и арбитраже.
Наблюдательный совет — орган управления акционерной страховой компанией. Осуществляет надзор за деятельностью правления страхового общества. Избирается на общем собрании акционеров из их числа в составе 3—5 человек. Порядок работы наблюдательного совета определяется уставом страховой компании.
Группа советников-консультантов — постоянно действующий совещательный орган при руководстве страховой компанией из числа работающих и привлеченных специалистов для решения наиболее важных вопросов в деятельности страховой компании.
- СТрахование
- Содержание
- Тема 7. Страхование ответственности………………………………………………....111
- 1.2 Экономическая категория страховой защиты общественного производства
- 1.3. Понятие страхового фонда
- 1.4. Экономическая природа страхования
- 1.5. Функции страхования
- 1.6 Основные понятия и термины в страховании Страховая терминология
- Понятия и термины, выражающие наиболее общие условия страхования
- Термины, связанные с процессом формирования страхового фонда
- Термины, связанные с расходованием средств страхового фонда
- Основные международные страховые термины
- 1. 7 Организация страховой деятельности
- 1.7.1 Страховой рынок
- 1.7.2 Страховые посредники
- 1.7.3 Страховые компании
- Тема 2. Классификация и формы проведения страхования
- 2.1. Основы классификации страхования.
- 2.2. Обязательное и добровольное страхование.
- 2.1. Основы классификации страхования
- 2.2. Обязательное и добровольное страхование
- 2.3. Риск в страховании
- 2.3.1. Понятие и классификация рисков
- 2.3.2. Способы измерения риска
- 2.3.3. Управление риском
- Тема 3. Юридические основы страховых отношений
- 3.1. Юридические основы страхования
- 3.2. Страховой надзор
- 3.3. Условия лицензирования страховой деятельности
- 1) Страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока, либо наступления иного события;
- 3.4 Принципы страхования
- 3.5. Договор страхования
- Тема 4. Основы построения страховых тарифов (Актуарные расчеты)
- 4.1. Понятие и задачи актуарных расчетов.
- 4.2. Тарифная ставка
- 4.3. Методика расчета тарифной ставки
- 4.4. Виды страховой премии (взноса)
- Тема 5. Личное страхование
- 5.2. Договор страхования жизни
- 5.3.Смешанное страхование и страхование капитала
- 5.4. Таблицы смертности
- 5.5 Страхование от несчастных случаев и болезней
- 5.6 Медицинское страхование
- 5.6.1. Обязательное медицинское страхование (омс).
- 5.6.2 Добровольное медицинское страхование (дмс).
- 5.6.3. Формы страховых платежей в медицинском страховании
- 5.7. Коллективное страхование
- 5.8. Обязательное социальное страхование.
- Тема 6. Имущественное страхование
- 6.1.Страхование имущества граждан.
- 6.2. Страхование имущества предприятия
- 6.3. Страхование от огня
- 6.4. Имущественное страхование от краж и другие виды страхования имущественных интересов
- Другие виды страхования имущественных интересов.
- 6.5. Определение страховой стоимости при страховании имущества
- 6.6. Страхование перерыва процесса производства
- 6.7. Транспортное страхование.
- 6.7.1 Страхование автотранспортных средств
- 6.7.2. Морское страхование
- 6.7.3. Страхование средств воздушного транспорта
- 6.8 Страхование имущества сельскохозяйственных предприятий
- 6.9 Страхование вкладов граждан.
- Тема 7. Страхование ответственности
- 7.2. Правовые, экономические и социальные предпосылки страхования гражданской ответственности предприятий
- 7.3. Страхование ответственности предприятий — источников повышенной опасности
- 7.4. Страхование профессиональной ответственности
- 7.5. Страхование ответственности за нанесение вреда окружающей среде
- Тема 8. Экономика страхования и финансовые основы страховой
- 8.2. Страховые резервы страховщика
- 8.3. Доходы и расходы страховой компании
- 8.4. Прибыль страховых компаний
- 8.5. Платежеспособность и финансовая устойчивость страховых компаний
- Тема 9. Страховой рынок России
- 9.1 Современное состояние российского страхового рынка.
- 9.2. Рынок страхования и экономический кризис в рф
- 9.2.1. Взаимосвязь между рынком страхования и экономическим кризисом
- 9.2.2. Проблемы страхования в экономический кризис
- 9.3.3 Основные тенденции и перспективы развития института страхования в России
- Тема 10. Мировое страховое хозяйство
- 10.2. Основные направления страховых инвестиций
- 10.3. Вто и страховой бизнес
- 10.4 Краткая характеристика страховых рынков ведущих стран
- Тема 11. Пререстрахование
- 11.2. Методы перестрахования
- 11.3. Перестраховочный договор
- 11.4. Стоимость перестраховочной защиты страхового портфеля
- Тема 12 Маркетинг страховой деятельности
- 12.1. Тенденции развития страхового маркетинга.
- 12.2. Сегментация страхового рынка
- 12.3. Маркетинг продаж страховых полисов