9.2 Аудит правильности открытия счетов в банке
Аудит правильности открытия счетов предполагает оценку деятельности банка по следующим основным направлениям:
- наличие внутрибанковских положений по порядку открытия счетов, их соответствие -нормативным требованиям;
- соответствие требованиям законодательства представленных в анализируемом периоде различными клиентами документов по открытию счетов;
- отражение в учете открытия, закрытия и переоформления счетов клиентов;
- оформление, подтверждение и хранение карточек с образцами подписей и оттиска печати клиента;
- соответствие требованиям законодательства договоров на ведение счета;
- состав, оформление, подтверждение и хранение юридических дел клиентов.
Основными материалами для аудита правильности открытия счетов клиентам являются: юридические дела по открытию счетов; книга регистрации открытых лицевых счетов; проверочные ведомости; лицевые счета аналитического учета в разрезе балансовых счетов по учету привлеченных средств.
К проверяемым объектам относятся: учетная политика банка, типовые формы договоров на ведение различных счетов и фактически заключенные договоры с разными контрагентами. Кроме перечисленных документов в процессе аудита может понадобиться и дополнительная информация (деловая переписка, запросы, протоколы заседаний Совета банка и пр.).
Наиболее приемлемой для последовательного проведения аудита по оценке правильности открываемых в банке счетов клиентам и другим банкам является их классификация в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета в банках Республики Беларусь. Счета делятся на группы в соответствии с классом учета их владельцев — контрагентов банка и характером привлечения средств.
1-й класс — денежные средства, драгоценные металлы и межбанковские операции:
- средства Национального банка Республики Беларусь (корреспондентский счет, иные счета, срочные депозиты, кредиты полученные);
- средства других банков (корреспондентские счета, иные счета, срочные депозиты, кредиты полученные).
3-й класс — счета по операциям клиентов:
- счета небанковских финансовых организаций (текущие, иные счета, депозиты, счета по учету средств в расчетах, подлежащих перечислению клиентам);
- счета коммерческих организаций (текущие, иные счета, депозиты, счета по учету средств в расчетах, подлежащих перечислению клиентам);
- счета индивидуальных предпринимателей (текущие, иные счета, депозиты, счета по учету средств в расчетах, подлежащих перечислению клиентам);
- счета физических лиц (текущие, иные счета, депозиты, счета по учету средств в расчетах, подлежащих перечислению клиентам);
- счета некоммерческих организаций (текущие, иные счета, счета по учету средств в расчетах, подлежащих перечислению клиентам, депозиты);
- счета клиентов-нерезидентов (типа «Т», «И», «С» — в белорусских рублях, текущие — в иностранной валюте);
- средства бюджетов различного уровня (счета органов государственного управления и их подведомственных юридических лиц; счета по учету различных фондов; срочные вклады).
К текущим счетам относятся счета, открываемые клиентам-резидентам (текущие и контокоррентные счета) и клиентам-нерезидентам (текущие счета и счета типа «И», «Т», «С»).
Текущие, или расчетные, счета отражают операции по текущей деятельности, т.е. поступление всех денежных средств и осуществление расчетных операций, вытекающих из уставной деятельности предприятия. Эти счета работают по договору банковского счета в режиме до востребования, который соответствует текущему характеру поступлений и использования средств. Владельцами счета могут являться физические и юридические лица. На базе текущего счета клиенту в соответствии с договором может открываться счет-контокоррент, совмещающий операции по их расчетному и кредитному обслуживанию и имеющий активное сальдо.
Временный счет открывается строящемуся предприятию на срок до ввода предприятия в эксплуатацию, а также учредителям создаваемых коммерческих и некоммерческих организаций для формирования ими уставных фондов или увеличения уставных фондов уже созданных организаций до размеров, установленных законодательством Республики Беларусь.
Корреспондентский счет открывается одним банком другому для зачисления, хранения, а также перечисления или выдачи его денежных средств в соответствии с распоряжениями владельца. Он работает в режиме до востребования и может открываться как в обязательном порядке (активный счет в Национальном банке Республики Беларусь), так и по усмотрению банков в соответствии с межбанковскими корреспондентскими соглашениями.
К иным счетам относятся: карт-счета клиентов; средства по операциям с электронными деньгами; счета по доверительному управлению имуществом; благотворительные счета; счета организаций Министерства связи и информации Республики Беларусь по переводным операциям; средства, полученные в качестве обеспечения исполнения обязательств; аккредитивы; средства для расчетов чеками; займы и иные привлеченные средства от клиентов.
Счета клиентов по доверительному управлению денежными средствами также работают в режиме до востребования и отражают поступление и возможное накопление средств для совершения специфических операций по распоряжению клиента. Открываются юридическим и физическим лицам.
Благотворительный счет открывается юридическим и физическим лицам для сбора, хранения и использования денежных средств, поступающих в виде безвозмездной помощи или пожертвований с целью проведения благотворительных акций.
К вкладным (депозитным) счетам относятся счета по учету вкладов до востребования, срочных и условных вкладов. Они имеют целью хранение и получение дохода на срок или до востребования. Вкладчики вправе распоряжаться вкладами, получать по ним доход, совершать безналичные расчеты и пользоваться иными видами банковских услуг в соответствии с законодательством и договором банковского вклада. Депозитные счета могут открываться контрагентам банка различных типов, включая всех его клиентов, другим банкам на территории страны и за рубежом, Национальному банку Республики Беларусь.
Все перечисленные счета могут открываться как в национальной валюте Республики Беларусь, так и в иностранной валюте.
Существует стандартный перечень документов, необходимых для открытия счета клиента, в который входят:
- заявление об открытии счета по установленной форме;
- копия документа о регистрации (перерегистрации) предприятия или предпринимателя, удостоверенная нотариально или регистрирующим органом;
- копия учредительного документа, установленного законодательством Республики Беларусь для данного клиента, удостоверенная нотариально или регистрирующим органом. Представляются два экземпляра: 1) со штампом регистрирующего органа (после отметки о регистрации счета он возвращается клиенту); 2) удостоверенный нотариально или регистрирующим органом;
- дубликат извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика;
- справка органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь о регистрации в качестве плательщика обязательных страховых взносов и иных платежей в органах Фонда;
- карточка с образцами подписей и оттиска печати предпринимателя, должностных лиц предприятия, имеющих право распоряжаться счетом, подлинность которых удостоверена нотариально либо вышестоящим органом и оттиском его печати.
Аудитор должен проверять открытые в течение года и отраженные в отчетности счета по содержанию имеющихся по ним юридических дел. Проверяются также: содержание записей в книге регистрации открытых лицевых счетов; соответствие номера лицевого счета заявлению клиента и представленным документам; условия хранения книги и документов по оформлению счетов, в том числе с точки зрения возможности несанкционированного доступа.
В процессе аудита контролируются правильность заполнения и условия хранения карточки установленной формы с образцами подписей и оттисков печатей должностных лиц предприятия или предпринимателей, имеющих право распоряжаться счетом. Она должна быть удостоверена нотариально либо вышестоящим органом и заверена оттиском его печати. Данная карточка и заявление на открытие счета оформляются с учетом особенностей, изложенных в нормативных актах Национального банка Республики Беларусь. Возможно представление дополнительных экземпляров, например для контролера. Действующие карточки с образцами подписей должны храниться у ответственного исполнителя и контролера.
Случаи закрытия, передачи или переоформления счетов подлежат детальному изучению. Основания для закрытия счета могут быть разными, например: отсутствие записей на счете в течение трех месяцев; непредставление в течение месяца копии новых учредительных документов, установленных законодательством для владельца счета, или новой карточки с образцами подписей и оттиска печати при изменении лиц, имеющих право распоряжаться счетом; переход владельца счета на обслуживание в другой банк.
В ходе аудита правильности открытия счетов клиентам наиболее часто выявляются следующие нарушения и ошибки:
- содержание и форма документов в юридическом деле по открытию счетов не отвечают всем нормативным требованиям;
- несоблюдение порядка ведения и хранения юридических дел и книги регистрации открытых лицевых счетов;
- несоблюдение правила присвоения номера счета согласно заявлению и типу контрагента;
- несвоевременное или неправильное перечисление средств при закрытии или переводе счетов;
несвоевременное согласование или сообщение соответствующей инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь при закрытии или переводе счета.
- Глава 11. Аудит операций с ценными бумагами
- Глава 1 возникновение и развитие аудита
- 1.1 Предпосылки возникновения аудита
- 1.2 Развитие контроля и аудита
- Глава 2 сущность и необходимость аудита
- 2.1 Понятие аудита
- 2.2 Необходимость аудита
- 2.3 Классификация аудита и ее формы
- Глава 3 организация и порядок проведения аудиторской проверки
- 3.1 Деятельность аудиторских служб
- 3.2 Стандарты аудита
- 2. Стандарты практической работы
- 3. Стандарты составления заключения (отчета).
- 3.3 Последовательность проведения аудиторской проверки
- Глава 4 система внутреннего контроля
- 4.1 Сущность и значение системы внутреннего контроля
- 4.2 Организация системы внутреннего контроля в банках
- 4.3 Методы разработки и проверки свк
- Глава 5 риски в аудиторской практике
- 5.1 Понятие и классификация
- 5.2 Понятие существенности
- 5.3 Определение объема выборки
- 5.4 Риск проведения аудита компьютеризированной среде
- Глава 6 внутрибанковский аудит
- 6.1 Сущность, необходимость и организация внутрибанковского аудита
- 6.2 Направления деятельности внутрибанковского аудита
- 6.3 Методы проведения внутрибанковского аудита
- Глава 7 анализ баланса банка для аудиторской проверки
- 7.1 Значение, задачи, виды и методы анализа банковского баланса
- 7.2 Анализ состава и структуры пассивных активных операций банка
- Глава 8 аудит собственного капитала
- 8.1 Проверка формирования уставного фонда банка
- 8.2 Аудит фондов банка нераспределенной прибыли
- 8.3 Аудит соблюдения нормативов достаточности нормативного капитала
- Глава 9 аудит привлеченных средств банка
- 9.1 Цель, объекты и методы аудита привлеченных средств
- 9.2 Аудит правильности открытия счетов в банке
- 9.3 Аудит депозитных операций
- Глава 10 аудит кредитного портфеля и кредитных операций банка
- 10.1 Основные цели, объекты и методы аудита кредитных операций
- 10.2 Общая оценка состояния кредитного портфеля банка
- 10.3 Аудит процедур по оформлению и выдаче кредита
- 10.4 Аудит исполнения обязательств по возврату кредита и уплате процентов
- 10.5. Аудит достаточности и ликвидности способов исполнения обязательств по возврату кредита
- 10.6 Оценка рисков кредитных операций и формирования резервов
- Глава 11. Аудит операций с ценными бумагами
- 11.1 Операции банка с ценными бумагами, регламентируемые банковской деятельностью
- 11.1.1 Аудит выпуска эмиссионных ценных бумаг банка и операций по их размещению
- 11.1.2 Операции выпуска неэмиссионных ценных бумаг банка
- 11.2 Операции банка с ценными бумагами, производимые в рамках лицензии на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам
- 11.2.1 Брокерская деятельность банка с ценными бумагами
- 11.2.. Дилерская деятельность банка с ценными бумагами
- 11.2.3 Депозитарная деятельность банка
- Глава 12 аудит валютных операций банка
- 12.1 Содержание и виды валютных операций
- 12.2 Валютная позиция банка и ее аудит
- 12.3 Аудит валютно-обменных операций с безналичной иностранной валютой
- 12.4 Аудит валютно-обменных операций с наличной иностранной валютой
- Глава 13 аудит межбанковских расчетно-кредитных отношений
- 13.1 Межбанковские корреспондентские отношения
- 13.2 Аудит состояния корреспондентского счета в центральном банке
- 13.3 Аудит корреспондентских отношений с банками-корреспондентами
- 13.4 Аудит привлечения и размещения межбанковских кредитов и депозитов
- Глава 14 аудит кассовых операций
- 14.1 Планирование проверки кассовых операций
- 14.2 Аудит организации кассовой работы
- 14.3 Аудит приходных кассовых операций
- 14.4 Аудит расходных кассовых операций
- 14.5 Аудит операций с драгоценными металлами
- 14.6 Организация работы касс банка
- 14.7 Порядок проведения ревизии ценностей
- 14.8 Оценка риска кассовых операций
- Глава 15 аудит внутрибанковских операций
- Глава 16 аудит доходов, расходов и прибыли банка
- 16.1 Классификация доходов и расходов банка
- 16.2 Аудит доходов
- 16.3 Аудит расходов
- 16.4 Аудит прибыли
- Глава 17 оформление результатов аудиторской проверки
- 17.1 Сущность и виды аудиторского заключения
- 17.2 Отчетность, подтверждаемая аудиторами в банках